23.06.2019
В четверг Иранские ПВО сбили беспилотный разведывательный летательный аппарат США RQ-4A Global Hawk («Глобальный ястреб»), стоимостью 220 миллионов долларов.
Представители Корпуса стражей Исламской революции заявили, что беспилотник производства компании «Нортрoп Грумман» (Northrop Grumman) — элемент многомиллиардной программы, запущенной в 2001 году, — вошел в воздушное пространство Ирана и упал в иранских водах. Центральное командование США подтвердило время и общее место атаки, но настаивает на том, что воздушный аппарат находился в международном воздушном пространстве.
Ранее США обвинили Иран в нападении на два танкера в Оманском заливе. США также заявили, что Иран попытался сбить беспилотник — MQ-9 Reaper («Жнец»), — но потерпел неудачу. Пентагон также обвинил Иран в нападении на беспилотник Reaper в Йемене две недели назад, которое привело к его крушению.
«Здесь много нюансов, и мы, вероятно, знаем не все из них, — объясняет Томас Карако, директор проекта по противоракетной обороне Центра стратегических и международных исследований. — Этот разведывательный беспилотник гораздо крупнее и дороже, у него больше высота и гораздо шире возможности. Если аппарат сбит в международном воздушном пространстве над международными водами, это повлечет за собой симметричный ответ».
Беспилотники Global Hawk — крупная воздушная платформа для глубокого наблюдения. Размах крыльев машины 40 метров, взлетная масса 16 тонн. Благодаря дальности свыше 22 тысяч километров и потолку свыше 18 тысяч метров беспилотник может оставаться в воздухе 34 часа без дозаправки. Оружия Global Hawk не несет: его ценность заключается в сочетании дальности, широты обзора и мощных датчиков для наблюдения за сухопутными войсками и флотом. По данным Управления по подотчетности правительства, полная стоимость одного такого беспилотника со всем оснащением может превышать 220 миллионов долларов.
В стандартную комплектацию Global Hawk входят инфракрасные, тепловизионные, радиолокационные и электрооптические датчики. Размеры и высокая грузоподъемность позволяют беспилотникам использовать огромные телеобъективы для детального осмотра целей. Но, как отмечает Ульрике Франке, научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям и специалист по беспилотным аппаратам, американские военные специально настраивают аппараты под разные миссии, поэтому определить оборудование каждого конкретного беспилотника затруднительно. «На борту могут быть даже сверхсекретные шпионские технологии, о которых мы даже не слышали», — говорит Франке.
Данный Global Hawk, вероятнее всего, был типичной рабочей лошадкой для наблюдения, считает Франке, а сбили его по геополитическим причинам, а не с конкретной целью технической разведки. Остается неясным, можно ли восстановить хотя бы части дрона или же он был уничтожен целиком. Вспоминается случай, как Иран в декабре 2011 года захватил американский беспилотник RQ-170 Sentinel («Страж»), после чего заявил, что копировал его технологию с помощью реверсивного проектирования. Считается, что беспилотники Sentinel используют технологию малой заметности. В прошлом году израильские военные заявили, что перехватили иранский беспилотник, который, по-видимому, и был копией Sentinel.
Для установления подлинности места поражения беспилотника необходимо, что бы США предоставили подробные данные о траектории полета. «Согласятся ли они на публикацию этих сведений или нет, это решение политическое, — отмечает Карако. — Пока же Центральное командование настаивает, что аппарат находился в международном воздушном пространстве».
На какой высоте летел беспилотник в момент атаки, до сих пор неясно, но, находись он в верхнем воздушном пространстве, сбить его было бы сложнее. Тем не менее Франке подчеркивает, что технические возможности для этого у Ирана имеются.
«Выигрышный момент беспилотников Global Hawk в том, что они летают высоко и их трудно сбить. Не то чтобы это совсем невозможно, но для этого нужна политическая решимость», — отмечает Франке.
В ответ президент Дональд Трамп по горячим следам твитнул: «Иран допустил очень большую ошибку!» Впрочем, позднее он несколько смягчился, заявив: «Мне трудно поверить, что это было сделано намеренно». Аналитики отмечают, что сбить беспилотник Ирану вполне по силам, однако для этого потребовалась бы более сложная ракетная система класса «земля-воздух» с мощным радиолокационным управлением.
Согласно сообщениям иранских СМИ, в заявлении отдела по связям с общественностью Корпуса стражей исламской революции говорится: «RQ-4 Global Hawk — американский стратегический разведывательный БПЛА, поднялся с базы американских войск на юге Персидского залива около 00:14 часов утра в четверг, вопреки правилам авиации выключил оборудование, препятствуя опознаванию и в конечном итоге секретно продолжил свой путь от Ормузского пролива в сторону порта Чабахар, на юго-востоке Ирана.
В сообщении также говорится, что беспилотный американский самолет, когда возвращался на запад региона в пределах Ормузского пролива, нарушив территориальное пространство Исламской Республики Иран, собирал информацию и шпионил, и в 4 часа 5 минут утра на рассвете, когда шпионский дрон вошел в воздушное пространство Ирана был обнаружен и уничтожен ПВО ВКС КСИР.
Пресс-служба КСИР в опубликованном заявлении отмечает, что в четверг рано утром американский БПЛА был уничтожен ПВО ВКС Корпуса после вхождения в воздушное пространство Ирана в районе Кух-Мубарак, в провинции Хормозган.
Главнокомандующий КСИР дивизионный генерал Хусейн Салями, выступая на национальном конгрессе «5400 мучеников провинции Курдистан», со ссылкой на этот факт отметил, что ПВО Корпуса сбила американский разведывательный самолет, нарушивший воздушные границы Ирана, и это четко обозначило принципиальную позицию иранского народа.
Министр иностранных дел Исламской Республики Иран объявил, что некоторые обломки сбитого американского разведывательного беспилотника были выловлены из территориальных вод Исламской Республики Иран.
Мухаммад Джавад Зариф на своей странице в Твиттере написал, что Ирану удалось выявить и достать некоторые обломки сбитого американского шпионского БПЛА из своих территориальных вод.
Зариф добавил, что в четверг утром в 00:14 беспилотник вылетел из ОАЭ, нарушив воздушное пространство Ирана. Также он опубликовал снимки передвижения американского беспилотника.
Министр иностранных дел подчеркнул: «Мы не ищем войны, но мы сможем защитить нашу землю, наши воды и наше воздушное пространство».
«Мы зафиксирует это новое вторжение в Организации Объединенных Наций и покажем, что Соединенные Штаты лгут о международных водах», — сказал он.
Замначальника базы ПВО армии Ирана «Хатам аль-Анбия» заявил: «Вторгшийся в воздушное пространство Ирана американский беспилотник был сбит после того, как отказался изменить курс, даже после неоднократных предупреждений о нарушении им норм международного права».
Бригадный генерал Кадер Рахим-заде добавил: «Американскому беспилотнику Global Hawk был направлено несколько предупреждений о том, что он вторгся в воздушное пространство над территориальными водами ИРИ, и все эти предупреждения были зафиксированы».
Командующий военно-космическими силами КСИР Ирана сказал, что Иран не стал сбивать американский самолет, на борту которого находилось 35 военнослужащих и который сопровождал американский беспилотник.
После того как на обозрение журналистам были представлены останки американского шпионского беспилотника сбитого в небе над территориальными водами ИРИ, командующий военно-космическими силами КСИР Ирана бригадный генерал Амир-Али Хаджизаде рассказал, что когда американский шпионский самолет Global Hawk был обнаружен в воздушном пространстве Ирана, на радарах был замечен еще один американский разведывательный самолет Пи-8 сопровождавший его, на борту которого было около 35 человек.
«Мы могли сбить и его, но не стали делать этого, — пояснил бригадный генерал Хаджизаде. — Мы сбили только шпионский беспилотник США».
Назвав национальную безопасность и защиту территориальной целостности красной чертой ИРИ, бригадный генерал Хаджизаде задал вопрос: «Как повели бы себя американцы, если бы в небе у прибрежных границ США пролетал иранский самолет?»
В последние десять лет в Иране тратятся значительные средства на совершенствование ПВО страны. Модернизируются системы управления, создаются и закупаются за границей новые радиолокаторы и зенитно-ракетные системы. Большое внимание уделяется комплексам малой дальности и зенитной артиллерии, которые должны непосредственно противостоять средствам воздушного нападения, действующим на малых высотах. При этом около трети личного состава ПВО ИРИ несёт постоянное боевое дежурство. Стратегически важные объекты защищают не только зенитно-ракетные системы средней и большой дальности, но и армейские мобильные ЗРК.
Однако для страны с площадью 1 648 000 км², покрыть всю территорию системами ПВО практические невозможно. Все имеющиеся истребители можно считать устаревшими, при этом доля исправной авиатехники в IRIAF невелика. Без развития системы ПВО в комплексе и наличия современных перехватчиков даже совершенные противовоздушные системы малоэффективны. В данный момент силы противовоздушной обороны Ирана вполне способны нанести серьёзные потери средствам воздушного нападения агрессоров, но в случае достаточно продолжительных по времени «дистанционных» атак с помощью многочисленных крылатых ракет, они будут быстро истощены и уничтожены.
В то же время сухопутная операция против Исламской Республики в перспективе будет неэффективной и весьма сомнительной.
Скорее всего США продолжат дипломатическое давление на Иран и в ближайшие месяцы совместно с израильскими ВВС все же нанесут точечные удары по системам ПВО и другим военным объектам страны.
23.06.2019 в 12:36 -