KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Реформа нефтяной отрасли Казахстана – Что делать?

Реформа нефтяной отрасли Казахстана – Что делать?

29.04.2020

Сейчас приходит постепенное осознание того, что низкие цены на нефть (основной экспортный товар Казахстана) придут надолго. Конечно, кризис обнажит все экономические проблемы, в том числе и в нефтяной отрасли.  Становится очевидным, что Казахстан нуждается в структурных реформах, которые облегчат боль от экономического шока.   Хотелось бы поговорить о существующих проблемах, а самое главное какие шаги помогут Казахстану?

Товарная биржа

Казахстану необходимо включить сырую нефть в качестве биржевого товара на своих товарных биржах. Если бы организовали биржу с мировой ценой на нефть внутри страны, то может быть и не нужно будет «уговаривать» нефтяные компании отгружать нефть на местные НПЗ, они сами выстроятся в очередь.  Не нужно будет в контрактах на разведку и добычу вставлять положения о том, что часть нефти должна отгружаться на местные НПЗ.  Все нефтяники стремятся отгрузить нефть на экспорт, потому, что внутренняя цена на нефть сильно отличается от мировой.  На самом деле, никакой экономии от того, что внутренняя цена на нефть на порядок ниже мировой не происходит.  Значительная маржа от таких сделок  также не имеет никакого отношения к модернизации местных НПЗ.

Включение сырой нефти в торговлю через казахстанские биржи и её обязательная покупка местными НПЗ через товарные  биржи страны либерализует рынок и устранит монополизм.  Это приведет к выравниванию мировой и местной цены на нефть и нефтепродукты.  Кроме того, такая система позволит более справедливо увязывать цену на нефть с  ценой на производимые нефтепродукты.

Отказ от проектной системы разработки месторождений

Необходимо полностью отменить систему проектной документации, которая лежит в основе заключения контрактов на разведку, разведки для оценки, добычи, сжигания попутного газа.  Такие обоснования для заключения контрактов, лиценций и их продления архаичны и достались нам в наследство от давно почившего СССР.

Проектная система требует от недропользователей прохождения различных комиссий, включая Комитета геологии, Центральной Комиссии по разведке и разработки недр (ЦКРР), экспертного совета, рабочей группы Министерства энергетики.  Всё это отнимает время, приводит к дополнительным издержкам в виде привлечения проектных институтов через систему проведения тендеров, фактически никто не читает эти проекты, в связи с тем, что они очень объемные, а на комиссиях в один и тот же день часто защищаются десятки недропользователей.

Кроме того, существует конфликт интересов, так как члены ЦКРР часто являются одновременно директорами/учредителями привлекаемых недропользователями проектных институтов, поэтому комиссии проходят формально.

Проектная система не позволяет недропользователям сосредоточиться на разведке и добычи месторождений.  В проектной системе нет никакого смысла, ибо в контрактах и лицензиях и так написано, что за всё отвечает недропользователь.

Контракт на совмещенную разведку и добычу должен выдаваться на основании заявки недропользователя с планируемым объемом добычи и расчетом доходов государства и этого должно быть более, чем достаточно для подписания контракта или выдачи лицензии.

Разведка всегда, добыча сразу

Недропользователь должен иметь возможность проводить разведку на любом этапе и на любой части контрактной территории и на любой глубине пласта вплоть до кровли геологического фундамента.  Государству на самом деле невыгодно разделять этапы разведки и добычи.  Все контракты и лицензии должны быть совмещенными.  Государство должно стимулировать недропользователей как можно быстрее перейти на этап добычи, потому что это ведет к пополнению казны.

А у нас дают сначала разведку (максимально 6 лет), делят её на 2-летние этапы, вручают контракты горе-недропользователям, которые ничего не делают, а только продлевают разведку (спекуляция иностранцам гораздо дешевле инвестирования в производство), потому что реального стимула переходить на добычу нет.  Обнаружил недропользователь, что-то или нет, и в независимости от добычи недропользователь должен платить постоянное роялти, а от системы бонусов нужно отказываться.  Отказ от бонуса коммерческого обнаружения – шаг в правильном направлении.  Это никак не стимулирует недропользователей и невыгодно государству.

Реально стимулировать недропользователя можно поставив минимальные роялти в первый год и потом по нарастающей, а при неисполнении немедленный отзыв.  Тогда недропользователь и будет заинтересован немедленно начать добычу, потому, что иначе прогорит.

И не нужно придумывать после истечения максимального срока разведки этап разведки для оценки месторождения (та же разведка, только разрешает добычу для оценки целесообразности промышленной добычи) и этап добычи.

Не нужно прогонять недропользователей через всю бюрократию прохождения проектов на разведку и добычу, и дополнений к контракту на недропользование.

Недропользование «под ключ»

Недропользователь должен иметь возможность проводить операции по недропользованию без дополнительных согласований и разрешений, всё должно быть «под ключ» в законе, контракте или лицензии.

В настоящее время даже точки бурения скважин нужно согласовывать с Министерством энергетики и Комитетом геологии уже после подписания контракта, на основе отдельного проекта и потом подписывать дополнение к контракту.  Такая информация должна предоставляется только в уведомительном виде в государственные органы.

Нужно сразу давать недропользователю разрешение на сжигание попутного газа в рамках контракта и лицензии, без дополнительных экологических проектов.  Часто, многие месторождения Казахстана находятся далеко от любой инфраструктуры и населенных пунктов, что делает требование Министерства энергетики об утилизации попутного газа экономически нецелесообразным, но компетентный орган всё равно требует программу утилизацию газа.  Недропользователю законодательно должно быть разрешено (там где это экономически невыгодно) сжигать газ на факелах без программ утилизации, по усмотрению недропользователя.  Такое ведь можно заранее предусмотреть в контрактах и лицензиях, ведь компетентный орган прекрасно знает, что если ближайшее село находиться в 150 км от месторождения, тянуть к нему трубу не имеет никакого смысла.

Казахстанское содержание – отказаться от формализма, реальная защита всего казахстанского

Отдельного упоминания стоит попытка государства заставить недропользователей использовать казахстанское содержание в товарах, работах и услугах (ТРУ).  Все эти благие намерения застряли в бюрократическом формализме.  Вместо того, чтобы реально продвигать казахстанское – формально прописали нереальные и заранее неисполнимые процентные требования по казахстанскому содержанию и не особенно то и следят за исполнением этих положений, а недропользователи ломают голову как бы подбить что-нибудь под казахстанское.

Необходимо отменять требование на проведение тендеров ТРУ.  Это просто прямое вмешательство в частный бизнес.  Недропользователь сам должен решать с кем ему заключать договора и не тратить свое время на тендера (если только не является государственной компанией), тем более это всё формально обыгрывается, выставляются заранее согласованные с «нужным» подрядчиком технические требования, которые только он и может исполнить, и государству это ничего не дает.

Несмотря на законы, защищающие казахстанских работников, реальность совершенно другая. Иначе как объяснить то, что отдельные недропользователи привлекают в Казахстан простых рабочих-иностранцев, игнорируя наших граждан.  Такое всплывает после каждого трудового конфликта, где работают иностранцы.

Кроме того, приезжающие в Казахстан иностранцы, работающие по вахтовому методу, вообще не платят налоги в нашей стране.  В связи с тем, что они работают меньше 183 дней в Казахстане, иностранные вахтовики не подпадают под казахстанское налогообложение согласно соглашениям об избежание двойного налогообложения.  Казахстану нужно пересмотреть такие соглашения об избежание двойного налогообложения или просто денонсировать их.

Вопрос по защите казахстанских рабочих мест, решается легко.  Введите налог на привлечение иностранного специалиста – за каждого пусть платят в казну $100 000 долларов США в год и пусть себе привлекают.  Рабочих, которым платят 2-3 тысячи долларов США в месяц, точно перестанут привлекать.  Недропользователю не будет выгоды платить 24 тысячи в год и еще 100 тысяч в казну.  Лучше казахстанского специалиста взять.

Надо придумать механизмы (налоговые) при котором недропользователям было бы выгодно использовать казахстанские ТРУ.  Введите НДС на импорт ТРУ в размере 24%, а местное уменьшите хотя бы до 6%.  Тогда и будут покупать местное.  На заре независимости страны, правительство же пошло на встречу крупным иностранным инвесторам, ввело специальные таможенные режимы и вообще отменило им НДС.

Реформа законодательства о банкротстве – необходим быстрый механизм перезапуска нефтяных компаний

Существующий закон о банкротстве Казахстана это сага о недоверии государства частному предпринимательству и нежелание чиновников взять на себя ответственность.  Иначе как можно объяснить время отведенное для процедуры банкротства в 9 месяцев и возможность реабилитации (что позволяет некоторым недобросовестным лицам задерживать смену собственников активов).  Архаичный закон не позволяет осуществить быструю смену собственников и списание долгов, включая задолженности по налогам и прочим обязательствам перед государством, что приводит к остановке предприятий, которое длится годами.

Вот сейчас последует серия банкротств нефтяных компаний Казахстана и что вы думаете произойдет в реальности?  А просто акционеры таких компаний до бесконечности будут тянуть с банкротством, постараются перейти на реабилитацию (кто же хочет потерять активы); банки давшие кредиты таким компаниям вынуждены будут подгонять провизию и исполнять пруденциальные нормативы Национального Банка и просить помощь у государства – иначе сами прогорят; налоговые органы вместо того, чтобы иметь возможность сразу арестовать и реализовать активы в пользу государства будут сидеть, как статисты и ждать; месторождения будут простаивать – добыча встанет, налогов ноль, люди теряют работу.  Всё это в интересах государства?

В интересах государства быстро перезапустить неудавшийся бизнес, а у нас опять перегрузили судебную систему, прикрылись именем Республики Казахстан, чтобы только не отвечать за возникшую проблему.

Хотя бы это сделайте….

Если важный чиновник в Министерстве энергетики уехал в отпуск или командировку/заболел это немедленно приводит к остановке подписания документа, необходимого недропользователю.  В Казахстане необходимо законодательно ввести обязанность подписания документов, лицом замещающим любого чиновника.

В американских компаниях, государственных учреждениях есть такое понятие Acting Authority – Действующее должностное лицо.  Неважно есть человек или нет его на месте, в западных организациях никто не ждёт, всё подписывает Действующее должностное лицо, которое назначается либо заранее, либо перед уходом в отпуск/командировку/на больничный.

А у нас вице-министр уехал… всё встало, переносится какая-нибудь комиссия… десятки недропользователей ждут.  Ну это же вредительство всем, и государству в первую очередь и недропользователям.  К сожалению, такая «система» существует в любом государственном учреждении Казахстана.

И ещё сократите, пожалуйста, все эти комиссии и экспертные советы.   Если уж так хочется иметь коллегиальный орган для так сказать учёта всех мнений и взаимной ответственности руководителей высшего звена, ну что же создайте при каждом министерстве Казахстана – Единый Коллегиальный Совет, который принимал бы решения по ключевым вопросам на основе консенсуса.

В общем проблем много, писать о них можно бесконечно.  Решения этих вопросов и есть структурные реформы, которые очень необходимы нефтяной отрасли страны.  Но для Казахстана этот вопрос очень важен, так как благодаря и вокруг нефтедолларов и выросла экономика нашей страны.

Автор: Шайкенов Нуржан

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока