24.02.2018
С приходом Д. Трампа в Белый дом Вашингтон объявил о новой Стратегии по урегулированию сирийского кризиса и внешнеполитическому курсу на Ближнем Востоке. Основные положения данной Стратегии: во-первых, эскалация отношений с Ираном, во-вторых, присваивание победы над Исламским Государством, в-третьих, поддержка вооруженной сирийской оппозиции и курдских ополчений, и, в-четвертых, раздел в свою пользу геополитического влияния в регионе. Интересен тот факт, что новая Стратегия США не ставит во главу проблему ухода Башара Асада с поста президента, что в свою очередь идет вразрез с официальными заявлениями Вашингтона.
В своем выступлении в Стэндфордском университете Госсекретарь США Рекс Тиллерсон объявил о создании новой Стратегии по урегулированию сирийского кризиса. Данная Стратегия отражает видение США сирийского кризиса со своими нюансами и целями без уточнения четких сроков. Согласно официальным данным, основными целями Стратегии являются:
1) Окончательное уничтожение остатков ИГ;
2) Противостояние нарастающему влиянию Ирана в регионе;
3) Противостояние силам режима Асада и их союзникам на всей территории Сирии;
4) Поддержка нового этапа развития Сирии без Башара Асада;
5) Возвращение беженцев на родину и возобновление строительства разрушенной инфраструктуры Сирии только на территориях, неподконтрольных силам режима;
Для осуществления данных целей США будут использовать два подхода:
1) Дипломатический подход, который включает в себя поддержку Женевских переговоров и непринятие российских инициатив в Астане и Сочи;
2) Военно-логистический подход, который включает в себя создание пограничных войск численностью в 30 тысяч солдат, состоящих в основном из курдских ополченцев, с базированием на севере и востоке Сирии.
Не лишним будет упомянуть, что сейчас в Сирии находится около 2 тысяч американских солдат, не говоря уже о многочисленных боеприпасах, военных самолетах и около 10 военных баз США.
Временные рамки Стратегии и провал политики сдерживания Ирана
Д.Трамп объявил о политике сдерживания Ирана с самых первых дней своего пребывания в Белом доме и сразу же начал бороться с иранским влиянием в Сирии путем ослабления отношений России и Ирана. Трамп требовал отдаления России от Ирана в обмен на согласие оставить Асада на своем посту. Однако все усилия Трампа закончились неудачно по нескольким причинам:
А) Между Вашингтоном и Москвой при участии Омана было заключено Соглашение об уменьшении конфронтации на юге Сирии, согласно которому все иностранные войска должны быть отозваны с юга. Иран сумел обойти условия данного Соглашения и сформировал на юге Сирии местные полицейские отряды, напрямую подчиняющиеся Корпусу Стражей Исламской Революции, элитному иранскому военно-политическому формированию. Среди данных полицейских отрядов хотелось бы выделить отряд под названием «Бригада 313», чьи силы сосредоточены в сирийских городах Деръа и Изра, которые находятся под контролем сил режима;
Б) Превосходство российских войск в воздухе и иранских войск на земле на данный момент неоспоримо. Россия будет нуждаться в проиранских полицейских отрядах даже после полного урегулирования сирийского кризиса в целях обеспечения безопасности, потому как полностью заменить данные отряды своими пока не представляется возможным для России. По данным официальных иранских СМИ, глава КСИР Мухаммед Али Джафари заявил о том, что войска КСИР останутся в Сирии после полного урегулирования конфликта, чтобы гарантировать окончательное прекращение огня на территории Сирии;
В) Напряженность российско-американских отношений из-за обвинений в адрес Трампа по поводу наличия связи с Россией и её роли в успехе Трампа на последних выборах;
Г) Историческая вражда России и Ирана со странами Запада и США, а также личное противостояние США с Россией и Ираном. В прошлом июле подавляющее большинство обеих палат Конгресса США выступили за наложение новых санкций на Россию, Иран и Северную Корею. Это вынудило Россию не отказываться от сотрудничества с Ираном, с которым её связывают тесные экономические и политические связи.
- Полное уничтожение ИГ
Новая Стратегия вышла в свет после уничтожения основных форпостов ИГ в Ракке и Дейр эз-Зоре. ИГ прошло путь развития от небольшой террористической ячейки к самостоятельной террористической организации типа Аль-Каиды с базированием в пустынных местностях и вблизи сирийско-иракской границы. На данный момент США официально намерены полностью уничтожить остатки ИГ, ушедшие в подполье и принявшие характер партизанских отрядов.
- Борьба за лидерство инициатив
Новая Стратегия вышла в свет сразу после сочинской мирной конференций по урегулированию сирийского кризиса. Стратегия подчеркивает планы США о долгосрочном пребывании американских войск в Сирии и обусловливает вывод данных войск уходом Асада с его поста. Целью США является, во-первых, показать России, что она не единственная, кто влияет на урегулирование сирийского кризиса, во-вторых, продолжать поддержку оппозиции и давление на Асада.
- Раздел влияния
Новая стратегия вышла в свет в разгар борьбы за сферы геополитического влияния в регионе и договоренностей между Россией и Турцией, Россией и Ираном, что особенно заметно по событиям в Идлибе, Гуте и Африне. В связи с этим Вашингтон намерен уведомить Россию и Иран о том, что он не позволит разделить влияние в Сирии только между двумя государствами. США однажды уже допустила подобную ошибку после свержения Саддама, позволив Ирану упрочить свое влияние в Ираке. Урегулирование сирийского конфликта тесно связано с другими региональными и международными проблемами: кризисы в Иране и Украине, и борьба за мировое господство между двумя «блоками» – США и Европа с одной стороны и Россия, Китай и Иран с другой.
Оценка стратегии:
Турецкий союзник
Новая Стратегия направлена против таких противников как Россия, Иран, режим Асада и ИГ. В то же время Стратегия в какой-то степени угрожает национальной безопасности своего союзника, Турции, в свете формирования приграничных войск на сирийско-турецкой границе, состоящих в основном из курдских отрядов. США отрицают свою роль в создании подобных отрядов, однако последние события и продолжающаяся военно-логистическая поддержка курдов говорит об обратном. Учитывая, что ситуация в регионе может резко измениться в любую минуту, США нуждаются в таком союзнике, как Турция, в противостоянии российско-иранскому тандему. Главная проблема заключается не в потере Турции как союзника, а в том, что позиция Турции по Сирии по многим пунктам совпадает с позициями России и Ирана: например, Турция поддержала Соглашение по снижению эскалации конфликта и мирные конференции в Астане и Сочи. Кажется, что США хотят использовать «дело Манбиджа», которое с каждым днем теряет свою значимость, чтобы улучшить отношения с Турцией. Если Америка хочет наладить отношения с Турцией, то она может отдать туркам город Манбидж, который находится на западной части Евфрата. Важен тот факт, что Стратегия США включает в себя только восточную часть Евфрата, что в свою очередь позволило Америке дать туркам «зеленый свет» в осуществлении операции «щит Евфрата» и обещание отозвать курдские отряды из Манбиджа после победы над ИГ. Сегодня перед США стоит непростая задача политического «лавирования» между Турцией и курдами. Хотя чаще всего США склоняются на сторону курдов и никак могут достичь согласия с обеими сторонами, которое позволит сохранить хорошие отношения с каждой из сторон.
Курдский союзник
Использование США курдов и их военно-логистическая поддержка были необходимыми шагами в борьбе против ИГ в Ракке и Дейр эз-Зоре. На данный момент США всё ещё нуждаются в курдах для борьбы с остатками ИГ, которые от открытых боевых действий перешли к партизанским войнам. В отличие от Турции, которая привыкла действовать в условиях полномасштабных боевых действиях, курды прекрасно справляются с задачей по уничтожению партизанских отрядов ИГ. Однако отношения с курдами обстоят сложнее, чем кажется: во-первых, поддержка США курдов усиливает напряженность в отношениях США с Турцией, что в свою очередь подталкивает турков к сближению с Россией и Ираном, во-вторых, существуют большие сомнения относительно того, хотят ли курды противостоять иранскому влиянию. У курдов нет вражды с Ираном, напротив, их связывают соглашения о создании вышеупомянутых полицейских отрядов. В свете данных факторов курды довольно часто меняют свою позицию, особенно когда США и Турция улучшают свои отношения, что напрямую идет вразрез с американо-курдскими соглашениями. Потепление американо-турецких отношений может означать молчаливое согласие США на «уничтожение» курдов, и всё это, разумеется, отдаляет курдов от заветной мечты о независимости.
Уход Асада
США лучше других понимают обстановку в Сирии, и их постоянные требования об уходе Асада с поста не говорят об истинных целях новой Стратегии. Эти требования являются вынужденной мерой по двум причинам: во-первых, для оказания постоянного давления на режим Асада в целях выравнивания сил в Сирии, учитывая, что режим наращивает своё влияние при поддержке России в борьбе с оппозицией. Такое положение дел не устраивает США, ведь главной целью американцев является не победа сирийской оппозиции, а продление сирийского кризиса. Во-вторых, США хотят продолжать давление и на Россию путем усиления конфронтации в Сирии. США снабдили «Организацию освобождения Шама» противовоздушными ракетами, и те в свою очередь сбили российский самолет «Сухой-25» и убили пилота. Также США нанесли удар по позициям режима Асада, убеждая общественность о наличии доказательств того, что Асад использовал химическое оружие в Гуте.
Борьба с Ираном
После провала попытки США снизить влияние Ирана в регионе, США решили активизироваться в Сирии, особенно на востоке, северо-востоке и юго-востоке Сирии. С геополитической точки зрения, выбор именно этих географических районов является это весьма удачным шагом для противостояния ИГ и Ирану, так как ИГ после потери своих основных позиций в Ракке и Дейр эз-Зоре распространились вблизи сирийско-иракской границы. Что касается Ирана, то прямой путь из Тегерана в Бейрут проходит через один из пограничных пунктов между Сирией и Ираком. Если США сосредоточат свои силы там, то это позволит им бороться с ИГ и Ираном одновременно. Однако для этого нужно учесть несколько нюансов: во-первых, наличие войск США на юге и востоке Сирии связано с тем, что в этих местах расположены два основных пограничных пункта на сирийско-иракской границе (первый – Абу-Камаль, который находится возле города Аль-Кайм и контролируется силами режима и проиранскими отрядами полиции; второй – Аль-Иярубия, который находится возле города Аль-Хасака и контролируется силами «Демократической Сирии» при поддержке США). Проиранские полицейские отряды открыли ещё один неофициальный пограничный пункт в местности Аль-Баадж, через который можно беспрепятственно пройти от Тегерана до сирийской границы и который контролируется силами режима. Таким образом, у Ирана есть два сухопутных прохода через границу, которые контролируются союзными силами, как со стороны Ирака, так и со стороны Сирии: это Абу-Камаль – официальный пограничный пункт, рядом с которым проживает большое количество населения и Аль-Баадж – неофициальный пограничный пункт, рядом с которым почти отсутствует население. Во-вторых, наличие войск США на юге Сирии обусловлено нахождением в этой местности ещё одного пограничного пункта между Сирией и Ираком (рядом с городом Аль-Валид со стороны Ирака и городом Ат-Танф со стороны Сирии). Последний находится под контролем США и Сирийской Свободной Армии, и там же расположена военная база США. Есть ещё одна трудность, связанная с югом Сирии: Соглашения по снижению эскалации под руководством Тройки (США-Россия-Иордан) не смогли отодвинуть проиранские отряды полиции с юга Сирии, где проходит граница с Израилем. Проиранский отряд полиции «Бригада 313» все ещё находится в городе Даръа, который расположен всего в 12 км от границы с Израилем.
Отступления стратегии. Новая стратегия США приведет к эскалации сирийского кризиса, продлению его срока, затруднению международного урегулирования и усилению геополитического соперничества в регионе. В новой стратегии США подтвердили свою поддержку международному урегулированию кризиса во главе с ООН, всячески отрицая попытки мирных инициатив во главе с Москвой, Анкарой и Тегераном в Астане и Сочи.
Не лишним будет упомянуть, что силы «Демократической Сирии» при поддержке США контролируют большинство основных оседлых районов на юго-востоке Сирии, и лишь в городе Хасака они делят власть с силами режима. В данных районах находится около 60% нефтяных и газовых месторождений и около 80% земель, пригодных для сельского хозяйства. Учитывая всё это, невозможно отрицать роль США в политическом урегулировании сирийского кризиса. Наличие войск США в Сирии на долгосрочной основе, участие в возобновлении строительства разрушенной инфраструктуры Сирии и окончательная победа над ИГ: всё это делается ради изменения баланса сил в сторону США. Поэтому продление сирийского кризиса, усиление поддержки вооруженной оппозиции отвечает прямым интересам США.
В любом случае всё это не приведет к улучшению ситуации в Сирии вне зависимости от того, будет ли Россия одна пытаться решить проблему, либо вкупе с США. В первом случае результатом будет неравное урегулирование, которое нарушит все права, которых требовал народ Сирии с самого начала. Во втором случае результатом будут продление кризиса, ещё большие затраты на военные расходы всех сторон конфликта с многочисленными потерями.
В долгосрочной перспективе сценарий федерализации Сирии и раздел геополитического влияния между США, Россией, Турцией и Ираном всё ещё имеет силу, однако теперь все стороны перейдут к активным действиям, если все международные и региональные стороны конфликта продолжат конфронтацию, и будут отрицать мирные инициативы.
Стоить отметить, что с самого начала сирийского кризиса в 2011 году у США не было внятной стратегии по данной проблеме, и данная Стратегия является первым серьезным шагом по урегулированию кризиса;
Стратегия вышла в свет после неудачной попытки США уменьшить влияние Ирана, который заручился поддержкой России, и разорвать связь между ними путем создания США долгосрочной кампании по уничтожению ИГ и борьбе за влияние в Сирии;
Требование об уходе Асаде не является краеугольным камнем для США. Также остаются туманными попытки США заигрывать с курдами и турками, сохранив отношения с каждой из сторон;
Наличие войск США на севере и юго-востоке Сирии не может помешать распространению влияния Ирана, отрезать главные сухопутные каналы из Тегерана в Бейрут по той причине, что союзники Ирана контролируют официальные и неофициальные пограничные пункты на сирийско-иракской границе. Ещё одним важным фактом является то, что США не могут полностью довериться курдам в противостоянии России и Ирану;
Срок кризиса продлится после объявления о долгосрочном пребывании войск США и отрицания Европы и США мирных инициатив России по политическому урегулированию. Сценарий федерализации и борьба за раздел влияния в регионе всё ещё актуальны, но всё это требует уже решительных активных действий, только если стороны конфликта не найдут компромисс для мирного решения сирийского кризиса…
10.03.2018 в 12:21 -