KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Практические подходы к проблеме сохранения татарской мусульманской идентичности в условиях российских мегаполисов с учетом возможностей ханафитской богословско-правовой школы и традиции Тасаввуфа

Практические подходы к проблеме сохранения татарской мусульманской идентичности в условиях российских мегаполисов с учетом возможностей ханафитской богословско-правовой школы и традиции Тасаввуфа

16.02.2018

Тезисы доклада заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдара Сафаргалеева на Международной конференции «Болгарские чтения: богословское наследие мусульманских народов России»

11-13 февраля 2018 года

(Болгарская Исламская Академия, г. Болгар, Республика Татарстан)

Уважаемые участники чтений! Прежде чем приступить к докладу, я хотел бы поблагодарить руководство Болгарской Исламской Академии за приглашение и передать приветствие и пожелания успеха в работе нашего Форума от руководства Института стран СНГ, возглавляемого Константином Затулиным, первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, депутата Госдумы I, IV, V и VII созывов, члена Научного совета при Совете Безопасности РФ, председателя Комиссии по международной политике Межпарламентской Ассамблеи Православия, члена Совета по казачеству при Президенте РФ.

Со своей стороны, я хотел бы пожелать руководящему и преподавательскому составу Академии, собравшимся здесь отечественным и зарубежным представителям научного и мусульманского сообщества, в ходе этих первых чтений, которые, на мой взгляд, призваны в какой-то степени задать научно-исследовательский тренд главного, основного российского мусульманского образовательного учреждения, каковой призвана стать Болгарская Исламская Академия,… пожелать максимально приблизить свои изыскания к практике, к насущным злободневным проблемам и потребностям уммы.

И в этой связи я хотел бы в соответствии с темой своего выступления рассмотреть такую актуальную для большинства российских, да и наверное не только российских, но и многих зарубежных крупных городов, проблему сохранения мусульманской идентичности татар в условиях глобализации и преобладания мигрантских этносов, и предложить практические подходы для ее нивелирования на основе возможностей, которые дает нам традиционный для нашего народа, а также большинства этносов Средней Азии, ханафитский мазхаб и возрождающаяся практика тасаввуфа.

Можно задаться вопросом, почему «проблема сохранения мусульманской идентичности татар», а не просто «идентичности татар». В первую очередь, потому, что наряду с привычной для нас исламской, ввиду тех же вышеназванных вызовов глобализации, проявившихся прежде всего в крупных мегаполисах, все громче начинает заявлять о себе, по крайней мере у нас в столице, в Москве, «православная идентичность татар». Несколько лет назад здесь была создана национально-культурная автономия православных татар, которая входит в состав центральной московской и проявляет заметную активность. В частности, она также озабочена проблемой сохранения татарского языка и культуры, и даже практикует для этого те же самые, что и установленные в обязательном порядке в настоящее время в мусульманской умме Татарстана методы. Например, произнесение воскресных церковных проповедей в одном из столичных православных храмов исключительно на татарском языке.

Сохранению татар как нации в настоящее время в связи с последними известными событиями уделяется заметное внимание, особенно здесь в Татарстане, что вполне естественно. И в этом контексте на первый план выходит язык, необходимость его изучения и использования в коммуникации. При этом, сохранение языка и национальной самобытности коррелирует с религиозностью, мусульманской верой и исполнением ее предписаний. Потеря национальной идентичности татарами неизбежно приводит и к постепенному отходу от ислама как религии. Об этом, на мой взгляд, как раз и свидетельствует упомянутый мной выше прецедент со столичными православными татарами, среди которых немало новообращенных. И поэтому вполне логична инициатива местного казанского муфтията об обязательности пятничных проповедей исключительно на татарском языке.

Однако наиболее зримо и остро проблема сохранения идентичности татарами-мусульманами проявляется в крупных российских городах, где они фактически растворились среди преобладающих численно выходцев из Средней Азии. Это весьма наглядно в мечетях во время мусульманских праздников и пятничных джума-намазов. И хотя руководящие позиции в них как правило занимают татары, постепенное вытеснение татарского языка из ваазов имам-хатыбов – печальное тому свидетельство.

Однако ситуация с коллективной ритуальной практикой мусульман в российских мегаполисах, а именно острая нехватка мечетей и отсутствие перспектив решения этой проблемы в ближайшем будущем, имеет помимо преобладающей в целом для уммы негативной составляющей, в какой-то мере и позитивный посыл для сохранения идентичности населяющих наши города мусульманских этносов, в том числе и, наверное, в первую очередь татар.

Поясню это на примере. Наши муфтии, радея, как об общем мусульманском благом деле, так и о собственном, если можно так выразиться «политическом» весе, стремятся и пока безуспешно «выбить» у властей регионов, где представители ислама составляют меньшинство, … «выбить» разрешения и участки под строительство мечетей. Хотя по большому счету это должно быть заботой самих властей, которым необходимо использовать любую возможность для содействия интеграции мигрантов в российский исламский социум. И лучшего способа для этого придумывать не нужно – это исторически оправдавшая себя еще в начальную советскую эпоху практика задействования потенциала татарских мулл в Средней Азии. Проблема псевдорелигиозного экстремизма также завязана на необходимость расширения возможностей для продвижения традиционного понимания Ислама через возможности регулярных пятничных проповедей, собирающих огромные аудитории. Однако условия для них в настоящее время, прямо скажем, не самые лучшие.

Так вот, как говорится – нет худа без добра. Раз не предвидится в ближайшей перспективе решения этого вопроса, в котором заинтересовано в первую очередь государство, то выход из этой ситуации мусульманам, в том числе и, наверное, в первую очередь татарам, имеет смысл искать в возможностях, которые предоставляет великий и могучий ханфитский мазхаб.

А дает он, если изучить этот вопрос скрупулезно, прямо скажем немало вариантов, которые могут позволить татарам побороться за сохранения своей нации и веры.

Так, по ханафитскому фикху обязательным условием проведения пятничной проповеди является наличие помимо имама-хатыба минимум 3-х мужчин-мусульман, а также разрешение от местного муфтия.

С учетом критической ситуации с мечетями во многих российских городах в регионах с преобладающим немусульманским населением, выполнение предписанной Исламом нормы, каковой является коллективный пятничный намаз вполне возможно и реально осуществить как в домашних, так и в офисных условиях. Таковые примеры, по крайней мере в столичном регионе уже имеются.

Преимуществом в этом случае является возможность для татар-жителей мегаполисов прежде всего исполнить предписанную Всевышним обязанность, а также объединяться как по семейно-родственному, так и по территориальному признаку для совершения регулярного еженедельного джума-намаза, в ходе которого предоставляется возможность без проблем практиковать родной язык как в ходе прослушивания проповеди, так и в процессе общения до и после нее. Аналогичный подход возможен и в отношении мусульманских праздников.

Еще одно немаловажное обстоятельство – отсутствие мечетей шаговой доступности не позволяет престарелым и немощным мусульманам коллективно молиться по пятницам. И это еще один довод в пользу группирования в небольшие по численности городские татарские махалли, которые позволили бы поддерживать так необходимую связь между поколениями.

Отсутствие проблем с правоохранителями, которым для проведения своих мероприятий порой приходится вторгаться в процесс пятничных намазов, доставляя моральные травмы мусульманам – весомое свидетельство оправданности данной практики. Ведь внешне такие собрания не привлекают к себе внимания немусульманского окружения и мало отличны от предписанных обычных ежедневных дневных коллективных намазов. К тому же они могут проводится не в одном и том же месте, а в разных местах.

Мы имеем счастье находиться в стенах Болгарской Исламской Академии, которая начала подготовку наивысших кадров мусульманского духовенства. Однако существует такая проблема с подготовкой священнослужителей высшего и среднего звена, выпускников медресе и исламских вузов, которые становятся невостребованными, так как не могут по материальным прежде всего причинам выполнить свое предназначение и вместо работы в мечетях идут в народное хозяйство и бизнес с целью прокормить свои семьи. Таких по России среди татар, в том числе и жителей крупных городов немало. Вот они, как раз, на мой взгляд, и могли бы стать имамами-хатыбами квартирных и офисных джума-мечетей. Ведь согласно исламскому вероучению за распространение полученных ими религиозных знаний они получат от Всевышнего немалую награду-саваб.

Для сохранения татарской мусульманской идентичности в мегаполисах и не только в них может быть использована другая, исторически присущая нашему народу традиция Тасаввуфа, или суфизма. Исследователи констатируют, что татары в дореволюционном прошлом в подавляющем большинстве своем были адептами накшбандийского тариката, который несмотря на репрессии советского периода в отдельных регионах «выжил» и даже в «подпольных» условиях с трудом, но все-таки продолжал свое развитие.

В настоящее время данная традиция возрождается. Об этом в частности свидетельствуют и заявленные на секциях наших первых Болгарских чтений далеко не единичные доклады.

Так вот, ритуальная практика тасаввуфа предполагает помимо индивидуального зикра, еженедельные радения суфиев, так называемые хатмы. В ходе этих собраний мюриды Накшбандийского тариката перед непосредственно зикром прослушивают вааз-наставление шейха, в какой-то степени аналогичный пятничной хутбе, который может произноситься на родном татарском языке.

При этом несмотря на интернациональность суфийских сообществ, в них в зависимости от шейха все же преобладают представители того или иного этноса. В качестве примера могу привести наших братьев из Дагестана, последователей покойного Саида Афанди Чиркейского, аварца по национальности.То же самое относится и к татарам, из числа которых уже в настоящее время в России есть накшбандийские шейхи либо их халифы-заместители, имеющие иджазу – право на наставничество. Процесс этот постепенно набирает силу и имеет с учетом интереса к великой духовной традиции тасаввуфа немалую перспективу.

По сравнению с пятничной проповедью на татарском, которая жестко регламентирована временем, еженедельный хатм суфиев может проводиться в любое время и не обязательно в мечетях. В связи с тем, что не все работающие мусульмане могут себе позволить отлучиться на джума-намаз в пятницу, участие в суфийском хатме, где преобладают татары и их язык служит средством доведения вааза до слушателей, в какой-то степени мог бы дополнить практику проведения джума-намазов на квартирах либо в офисах.

Уважаемые коллеги!

Подводя черту под сказанным, я хотел бы еще раз призвать руководящий и преподавательский состав этой замечательнейшей Академии, собравшихся здесь отечественных и зарубежных представителей научного и мусульманского сообщества максимально приблизить свои изыскания к практике, к насущным злободневным проблемам и потребностям уммы с помощью исследования возможностей которые дает традиционное мазхабическое понимание ислама и великая наука тасаввуфа.

Нам не нужно пытаться реформировать ислам в угоду повседневности, либо покушаться на его незыблемые столпы, а глубоко изучать его установления в соответствии с легитимными общепризнанными большинством мусульман богословско-правовыми школами, а также наследием наших великих учёных, и искать в них возможности для гармонизации взаимоотношений со светским обществом, при этом ни на йоту не поступаясь с незыблемыми религиозными принципами.

Гость
16.02.2018 в 07:40 - Ответить

Рано или поздно татары станут независимыми как мы. Время работает на независимость.

Беата
19.02.2018 в 15:54 - Ответить

Кряшены в основном говорят на среднем диалекте татарского языка . Говор молькеевских кряшен является исключением, он ближе к западному диалекту татарского языка. Главные отличия говоров кряшен — малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.

Габидулла
19.04.2018 в 08:16 - Ответить

Татарские богословы внесли большой вклад в распространении умеренного ислама среди казахов. Татары красавчики, уважаю этот народ.

CharlesFrany
25.05.2018 в 16:40 - Ответить
CharlesFrany
25.05.2018 в 20:30 - Ответить

Да, я вас понимаю. В этом что-то есть и мысль отличная, согласен с Вами.

——
бонус в mostbet

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока