19.02.2016
Основными этническими группами в Иране являются азербайджанцы 24%, гилаки и мазандаранцы 8%, курды 7%, арабы 4%, белуджи 3%, туркмены 2%, луры 2%, армяне, ассирийцы, евреи, и грузины. Племенные группы: бахтияры, луры, кашкайцы. В таком разнообразии одна из наиболее важных задач правительства ИРИ – это сохранение стабильности и целостности государства, являющимся многонациональным.
Согласно конституции ИРИ, иранцы, относящиеся к любому этносу или племени, обладают равными правами; цвет кожи, раса, язык и т.п. не ставит никого в привилегированное положение. Местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информации, а также для преподавания национальных литератур в школах.
Но на практике этим конституционным принципам не дано воплотиться в жизнь. Поборники демократии часто обвиняет национальную политику ИРИ в дискриминации этнических меньшинств со стороны иранских властей (обвиняя в запрете на отстаивание социальных и культурных прав, включая право на образование на родном языке).
Этнический национализм является важным элементом в жизни любой страны, который следует учитывать для внутренней безопасности, особенно в Иране, находящимся на перекрестке цивилизаций и этносов. Так, деятельность этнических националистов в западном и юго-восточном районах Ирана (в которых экономическая и религиозная ситуация заметно отличается от центральных раионов Ирана) и возможность иностранных провокаций в этих районах могут быть крайне опасны.
Этнические проблемы представляются крайне важными для современного Ирана. Ситуация осложняется наличием «разделенных народов», и естественным желанием этносов соседних стран объединиться в единое целое. С одной стороны Иран получает возможность влиять на своих соседей, но, с другой стороны, и соседи могут подстрекать «свой» этнос к межэтническим конфликтам в Иране.
Проблема, которая больше всего вызывает недовольство среди национальных меньшинств, это отсутствие школ на родном языке. В связи с этим хотелось бы отметить, что вопрос о том в какой степени государство должно разрешить этносам внутри страны проявлять и развивать свою особую этническую и национальную идентичность, является крайне непростым для любого государства.
Чрезвычайную важность имеет вопрос национального представительства во властных структурах. Так, число правительственных постов ограничено. Если их получат представители одного этноса, то не получат представители другого. Все это приводит к соревнованию, и политизации противоречий. Это же можно сказать про экономику, культуру и т.п. Внутри же этнической группы подобные противоречия приводят к «мобилизации этноса», его сплочению.
В разжигании межэтнических конфликтов нередко виноваты руководящие элиты, лидеры этносов. Они играют на различиях между этносами и центральной властью. Сами элиты таким способом «шантажируют» центральное правительство, стремясь получить больше полномочий и привилегий, демонстрируя свою власть над этносом. Ведь пропасть между центральной властью и этнической группой грозит взрывом. И наоборот: в стране с сильной центральной властью сепаратистские тенденции не могут получить развития.
Этнические группы требуют определенных прав: справедливого доступа к политической и социальной власти, справедливого доступа к решению юридических вопросов, справедливого участия в политической жизни.
Есть мнение, что если этносы внутри государства будут чувствовать, что имеют все необходимые и равные права (право на родной язык и преподавание на нем, равный доступ к политической жизни и т.п.), то они будут чувствовать себя частью единого государственного организма. Однако если подобные проблемы не будут решаться, достаточно малейшей проблемы для того, чтобы вызвать мобилизацию этноса и его конфликт с центральной властью.
Формирование и проведение национальной политики в Иране осложнено наличием большого количества этносов. Иран является 16-ой страной в мире по разнообразию языков и этносов. На фарси говорит только 50% населения страны. Имеются также 6 крупных этнических групп, которые в течение истории сильно повлияли на формирование современного иранского государства.
Крупнейшим этническим меньшинством Ирана являются азербайджанские турки, известные как иранские азербайджанцы. Они живут в 4 провинциях, но также разбросаны и по другим крупным городам Ирана. Эта этническая группа занимает достаточно сильные позиции в экономике, и потому экономические проблемы не могут стать причиной межэтнического конфликта. Но при этом данная группа отличается сильным чувством национальной идентичности – именно они боролись против центральной власти при Каджарах, в период Конституции. Выпускается масса книг и журналов на азербайджанском.
Другая многочисленная этническая группа – это курды на западе Ирана. Они более подвержены межэтническим конфликтам по следующим причинам: они живут на очень небольшой территории, у них плохо развита экономика, мало образовательных и медицинских учреждений. Добавляется и географическая ситуация – «соседи», где курдские националисты могут легко найти убежище в горных районах Курдистана на турецкой и иракской территориях. Курды, в отличие от азербайджанцев Ирана, испытывают политическую изоляцию, их присутствие в политической элите Ирана очень невелико. На них большое влияние оказывает ситуация с курдами в северном Ираке и южной Сирии. В будущем иранские курды могут последовать за своими единокровными братьями в Сирии и Ираке. Публикуются некоторые издания на курдском языке.
Луры представляют собой достаточно сплоченную этническую группу, с сильно выраженной племенной властью. В свое время они выступали против центральной власти при Каджарах, Насреддин-шахе, в конституционный период, период Реза-шаха.
Белуджи, в основном, сконцентрированы в Систане и Белуджистане. Они, в отличие от вышеперечисленных этносов, в основном исповедующих шиизм, являются суннитами, поэтому вовлечены в конфликт с центральным иранским правительством на религиозной почве, также имеются проблемы в экономическом отношении. Они «соседи» белуджей в Пакистане и Афганистане, и это оказывает на них большое влияние, побуждая выступать против центрального правительства.
Арабы, проживающие в провинции Хузистан (на юго-западе Ирана). Если после исламской революции 1978-1979 гг. произошел всплеск националистических взглядов, то после начала войны с Ираком они «забыли» о национализме, но этот этнический фактор все-таки остается из-за соседства с арабскими странами. После войны большая часть богатых арабов покинула Хузестан. Несмотря на то, что Хузистан – один из центров добычи нефти в Иране, в этом районе высок уровень безработицы, и велик контраст между уровнем жизни арабов в Иране и арабских стран, что становится причиной возникновения националистических движений.
Туркмены на северо-востоке Ирана, не идентифицируют себя как часть туркменского этноса, и большая их часть называет себя иранцами. Но они все равно подвержены влиянию Туркменистана.
Проблема этнического сепаратизма достаточно резко стояла перед Ираном в течение всего XX столетия. Особенно острой она стала после Исламской революции 1978 – 79 гг. Наиболее напряженной ситуация была в Иранском Курдистане, когда в течение нескольких лет там велись настоящие боевые действия Демократической партии иранского Курдистана с вооруженным силами ИРИ. Сейчас ситуация менее напряженная, но еще далека от идеальной.
В настоящее время курдское движение как политическое и как сепаратистское себя фактически не проявляет. Можно говорить о развитии национальных оппозиционных движений, которые базируются за рубежом. Придавая большое значение снижению уровня оппозиционных настроений в национальных районах, руководство Ирана уделяет пристальное внимание на регионы, особенно наиболее отсталые в экономическом отношении. По решению правительства часть средств от продажи нефти выделяется на развитие этих депрессивных районов.
В этнических регионах страны, особенно в Систане и Белуджистане, а также в Курдистане, появилось значительное количество новых националистки настроенных организаций, которые осуществляют террористические акты. Этнический терроризм, несмотря на то, что его основой являются экономические, политические и культурные притеснения национальных меньшинств со стороны официального Тегерана, также воплощает в себе фактор иностранного вмешательства. Это является одной из форм давления внешних противников Ирана и их союзников на официальные иранские власти. Можно предполагать, что этнический фактор будет и в дальнейшем влиять на стабильность социально-политической жизни ИРИ.
На нынешнем этапе ситуация в районах традиционного проживания этнических меньшинств в Иране отчасти стабильная. Исламское правительство вроде бы смирилось с самовольными изменениями в местных администрациях, а также с собственной неспособностью обеспечить быструю языковую ассимиляцию меньшинств. Определенная положительная динамика и новые тенденции все же наметились, после принятия в основу национальной политики не идею подавления национальной идентичности неперсоязычного населения страны, а идею признания культурного разнообразия иранского населения. Об этом говорит и тот факт, что при президенте ИРИ имеется спецпомощник по работе с национальными меньшинствами.
Однако, основное требование этнических групп Ирана — предоставление им автономных прав, а также официальное признание суннизма и исламских сект остается неудовлетворенным, что создает ситуацию, чреватую актуализацией существующих межэтнических противоречий. Безусловно, сложившаяся ситуация не может не провоцировать внешних игроков в лице США, Израиля, Турции, Азербайджана, Ирака и др., на раскручивание националистических и сепаратистских движений в Иране. И в связи с этим сохранение единства является первостепенной задачей для иранского правительства, что означает, что любые национальные движения, курдские, белуджские или любые другие, направленные на изменение территориальной целостности Ирана, по-прежнему будут подавляться самым жестким образом.
Нет комментариев