KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Проекты строительства АЭС в Центральной Азии

Проекты строительства АЭС в Центральной Азии

24.08.2024

Узбекская АЭС – замах на рубль, удар на копейку

В ходе недавнего визита в Узбекистан, Президент России озвучил новость – Узбекской АЭС всё-таки быть, подписан контракт на строительство АЭС в Узбекистане.  После 7 лет переговоров; подписания межправительственного соглашения о сотрудничестве в атомной энергетике; открытия филиала МИФИ в г. Ташкент для подготовки кадров; проведения инженерных изысканий на площадке под будущую станцию; утверждения Узбекистаном Концепции развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019—2029 годов и «дорожной карты» по её реализации (в частности завершения проектирования станции и её инфраструктуры предусматривалось в 2022 году);  утверждения «дорожной карты» по реализации в 2019—2020 годах основных мероприятий по строительству атомной станции между Росатомом и Минэнерго Узбекистана; заключения контракта на выполнение инженерных изысканий на площадке строительства АЭС для разработки технического проекта АЭС между ГУП «Дирекция по строительству АЭС» агентства «Узатом» и АО «Атомстройэкспорт»; после двукратного изменения даты начала и окончания строительства станции; во концовке вместо полноценной АЭС из двух блоков поколения «3+» ВВЭР-1200 узбекам предложили АЭС «малой мощности» с 6 реакторами РИТМ-200.

Реакторные установки РИТМ-200, предназначены для атомных ледоколов проекта 22220 типа «Арктика» (ЛК-60Я). На сегодня Росатом отгрузил 10 реакторных установок РИТМ-200 для 5 универсальных атомных ледоколов.  Всего запланировано построить 7 ледоколов такого типа (3 введены в эксплуатацию, 1 проходит швартовые испытания, 1 готовиться к спуску на воду, 1 строится и еще 1 планируется к закладке).    Кто знает, возможно, Россия, испытывающая трудности в связи с войной, решила отложить достройку ледоколов, а их реакторы использовать в Узбекской АЭС.  Косвенным тому свидетельством является то, что строительство ледокола «Чукотка» задерживается на 2 года, а его собрат «Якутия» заложенный позже уже проходит швартовые испытания.

Росатом в данное время не построил ни одной АЭС «малой мощности» на реакторах РИТМ-200, которые предлагаются Узбекистану.  Атомный ледокол и АЭС — это все-таки разные вещи.  Стандартным решением на строительство АЭС является импорт уже проверенных временем технологий, отработанных на практике в стране экспортере АЭС.   Как узбеки согласились на экспериментальную АЭС, это конечно вопрос.  В зоне этого эксперимента поневоле оказывается и приграничный Казахстан.  Реакторы будут охлаждаться водами озера Тузкан, соединенного с другим более крупным озером Айдаркол.  Место строительства находиться примерно в 50 км к югу от границы с Казахстаном.

Российско-узбекские переговоры о строительстве АЭС в Узбекистане начались еще в 2017 году, поэтому само по себе строительство атомной станции в этой стране не является новостью для Казахстана.  Однако, изменение проекта строительства АЭС со стандартной станции из двух блоков поколения «3+» ВВЭР-1200 на АЭС малой мощности с 6 реакторами РИТМ-200, используемых только на атомных ледоколах стало сюрпризом.

Тут приходят сразу три мысли:

Во-первых, первоначальный проект из двухблочной станции обошелся бы Узбекистану в $11 — 15 млрд долларов с учетом кредита.  Новый проект АЭС малой мощности скорее всего снижает стоимость затрат до $1,5 – 2 млрд долларов США.  Понятно, что Узбекистан вероятно рассчитывал на строительство АЭС по «турецкой схеме» — Build, Own, Operate (Строй, Владей, Управляй) или как минимум на льготный государственный российский кредит по «белорусской схеме».  Однако, непонятно, почему, Россия, заинтересованная в продаже Узбекистану проекта подороже, решила существенно урезать проект Узбекской АЭС.  И хотя у РФ всё ещё наблюдается профицит торгового баланса, видимо, с деньгами у Москвы туговато или же власти России предполагают резкое снижение доходов и предпочитают не ввязываться в крупные проекты.

Во-вторых, на крупных АЭС Росатома используется западные технологии и оборудование.  Мы знаем, что идет задержка российских проектов строительства АЭС в Венгрии и Турции, из-за того, что западные государства отказываются поставлять свое оборудование на эти станции.  Например, промышленные компьютеры для АЭС поставляют только немецкая Siemens и американская Honeywell. Скорее всего АЭС малой мощности является способом совсем не ударить лицом в грязь перед Ташкентом и все-таки построить АЭС.

В-третьих, изменив проект строительства АЭС, фактически Россия не сдержала слово данное Узбекистану, 7 лет обсуждался совсем другой проект (теперь все проектные работы придется заново переделывать) и разумеется срок начала и окончания строительства будет передвинут в третий раз (за такое узбеки должны требовать компенсацию).  Вместо 2400 МВт, узбеки получат 330 МВт, стоимостью в пару миллиардов долларов США.  Это не решает проблему дефицита электроэнергии в стране.  Строительство ТЭЦ на угле или ГТЭС на газе мощностью 330 МВт обошлось бы Узбекистану гораздо дешевле, примерно в $350 млн долларов США.

Казахстанская АЭС – за чей счёт?

Казахстан объявил о том, что референдум по строительству АЭС будет проведен осенью 2024 года.  Затем, если народ Казахстана одобрит на референдуме строительство АЭС, то будет готовиться тендер на строительство станции.

Ключевым вопросом тендера будет финансирование строительства станции.  Станция мощностью 2400 МВт (с 2 реакторами) с учетом инфраструктуры будет стоить ориентировочно $15 млрд долларов США.  Чаще всего в открытых источниках встречается именно такая мощность станции (как раз под российский ВВЭР-1200), хотя линии электропередачи в месте предполагаемого строительства АЭС (поселок Улкен) имеют пропускную способность лишь 1 МВт (то есть придется расширять электросеть, а это обойдется в сотни миллионов долларов США). Правительство Казахстана должно потребовать от каждого участника тендера представить механизм финансирования строительства станции и прилегающей инфраструктуры.

У нас дефицит государственного бюджета почти 6 трлн тенге в год, из которых 4 трлн закрывается за счет трансфертов из Национального фонда.  Финансировать из бюджета такой проект нереально.

У нас государственный долг 25 трлн тенге ($55 млрд долларов США) и это, не считая долгов квазигосударственного сектора.  Зачем нам брать в долг еще $15 млрд долларов США с процентами?  Кредит конечно нам не нужен – ни от какой страны или международного финансового института.  За $15 млрд долларов США можно построить 30 новых ТЭЦ во всех городах Казахстана, а суммарная мощность этих ТЭЦ значительно превысит мощности АЭС.  Та же Россия предложила недавно построить за $1.2 млрд долларов США три ТЭЦ в северо-восточной части Казахстана.  Вот так и надо делать, пусть сами вкладывают свои деньги (инвестиции).

Очень хорошо, что в настоящий момент проект Казахстанской АЭС рассматривается как коммерческий, без вмешательства государства.  Непонятно, правда, если источником финансирования будут международные финансовые институты, как можно будет обойтись без участия государства.  Международные финансовые институты первым делом потребуют суверенную гарантию Республики Казахстан против выданных займов.   Такие займы фактически являются государственным долгом, пусть и взятым на баланс через наши квазигосударственные организации.  Это уже не коммерческий, а государственный проект и «инвестициями» такое не называется.   В Казахстане необходимо прекратить использовать, вводящий общественность в заблуждение термин «инвестиции» в отношении проектов, которые финансирует государство или квазигосударственный сектор, — их прямо надо называть «государственное финансирование».

Одним из вероятных участников тендера на строительство Казахстанской АЭС будет Росатом.  С учётом того как развивается проект Узбекской АЭС, Правительству Казахстана и Минэнерго Казахстана стоит задуматься что сулит участие Росатома в нашем тендере на строительство АЭС.  В частности, нам нужно спросить себя:

  • Зачем нам участник (не обязательно Росатом, а любой участник), у которого нет денег на строительство полноценной АЭС? Турция сумела привлечь Росатом в виде полноценного инвестора, который сам строит, владеет и будет оператором АЭС в Аккоюнлу.  Это хорошая сделка.  Об этом я писал в своей статье: Казахстанская атомная электрическая станция (kazanalytics.kz).  Вот если бы Росатом предложил построить Казахстанскую АЭС по «турецкой схеме», тогда да, это были бы хорошие условия для нашей страны.  Тендер как раз выявит на что реально готов пойти Росатом, чтобы построить АЭС по собственному проекту в Казахстане.  Кредит от России – это просто кабала, которая сделает нашу страну еще больше зависимой от Москвы.  Если так очень хочется построить нам АЭС, пусть Росатом строит её по «турецкой схеме».
  • Еще очень важный момент – «международные финансовые институты», такие как Всемирный Банк, Международный банк реконструкции и развития, Азиатский Банк, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития – все контролируются Западом. Вряд ли Казахстан получит от них деньги, если АЭС будет строить Росатом.   Другие международные финансовые институты, которые Запад не контролирует напрямую, тем не менее все без исключения сильно завязаны на Запад и вероятно побоятся давать деньги, если АЭС будет строить Росатом.
  • Запад уже вводит санкции против структур Росатома. Например, Великобритания ввела санкции против 9 компаний, связанных с Росатомом. Это, в частности, компания UMATEX, производящая композиционные материалы на основе углеродного волокна Росатома, и компания TRINITI, чьи исследования и разработки в области лазерной физики финансируются за счет государственного оборонного заказа РФ; Австралия ввела отдельные санкции против дочерних компаний Росатома, занимающихся ядерными исследованиями, развитием инфраструктуры и производством оружия; Япония ввела санкции против ФГПУ «Атомфлот»; США запретили ввоз ядерного топлива производства Росатома с некоторыми исключениями до 2028 года; Германия задерживает поставку промышленных компьютеров Siemens на АЭС, строящиеся Росатомом.  Не далёк тот день, когда и сам Росатом возможно подпадёт под западные санкции.  В 2028 году США планируют полностью остановить импорт российского ядерного топлива, а там Вашингтон не будет тянуть с санкциями против Росатома.  Мы явно не успеем построить свою АЭС до этого срока (если выберем Росатом в качестве генерального подрядчика), ведь АЭС строятся минимум 10 лет и это, не считая этапа подготовки к строительству.  А откровенно враждебные отношения между Западом и Россией скорее всего сохранятся на долгие десятилетия.
  • Росатом хоть и имеет большую часть технологий для строительства АЭС, но все равно полагается на западное оборудование и технологии. После распада Советского Союза многие технологические решения при строительстве АЭС в России поменялись на лучшие образцы западного производства, а сама Россия утратила некоторые технические компетенции при строительстве АЭС.  Это как их ракеты «Искандер», — вроде не разучились ракеты строить, а вот только вся электронная начинка западная.  Распад СССР стал возможным в том числе в связи с неспособностью Советского Союза перейти с «аналоговых» на «цифровые» электронные системы. Современная Россия как оказалось также не смогла перейти на собственные цифровые электронные системы в период «хороших» отношений с Западом и по-прежнему использует западные технологические решения.  У Казахстана могут возникнуть технологические проблемы на этапе ввода в строй АЭС, если её будет строить Росатом.  Для ракет «Искандер» можно контрабандой привести западные чипы.  Ну что мы будем контрабандой завозить западное оборудование на свой АЭС?  Это же абсурд.  Что будем делать с программным обеспечением для западных промышленных компьютеров, которые управляют АЭС (кстати, их можно выключить на расстоянии)? А зачем нам железобетонный памятник в степи за $15 млрд долларов США?  Такая неудача может вызвать и внутренний кризис в Казахстане.  В мире немало примеров, когда неудачные проекты национального масштаба вызывали правительственные кризисы и содрогались основы государства.  Представьте себе недостроенный ЛРТ в Астане, только раз в 15 больше и к чему это приведет.
  • Росатом конечно же может предложить Казахстану и экспериментальный АЭС малой мощности, только вот зачем он нам нужен? Узбеки решили строить, ну это их решение.  Пусть эксперимент проводят на себе.

Подытожим

Стоит ли Казахстану торопиться с провидением тендера?  Если Казахстанскую АЭС будет строить Росатом у нас появятся вышеописанные проблемы.  На риски можно пойти только если Росатом твердо заявит, что построит АЭС по «турецкой схеме», то есть за свой счет, сам будет владеть и выступать оператором АЭС.  А если тендер выиграет другая компания, то Москва сильно обидеться и натолкнемся на ненужную нам конфронтацию.

Необходимо дождаться результатов Российско-Украинской войны, возможно у Москвы сил не хватит даже на АЭС малой мощности в Узбекистане (ведь полноценную АЭС узбекам они построить не могут уже сейчас), а там мы сможем провести тендер в спокойной, не политизированной обстановке.  Если Россия проиграет войну, ей вообще будет не до своих зарубежных энергетических проектов.  Очевидно, Россия хотела продемонстрировать на примере Узбекской АЭС силу и геополитическую мощь странам Центральной Азии (прежде всего имея ввиду нашу страну, ведь будем откровенны у других стран просто денег нет на атомную станцию), но на самом деле, этот «скукожившийся» проект показывает, что Россия начала «проседать».    А эта еще одна веская причина почему не стоит спешить с Казахстанской АЭС.

Автор: Нуржан Шайкенов

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Стратегия развития Кашагана

Кашаган является крупнейшим нефтегазовым месторождением Казахстана.  Достаточно сказать, что Кашаган занимает по запасам нефти 6 место среди мировых месторождений.  На территории бывшего СССР, это первое по запасам...

Ждет ли нас новое 9/11?

Неужели  нас ждет еще одно 11 сентября? Почему высшие должностные лица службы безопасности США — глава Центрального командования генерал Эрик Курилла, директор ФБР Кристофер Рэй, генеральный прокурор США Меррик...

Об итогах 24-го Саммита ШОС в г.Астане и вкладе Казахстана в деятельность Организации

Республика Казахстан, как одно из государств-основателей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), с первых дней ее создания принимает самое активное участие в деятельности Организации и привержена к дальнейшему...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока