24.06.2022
Новое исследование древних изменений климата показало, что около 1500 лет назад Южная Аравия пострадала от многолетней засухи. Это, вероятно, способствовало падению некогда могущественного еврейского царства, контролировавшего большие территории, которые сегодня принадлежат Йемену, Оману и Саудовской Аравии.
Упадок древнего царства Химьяр в VI веке и последовавший за ним вакуум власти в Аравии, возможно, способствовали подъему и распространению ислама по всему региону менее ста лет спустя, предполагает статья, опубликованная на этой неделе в журнале Science.
Указание на засуху проливает некоторый свет на корни социального и политического хаоса предисламской Аравии, а также звучит предупреждением для современности (если в этом еще была необходимость) о том, как изменение климата может быстро привести в упадок даже самую развитую цивилизацию.
«Мы не говорим, что засуха была единственным фактором, но она, возможно, способствовала и усугубила существующие социальные и экономические проблемы, помогая создать ситуацию perfect storm (англ. «идеальный шторм». – Прим. «Деталей») – то есть такое сложение ряда неблагоприятных факторов, что их суммарный негативный эффект существенно возрос, и это привело к гибели Химьяра и возникновению ислама», – говорит профессор Доминик Флейтман, геолог из Базельского университета в Швейцарии и ведущий автор исследования.
Химьяритское царство было основано во II веке до н. э. на территории современного Йемена. Оно постепенно расширило свой контроль на большую часть Южной Аравии, завоевав соседние государства, в том числе Сабу – древнее царство (по библейскому рассказу, царица Савская посетила царя Соломона).
В IV веке н. э. химьяритская элита отказалась от своих исконных политеистических верований и обратилась в иудаизм, за ней последовала неизвестная часть остального населения.
Выбор иудаизма в качестве государственной религии мог быть способом сохранить нейтралитет между различными соперничающими региональными державами: христианами Византийской империи и Аксумского царства в Эфиопии, а также зороастрийцами Персидской империи. Все эти державы следили за прибыльной торговлей специями в Аравии, которая обогатила Химьяр, и в конечном итоге сыграли свою роль в упадке царства.
До VI века Химьяру удавалось отражать иностранные посягательства, но около 525 года он внезапно пал под ударами вторгшихся эфиопских войск. Что же случилось? Пытливые геологи и археологи хотели знать, были ли другие причины падения.
Чтобы ответить на этот вопрос, Флейтман и его коллеги извлекли данные о древнем климате из сталагмита в пещере Хоти на севере Омана. Сталагмиты и сталактиты, которые формируются на протяжении тысячелетий из минеральных веществ, отложенных водой, стекающей в пещеры, содержат записи о прошлых осадках в своих годичных кольцах, что напоминает годовые кольца деревьев.
В очень дождливые годы больше воды проникает под землю и формация больше разрастается, в более засушливые годы – наоборот. Таким образом, после датировки колец в сталагмите по распаду изотопов, исследователи могут по химическому составу слоев породы приблизительно определить, сколько дождя выпало в каждый конкретный год.
В случае сталагмита из Омана, который начал формироваться около 2600 лет назад, исследователи обнаружили свидетельства сильной засухи между 500 и 530 годами. По словам Флейтмана, количество осадков упало более чем вдвое по сравнению с современным средним значением, что привело, возможно, к самой сильной засухе в Южной Аравии за последние 10 тысяч лет.
В Южной Аравии ежегодно выпадает от 50 до 255 миллиметров осадков в результате сочетания зимних дождей и летних муссонов. Это немного, но достаточно, чтобы поддерживать сельское хозяйство в древнем Химьяре.
На самом деле в тот же период в пустыне Негев на территории современного Южного Израиля, где осадков выпадает еще меньше, существовали процветающие византийские фермы. Химьяриты умело управляли своими скудными источниками воды с помощью террасных полей и сложной ирригационной системы, жемчужиной которой была знаменитая Марибская плотина.
Построенная сабеями в VIII веке до н. э. а затем периодически восстанавливаемая и расширяемая химьяритами, эта плотина длиной 650 метров и высотой 15 метров использовалась для сбора воды муссонных дождей и орошения полей площадью до 100 квадратных километров.
Но даже эти передовые системы не могли поддерживать сельское хозяйство в условиях такой продолжительной и сильной засухи. Анализ сталагмита Хоти дополняется историческими записями и данными из других точек Ближнего Востока, которые говорят нам, что засуха затронула весь регион, в результате чего Силоамский источник в Иерусалиме пересох в 520-х годах, а уровень воды в водоемах от Мертвого моря в Израиле до озера Неор в Северном Иране упал.
«В то время в Химьяре, возможно, была одна из самых эффективных и передовых ирригационных систем в мире, такая же, как сегодня в Израиле, – отмечает Флейтман, добавляя, что выводы его команды несут важный сигнал для современного мира, который сталкивается с усиливающейся угрозой засухи, вызванной антропогенным изменением климата. – Несмотря на наличие всех этих технологий, всегда наступает момент, когда вы достигаете критической точки: климат становится слишком плохим, а количество осадков – слишком низким».
Геолог не верит, что засуха была единственной причиной гибели Химьяра, но, учитывая голод, миграции, беспорядки и конфликты, которые обычно влекут за собой такие события, скорее всего, она была фактором, который сделал царство слабым и уязвимым.
Например, древние летописцы сообщают, что последний еврейский царь Химьяра преследовал христианское меньшинство, вырезав часть христианского населения Наджрана в современной Саудовской Аравии – акт, который, в свою очередь, был использован аксумскими христианами как оправдание для вторжения.
Как это часто бывает в истории, вполне возможно, что эти преследования были вызваны социальным и экономическим кризисом, вызванным засухой, предполагает Флейтман.
После аксумского завоевания в 525 году Химьяр на короткое время возродился в середине VI века под предводительством Абрахи, эфиопского полководца, объявившего себя царем и провозгласившего независимость от Аксума. Возможно, благодаря засухе Абраха расширил свои владения на Центральную Аравию, дойдя до Мекки и Медины.
Но, основываясь на данных о сталагмитах из Омана, нехватка воды вернулась в последние десятилетия VI века. Нанеся последний удар по престижу и экономике Химьяра, монументальная Марибская плотина рухнула около 570 года и перестала функционировать. Это событие было настолько катастрофическим, что позднее было упомянуто в Коране как божья кара местным жителям.
Между прочим, неудивительно, что плотина, казалось бы, была разрушена наводнением в разгар засухи, рассказывает Флейтман. По его словам, засухи, как правило, высушивают верхний слой почвы, он затвердевает и хуже впитывает влагу, что превращает случайный ливень во внезапный паводок, достаточно мощный, чтобы пробить стену плотины.
Когда Химьяр окончательно выпал из геополитической картины, Византийская и Персидская империи могли свободно соперничать за влияние на Южную Аравию и ее богатую торговлю миррой и ладаном. Но очень быстро эти две державы также нанесли друг другу сильнейшие удары в долгом и кровавом конфликте, который длился с 602 по 628 год.
Все эти события в конечном итоге подготовили почву для появления новой религиозной и политической идентичности в Аравии, говорит Флейтман. Кризис на юге Аравии увеличил значение экономических и паломнических центров дальше на север, таких как Мекка и Медина.
Из-за экономических потрясений и политической раздробленности того периода объединение племен Аравии под новым руководством, которое они в конечном итоге нашли в пророке Мухаммеде и его преемниках начиная с 620-х годов, было лишь вопросом времени.
«Население испытывало большие трудности в результате голода и войны, – говорит Флейтман. – Это означало, что ислам встретил благодатную почву: люди искали новую надежду, что-то, что могло бы снова объединить людей как общество. Новая религия предлагала это».
https://detaly.co.il «ДЕТАЛИ«