KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Российско-Западная энергетическая война

Российско-Западная энергетическая война

25.02.2023

Ход конфликта и первые результаты.  Реакция нейтральных государств.  Как быть Казахстану.

Наряду с Российско-Украинской войной в средствах массовой информации (СМИ) достаточно хорошо освещается развернувшееся противостояние в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК) между Россией с одной стороны и Западом (прежде всего Европой) с другой стороны.  В то же время обе стороны ведут информационно-психологические специальные операции и конечно используют для этого СМИ.  Как и во всякой войне, обе конфликтующие стороны превозносят свои успехи, преуменьшают свои потери и соответственно преуменьшают достижения противной стороны, одновременно преувеличивая чужие потери.  Нам же нужен объективный и нейтральный анализ.   Настоящая статья является попыткой дать такой развернутый анализ по итогам года противостояния России и Запада в энергетической сфере.

Условно это противостояние я обозначил «Российско-Западной энергетической войной».   Чем обусловлено это противостояние?  Во-первых, конечно, самим фактом того, что Россия является одной из крупнейших энергетических держав мира.  На Россию приходиться по разным оценкам 13,4% мировых запасов нефти и 2 место в мире по производству и экспорту; 41,7% мировых запасов газа (1 место в мире по запасам) и 2 место в мире по производству и 1 место в мире по экспорту; 9,5% мировых запасов каменного угля и 28,4% мировых запасов бурого угля и 6 место в мире по производству угля; 4 место в мире по запасам и 7 место по производству урана в мире.  Во-вторых, именно ТЭК является основой экономики России и её основным экспортным товаром.  В-третьих, в силу исторически сложившихся торгово-экономических связей Россия стала основным поставщиком энергоресурсов для Европы, а в некоторых сферах стала даже доминирующим поставщиком энергоресурсов.  В-четвертых, именно расхождение интересов в сфере ТЭК между Украиной и Россией стали одной из ключевых экономических причин вооружённого конфликта между этими государствами.

Причины энергетической войны

Запад в ответ на агрессию России против Украины ввёл против неё беспрецедентные санкции.  Разумеется основные санкции Запада направлены именно против российского ТЭК, потому как это наиболее болезненно может отразиться на российской экономике, а стало быть на возможности финансировать боевые действия в Украине.   В тоже время Россия посчитала, что зависимость Европы от российских энергоресурсов позволяют и ей развернуть «боевые действия» именно в сфере ТЭК.

Санкции Запада против российского ТЭК:

  • отказ Германией сертифицировать газопровод Северный Поток-2 (с 22 февраля 2022 года);
  • запрет на поставки товаров, оборудования и технологий для нефтепереработки, нефтедобычи и нефтеразведки;
  • ограничения на заимствования на рынке капиталов для крупнейших нефтегазовых компаний России;
  • запрет на новые инвестиции в сфере российского ТЭК и финансировать компании, которые занимаются такими инвестициями;
  • ограничение возможности российских нефтегазовых компаний вести расчёты в долларах, евро, йенах и фунтах;
  • персональные санкции против «капитанов» российского бизнеса в сфере ТЭК;
  • запрет на импорт российских энергоносителей — США (с 9 апреля 2022 года); Австралии (с 25 апреля 2022 года); Канады (с 11 марта 2022 года); Новая Зеландия (с 11 октября 2022 года); Великобритания (с 31 декабря 2022 года); ЕС (с 1 августа 2022 года на уголь; с 5 декабря 2022 года на импорт нефти по морю; и с 5 февраля 2023 года на импорт нефтепродуктов); Япония (с 8 апреля 2022 года на уголь); Швейцария (с 27 апреля 2022 года на уголь и с 29 июня 2022 года присоединилась к санкциям ЕС по нефти и нефтепродуктам);
  • установления потолка цен на нефть (не более $60 за баррель), нефтепродукты (не более $100 за баррель на нефтепродукты высокой переработки, торгуемые с премией к нефти и не более $45 за баррель на нефтепродукты, торгуемые со скидкой к нефти) и газ (не более $2000 за тысячу кубометров) минус 5% от установленного потолка цен с возможностью постоянного пересмотра, поступающие из России в пользу третьих стран, подкрепляемых ограничениями для западных компаний по страхованию, трейдингу и транспортировке российских углеводородов;
  • запрет на импорт нефтепродуктов из Республики Беларусь и эмбарго на российские углеводороды, идущие транзитом через Беларусь наносят серьезный экономический ущерб Минску; мощность переработки белорусских НПЗ упала на 60%.  Беларуси впору задуматься о консервации одного из двух своих НПЗ;
  • ряд нефтегазовых компаний Запада объявили о добровольном уходе с российского рынка, закрыли свои предприятия и списали убытки;
  • несколько европейских энергетических компаний подали в суд против Газпрома с требованием компенсации за нарушение контрактных обязательств по поставкам газа. Самый крупный иск подала немецкая Uniper на 12,5 млрд долларов.

Что остаётся в арсенале Запада? 

  • Запад сделал ряд временных исключений для экспорта российских углеводородов в Европу с учётом местной специфики, в частности разрешён экспорт до 10 млн тонн нефти по трубопроводу Дружба в Словакию, Чехию и Венгрию; разрешён экспорт газойля в Чехию и Хорватию; разрешены эксплуатация НПЗ Лукойла в Варне (Болгария) и Приоло (Италия) на российском сырье; обсуждается возможность экспорта казахстанской нефти на НПЗ Роснефти в г. Шведт, Германия в объеме 6 млн тонн в год через нефтепровод Дружба;
  • возможные санкции против нефтехимической отрасли России (обсуждается запрет на экспорт асфальта и синтетического каучука);
  • на Западе заморожены активы крупных нефтегазовых компаний России, но пока политического решения об их национализации и конфискации ещё не принято.

 Санкции России против Запада в сфере ТЭК:

  • требование о продаже российского газа в «недружественные страны» исключительно за российские рубли с 31 марта 2022 года; впрочем данная санкция отменена с 25 декабря 2022 года;
  • Газпром прекратил поставку газа в Болгарию и Польшу (с 27 апреля 2022 года), Финляндию (с 21 мая 2022 года), Нидерланды (с 30 мая 2022 года), Данию (с 31 мая 2022 года); полностью прекратил поставки газа по маршруту Ямал-Европа (с 11 мая 2022 года), сократил объем поставок газа по Северному Потоку-1 до 20% (с 26 июля 2022 года), а потом и вовсе прекратил по нему поставку (со 2 сентября 2022 года), прекратил поставки газа в Литву (со 2 апреля 2022 года), Латвию (с 30 июля 2022 года) и Эстонию (с 1 января 2023 года), существенно сократил объем прокачки газа через Украину в Европу;
  • неустановленными лицами совершен подрыв (26 сентября 2022 года) газопроводов Северный Поток-1 и одной из веток Северный Поток-2, что теперь не позволяет использовать этот маршрут поставки газа в Германию чисто физически. Запад и Россия обвиняют друг друга в преднамеренном подрыве газопроводов;
  • Россия разрешила выплачивать дивиденды, продажу активов и ценных бумаг российских резидентов компаниям-учредителям из недружественных стран только в рублях с зачислением на специальные счета; в связи с тем, что большая часть западных инвестиций приходилась на российский ТЭК, данная мера фактически замораживает их инвестиции в России;
  • 30 июня 2022 года Президент РФ Путин подписал указ о передаче государству активов компании-оператора проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy. Причиной такого решения объявлена «угроза национальным интересам России и её экономической безопасности» в результате нарушений по разработке  месторождений нефти и газа иностранными физическими и юридическими лицами.  Акционерам Sakhalin Energy был отведён месяц на то, чтобы дать согласие о принятии долей, пропорционально текущим, в новом операторе. Имущество оператора было передано в собственность РФ и в безвозмездное пользование создаваемой организации, а покупка долей, вышедших из проекта компаний, стала возможна только российским юридическим лицом.

Что остаётся в арсенале России?

  • Газпром продолжает экспорт газа в Европу через Украину (примерно 13-16 млрд кубометров ежегодно) в Венгрию, Молдову и квази государственное образование Приднестровье; через Турецкий Поток (примерно 7 млрд кубометров ежегодно) на Балканы, в частности Сербию и Венгрию. Конечно, Россия может сократить эти объемы, но тогда пострадают европейские страны, которые остались в хороших отношениях с Москвой (Венгрия и Сербия), а перекрытие газа в так называемое Приднестровье может поставить вопрос о его существовании.  Единственная причина по которой Украина и Молдова терпят существование так называемого Приднестровья, продолжающиеся поставки российского газа, но если они все-таки решаться уничтожить Приднестровье, Россия сразу же прекратит поставки газа по маршруту Уренгой-Помары-Ужгород;
  • Российские предприятия продолжают морские поставки сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Европу, достигающие эквивалента 16,5 млрд кубометров газа ежегодно. Москва может свернуть и эти поставки в Европу, но во-первых сейчас в Азии не такой большой спрос на газ (Китай только открывается), во-вторых, цены на СУГ в Европе выше чем в Азии.  Как только США выдут на новые мощности СУГ необходимость в поставках российского СУГ в Европу отпадёт;
  • Западные нефтегазовые компании инвестировали до 100 млрд долларов в Россию, теперь это фактически замороженные инвестиции, с перспективой их национализации и конфискации.

 Нефтяное «сражение»

Нефтяное сражение между Западом и России в самом разгаре, но можно видеть промежуточные итоги.

Чего достиг Запад?

  • В целом нефтяное сражение не слишком затратное дело для Запада, остаются лишь узкие места вроде нефтепровода Дружба и необходимость калибровки НПЗ, заточенных под российский сорт нефти Юралс;
  • Торговый флот некоторых стран Запада (Греция, Кипр и Мальта) оказался сильно связан с перевозкой нефти и нефтепродуктов России, но это тоже преодолимо и также взаимно в случае с Россией;
  • Полностью поставки российских углеводородов в Европу еще не прерваны, обе стороны не спешат захлопывать двери наглухо;
  • Наиболее всего Запад пострадает в случае взаимных национализаций и конфискаций активов транснациональных нефтегазовых компаний, поэтому обе стороны пока избегают применения таких мер.

Чего достигла Россия?

  • Потолок цен на российскую нефть в 60 долларов США за баррель стал одним из факторов дальнейшего снижения её цены до значений 51 долларов США за баррель, что практически на 30 долларов США меньше чем североморский сорт нефти Брент;
  • Между тем усреднённая себестоимость нефти сорта Юралс в российских портах составляет $40 за баррель, плюс стоимость фрахта до Индии или приморских районов Китая ещё $10-12 за баррель.  Таким образом, продажи российской нефти проходят на грани рентабельности;
  • Россия вынуждена предлагать свою нефть сорта Юралс новым покупателям с значительной скидкой по сравнению к стоимости североморского сорта Брент. По некоторым данным скидки достигают 30% и даже больше.  До Российско-Украинской войны Юралс торговался со скидкой в пределах $3 долларов за баррель.  В настоящее время в России обсуждают новый расчет цены на нефть, который фактически для налоговых целей ограничит скидки экспортеров (исходя из рыночной стоимости сорта нефти Брент минус $25 за баррель с 1 июля 2023 года) и возможно сделает российскую нефть менее привлекательной для Индии и Китая.  Цель Правительства России здесь чисто фискальная пополнить бюджет на 600 млрд рублей от нефтяников;
  • Россия несёт дополнительные затраты на транспортировку, трейдинг, страхование, которые по всему миру в основном контролируются Западом, а цены на эти услуги поднялись именно для российских экспортеров углеводородов;
  • В свое время СССР, да и нынешняя Россия инвестировали десятки миллиардов долларов в нефтяную инфраструктуру, заточенную именно для экспорта нефти в Европу. Это приносило огромные доходы.   Широкомасштабная война с Украиной поставило под вопрос все эти инвестиции, часть из которых скорее всего не будут востребованы многие предстоящие десятилетия;
  • Россия вынуждена инвестировать деньги в новую инфраструктуру для транспортировки своих углеводородов на новые рынки, например, по некоторым данным российские компании выкупили на рынке 110 поддержанных танкеров за 2,2 млрд долларов США, но это не сильно спасает ситуацию, а в будущем такой старый флот может привести к экологической аварии, которая подпортит репутацию и вылезет в копеечку;
  • Россия вынуждена отправлять свою нефть в далёкую Индию и Китай, что также сказывается на себестоимости нефти; сравните сами маршрут порт Усть-Луга на Балтике в Роттердам, Нидерланды 1200 морских миль танкер проходит за 4 суток в одном направлении, а вот тот же маршрут до Мумбай, Индия 7400 морских миль танкер проходит за 24 суток, что в 6 раз дольше;
  • Заявление России, что она снижает добычу на 500 тысяч баррелей в сутки якобы в ответ на санкции Запада выглядят хорошей миной при плохой игре. В реальности скорее всего инфраструктура не позволяет отправить эти 500 тысяч баррелей в сутки на новые рынки;
  • Европейский рынок нефти будет перераспределен в основном между Арабскими странами Персидского залива, возможно частично таких стран как Гайана, Бразилия и Казахстан;
  • Сокращение объемов экспорта нефти, а также понижения цены на российскую нефть неизбежно приведут к бюджетному дефициту (по результатам 2022 года бюджетный дефицит составил 3,3 трлн рублей) как Российской Федерации, так и к убыткам нефтегазовых компаний России. Постепенно России придется запустить руку в Фонд Национального Благосостояния (в 2022 году на латание дыр в бюджете и помощь госкомпаниям изъяли 4 трлн рублей); золотовалютные резервы Центробанка; делать внешние и внутренние заимствования; поднимать налоги (в настоящее время предлагается всем компаниям (кроме нефтяных) с прибылью выше 1 млрд рублей произвести разовый платеж в бюджет, что позволит собрать 250-300 млрд рублей); и в о концовке запустить печатный станок на полную катушку за которой последует гиперинфляция (в настоящее время рубль опять опустился до 75 рублей к доллару США).  Это также приведет к существенному сокращению валютных поступлений в страну и как следствие сокращению импорта товаров и росту цен;
  • В долгосрочной перспективе отсутствие инвестиций в российский ТЭК, запрет на передачу западных технологий и оборудования приведут к существенному сокращению добычи нефти; такое уже происходило с Ираком, Ираном, Ливией, Венесуэлой, так будет и с Россией.

Промежуточные итоги Нефтяного сражения:

Промежуточные итоги Нефтяного сражения неутешительны для России, она проигрывает его вчистую.  Некоторым спасением для России стало возможность перенаправить значительные объемы нефти в Индию и Китай.  Обе страны испытывают сильный спрос на сырье в условиях пост ковидного роста экономик и совсем не против подзаработать на нефти со значительной скидкой.  Факторами ведущими к росту цен на нефть стали возросший спрос на сырье пост ковидных экономик (особенно открывшегося от самоограничений Китая); энергетическая война между Россией и Западом и перераспределение мировых рынков; и разумеется крупный вооруженный конфликт между Россией и Украиной.  В то же время инфляция и торможение экономик Запада наоборот способствуют снижению спроса на сырье и как следствие являются факторами давления на цены.

В ближайшие полгода рынок нефти и нефтепродуктов в Европе полностью перестроиться (Россию заменят в основном арабские производители нефти).  В тоже время Запад путем постоянного пересмотра потолка цен на российские углеводороды будет поддавливать цены на них вниз (что неминуемо скажется и на объемах).

Есть ещё один достаточно большой риск для России – неразвитость инфраструктуры для отправки больших объемов нефти и нефтепродуктов по трубопроводам в тот же Китай.   Не приспособленность северного морского пути для отправки крупных объемов нефти танкерами в Китай (отсутствие большого количества танкеров ледового класса и сопровождающих их ледоколов).   Слишком далекое расстояние до «новых» рынков Индии и приморских районов Китая.  Все эти факторы могут сыграть злую шутку с Москвой в случае глобального падения цен на сырье.  Ведь арабам которые займут Европу не составит большого труда «выдавить» Россию с их традиционных рынков Индии и приморских районов Китая.  Из Даммама, Саудовская Аравия до того же Мумбай, Индия всего 1300 миль, который танкер проплывает за 4 суток.  Россия которая капитально поссорилась на десятилетия с Западом окажется в глупой ситуации, когда экономически будет совсем невыгодно отправлять свою нефть в Индию или приморские районы Китая.   Если Россия попадет в такую вилку, то это приведет к обвалу её нефтегазовой отрасли.

Ключевыми вопросами нефтяного бизнеса являются: 1) объемы и 2) цены.  Если суммировать, Запад продавил Россию по цене на нефть, по объемам пока Россия держится из-за факторов, которые Запад считает пока слишком рискованными для себя.

Постепенно, думается Запад сможет в перспективе до 2030 года поспособствовать росту объемов производства нефти в таких странах как Канада (плюс 1 млн баррелей в сутки), Бразилия(плюс 1 млн баррелей в сутки), Суринам (добыча с 2030 года), Гайана (плюс 640 тысяч баррелей в сутки), Намибия, Ирак (плюс 1 млн баррелей в сутки), Саудовская Аравия (возможность увеличить производство на 3 млн баррелей в сутки), ОАЭ (возможность увеличить производство на 1 млн баррелей в сутки), Кувейт (возможность увеличить производство на 360 тысяч баррелей в сутки) и Казахстан (плюс 500 тысяч баррелей в сутки).  Лишь немногие страны могут в действительности нарастить добычу углеводородов в силу готовности инфраструктуры и запасов сырья.  Конечно же они будут потирать руки в надежде заработать деньги в условиях вытеснения с рынка такого крупного конкурента как Россия.

Газовое сражение

В результате одностороннего отказа российского Газпрома поставлять свою продукцию, снижения объёмов прокачки газа по ряду газопроводов, а также в результате произошедших аварий на трубопроводах Северный Поток 1 и 2, Европа испытала резкий шок цен на газ.  Средняя цена на газ в Европе в 2022 году составила 1200 евро за тысячу кубометров, что в 3 раза дороже по сравнению с 2021 годом.  По сути Европа перешла на сжиженный газ и очутилась в положении таких стран как Япония или Южная Корея и это надолго.  Сейчас на Европу приходиться четверть потребления сжиженного газа и она вышла по этому показателю на первое место в мире.

Практически все европейские страны решили временно компенсировать потребителям часть расходов на коммунальные услуги в связи с взлетевшими ценами на энергоносители, ввели ограничения на рост тарифов и понизили налоги на топливо.  Ну например, Германия на такие цели выделяет 200 млрд евро.  Эти меры до середины 2024 года (когда думается инфляция спадет до приемлемых значений) обойдутся Европе в 0,5 трлн евро.

В Европе нужно строить новую инфраструктуру по регазификации и хранению газа, трубопроводы-интерконнекторы, а также построить дополнительное количество газовозов.  Вот только на 160 новых кораблей газовозов потребуется 35 миллиардов евро.   Очевидно, на дополнительную газовую инфраструктуру Европа в краткосрочный период потратит до 100 млрд евро.

Кроме того, Европа будет ежегодно переплачивать за разницу между дешёвым российским трубопроводным газом и дорогим сжиженным до 200 млрд евро ежегодно.  Ну за 10 лет это обойдется в 2 трлн евро.  Кстати, после войны, Украина тоже вынуждена будет перейти на дорогой сжиженный газ, гнать в реверс российский газ из Польши больше не получиться.

Вообще, Европе придется сильно раскошелиться на стратегическую перестройку энергетического сектора своей экономики.   Отказ от угля, частичный отказ от мирного атома, желание пересесть на электромобили, перевод генерации электроэнергии на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и дополнительная нагрузка в виде дорогого газа и дизеля – это все очень хорошо, но весьма дорого.  Плюс последующие десятилетия в условиях глобальной конфронтации с Россией придется тратиться на дополнительные военные расходы.  К тому же именно Европа несёт львиную долю расходов на украинских беженцев и Европа должна будет взять на себя главную роль в оказании экономической помощи послевоенной Украине и её интеграции в Евросоюз.  Такие расходы обойдутся Европе в триллионы евро.

Европа в принципе нашла поставщиков газа, способных заменить Россию.  Таким доминирующим поставщиком Европы становятся США.  США планируют до 2026 года увеличить объемы экспорта сжиженного газа с 74 млн тонн до 169 млн тонн в год и стать таким образом мировым лидером по экспорту газа.   Сравнительно небольшой объем газа сможет предложить Катар (в основном сфокусированный на азиатский рынок); перспективным является газ с Восточного Средиземноморья (Египет, Кипр и Израиль), где недавно обнаружили и начали добычу крупных запасов газа на шельфе (около 3,8 трлн кубометров газа); нарастает добыча из африканского государства Мозамбик (планируется увеличить добычу сжиженного газа с нынешних 3,4 млн тонн в год до 30 млн тонн в год к 2030 году); возможно в результате мирного процесса удастся возобновить прежнею добычу и экспорта газа в Европу из Ливии (Италия договорилась инвестировать 8 млрд долларов в газодобычу в этой стране); и Алжира.

Полный отказ от газа Европой невозможен, газовая инфраструктура строилась десятилетия и туда инвестированы триллионы евро.  Например, только в одной Германии 40% домохозяйств имеют газовое отопление.  В этой связи некоторые высказывания о замене газа на ВИЭ вызывают лишь улыбку.    Ввод новых мощностей ВИЭ займет десятилетия.

В тоже время расчёт Москвы на резкий дефицит газа в Европе не оправдался.  Европа увеличила производство электроэнергии на АЭС и угольных электростанциях.  Европа предприняла беспрецедентные меры по экономии газа, сократила потребление в ряде производств где газ используется в качестве сырья (это например производство удобрений) и перевела часть жилого фонда и промышленности на альтернативные источники энергии.  Экономия позволила Европе сократить потребление газа на четверть.  Европа также нарастила крупные запасы газа.  Помогла и беспрецедентная тёплая погода в Европе.

А Газпром потерял свой крупнейший экспортный рынок и источник валютных поступлений.  Газпром зарабатывал по 50 млрд долларов в год на европейском рынке.  Считайте за 10 лет Газпром не заработает полтриллиона долларов США. Фактически Россия вылетела из Большой Тройки экспортёров газа, куда входят США и Катар.  Европейский газовый рынок будет поделен между США, Катаром и другими странами.

Россия опустилась по экспорту газа на 6-7 место в мире и поэтому всеми силами пытается удержать хотя бы объемы экспорта.  Отсюда эти «предложения» к Казахстану и Узбекистану создать «газовый союз», читай использовать неработающие газопроводы Центральная Азия –Центр и Бухара – Урал в реверсе и каким-то образом потеснить центрально-азиатский газ и влезть в трубу идущую в Китай.  Цена на газ в Китай правда фиксирована и неизвестно желает ли Китай попасть в большую зависимость от Газпрома и России по поставкам газа.  Из той же оперы предложения газифицировать северный Казахстан.  Правда, у нас не европейские цены, но Газпром это не смущает, деваться некуда и есть желание монополизировать рынок Центральной Азии, с перспективой взвинчивания цен в будущем.  Пока «пожелания» Газпрома включают передачу им магистральных газопроводов.  Вот такие вот неизлечимые колониальные претензии.

Газпром также вынужден будет тратить деньги на новую инфраструктуру для доставки своей продукции на международные рынки.  Лучшим решением могло бы стать строительство новых мощностей по сжижению газа, но тут Запад ввел санкции, запрещающие продажу оборудования для сжижения газа.  В настоящее время в России реализуются ряд проектов строительства заводов сжижения газа (Арктик СПГ-2, Балтийский СПГ) и непонятно как санкции Запада скажутся на дальнейшей судьбе этих проектов и будут ли они достроены.

Та инфраструктура, которую построил СССР и в последние годы расширяла Россия для экспорта газа в Европу частично окажется невостребованной.  Например, Северные Потоки превращаются в самые дорогие рукотворные памятники на дне Балтийского моря.  Спрашивается зачем потратили 150 млрд евро на разные проекты по обходу Украины?

Очевидно провал на европейском газовом рынке и нефтяная эпопея обойдутся в копеечку государственному бюджету Российской Федерации.  По прогнозу Международного энергетического агентства (IEA), к 2030 году Кремль недосчитается около 1 трлн долларов экспортных доходов от продажи углеводородов.  Стоила ли украинская авантюра этих денег?

Предварительные итоги для Европы и России не утешительны.  Обе стороны понесли колоссальные убытки и несут дополнительные затраты.   Если кто-то и считает газовую войну своей победой, то победа на мой взгляд «пиррова».

Сражение за рынок нефтепродуктов

Одной из ключевых зависимостей Европы от России были нефтепродукты, в частности дизель и мазут.  Пока до 5 апреля Европа всё ещё будет получать по накатанной остатки нефтепродуктов из России (хотя эмбарго на нефтепродукты вступили в силу 5 февраля, но есть исключение – если корабли или вагоны были загружены нефтепродуктами до этой даты, то их можно выгрузить в Европе до 5 апреля 2023 года).

Европейские страны нарастили закуп дизеля в основном на Ближнем Востоке, из Индии и Китая (последние страны одновременно нарастили импорт российской нефти, т.е. фактически дизель из этих стран делается из темных сортов российской нефти).  Таким образом, дизель приходиться завозить из дальних стран.  Это конечно ведёт к тому, что цены на дизель в Европе остаются высокими.  С учётом того, что европейские страны объявили, что запретят двигатели внутреннего сгорания с 2035 года, по всей видимости увеличения объёмов выпуска дизеля в Европе не планируется, что тоже будет сказываться на его цене.

России же будет затруднительно «устроить» 1,2 млн баррелей нефтепродуктов в сутки, которые поставлялись в Европу.  Особенно трудно будет реализовать примерно 60 млн тонн мазута (0,8 млн баррелей), который никому кроме Европы особенно и не нужен.  Дело в том, что опять имеются инфраструктурные ограничения (часть нефтепродуктов поставлялась по железной дороге, а часть небольшими танкерами, которых теперь не хватает).  Возможно некоторую часть нефтепродуктов Россия будет переправлять в Турцию, где их «перемаркируют» под турецкие и затем будут поставлять в ту же Европу.  Возможно, что-то удастся продать в Латинской Америке и Африке.  У Индии и Китая избыточные мощности по производству нефтепродуктов и российские им не нужны.   Падение производства нефтепродуктов в России может составить до 0.6 млн баррелей в сутки, конечно же это отразиться на общей добыче нефти.

В этой связи, перед Казахстаном всё яснее замаячило негативное развитие в рамках  единого рынка нефтепродуктов ЕАЭС, который планируют задействовать в 2025 году.  Россия по сути давит на Казахстан (у других членов ЕАЭС – Кыргызстана, Таджикистана, Армении и Белоруси нефти просто нет), вынуждая повысить акцизы и выровнить цены на нефтепродукты.  Как только Казахстан согласиться на такое, к нам хлынут российские нефтепродукты.  Произойдет тоже самое, что и с многими другими товарами, которые Казахстан производил до вступления в ЕАЭС – мы потеряем даже собственный рынок.  При этом, для расчетов на единой бирже нефтепродуктов (и других сырьевых товаров) россияне осторожно предлагают ввести понятие «евразийской расчётной единицы», по сути дела валюту.  Разумеется, эмиссия будет производиться в Москве.  А у нас возникает риск вторичных санкций в связи с тем, что Запад скорее всего продолжит расширять санкции на финансовую и банковскую систему России.  Вроде бы за этим стоит идея «конкуренции» для всех участников ЕАЭС, но на деле всё почему-то превращается в обыкновенный российский колониализм.

Не удивлюсь, если Россия (вслед за зерном) попросит Казахстан снизить тарифы на перевозку своих нефтепродуктов в страны Центральной Азии.  По зерну Казахстан отстоял свои позиции, сможет ли отстоять рынок для своих нефтепродуктов в страны Центральной Азии, поживём, увидим.

В целом, Россия проигрывает «битву за нефтепродукты» с Западом.  Цена пока держится, объемы производства скорее всего существенно сократятся.  Более того, Россия деградирует от крупного поставщика нефти и нефтепродуктов до поставщика больше сырой нефти и в значительной меньшей степени нефтепродуктов.

Битва за уголь

В 2021 году Россия поставила в Европу 48,75 млн тонн угля (20% своего экспорта) и в Японию 21,4 млн тонн угля (10,8% своего экспорта).  С 10 августа 2022 года действует европейское эмбарго против российского угля.  Еще раньше эмбарго на российский уголь ввела Япония (с 8 апреля 2022 года).  Часть угля России удалось пристроить на других рынках и для этого пришлось давать существенные дисконты новым потребителям.  Однако, экспорт угля в целом упал на 10%, т.е. не удалось пристроить примерно половину угля экспортировавшегося в Европу.   Опять сказываются инфраструктурные ограничения и пропускная способность железных дорог на Дальнем Востоке.

Теперь доля российского угля на европейском рынке занята производителями угля из США, ЮАР и Колумбии, а на японском рынке появилось больше угля из Индонезии и Австралии.  Ну что тут скажешь, битва за уголь с Западом проиграна Россией полностью.

Битва за мирный атом

Российский государственный холдинг Росатом одна из немногих крупных компаний не попавших под санкции Запада.  Причина кроется в солидном инвестиционном портфеле, включающим строительство атомных электростанций (АЭС) в ряде стран, с которыми Запад не хотел бы обострять отношения.  Так Росатом строит или проектирует АЭС в Турции, Китае, Индии, Вьетнаме, Иране, Венгрии, Бангладеш, Иордании, Египте, Узбекистане и Беларуси.  Многие из этих стран заняли благожелательную нейтральную позицию по отношению к России в Российско-Украинской войне.  Не последнею очередь в их позиции играют атомные проекты, которые финансируются Россией.   Запад осознаёт важность строительства АЭС в этих странах.

Другим фактором зависимости самого Запада (Европы) являются советские или российские реакторы, которые обслуживаются Росатомом.  Такие АЭС существуют в Финляндии, Словакии, Венгрии, Чехии, Болгарии и конечно же в Украине.

Кроме того, Росатом поставляет топливо для этих реакторов.  Вот например под вопросом как будут обслуживаться украинские АЭС после войны в условиях долгосрочного противостояния с Россией. К примеру, до широкомасштабной войны основным поставщиком топлива на украинские АЭС была дочка Росатома – ТВЭЛ. Пока украинцы заявляют, что запасов ядерного топлива у них есть на 6 лет. Завод по производству ядерного топлива по технологии американской Westinghouse Electric ещё не начинали строить.  Украинцы планировали построить свой завод с 2010 года.

Единственной страной, которая отказалась от сотрудничества с Росатомом после начала широкомасштабной Российско-Украинской войны стала Финляндия.  Проект строительства одноблочной АЭС в Ханхикиви расторгнут.  Единственной страной, которая ввела санкции против Росатома стала сама Украина.  Европейский парламент принял специальную резолюцию подавляющим количеством голосов за санкции против Росатома, но юридических последствий данное действие не несёт.  За включение санкций против Росатома выступает Европейская Комиссия.  Ряд стран Европы также за санкции против Росатома (Польша, Эстония, Литва, Латвия и Ирландия).  Однако, Венгрия и Франция выступают против.  Консенсуса среди стран ЕС нет.

Тут уместно вспомнить возможное участие Росатома в строительстве АЭС в Казахстане.  Нам хотя бы нужно учитывать тот факт, что значительная часть оборудования в современных российских АЭС делаются как раз в «недружественных» России государствах.  Ну например, измерительные трансформаторы на Белорусской АЭС итальянского производства; а производство паровых турбин и генераторов в диапазоне мощности 1000–1800 МВт по тихоходной технологии Arabelle осуществляется совместным предприятием Росатома и французской Alstrom; промышленные компьютеры на АЭС как правило американской фирмы Honewell или немецкой Siemens.  Например, власти Германии не дают разрешение компании Siemens на поставку оборудования на турецкую АЭС в Аккоюнлу, опасаясь, что данное оборудование может попасть в Россию.   Как следствие, турецкий проект «встал».  Германия также заблокировала поставку оборудования Siemens на венгерскую АЭС Пакш-2, строящуюся Росатомом.  14 февраля 2023 года министр иностранных дел Венгрии Сийярто заявил, что рассматривает данное действие Германии как покушение на суверенитет Венгрии.

Что произойдет с российским ТЭК при применении Россией ядерного оружия против Украины или крупной аварии на одной из украинских АЭС в результате боевых действий?

На самом деле Запад лишь на одну треть применил арсенал санкций против российского ТЭК и причем сделал это на достаточно комфортных условиях для России (постепенно, заранее предупреждая, вводя исключения, не применяя вторичные санкции против третьих лиц, покупателей российских углеводородов).  Однако, применение Россией ядерного оружия против Украины или крупная авария на одной из украинский АЭС в результате боевых действий вызовет такой шок у мирового сообщества, что Запад сделает все возможное для того, чтобы добить российский ТЭК.  И к санкциям, которые сейчас против России ввели примерно полсотни государств может присоединиться более широкая коалиция государств, которые как минимум осудили нынешнею агрессию России против Украины. На уровне Генеральной Ассамблеи ООН российскую агрессию осудили ¾ государств членов ООН.

Одной из серьёзнейших санкций вероятно может стать полное нефтегазовое эмбарго (запрет на любую торговлю, транспортировку, страхование, оплату, транзит, переработку, использование терминалов, портов, каналов), а возможно даже полное торговое эмбарго против любых российских товаров.  Большая часть российских портов из которых осуществляется отгрузка нефти расположены на Балтийском и Черном морях и легко может быть заблокирована через Датские проливы, а также Босфор и Дарданеллы.  Вот тогда экономика России может серьезно пострадать.

Возможно, Запад держит санкции против Росатома «про запас», именно на такой случай крайнего обострения отношений с Россией.   Недавнее поручение Президента России Росатому готовиться к ядерным испытаниям может спровоцировать Запад на включение концерна в санкционный список.

Нейтральные страны и их реакция на Российско-Западную энергетическую войну

Реакция Арабских стран Персидского Залива (Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, ОЭА, Бахрейн, Катар и Оман)

Арабские страны заняли нейтральную позицию и отказались от предложения США резко увеличить объем производства нефти с целью похоронить экономику России.  В 80-х годах прошлого века Вашингтон уговорил арабов нарастить добычу нефти в ответ на оккупацию Афганистана Советским Союзом.  В тот раз резкое падение цен на нефть привело к банкротству СССР и стало одной из многочисленных причин его развала.  Низкие цены на нефть привели к остановке войны между Ираком и Ираном, но и стали одной из причин агрессии Ирака против Кувейта.  Низкие цены на нефть также способствовали резкому взлёту индустриального Китая.  Конечно, в Китае официально указывают на мудрость компартии в деле проведения реформ, но без низких цен на нефть длившихся четверть века и как раз державшихся во времена начала новой индустриализации Китая, китайское чудо имело бы куда скромные масштабы.  Правда, период низких цен на нефть длившийся до 2004 года привёл к обнищанию самих арабов.    Помня об этом, арабы не хотят повторять печальный опыт.

Арабы не прочь заменить Россию на богатом европейском рынке, но хотят это сделать постепенно, тем более спешить то некуда.  Эр-Риад недавно анонсировал строительство нового чуда света – города за 1 трлн долларов США, The Line.  Очевидно, Саудовская Аравия рассчитывает на дополнительные постоянные доходы от нового европейского рынка.

Пока арабы терпят российский демпинг на их традиционных рынках Индии и приморских районах Китая.  Главная цель в стратегии арабов – удержать цену на нефть.   Бюджетный дефицит у Саудовской Аравии начнется когда цена на нефть опуститься ниже 79 долларов за баррель и вот этого Эр-Риаду точно не хочется.

В двух коротких ценовых войнах (2014 г. и 2020 г.) с арабами, Россия вынуждена была пойти на попятную и согласиться на механизм ОПЕК+.   А вот теперь ввязываться в ценовые войны Москве будет затруднительно.  При падении цены на нефть, России не поздоровиться, маневра для объемов нефти теперь у неё нет.  А арабы могут резко нарастить добычу и взять своё объемами, если цены упадут.   Фактически Москва сама создала условия для нефтяного ценового симбиоза между Западом и арабами.

Реакция Ирана

По всей видимости руководство Ирана стратегически сочло, что Запад (прежде всего США) вряд ли пойдёт на возобновление сделки по Совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе, что предполагало снятие санкции с Ирана (прежде всего с нефтяного и финансового сектора) в обмен на ограничение ядерной программы страны.  Переговоры идут, но вяло.

Иран является союзником России в Сирии.  Иран продолжает поддерживать прокси-войны в Йемене и Сирии.  По некоторым данным Иран поставляет вооружения России в ходе Российско-Украинской войны, в частности дроны.  В ответ западные страны ввели санкции.  По американским данным, Россия предоставила Ирану образцы западных вооружений захваченных в ходе вооруженного конфликта в Украине для обратного инжиниринга.  Опять же по данным США обсуждаются поставки иранских баллистических ракет России.  В свою очередь по данным Вашингтона Россия способствует реализации ядерной программы Ирана и готовиться поставить истребители Су-35 Ирану.  На таком фоне отмена санкции против нефтяного сектора Ирана вряд ли возможна.  Это означает, что мировой рынок не получит дополнительно 2 миллиона баррелей в сутки иранской нефти.  Скорее всего до 2030 года ожидать каких-то серьёзных изменений по возобновлению поставок иранской нефти не приходиться.  Основной конкурент Ирана – Саудовская Аравия и тут в выигрыше.

Реакция Индии, Китая и Турции

Индия, Китай и Турция наслаждаются широкими скидками на российские углеводороды, причём их поступает настолько много, что часть после переработки отправляется в виде дизеля в ту же Европу, а часть сжиженного газа тот же Китай решил также перепродать Европе.  Длится это будет недолго.  Россия уже хочет внести изменения в налоговое законодательство и взять как точку отсчета североморский Брент для того, чтобы отбить охоту у своих нефтеэкспортеров делать скидки.  Очевидно, Москва слезам нефтяников не верит, пологая, что часть «скидки» они утаивают от государства.  Запад тоже обещает каждые 2 месяца пересматривать потолок цен на российские углеводороды с целью поддавливать цены на них вниз.

Турция действительно становиться газовым хабом для российского газа в Европу.  В условиях долгосрочного противостояния между Западом и Россией, Турция будет играть все более возрастающую роль своеобразного моста и важного рынка для российских углеводородов на Запад.  Российский ТЭК умудрился сдать стратегические позиции в Европе и теперь будет довольствоваться турецкой форточкой.

Реакция Казахстана

Казахстан занимает очень конструктивную позицию, сказываются близкие торгово-экономические отношения с Россией.  В тоже время, в результате Российско-Западной энергетической войны происходит ослабление российского ТЭК (а мы являемся конкурентами с Россией на рынках Китая, Центральной Азии и Европы по нефти, нефтепродуктам, углю и урану).  Такого геополитического подарка трудно было вообразить.   Парадокс нынешней геополитической ситуации вокруг России заключается в том, что по понятной причине Запад вступил в жёсткий клинч с Москвой, но и страны, которые занимают казалось бы нейтральную и даже благожелательную позицию по отношению к России, желали бы её ослабления.

Что же стоит делать Казахстану в новых условиях?

Во-первых, надо вовсю пользоваться «интересным положением» России.  Вот к примеру, Эмираты уже 43 года делают деньги на «интересном положении» Ирана.  Конечно, за успехом ОАЭ стоит и большая нефть и туризм, но это тоже не в последнею очередь.  Казахстан последовательно соблюдает санкционный режим, но зарабатывать на россиянах там где это можно Запад нам не запрещал.

Во-вторых, Казахстану стоит тверже отстаивать свои государственные интересы.  Единый рынок ЕАЭС в области сырья в свете последних событий вообще становиться неактуальным и убыточным.  Теперь и транзитная зависимость от России во многом будет нивелирована зависимостью России от Казахстана.  России внезапно стал очень важным рынок Центральной Азии (транзитом через Казахстан), да и Казахстан становиться важным рынком сбыта газа.  Не надо забывать, что в условиях инфраструктурных ограничений Дальнего Востока, Казахстан становиться важным транзитным узлом для российских углеводородов в Китай.  Безусловно, сотрудничать с Москвой нужно, но надо и держать свой рынок, а для этого нельзя поддаваться на лоббирование Москвы и повышать акцизы на топливо внутри страны.  В погоне якобы за тем, чтобы с приграничных районов не вывозили топливо контрабандой, нельзя допускать чтобы крупные российские компании вытеснили наши НПЗ и поставили их в подчиненное положение, на грани рентабельности.    Это также приведет к инфляции и падению уровня жизни в Казахстане, а ведь народ будет винить не Москву.  Фактически Москва желает произвести топливную девальвацию в Казахстане, будучи не в силах конкурировать с нами по честному.

В-третьих, стратегически Россия надолго ввязалась в конфликт с Западом, который будет отнимать у нее все силы, включая денежные средства, поступающие в виде доходов от российского ТЭК.  Запад будет делать всё возможное для того, чтобы понизить доходы российской казны и держать цены на российское сырье на минимальном уровне рентабельности.

Сейчас Запад не может уговорить арабов выбросить на рынок дополнительные объемы нефти, но постепенное инвестирование в проекты освоение месторождений Канады, Бразилии, Суринама и Гайаны сделают свое дело и к 2030 году можно будет уже теснить Россию по объемам нефти.  Очевидно, силы российского ТЭК будут постепенно таять и к 2030 году производство нефти в России упадет на пару миллионов баррелей в сутки.  Российский газ будет полностью вытеснен из Европы ещё раньше к 2026 году.

В этих условиях, Казахстану стоит проявить стратегическое терпение, подобно тому, которое проявляют арабские монархии стран Персидского залива – где их конкуренты Иран, Венесуэла… Россия?  Нам нужно подождать и ориентироваться на ситуацию складывающуюся на мировом энергетическом рынке и в частности дальнейших результатов Российско-Западного энергетического конфликта.

Автор: Шайкенов Нуржан

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Проекты строительства АЭС в Центральной Азии

Узбекская АЭС – замах на рубль, удар на копейку В ходе недавнего визита в Узбекистан, Президент России озвучил новость – Узбекской АЭС всё-таки быть, подписан контракт на строительство АЭС в Узбекистане.  После 7 лет...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока