KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Российско-Западная энергетическая война. Часть II.

Российско-Западная энергетическая война.  Часть II.

25.04.2024

Конфликт России и Запада продолжается, в том числе и в энергетической сфере.  В прошлом году я дал развернутый анализ стадии энергетической «войны» на том этапе: Российско-Западная энергетическая война (kazanalytics.kz)

Сейчас, по прошествии года назрела необходимость дальнейшего анализа.

Санкции Запада в энергетическом секторе и их обход Россией

Основные санкции, которые стороны хотели ввести против друг друга были введены в первый год Российско-Украинской войны.  В настоящее время идет «доработка» санкций Западом, а России – ответить Западу нечем.  С марта прошлого года Запад дополнительно ввел следующие санкции с целью ослабления российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК):

  • США с целью поддержания «потолка цены» российской нефти в $60 ввели ряд специальных санкций против судоходных компаний и конкретных танкеров так называемого «теневого танкерного флота» РФ (всего 69 кораблей), в результате действительно ряд танкеров не могут отгрузиться и неделями ждут у побережья Индии и Южной Кореи;
  • США ввели санкции против 17 морских судов (преимущественно танкеров) под российским флагом, которые связаны с Государственной транспортной лизинговой компанией РФ;
  • США ввели санкции против крупнейшей судоходной компании РФ – Совкомфлота, который имеет в том числе 14 танкеров;
  • США ввели санкции против турецкой компании Ice Pearl Navigation; Lumber Marine SA, Kazan Shipping Incorporated, Voliton DMCC и SUN Ship Management из ОАЭ; Progress Shipping Company Limited и Gallion Navigation Incorporate из Либерии; Bellatrix Energy и Covart Energy из Гонконга, а также на нефтяные танкеры Kazan, Ligovsky Prospect и NS Century за перевозку российской нефти с нарушением потолка цен на неё;
  • США ввели санкции против строящихся СПГ проектов в РФ и в результате достройка Балтийского СПГ отложена на 3 года (немецкий генеральный подрядчик Linde ушел с проекта); задерживается ввод в эксплуатацию Арктик СПГ-2, в частности Япония и Южная Корея решили приостановить поставку танкеров газовозов ледового класса для этого проекта;
  • Американские санкции в отношении финансовых институтов РФ, привели к тому, что банки ряда нейтральных государств прекратили обслуживать счета российских клиентов, включая надо полагать и нефтегазовых компаний; такие санкции привели к отключению ряда сервисов, платежных систем и к самоцензуре в торговле с Россией;
  • Запрет ЕС в рамках 10-го пакета санкций на импорт российского битума и синтетического каучука;
  • Запрет ЕС в рамках 10-го пакета санкций на предоставление гражданам РФ мощностей по хранению газа (за исключением части объектов для сжиженного природного газа);
  • Запрет ЕС в рамках 11-го пакета санкций на транспортировку российской нефти по северной ветке трубопровода Дружба;
  • Запрет ЕС в рамках 11-го пакета санкций заходить в порты Евросоюза без уведомления об этом за 48 часов танкерам, осуществлявшим морскую перегрузку нефти с других судов;
  • ЕС в рамках 12-го пакета санкций поручил Дании проверять и, возможно, блокировать проходящие через её воды танкеры с российской нефтью. Дания будет следить за танкерами, которые следуют без западной страховки, и проверять их на основе государственного закона об угрозе для окружающей среды.  Через датские проливы проходит около 60% от общего объёма морского экспорта российской нефти;
  • ЕС в рамках 12-го пакета санкций ужесточил контроль над соблюдением потолка цен на нефть, а также за продажей старых танкеров, в частности: внедряется усовершенствованный механизм обмена информацией, который позволит лучше выявлять суда и организации, которые способствуют перевозкам российской нефти. Теперь каждый участник цепочки поставки должен будет предоставить детализированную информацию в любой момент, когда это понадобится властям ЕС; кроме того, вводится правила уведомления о продаже танкеров любой третьей стране и таким образом планируется сделать более прозрачным этот процесс, чтобы обнаружить старые танкеры, которые Россия может использовать в своем теневом флоте;
  • Литва запретила импорт, погрузку и дегазацию российского СПГ; Латвия, Эстония и Польша также призывают ЕС запретить импорт российского СПГ; Финляндия рассматривает вопрос о запрете импорта СПГ из России к концу 2024 года.
  • Болгария ввела налог на транзитный поток российского газа через свою территорию в размере 20 лев ($10,76) за мегаватт-час, но позже отменила его из-за позиции Венгрии, грозившей не допустить Болгарию в Шенген-зону, если та не отменит акциз;
  • Болгария с 1 марта 2024 года запретила местному НПЗ в Бургасе, принадлежащему Лукойлу покупать российскую нефть и реализовывать нефтепродукты, произведенные из российской нефти. Мощность НПЗ – 7 млн тонн нефтепродуктов и нефтехимических продуктов.  В последние годы Лукойл направлял на НПЗ около 3,5 млн тонн сырой нефти.  Теперь Лукойл подумывает о сворачивании своего бизнеса в Болгарии;
  • Болгария также расторгла соглашение о концессии с Лукойлом в отношении нефтяного терминала «Росонец»;
  • Великобритания ввела санкции против 9 компаний, связанных с Росатомом. Это, в частности, компания UMATEX, производящая композиционные материалы на основе углеродного волокна Росатома, и компания TRINITI, чьи исследования и разработки в области лазерной физики финансируются за счет государственного оборонного заказа РФ;
  • Великобритания ввела санкции в отношении Олега Романенко, назначенного российскими оккупационными силами возглавлять Запорожскую АЭС, 13 членов совета директоров Газпромнефти и 5 членов совета директоров Транснефти;
  • Великобритания ввела санкции против 6 российских частных судоходных компаний таких как Fractal Marine, Beks Ship Management и Active Shipping, осуществляющих перевозку российских углеводородов;
  • Под санкции Великобритании попали завод Арктик СПГ-2 и его генеральный директор Олег Карпушин, а также топ-менеджеры самого Новатэка;
  • Великобритания наложила санкции на нефтетрейдера Нильса Труста и его компании Paramount Energy & Commodities за обход санкций Запада и помощь России;
  • Украина запретила поставки топлива «неизвестного происхождения», под видом которого на Украину происходил реэкспорт российского топлива;
  • Украина ввела санкции против 18 компаний (включая в нефтегазовой сфере), которые были аффилированы с российскими олигархами из Альфа Групп;
  • Австралия ввела отдельные санкции против дочерних компаний Росатома, занимающихся ядерными исследованиями, развитием инфраструктуры и производством оружия; против российской компании, созданной для оккупации украинской Запорожской АЭС; нефтяной компании «Роснефть»;
  • Япония ввела санкции против Государственной транспортной лизинговой компании и её генерального директора Евгения Дитриха, а также против ФГПУ «Атомфлот»;
  • Турецкий терминал Dortyol отказался принимать российскую нефть на фоне западных санкций;
  • Индийские компании начали отказываться от российской нефти, под давлением Запада;
  • На Западе рассматривается вопрос о введении дополнительного страхования (spillage liability) для танкеров, чей возраст превышает 15 лет (специально для «теневого танкерного флота» РФ), причем только от страховых компаний А класса (западных), также рассматривается дополнительные требования для доступа в порты для таких танкеров и при прохождении каналов.

Попытки Запада поддерживать установленный потолок цен в $60 для российской нефти не удались.  Сказывается рыночная конъектура и нестабильность геополитической ситуации в мире.  В ближайший год цена на сорт Уралс, которым в основном торгует Россия скорее всего будет выше потолка цен, установленного Западом.

Россия предприняла меры по нивелированию Западных санкций, в частности:

  • Потратила от 2 до 10 млрд евро на так называемый «теневой танкерный флот», который теперь обеспечивает до 70% её экспорта нефти;
  • Теневой танкерный флот РФ практикует опасную для экологии перевалку нефти в открытом море и танкеры отключают транспондеры с целью замести следы страны происхождения груза;
  • Россия находиться в процессе полного ухода с западных рынков углеводородов и «поворота» на Восток, полный уход скорее всего произойдет в ближайшие 5 лет;
  • Меры предпринятые по сокращению добычи в рамках договоренностей ОПЕК+ позволили удержать цены выше «потолка цены», установленной Западом. Большую часть 2023 года и по сей день цена на российскую Уралс колеблется на уровне $70 за баррель.  Это на $10-15 долларов ниже Брента, но все равно обеспечивает относительную стабильность российского бюджета.

Взаимная национализация и конфискация активов

Обе стороны вплотную приблизились к взаимной национализации и конфискации частных и государственных активов противной стороны, но пока ограничиваются юридической казуистикой.  Пока, на прямую национализацию и конфискацию стороны не идут, а ограничивают использование, продажу активов и получение доходов с активов.

При этом есть пару исключений в отношении частных активов, но это не правило и речь идет не о прямой конфискации, а введение механизма «управления» частным активом со стороны государства.  Фактически инвестор теряет контроль над активом, но собственности не лишается.  Такую схему Германия применила в отношении активов Газпрома, а Италия в отношении НПЗ Лукойла (разрешили продать в 2023 году); Россия же взяла под «управление» активы финской энергетической компании Fortum, австрийской нефтегазовой компании OMV и немецких Uniper и Wintershall.

Западные страны сейчас решают каким образом конфисковать (прежде всего золотовалютные резервы Центрального Банка России) или использовать доходы от российских активов, а затем передать их Украине в качестве компенсации за причинённый ущерб и для финансирования боевых действий.  Надо отметить — прямое использование замороженных российских активов с последующей передачей их Украине вступает в противоречие с национальными законодательствами западных стран, защищающими право собственности.  По сути Запад меняет собственные выработанные веками правила неприкосновенности частной собственности и экстратерриториальной защиты суверенных активов.

Конфискация российских активов скорее всего приведет к ответной реакции России. Российские власти уже объявили планируемые западные конфискации – «воровством», обещают предпринять меры юридической защиты в западных юрисдикциях и заявили, что ответ будет «зеркальным».

Первый шаг сделал Европейский Союз, который утвердил механизм использования налогов на доходы (windfall tax) от замороженных российских активов на помощь Украине.  Еврокомиссия предлагает использовать 90% доходов на военную помощь, а оставшиеся 10% на восстановление Украины.  Бельгия, которая председательствует в ЕС (и где на счетах Euroclear депонирована значительная часть валютных резервов Центрального Банка РФ), предлагала вместо конфискации использовать замороженные российские активы как обеспечение для специальных облигаций, средства от размещения которых пойдут на помощь Украине.  Однако, ключевые страны ЕС — Франция и Германия выступают против.  Против использования доходов от замороженных российских активов для военной помощи Киеву выступили также Венгрия, Словакия, Мальта Австрия, Люксембург, Кипр и Ирландия.

Великобритания рассматривает возможность передачи замороженных российских денег в качестве «займа» Украине, а России такие средства будут возвращены после того как Москва согласиться компенсировать Украине причинённый войною ущерб.  Последнее может никогда не произойти.

На уровне «Большой семерки» предлагается рассмотреть создание специальной структуры для выпуска облигаций на сумму не менее $50 млрд, обеспеченных прибылью от российских активов, которые также послужат залогом.

В американском Конгрессе рассматривают законопроект, который позволит направить заблокированные российские активы на восстановление украинской экономики. Речь идет о законопроекте «О восстановлении экономического процветания и возможностей для украинцев» (Rebuilding Economic Prosperity and Opportunity for Ukrainians Act (сокращенно — REPO Act).  США в целом придерживаются более жесткой позиции и настроены на конфискацию российских активов.  В частности, Джанет Йеллен, глава Минфина США заявила о том, что «риски за использования российских активов маловероятные, так как альтернативы доллару, йене и евро нет».    Действительно, 95% всех мировых накоплений храниться в валютах Запада: 59% всех мировых накоплений храниться в американской валюте; почти 20% в Евро; 5,7% в йенах; 4,8% в фунтах-стерлингах; 2,6% в канадских долларах; 2,11% в австралийских долларах; 0,24% в швейцарских франках.  К слову, в китайских юанях хранится всего лишь 2,3% мировых накоплений.

Наверное, и Казахстану пора задуматься относительно «безопасного уровня хранения» драгоценных металлов, денег и ценных бумаг, депонированных в западных валютах и в западных юрисдикциях.  2/3 золотовалютных резервов Казахстан держит в золоте и это правильно, а хранить это золото нужно только на территории РК.  Казахстану желательно внедрить собственную программу приобретения всего производимого в стране золота, законодательно закрепив право первичного приобретения драгметаллов у аффинажных заводов и ограничив экспорт золота.

В этой связи можно только приветствовать Указ Президента РК от 29 февраля 2024 года «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РК от 14 марта 2022 года №830 «О мерах финансовой стабильности», который отныне запрещает экспорт золотых слитков.  Все металлы платиновой группы, производимые в Казахстане должны отправляться на наши аффинажные заводы и скупаться Национальным Банком за тенге, но по мировым ценам, установленным на Лондонской бирже металлов на день заключения сделки.  Это также будет являться эффективной мерой укрепления тенге и шагом к постепенному созданию условий для преобразования тенге в свободно конвертируемую валюту.

Саботаж

Российско-Западная энергетическая война сопровождается «странными» событиями и техногенными авариями.  Вот лишь те из них, которые на слуху.

Дания и Швеция завершили расследования взрывов газопроводов Северный поток – 1 и 2.  Виновные не установлены.  Германия продолжает расследование происшествия.  Подозреваются украинцы и россияне.

В течении 2023 года дважды был поврежден соединительный газопровод между СПГ-терминалом в г. Брунсбюттеле в устье Эльбы и национальной газотранспортной системой Германии – сначала трубопровод был подпилен, а потом на участке длинною более одного километра злоумышленники просверлили 8 дырок в трубе.  Пока полиция Германии не нашла виновных.  Подозреваются местные радикальные эко-активисты и спецслужбы России.

В октябре 2023 года был поврежден подводный газопровод Balticonnector между Финляндией и Эстонией.  Объект выведен из строя до весны 2024 года.  На месте был найден поврежденный якорь.  Подозревают китайское торговое судно и конечно спецслужбы России.  Одновременно в этом же районе поврежден электрический кабель между двумя этими государствами.

Передел энергетических рынков

Западные рынки

Несмотря на энергетическую войну, Европа тем не менее закупила в 2023 году у России углеводородов почти на 30 млрд Евро.  Правда, тенденция во взаимной торговле между Европой и Россией — негативная.

Основными «бенефициарами» передела европейского рынка нефти стали США, Норвегия, Ливия и Казахстан.  3,7 раз сократилась доля России на европейском нефтяном рынке.  Казахстан мог бы продать нефти в Германию на 7 миллионов тонн больше через нефтепровод Дружба на немецкий НПЗ в г. Шведт, мощностью в 11,6 млн тонн в год.  Фактически Казахстан поставил 993 тысячи тонн нефти в Германию по этому маршруту в 2023 году.  Сейчас Берлин дал время Роснефти на продажу своей доли (54%) в НПЗ, а также дал понять, что в противном случае будет принудительная национализация НПЗ.  Как такая национализация скажется на транспортировке казахской нефти – вопрос.

Большая часть европейского рынка природного газа теперь принадлежит Норвегии (48%), вдвое выросла доля Алжира (17,8%), несколько упала доля Азербайджана.  Великобритания вдвое сократила свой экспорт в Европейский Союз ввиду того, что основная часть газа потреблялась внутри страны. За два года войны доля РФ сократилась 5 раз и сейчас Россия занимает не более 8% рынка природного газа в Европе.

Скорее всего доля РФ на европейском рынке природного газа еще больше сократиться ввиду того, что Украина не собирается после 2024 года продлевать транзит российского газа через свою территорию в Центральную Европу и в так называемую Приднестровскую Молдавскую Республику.  В сепаратистском Приднестровье скорее всего наступит экономический коллапс.  Без субсидируемого Москвой газа остановятся две ГРЭС и единственный металлургический комбинат в Бендерах.    Не будет газа, не будет и электричества и всего того, что работает на электричестве, а это приведет к массовой безработице.  За 33 года Москва выбросила на ветер $800 млн в виде бесплатного газа сепаратистскому региону.  Возможно, Приднестровье вернется в состав Молдовы.

Европейский рынок сжиженного газа также претерпел серьезные изменения: почти половину рынка СПГ теперь занимают США (48,5%), втрое увеличил свою долю Алжир (10,1%), РФ потеряла треть доли на рынке (8,8%), на 30% сократил поставки в Европу – Катар.  До 2027 года в США будут введены еще 4 экспортных проекта СПГ, что вероятно позволит вытеснить российский СПГ из Европы.

В целом, Европа перешла с дешевого российского трубопроводного природного газа на более дорогой американский СПГ.  Поставки американского СПГ столь значительны, что такие страны как Германия подумывают свернуть часть проектов по регазификации СПГ (нет экономической необходимости и по соображениям снижения выбросов Со2).  С другой стороны, США с целью не допустить падение цены на СПГ решили временно приостановить 17 экспортных проектов СПГ и одновременно наложили санкции на строящиеся российские заводы СПГ.  Обоснования у американцев при этом самые что ни есть благие – экология.  Европейцы хранят молчание…А ведь когда монополизмом занимался Газпром, это привело к трем энергопакетам Европейского Союза.

Россия полностью потеряла европейский, американский и японские угольные рынки.   Россию опять спасает возросший экспорт угля в Китай (вырос на 52%), Индию (вырос на 43%), а также в Турцию, где РФ заняла почти 60% всего рынка угля.  Южная Корея, которая присоединилась ко многим санкциям против РФ продолжает покупать около 20 млн тонн российского угля.  С 1 марта 2024 года РФ вернула экспортную пошлину на уголь, что может привести к ослаблению позиций российского угля на мировом рынке.

По всей видимости до 2030 года Россия продолжит сохранять сильные позиции на европейском и в особенности на американском рынках ядерного топлива.  В настоящее время США ускоренно вводит новые мощности по производству ядерного топлива для собственных АЭС.  В долгосрочной перспективе 10 лет, Россия потеряет рынок ядерного топлива на Западе.

Российская диверсификация – поворот на Восток

Россия оказалась в ситуации, когда 95% её нефтяного экспорта теперь идут в Индию и Китай.  За прошедших два года с начала «специальной военной операции» доля России на нефтяном рынке Индии выросла с 2 до 10%, а Китая с 15 до 19%.  С учётом того, что 60% российского государственного бюджета формируется за счет экспорта углеводородов, где ключевое место занимает нефть, это означает, что именно эти два государства стали «монопсоническими» покупателями российской нефти.

Нефть российские компании вынуждены продавать этим странам в их национальных (неконвертируемых) валютах в пересчете на доллары США.  Западные страны запретили использовать свои валюты.  Кто бы не говорил о «дедоллоризации», цена на сырьевых рынках все равно формируется в американской валюте, которая служит индикативом, даже когда сделки осуществляются в иных валютах.  И если в случае с Китаем на юани можно купить огромный выбор китайских товаров, то в Индии мало что можно купить, что потом могли бы перепродать на международных рынках за свободно конвертируемую валюту или импортировать в Россию.  По некоторым данным на счетах российских экспортеров лежат индийские рупии в пересчете на десятки миллиардов долларов США, хотя российские власти утверждают, что это не так.  Возможно рупии просто «зависли» на счетах зарубежных дочках и аффилиированых компаний российских экспортеров и формально российские власти правы, но суть проблемы это не меняет.  Попытки вывести из Индии рис за рупии, привели к тому, что Правительство Индии испугавшись за продовольственную безопасность страны просто запретило экспорт риса, что привело к его удорожанию на мировых рынках.    А ведь неконвертируемые валюты Индии и Китая только одна из проблем, с которыми сталкиваются российские экспортеры нефти.

Попытки России «распихать» потерянные объемы трубопроводного газа оказались тщетными.  Например, Россия уговорила Казахстан и Узбекистан покупать через слегка модернизированный газопровод Бухара-Самара 4,5 млрд кубов газа.  А попытка залезть в трубу Центральная Азия – Китай не удалась.  Представляете, променять премиальный европейский газовый рынок в 200 млрд кубов на 2% от его объема и скорее всего по значительно сниженным ценам.  Звучало то как громко – «Газовый союз!», но как говориться, гора родила мышь.

С конца 2019 года Россия начала экспорт природного газа через газопровод «Сила Сибири – 1».  В 2023 году РФ прокачала по этому газопроводу 22,7 млрд кубометров газа.  В 2025 году предусмотрен выход на максимальную мощность в 38 млрд кубометров газа.

Премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюн-Эрдэнэ заявил, что начало строительства газопровода «Сила Сибири – 2», который пройдет через Монголию скорее всего будет отложено, так как Китай и Россия до сих по не согласовали важные детали проекта.  Планировалось, что газопровод начнут строить в 2024 году.  Предполагаемая мощность газопровода 50 млрд кубометров газа.  Ввод в полную эксплуатацию газопровода скорее всего состоится не раньше 2035 года.  Однако, даже оба газопровода вряд ли компенсирует потерю европейского газового рынка.

На примере того же Газпрома можно увидеть, что российский поворот на Восток проходит не совсем гладко.  А сам Газпром испытывает очень большие трудности.

Меры США по увеличению добычи нефти в противодействии ОПЕК+

США временно ослабили санкции в отношении Венесуэлы и Ирана.  В случае с Ираном его экспорт увеличился на 1 млн баррелей в сутки.

США активно способствуют росту добычи в странах, не являющимися частью альянса ОПЕК+.  Ожидается, что Канада, которая в настоящее время добывает 4,8 млн баррелей нефти в сутки увеличит добычу к концу 2024 года еще на 0,5 млн баррелей в сутки.  Гайана и Бразилия увеличат добычу в 2024 году еще на 400 тысяч баррелей нефти в сутки.  Ожидается, что к 2030 году Аргентина войдет в круг крупных производителей и экспортеров нефти и газа благодаря разработке крупной формации Вака Муэрте.  Предполагается, что добыча нефти только с этой группы месторождений составит 1 млн баррелей нефти в сутки.

Сами США резко нарастили добычу нефти и вновь побили собственный рекорд.  В конце года США производили 13,2 млн баррелей нефти в сутки.  Ожидается дальнейший рост добычи в 2024 году еще на 400 тысяч баррелей нефти в сутки.

Центральные банки западных государств сейчас до сих пор заняты борьбой с инфляцией и вынуждены держать высокие процентные ставки для банков второго уровня.  Однако, инфляция падает и ожидается её снижение до приемлемых значений к весне 2025 года.  Уменьшение процентных ставок Федерального Резервного Банка США приведет к понижению цены на нефть.

Одновременно, мы наблюдаем ослабление ОПЕК+.  В 2018 году из ОПЕК вышел Катар, а в прошлом году за ним последовала Ангола.  ОПЕК+ вызвался выступать своеобразным регулятором цен на нефть, соглашающийся снизить добычу, в обмен на приемлемую цену.  Фактически объемы добычи уходят к странам не являющимися частью альянса, а доля ОПЕК+ на мировом рынке нефти падает.  Возможно через год некоторым членам ОПЕК+ надоест выступать абсорбирующим механизмом, и мы увидим раскол, который приведет к политике «каждый сам за себя», а цены на нефть рухнут.

Казахстан в дополнении к самоограничению в 78 тысяч баррелей нефти в сутки, решил добровольно сократить добычу еще 82 тысяч баррелей нефти в сутки.  Таким образом, добыча нефти в республики снизиться до 1,468 млн баррелей нефти в сутки до конца июня 2024 года.  А ведь только в прошлом году добывали в среднем 1,849 млн баррелей нефти в сутки.  Фактическое снижение составит 442 тысячи баррелей нефти в сутки.  Это 20%.  Пожалуй, одно из крупнейших снижений в рамках ОПЕК+.  Обидно.  Получается и в этом году будем транжирить Национальный Фонд.  Вот, что бывает, когда все яйца складывать в одну корзину и 90% нефти гнать через Россию.  Еще один аргумент, почему Казахстан усиленно должен работать над строительством стратегического нефтепровода из региона Каспийского моря в КНР.  В противном случае Казахстан постоянно будут вынуждать снизить добычу пропорционально больше чем это делают другие страны.

Негативный эффект от энергетической войны между Западом и Россией

Европа

Основной негативный момент для Европы резкое подорожание цен на газ.  Американский СПГ обходиться все-таки в три раза дороже.  С начала войны Европа на субсидии домашним хозяйствам и предприятиям потратила астрономическую сумму в 1 трлн евро.  Вечно так продолжаться не может.  Европейские власти все ждут, когда же инфляция опуститься к 2% в год и тогда постепенно придется убирать субсидии.  Это конечно отразится на дальнейшей поддержке Украины европейцами, как только они в полной мере на собственных карманах ощутят подлинную стоимость поддержки Украины.

Кроме того, Европа внезапно стала покупать 0,5 млн баррелей нефтепродуктов в день (преимущественно дизель) из Индии и Китая и скорее всего произведенного из российской нефти.  Получается, с одной стороны «уронили» производство российского дизеля и мазута, а с другой стороны Европа субсидирует нефтеперерабатывающую промышленность Индии и Китая с наценкой для себя, увеличивая дефицит торгового баланса.  Как-то неумно получается…Выход один — увеличить в Европе мощности по переработки дизеля до 2030 года.

Россия

Санкции серьезно ухудшили макроэкономическое положение России.  Центральный Банк России трижды поднимал процентную ставку и сейчас она составляет 16%.

Рубль падает и скорее всего падение продолжится.  С целью ослабить давление на рубль, Президент РФ подписал Указ согласно которому российские экспортеры должны зачислять на счета в России не менее 80% валютной выручки в течении 60 дней с момента ее получения.  Экспортеры также обязаны продавать в РФ от 90% зачисленных средств, но не менее 50% от каждого контракта.  Вместе с тем, РФ усиливает контроль за своими экспортерами – введено требование отчетности по зарубежным валютным активам, предоставление сведения по обязательствам перед нерезидентами, а также зарубежным дочерним организациям перед Центральным Банком России. Свобода вывоза капитала поставлена под вопрос.  Есть риск того, что рубль станет «деревянным» и поток рублей хлынет в Казахстан.  Казахстану стоит задуматься о введении НДС при покупке свободно конвертируемой валюты.  Это позволит укрепить тенге и затормозит ввоз прежде всего рублей в страну.

Внешнеторговый оборот РФ упал на 16%, а экспорт на 30%.  Стоимость импорта выросла, вырос и сам импорт на 18%.  Экспорт уже не приносит сверхдоходов.  И доходы России формируются теперь во многом из неконвертируемой валюты.

Военные расходы резко выросли: 3,5 трлн рублей в 2022; 6,4 трлн рублей в 2023 и 10,8 трлн рублей в 2024 году.  По сути Россия тратит больше трети госбюджета на армию.  Растут также затраты на поддержания сил правопорядка и спецслужб.

На третий год войны в России начали «сыпаться» нефтеперерабатывающие заводы, сказывается отсутствие западных запчастей и оборудования для своевременного текущего и капитального ремонта.  Это ситуация усугубляется и налетами украинских дронов на российские НПЗ.  Нефтегазовое оборудование часто бывает штучным, даже уникально подобранным под конкретный завод, его не купишь в супермаркете.  РФ на короткое время вводила ограничения по вывозу нефтепродуктов осенью 2023 года, а с 1 марта 2024 года введен 6 месячный запрет на вывоз бензина из страны, за исключением стран ЕАЭС, Узбекистана и так называемых территорий Южной Осетии и Абхазии.  Это прямое следствие войны и санкций Запада.

Для сдерживания роста цен на топливо внутри РФ был предусмотрен демпферный механизм регулирования цен. Он предполагает, что при более высоких экспортных ценах на нефтепродукты по сравнению с внутренним рынком местные НПЗ получают выплаты из государственного бюджета.  При обратной ситуации российские нефтяники должны сами доплачивать в бюджет.  В настоящее время оптовые цены на внутрироссийском рынке в два раза ниже чем заграницей, а механизм демпферных цен сломался после того как Правительство РФ снизило в 2023 году компенсацию нефтяникам в 2,4 раза.  Скорее всего Правительство России отпустит цены на топливо на внутреннем рынке.  Если цену на топливо в России отпустят – вырастит инфляция, все в России подорожает, включая российские товары на экспорт в Казахстан, то есть российские товары станут менее конкурентоспособные в Казахстане.  Рост цен на топливо в РФ окажет прямое давление на топливный рынок Казахстана.  Нам надо будет запрещать вывоз любого топлива из РК.

Дальнейшие перспективы энергетического противостояния России и Запада

Основным вопросом в противостоянии РФ и Запада – пойдут ли стороны на взаимную конфискацию и национализацию?

Москва требует от Киева отказа от репараций и отзыва всех исков в международных судах о компенсации за причинённый ущерб. Киев оценивает экономический ущерб страны от войны вплоть до $1 трлн долларов США.  Россия предложила свой механизм обмена активами, но Запад прохладно отнёсся к этому предложению.

Вместо этого, «Большая Семерка» обязалась не размораживать российские средства до тех пор, пока Россия не компенсирует Украине весь причинённый ущерб.  Проценты (несколько миллиардов долларов) с замороженных российских активов погоду для Украины не сделают.  Запад, по разным причинам, все неохотнее предоставляет военную и экономическую помощь Украине.  И таким образом, финансирование Киева за счет Москвы кажется наиболее приемлемым для Запада.  Пока западные государства не могут прийти к консенсусу.  На июньском саммите «Большой Семерки» по всей видимости будет принято окончательное решение.

Казахстан – действия и возможные варианты реакции на Российско-Западную энергетическую войну

Казахстан занимает нейтральную позицию в глобальном конфликте между Россией и Западом.  В тоже время на позицию Казахстана влияют следующие факторы:

  • Казахстан обладает крупными запасами и является крупным производителем угля, нефти, газа, урана;
  • Казахстан является крупным экспортером энергетического сырья, в том числе на Запад, прежде всего в Европу и в РФ;
  • Казахстан конкурирует с Россией на энергетических рынках Китая, Европы и Центральной Азии, причем вытеснение России с европейского рынка, приводит к усилению нашей конкуренции в Китае и Центральной Азии;
  • Казахстан и РФ выступают друг для друга транзитными странами – через РФ проходит 90% нашей нефти на мировой рынок, прежде всего в Европу, а РФ отправляет свою нефть через нашу территорию в КНР, осуществляет поставки нефтепродуктов и газа в страны Центральной Азии, Афганистан и Иран;
  • Казахстан и Россия конкурируют в сфере привлечения иностранных инвестиций в свой ТЭК, особенно за китайские инвестиции;
  • Россия пытается по возможности влезть в наш ТЭК – это и прямые инвестиции в месторождения, поставка оборудования казахстанским предприятиям ТЭК, строительство новых объектов ТЭК в Казахстане, поставка нефтепродуктов и газа.

Исходя из этих вышеупомянутых факторов у Казахстана есть сферы, которые как ни странно позволяет нашей стране косвенно влиять Российско-Западное энергетическое противостояние на рынках, где присутствует казахстанский энергетический экспорт, а также прямо воздействовать на такое противостояние в самом Казахстане.

Что делает Казахстан на мировых рынках ТЭК?

Казахстан приступил к диверсификации транспортировки своих энергоресурсов. Процесс этот медленный и вероятно займет лет 10.  Возможно, постепенно к Казахстану придет и осознание того, что и покупателей тоже надо диверсифицировать.  Нельзя 90% своей нефти экспортировать в Европу.  Это ничем не лучше экспорта 90% нефти через Россию.  Россия вон что называется «грызет локти» от своей чрезмерной ориентации на Европу.  Теперь Москва ударилась в другую крайность – создала себе двух покупателей гигантов – Китай и Индию.

Казахстан должен наращивать переработку нефтепродуктов.  Существующие планы увеличения мощностей наших НПЗ к сожалению, недостаточны.  В условиях мировых санкционных войн возрастает риск экспорта углеводородов, особенно для такой удаленной от мирового океана страны, как наша.  К тому же нам нужно переходить от экспорта чистого сырья на продукты с более высокой добавленной стоимости.  Существует также риск того, что РФ по различным причинам снизит свою переработку нефтепродуктов и ограничит свой экспорт даже в страны ЕвраАзЭс.

В связи с этими обстоятельствами, Казахстану все-таки стоит подумать о строительстве полноценного нового Четвертого крупного НПЗ.  Строить конечно нужно с прицелом получения нефти Кашагана и Тенгиза.  Астана должна требовать от западных инвесторов строительства такого завода, мощностью сразу 25 млн тонн в год.  А у нас довольствуются скромным увеличением мощностей, существующих НПЗ до 24 млн тонн. Это едва нас обеспечит к моменту ввода дополнительных мощностей, ведь население и наши потребности тоже растут.  Это уже будет вторая попытка увеличить мощности казахстанских НПЗ, первая попытка дала лишь кратковременный эффект.

К сожалению, ни Правительству Казахстана, ни Минэнерго не хватает масштаба и видения.  Казахстан же должен поставить цель уменьшить экспорт сырой нефти, а вместо этого нарастить переработку настолько, что можно было бы экспортировать нефтепродукты в западный Китай, страны Центральной Азии, Иран, Афганистан и Пакистан.  Это должны быть наши рынки, сейчас на них доминирует РФ.  У России сейчас переработка упадет – их заводы будут останавливаться в результате применения дронов украинцами и нехватки западных запасных частей и оборудования для их НПЗ.  Как раз Казахстану выпадает карт-бланш на вытеснение РФ с южных рынков.  А вместо этого сейчас мы гоним сырую нефть за три девять земель в какую-то Европу, когда могли бы с большой маржей зарабатывать торгую с соседями продукцией с добавленной стоимостью, с коротким транспортным плечом.

Что делает Казахстан для развития собственного ТЭК?

Ошибочно думать, что Российско-Западная энергетическая война идет где-то там далеко и нас не касается.  Запад и Россия активно противостоят друг другу и на нашей территории.  И в этой связи Казахстану нужно не допустить чрезмерного доминирования таких центров силы как Европа или Россия.  В годы правления Президента Назарбаева был сделан сильный крен в пользу Москвы, сейчас пожинаем все прелести такой политики.    Впрочем, Астана возвращается в русло подлинной многовекторной политики в развитии своего ТЭК.  Свидетельством правильной политики Казахстана стал особенно урожайный на инвестиции 2023 год, прежде всего в области ТЭК:

  • Германия и Казахстан решили совместно развивать водородный проект на побережье Каспийского моря – проект предусматривает строительство ветровых и солнечных парков на Мангышлаке мощностью 40 гигаватт, а также завода по производству водорода мощностью 2 млн тонн в год. Стоимость проекта 50 млрд Евро;
  • Европейский Союз поддержал выделение 10 млрд Евро на создание Транскаспийского транспортного коридора. Надо полагать этот коридор будет служить в том числе для экспорта казахстанских углеводородов;
  • Французская компания Total Energies инвестирует $1.3 млрд в создание ветропарка мощностью 1 гигаватт;
  • КНР и Казахстан подписали пакет договоров, предусматривающих инвестиции Китая в энергетический сектор Казахстана на сумму $22 млрд долларов США. В нынешнем пакете предусмотрено расширение существующего нефтепровода с 10 до 20 млн тонн; строительство третьей железной дороги, соединяющей двух соседей; расширение мощностей по выпуску битума; строительство нефтехимического завода по производству терефталевой кислоты и полиэтилентерефталата в Атырау; подписано соглашение о гарантированном экспорте казахстанского урана в КНР в течении 30 лет.
  • Россия и Казахстан подписали меморандум о строительстве 3 ТЭЦ на севере и востоке Казахстана. Инвестором $1.2 млрд долларов будет выступать РАО ЕЭС России;
  • Росатом через владение Степногорским горно-химическим комбинатом получил 49% доли в крупнейшем месторождении урана – СП Будденовское в Туркестанской области;
  • Катар и Казахстан подписали инвестиционные соглашения на $18 млрд долларов США, включая участие катарской стороны в строительстве ГЭС на 350 мегаватт; газоперерабатывающего завода с использованием сырья Кашаганского месторождения; газопаровой электрической станции в Кызылороде, участие в расширении сети газо и нефтепроводов;
  • ОАЭ и Казахстан подписали 20 инвестиционные соглашений в основном в сфере зеленой энергетике на сумму $4,85 млрд долларов США.

Если сравнивать эти крупные проекты, то от России поступило наименьшие по объемам инвестиций проекты.  Со времен обретения независимости Россия все-таки больше проецировало свои интересы в Казахстане через политическое, военное, социально-культурное сотрудничество.  Даже вхождение Казахстана сначала в Таможенный Союз, а позже в ЕвраАзЭс не дали абсолютного преимущества России в экономике Казахстана.  Постепенно, экономические проекты с Западом, Китаем и другими странами могут послужить тем базисом, который кардинально изменит расклад сил и гарантирует экономическую независимость Казахстана.  Примерно так, на мой взгляд, Казахстан должен отвечать на вызовы в развитии собственного ТЭК, которые были усугублены Российско-Западной энергетической войной.

Автор: Шайкенов Нуржан

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока