KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Приоритет для Афганистана: безопасность, ликвидация голода или гендерная интеграция?

Приоритет для Афганистана: безопасность, ликвидация голода или гендерная интеграция?

15.01.2024

По мотивам доклада Специальной оценочной миссии ООН по Афганистану

В последнее время в экспертной среде активно обсуждается доклад координатора Специальной оценочной миссии ООН по Афганистану Феридуна Синирлиоглу (Feridun Hadi Sinirlioğlu, турецкий политик и дипломат), подготовленный в соответствии с резолюцией 2679 (2023) от 16 марта 2023 г. для членов Совета безопасности ООН.

В соответствии с данной резолюцией Совбез просит Генерального секретаря «в соответствии с передовой практикой провести и представить Совету Безопасности в полном объеме не позднее 17 ноября 2023 года комплексную независимую оценку, о которой говорится в пункте 2 настоящей резолюции, после консультаций со всеми соответствующими афганскими политическими субъектами и заинтересованными сторонами, включая соответствующие органы власти, афганских женщин и гражданское общество, а также с регионом и более широким международным сообществом».

Также Совбез просит, «чтобы по итогам этой независимой оценки были предоставлены перспективные рекомендации в отношении применения соответствующими политическими сторонами, гуманитарными организациями и субъектами, действующими в сфере развития, — как в рамках Организации Объединенных Наций, так и вне ее, — комплексного и последовательного подхода для решения текущих проблем, с которыми сталкивается Афганистан, включая, среди прочего, гуманитарные проблемы, права человека и особенно женщин и девочек, религиозных и этнических меньшинств, вопросы безопасности, терроризма и наркотиков, экономические и социальные проблемы, в том числе связанные с диалогом, управлением и верховенством права; и для достижения цели построения безопасного, стабильного, процветающего и инклюзивного Афганистана в соответствии с положениями, изложенными Советом Безопасности в предыдущих резолюциях».

В Кабуле, что удивительно, достаточно мягко отреагировали на оценки экспертов ООН. Негативная реакция последовала от афганских оппозиционных и эмигрантских организаций. По их мнению, приведенному агентством Eurasia Daily, «доклад разработан на основе «заранее предполагаемой политики умиротворения и взаимодействия с талибами без учета рекомендаций женщин, гражданского общества и других групп». Роза Отунбаева, глава Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА), комментируя доклад, указала, что в нем четко сформулирована конечная точка — полная реинтеграция афганского государства в международную систему.

Сведений о дальнейшей судьбе этого документа и принятых решениях мы не нашли. Комментарии на него не прозвучали и на состоявшемся 20 декабря 9515-м заседании СБ ООН – его лейтмотивом стали проблемы гендерной интеграции.

Фонд «Открытый мир» также решил не оставаться в стороне – мы изучили экспертный доклад и делимся своим мнением о его основных позициях.

Документ содержит оценки актуальных проблем, с которыми сталкивается Афганистан, а также предлагает рекомендации по комплексному и последовательному подходу к их решению.

На наш взгляд, экспертами ООН применен объективный подход в оценке «де-факто властей Афганистана» (согласно определению ООН) и текущей ситуации с безопасностью, учитываются мнения и интересы большинства сторон, предлагается реализация «Дорожной карты полной интеграции Афганистана в международное сообщество».

Весьма важным является акцент авторов Доклада на региональную составляющую проблемы Афганистана и необходимость учитывать интересы региона.

Актуальным и своевременным является вывод о необходимости организации в качестве основной меры «Дорожной карты» внутриафганского диалога, который должен привести к инклюзивному конституционному порядку.

Вместе с тем, «красной нитью» по-прежнему проходит ситуация с правами человека в Афганистане, прежде всего женщин и девочек. По мнению экспертов ООН, эта ситуация стала одной из основных причин нынешнего политического тупика. Ключевое место этот вопрос занимает в «Дорожной карте»: первым шагом талибов должно быть выполнение обязательств, предусмотренных международными соглашениями.

Предполагается (редакцией), что «права женщин» будут оставаться единственным триггером в отношениях талибов с международным сообществом.

В целом же положения Доклада усиливают наше мнение о том, что текущая ситуация в Афганистане и вокруг него будет и дальше формировать «кейс» сложных задач, решение которых будет определять состояние безопасности региона Центральной Азии.

По нашей оценке, Специальной оценочной миссией сделана качественная попытка разобраться с насущными проблемами Афганистана и найти приемлемые пути их решения. Определяется приоритетная цель – интеграция страны в международное и региональное сообщества.

Учитывая многогранный характер проведенного исследования команды Синирлиоглу, невозможно в одной публикации охватить все моменты. Мы старались выделить наиболее актуальные, по нашему мнению, аспекты документа. В будущих статьях мы планируем возвращаться к позициям и мнениям авторов Доклада.

Пока же делаем общий вывод: существующее положение в международном взаимодействии по Афганистану не соответствует реальным потребностям афганского народа и не решает ключевых проблем. Ни мировое сообщество, ни афганцы не выражают желания возобновить вооруженный конфликт. Фундаментальным общим принципом и основой для будущего международного взаимодействия должно стать стремление к локальной, национальной и региональной стабильности.

 

Ниже мы приводим наиболее важные, на наш взгляд, положения Доклада.

Авторы документа утверждают, что текущая ситуация привела к тупику, оставив большую часть международных отношений с Афганистаном в состоянии неопределенности, а существующий статус-кво международного взаимодействия по афганской проблеме не соответствует потребностям афганцев и основным приоритетам, выраженным заинтересованными сторонами, включая соседние страны. При это исторически, культурно и политически взаимоотношения между Афганистаном и его соседними и региональными государствами имеют глубокие корни.

Эксперты ООН делают вывод о необходимости такого метода взаимодействия с регионом, который учитывал бы предыдущие усилия с акцентом на потребностях афганского народа и признании политической реальности в современном Афганистане.

Права человека

В Докладе констатируется, что талибы демонстрируют готовность к уступкам, принимая ряд мер в области прав человека. В их числе создание офисов по правам человека или должностей омбудсменов в нескольких министерствах; введение определенных гарантий для задержанных; объявление всеобщей амнистии для бывших чиновников и сил безопасности, связанных с предыдущим режимом; обеспечение присутствия международных наблюдателей и различных механизмов подотчетности.

В декабре 2021 года Исламский эмират Афганистан выпустил указ, который запрещает принудительные браки и защищает право вдовы на наследование, а также право женщины выбирать своего мужа. Однако, согласно Докладу, защитные меры, предусмотренные этим указом, не соблюдаются должным образом, и его общий эффект ослаблен устранением законных прав и институтов защиты, доступных женщинам и девочкам.

Талибы, в свою очередь, оправдывают ограничения в области прав человека как часть исламской веры и афганских традиций. Однако авторы документа указывают на то, что подобные ограничения отсутствуют в любом другом государстве-члене Организации исламского сотрудничества, и многие афганцы отвергают специфику подобных местных традиций.

Терроризм и наркотики

В Докладе утверждается, что с 15 августа 2021 года условия безопасности внутри Афганистана улучшились. Акцентируется, что в течение последних двух лет взаимодействие между Афганистаном и его соседями в сфере пограничного контроля приобрело профессиональный характер. Также резко сократилось число коррупционных преступлений и случаев произвола со стороны вооруженных группировок.

В то же время некоторые страны указывают на наличие террористических групп на территории Афганистана, включая членов «Аль-Каиды». По этим данным, значительное количество боевиков из организации Техрик-е Талибан Пакистан (ТТП), видимо, находит убежище в Афганистане и влияет на насильственную кампанию внутри Пакистана.

Отдельно отмечаются успехи талибов в борьбе с наркотиками – продемонстрирован существенный прогресс в кампании по сокращению и, в итоге, устранению выращивания, переработки и незаконного оборота наркотиков, способствуя тем самым региональной и внутренней стабильности. Однако имеется обратная сторона медали –  антинаркотическая кампания не нашла одобрения среди афганских фермеров по причине отсутствия международной поддержки в области альтернативных источников дохода для сотен тысяч афганцев, получавших доход от производства и торговли наркотиками.

Делается вывод, что запрет на производство опийного мака, вероятно, окажет в будущем еще большее серьезное отрицательное воздействие на сельскую экономику страны, благосостояние домохозяйств и макроэкономическую стабильность, если не будет сопровождаться всесторонней поддержкой и вливанием средств к существованию со стороны стран-доноров до периода начала вегетационного периода 2024 года.

Экономика, гуманитарная сфера и вопросы развития

По мнению авторов Доклада, стабильность афганской экономики играет ключевую роль в развитии региональной торговли и снижении социальных и экономических рисков для соседних стран, а также потенциала неконтролируемой миграции.

До августа 2021 года общую макроэкономическую стабильность поддерживали международная помощь и гуманитарные программы. Однако в настоящее время наблюдается значительное ухудшение ситуации, поскольку имеющиеся объемы помощи оказываются недостаточными. Банковская система функционирует неэффективно, а торговля и платежи осуществляются преимущественно через неофициальные каналы, финансирование частного сектора фактически отсутствует.

Инклюзивное управление и верховенство закона

В Докладе показано, что позиция талибов в вопросе инклюзивности не категорична. Однако они интерпретируют тему инклюзивного правительства как требование разделить власть с возвращающимися в правительство некоторыми бывшими политическими лидерами. Как ими утверждается, правительство уже является инклюзивным, поскольку оно представляет различные этнические группы.

Также талибы внедрили некоторые формы политических консультаций, чаще всего на уровне региональных подразделений, а также установили механизмы в различных ведомствах, позволяющие населению сообщать и выносить проблемы на рассмотрение.

В свою очередь эксперты Мониторинговой группы считают эти меры ограниченными, не имеющими прозрачности и последовательности.

В качестве выводов указывается, что развитие Афганистана должно строиться на национальном диалоге, для этого надо создать более регулярные формы участия для афганцев всех происхождений и образов жизни. Подчеркивается, что Афганистан всегда был полиэтнической и многокультурной страной, в важность вовлечения всех общин в управленческие структуры страны неоспорима с точки зрения обеспечения социальной и политической стабильности.

Рекомендации экспертов ООН

В рекомендательной части Доклада показана необходимость незамедлительного решения текущих экономических и гуманитарных проблем в Афганистане. На политическом уровне необходим структурированный процесс с четкими условиями и ожиданиями для всех сторон, а также эффективные механизмы координации. Эксперты предлагают принять незамедлительные меры по удовлетворению основных потребностей народа и укреплению доверия через структурированное взаимодействие, призвать международное сообщество к сотрудничеству по вопросам безопасности и стабильности, а также разработать Дорожную карту политического взаимодействия для полной реинтеграции Афганистана в международное сообщество.

Также эксперты считают, что существующий политически мотивированный подход к помощи Афганистану, ориентированный на ситуативную поддержку и краткосрочные меры, требует пересмотра. Дезинтегрирующие и разрозненные инициативы отдельных государств-доноров, по мнению экспертов, будут иметь негативные последствия.

В приоритетные направления содействия Афганистану входят поддержка продовольственной безопасности и сельского хозяйства, борьба с наркотиками, экологическая безопасность, здравоохранение, включая группы с ограниченными возможностями, пострадавших от войны, наркозависимых и разминирование. Властям страны необходима помощь в завершении ранее начатых инфраструктурных проектов.

Ведение экономического диалога и реформ для устранения препятствий в пути экономического восстановления, включая снижение санкций на банковский сектор, финансовые реформы и координацию с де-факто властями Афганистана. Распределение средств Фонда помощи афганскому народу в соответствии с уставом, включая стабилизацию обменного курса и цен. Расширение международного сотрудничества в областях, поддерживающих региональные и глобальные приоритеты устойчивого развития.

Развитие сотрудничества в области безопасности для решения ключевых вопросов и обеспечения региональной стабильности. Пересмотр и обновление Санкционного списка ООН, восстановление дипломатического взаимодействия.

Поддержка СМИ, гражданского общества, культурных и правовых инициатив, а также создание механизмов для образовательных возможностей, онлайн-обучения, трудоустройства, микрофинансирования и гендерной интеграции.

Центр анализа и прогнозирования «Открытый Мир»

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Проекты строительства АЭС в Центральной Азии

Узбекская АЭС – замах на рубль, удар на копейку В ходе недавнего визита в Узбекистан, Президент России озвучил новость – Узбекской АЭС всё-таки быть, подписан контракт на строительство АЭС в Узбекистане.  После 7 лет...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока