KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

О роли Японии в Центральной Азии

О роли Японии в Центральной Азии

23.12.2023

На полях Генеральной Ассамблеи ООН была достигнута договоренность о проведении в 2024 году саммита «Центральная Азия – Япония».

Мировые державы проявляют интерес к республикам Центральной Азии по разным причинам, в числе которых географическое расположение, огромные запасы углеводородов и минеральных ископаемых, а также преследование различных собственных национальных интересов.

Традиционно в Центрально-азиатском регионе (ЦАР) сохраняется российское влияние, уходящее корнями в совместное прошлое, а также китайское, основанное на общности 3300 километровой границы и программе развития, основанной на кредитах. Разведка и эксплуатация Китаем углеводородных и газовых месторождений в Казахстане являются главным стимулом для установления тесных, дружественных отношений с этой страной.

В ЦАР на разных уровнях присутствуют США, Турция, Франция, Саудовская Аравия и многие другие страны.

Япония была первой страной, которая учредила формат сотрудничества «Центральная Азия – Япония» – «5+1» на уровне министров иностранных дел в 2004 году, за которой последовали Южная Корея (2007), Европейский союз (2008), а затем и другие страны. При этом Токио определил свое взаимодействие со странами региона концепцией «гуманитарной безопасности», которая направлена на оказание помощи как инфраструктурным проектам, в частности Япония и Азиатский банк развития продвигали проекты создания транспортных коридоров, которые диверсифицировали бы коммуникации Центральной Азии.

Эксперты Центра исследований кризисных ситуаций и политики (Анкара) объясняют интерес Токио к Центрально-Азиатскому региону желанием уравновесить растущее влияние Китая или независимой политикой японских властей, направленной на поиск новых возможностей для национальной экономики.

Япония имеет все шансы стать новым претендентом на стратегическую роль в ЦАР. Хотя ее отношения с регионом имеют давнюю историю, заметен новый импульс интереса Токио к расширению многосторонних отношений с Центрально-азиатским регионом.

Япония долгое время не уделяла особое внешнеполитическое внимание ЦАР. Давние исторические и культурные связи практически не оказывали никакого влияния на взаимоотношения, а в 20-м веке республики бывшего Советского Союза не имели стратегического значения и воспринимались в большей степени как «отсталая» часть Советского Союза. Серьезные геополитические изменения, произошедшие после распада СССР, дали возможность Японии понять, что Центральная Азия представляет исключительную важность для торговли и импорта сырьевых ресурсов в Японию. Изменившееся геополитическое положение в странах СНГ, после распада Советского Союза, предоставило новые возможности для налаживания новых политических и экономических связей между странами. Увеличение числа участников международных отношений привело к возможности усилить и свое влияние в данном регионе. Окончание холодной войны позволило Японии выработать новую стратегию внешней политики, которая балансировала со стратегически важным соглашением с США. Экономическая мощь и стабильность Японии была базисом для продвижения и отстаивания новых стратегических и политических интересов страны. Первоначально Япония не видела особых возможностей для развития своего влияние. Первые дипломатические миссии в постсоветских странах появились только в 1993 году. На современном этапе внешняя политика Японии основывается на 2-х стратегически важных векторах:

  • Азия как стратегически важный регион, в котором необходимо укреплять не только экономические, но и политические связи;
  • сложившаяся глобальная обстановка в мире требует от Японии, как государства имеющего экономическое влияние, включенности в глобальные процессы, которые оказывают сильнейшее влияние на отношения между государствами.

Центральная Азия, как регион, который долгое время находился под влиянием Советского Союза и был относительно закрыт для взаимодействия с другими странами, представляет собой геоэкономический потенциал для Японской дипломатии. Внешняя политика Японии, основанная на факторе неприменения военной силы, особое внимание уделяет экономической составляющей, которая оказывает поддержку политическим инициативам страны. Что немаловажно в современных реалиях, когда все государства Центральной Азии оказались в центре внимания в результате российской СВО в Украине. Это усиливает их опасения зависимости от Москвы в вопросах безопасности.

Премьер-министр Фумио Кисида планирует посетить Центральную Азию в 2024 году для проведения первого саммита с участием лидеров стран C-5, а именно Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана.

Обозреватель Nikkei Asia, Рё Немото, описывая визит президент Кыргызстана Садыра Жапарова в Токио, состоявшийся 2-го ноября 2023 г. цитирует премьер-министра Японии на совместной пресс-конференции: «Мы будем укреплять наше сотрудничество в целях устойчивого развития, в том числе в области развития человеческих ресурсов, поддержки инфраструктуры, развития безуглеродной энергетики».

Жапаров назвал Японию дружественной страной и близким партнером, который разделяет схожие с Кыргызстаном взгляды на развитие демократии, политической торговли и экономического сотрудничества.

Также лидеры двух стран широко подчеркнули области, в которые они могли бы внести свой вклад. Япония похвалила Кыргызстан как первую страну Центральной Азии, которая проводила политику демократизации своей системы и внедрения рыночной экономики после провозглашения независимости в 1991 году.

Еще одним фактором присутствия Японии в Центральной Азии является предложение о диалоге на высшем уровне между странами C-5 и Россией, Китаем, США, Германией, ЕС и Советом сотрудничества стран Персидского залива. Япония справедливо ищет свое место в политической химии Центральной Азии, в глобальной политической химии.

Формат «Центральная Азия + Япония» или «5+1» стал основной площадкой для согласования перспективных направлений развития отношений, которые строятся на пяти столпах. К ним относятся: политический диалог, региональное сотрудничество, продвижение бизнеса, интеллектуальный диалог и культурные обмены.

Однако одним из важнейших преимуществ Японии в регионе является ее экономическая дипломатия и положительный имидж. У Токио есть возможность добиться большего успеха в регионе, поскольку у нее нет типичных для сверхдержав проблем, например, связанных с границами, кроме того Токио менее склонен навязывать свою политику.

Следует отметить, что в последние годы Япония приняла более прагматичный и сбалансированный подход к оценке возможностей и ограничений в Центральной Азии, сосредоточившись на экономических и гуманитарных связях. Так, 2 декабря 2022 года в Токио прошел Центральноазиатский инвестиционный форум, организованный Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В форуме приняли участие представители правительств стран Центральной Азии, Монголии и Японии, международные эксперты, отраслевые специалисты и представители ЕБРР, а также японские деловые круги. Обсуждались такие вопросы, как «зеленая» энергетика, развитие инфраструктуры и обеспечение целостности транспортных и логистических коридоров.

Предполагается, что повестка дня визита Премьер-министра Фумио Кисида в 2024 году, скорее всего, будет включать в себя создание Каспийского морского транспортного маршрута в обход России и меры по поддержке внедрения возобновляемых источников энергии для содействия развитию безуглеродной энергетики. Токио также планирует расширить возможности для граждан региона работать в Японии по визе «специализированного квалифицированного рабочего».

Таким образом, Япония, уже являясь одним из ведущих инвесторов на рынке Центральной Азии, будет наращивать свое присутствие в регионе. Что отвечает интересам стран ЦАР, которые рассматривают Японию как альтернативный источник финансовой и технологической поддержки, свободный от геополитических связей.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока