KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ И ПЕРСОНАЛА ОТ АКТОВ ТЕРРОРИЗМА

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ И ПЕРСОНАЛА ОТ АКТОВ ТЕРРОРИЗМА

14.08.2017

Сложившаяся на сегодня в мире геополитическая ситуация требует от служб безопасности организаций и компаний, независимо от форм собственности, повышенной готовности к защите от актов терроризма персонала, активов и бизнес-операций.

На тему терроризма в мире написано множество книг, статей и диссертаций, не утихают дискуссии о причинах его возникновения, однако автор в этой статье намеренно обходит эти политические моменты и попытается сосредоточиться только на практических аспектах борьбы с этой глобальной угрозой для всех стран без исключения.

Следует отметить, что террористические организации постоянно совершенствуют методы и средства реализации своих акций. Наряду с обычными взрывчатыми веществами они могут использовать химические, биологические, радиологические и ядерные виды оружия. Хотя первые три вида считаются «оружием бедных», которые не могут достать компоненты ядерного оружия, тем не менее, их нельзя игнорировать. Наиболее известные примеры: распыление отравляющего газа зарин в Токийском метро в 1995 г. и рассылка штаммов сибирской язвы в США в 2001 г.

В 2016-2017 гг. в мире произошел ряд террористических атак, в ходе которых нападающие использовали грузовые или легковые автомобили в местах массового скопления людей в нескольких крупных европейских городах — в Лондоне, Берлине, Ницце, Стокгольме. Все эти нападения были квалифицированы как теракты.

Новинкой последних лет можно считать жидкие бомбы из компонентов бытовой химии, которые обнаружить достаточно трудно и зачастую практически невозможно.

В последнее время растет также угроза кибертерроризма или, как его часто еще называют, электронного терроризма, который представляет наивысшую опасность для критически важных инфраструктур (банки, транспорт, связь, водоснабжение, электроэнергетика, НПЗ, нефтегазопроводы и т.д.).

Анализ мировых тенденций развития электронного терроризма с большой долей вероятности позволяет прогнозировать, что его угроза с каждым годом будет возрастать. Наиболее свежий пример — атака вируса Wannacry.. Масштабная кибератака по всему миру, совершенная 12 мая 2017 года, затронула более 200 тысяч пользователей в 150 странах, в том числе и Казахстане.

В Глобальном индексе кибербезопасности (Global Cybersecurity Index), составленном Международным союзом электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), опубликованном в июле 2017 г.,  в десятку наиболее развитых с точки зрения кибербезопасности стран попали Малайзия, Оман, Эстония, Маврикий, Австралия, Грузия, Франция и Канада. Россия заняла одиннадцатое место, Казахстан – 83, Узбекистан -93, Беларусь – 39, Украина -59, Азербайджан — 48.

Следует помнить, что антитерроризм предполагает пассивные меры, нацеленные на уменьшение шансов осуществления преступных замыслов террористов, тогда как контртерроризм подразумевает активные действия, направленные на ликвидацию самих террористических организаций, их членов, орудия преступления и каналов финансирования. Иными словами, если антитерроризм это щит, то контртерроризм является мечом, которым занимается спецслужбы государств.

В целом, борьба с терроризмом является прерогативой государственных органов, однако они в своей работе опираются на помощь населения, в частности, служб безопасности организаций и компаний, на которых возлагается львиная доля ответственности по этой проблеме.

Как и любое мероприятие, антитеррористическая защита начинается от планирования. Общепринятая мировая практика предусматривает следующие  его пять этапов:

  1. Оценка уязвимости – она должна быть составлена на базе реальных данных, которые лягут в основу дальнейшего процесса
  2. Меры безопасности — комбинация процедурных мер и физических барьеров, нацеленных на уменьшение уязвимости организации и объектов от террористических угроз, выявленных в первом пункте. Иными словами, это процедуры доступа, физическая защита периметра и важных секторов объекта,  сигнализация, видеонаблюдение,  различные датчики,  физическая охрана и т.д.
  3. План наблюдения – весь персонал, сотрудники СБ в первую очередь, должны быть обучены определять признаки террористических угроз и проинструктированы о необходимости сообщать об этом в СБ. Большинство террористических актов совершаются после длительного наблюдения за объектом, его режимом работы, системой мер безопасности и т.д. Сотрудники СБ должны немедленно передавать эти сигналы государственным органам.
  4. Неожиданные меры – целесообразно менять рутинные меры безопасности, чтобы сбить с толку террористов и принуждать их нарушать свои планы. Часто эти меры заставляют их отказаться от своих намерений в отношении данного объекта и переключиться на более предсказуемую цель.
  5. Планирование отражения атаки – этот план содержит меры, которые необходимо принимать в случае обнаружения наблюдения за объектом и после совершенной террористической атаки.

Указанный выше подход гибкий и может быть адаптирован на потребности любых организаций в зависимости от степени угроз, стран, региона локации и т.д. На практике большинство служб безопасности ограничиваются составлением оценки угроз, устранением выявленных уязвимых мест в защите и планом отражения атак. Мало кто использует на практике «неожиданные меры» изменения систем безопасности и/или планирования наблюдения, меры отпугивания, что является сердцевиной планирования антитеррористической защиты.

Для определения уровня угроз необходимо ответить на следующие шесть вопросов:

  1. Наличие террористических групп или отдельных лиц в регионе – местные или приезжие
  2. Возможность – какие виды оружия и средства совершения теракта использовали в прошлом, какие новые возможности у них появились.
  3. История – какие террористические акты они совершали в прошлом, их тактика, кто их поддерживает и оказывает помощь, каналы финансирования
  4. Намерения — публичные заявления в прошлом, озвученные угрозы и тайные цели
  5. Объекты нападения – последние активности, какие группы населения могут стать потенциальными жертвами, по какому принципу они выбирают объекты
  6. Обстановка по безопасности – это комплексный фактор: политическая и экономическая ситуация, в которой действуют террористы, возможности правоохранительных органов и органов безопасности по противодействию.

Меры безопасности

Основные антитеррористические меры:

  • Контроль доступа к объекту, предотвращающий физического проникновения потенциальных исполнителей терактов;
  • Меры отпугивания потенциальных преступников от действий;
  • Обнаружение признаков подготовки к теракту;
  • Оценка любой подозрительной деятельности вокруг и внутри объекта;
  • Ответные действия любой активной угрозе;
  • Сбор доказательств для расследований и тренинги личного состава служб безопасности;
  • Минимизация любых неудобств для бизнес-операции;
  • Создание атмосферы на объекте, где сотрудники могут чувствовать себя в безопасности;
  • Меры для смягчения возможных негативных последствий теракта.

Объявление уровня тревоги является ответственным решением и требует от компаний и организаций соответствующих финансовых затрат, изменения политики и процедур безопасности по требованию правительственных органов. Как правило, решение об установлении уровня тревоги является объектом критики и дискуссии в СМИ со стороны населения, которое не владеет достаточной информацией о существующих рисках.

В оповещении о происшествиях следует соблюдать следующую очередность:

  • Сотрудники компании по ликвидации (члены команды по управлению инцидентами/кризисом);
  • Руководство и персонал;
  • Правоохранительные органы;
  • Правительство и органы-регуляторы;
  • Страховые компании;
  • службы безопасности других организаций в регионе

В заключение следует отметить, что планирование антитеррористических мер по защите объектов, персонала и инфраструктуры требует ответственного подхода и учета всех реальных факторов с целью перехвата инициативы у террористов, тем самим снижая шансы реализации их преступных замыслов. Путем внедрения соответствующих мер, служба безопасности постоянно направляет им сигналы на их языке о своей готовности противостоять актам терроризма.

автор М.Махметов

Тайжан
18.08.2017 в 12:17 - Ответить

Автор статьи написал статью лаконично при этом не упустив основные аспекты анализируемой темы. Респект автору!

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока