KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

РОССИЙСКО-ЗАПАДНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ВОЙНА. ЧАСТЬ III

РОССИЙСКО-ЗАПАДНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ВОЙНА.  ЧАСТЬ III

14.06.2025

В прошлом мною уже был дан анализ Российско-Западной энергетической войны по истечению первого и второго года конфликта.  Российско-Западный энергетический конфликт продолжается.  И если от участников Российско-Украинской войны всё чаще слышатся желание достичь компромисса, то вот относительно энергетической войны между Россией и Западом никакого примирительного тона не наблюдается.  Энергетический конфликт расширяется и обостряется.  Непохоже, что Россию снова «пригласят» на западные энергетические рынки в ближайшее время.  К тому же «свято место, пусто не бывает» и недостатка в предложениях у Запада нет.

Западные санкции в энергетическом секторе

  • В феврале 2024 г. Новая Зеландия присоединилась к так называемому потолку цен на нефть, который с 5 декабря 2022 года ввели страны Большой семерки, ЕС и Австралия;
  • Великобритания ввела санкции против Топливо-бункерной компании и ее руководителя за торговлю с КНДР по схеме – «оружие в обмен на нефть». По некоторым данным КНДР получила в 2024 году 1 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в обмен на переданное РФ вооружение и боеприпасы;
  • Великобритания ввела санкции в отношении компаний: «Новатэк Мурманск», «Мурманск СПГ», «Современный морской арктический транспорт СПГ», АО «Русгаздобыча»; в настоящее время почти 200 танкеров теневого флота РФ включены в британский санкционный список;
  • В рамках 14-го пакета санкции Европейский Союз запретил перегрузку в портах ЕС российского сжиженного природного газа (СПГ) для поставки в третьи страны. Теперь Новатэку придется заниматься перевалкой СПГ «борт в борт» либо продавать больше СПГ в Европе; запретил новые инвестиции для завершения СПГ-проектов, таких как «Арктик СПГ-2» и «Мурманск СПГ»; под санкции попали 27 танкеров «теневого флота», в том числе плавучих хранилищ СПГ – «Саам ПХГ» и «Коряк ПХГ»;
  • 15-й пакет санкций Евросоюза расширил с 17 до 79 список танкеров из третьих стран, которым закрыт доступ в порты и к широкому спектру морских транспортных услуг Европы;
  • Панама лишила своего флага 80 танкеров, подпавших под санкции США и уведомила владельцев еще 30 танкеров о том, что им необходимо выйти из морского реестра Панамы; другие страны удобного флага также рассматривают варианты того, как свести к минимуму ущерб от американских санкций;
  • В июне 2024 г. США ввели санкции против АО «Русгаздобыча», «Арктик СПГ — 1», «Арктик СПГ — 2» и «Мурманск СПГ», «Газпром инвест»;
  • США включили в санкционный список 9 российских судов для перевозки сжиженного природного газа — «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин», «Сергей Витте», «Звезда 044», «Звезда 045», «Звезда 046», «Звезда 047», New Energy и Mulan; компании Gotik Energy Shipping Co и Plio Energy Cargo Shipping OPC PVT LTD;
  • В ноябре 2024 года США ввели жесткие финансовые санкции против «Газпромбанк», ключевой финансовый канал для поступления экспортной выручки за российский газ. Эти действия способствовали тому, что российский рубль упал до самого низкого уровня с момента начала полномасштабного вторжения в Украину, одновременно вызвав дальнейший скачок расходов по займам в России, что уже заставило российский Центральный банк повысить учетную ставку до рекордного уровня в 21%. По всей видимости инфляция в РФ составляет ориентировочно около 20% в год и продолжает расти.  Вероятно, Центральный Банк РФ для закрытия дыр в бюджете напечатал слишком много денег.  Попытки Центрального Банка еще больше повысить процентную ставку для того, чтобы обуздать инфляцию не встречают понимание в Кремле и Правительстве РФ – жалуются предприятия ВПК, не способные выплачивать высокие проценты банковских займов;
  • Украина получила от стран «Большой семерки» кредит на $50 миллиардов долларов под залог доходов от замороженных российских активов, проценты по кредиту также выплачиваются за счет доходов от российских активов. Запад не решился конфисковать и передать Украине все российские активы;
  • Перед своих уходом, Президент Байден решил громко хлопнуть дверью: введены санкции против более чем 150 танкеров «теневого» флота; США ввели санкции против компаний «Газпром нефть» (включая её дочернею структуру в Казахстане), «Сургутнефтегаза»; подпали под санкции крупные российские страховые компании «Альфастрахование» и «Ингосстрах» (возможно задействованных в страховании танкеров теневого флота); введены санкции против работающих СПГ-терминалов — «Газпром СПГ Портовая» и «Криогаз-Высоцк СПГ», а также против оператора проекта «Восток Ойл» по добыче углеводородов на Таймыре; 30 нефтетрейдинговых и нефтесервисных компаний, связанных с РФ; под санкции также попали крупные добытчики угля «Кузбассразрезуголь», «Русский уголь» и «Колмар»; а также СП «Росатома» и «Норникеля» — «Полярный литий», осуществляющего перспективный проект по добыче лития, используемого в производстве аккумуляторов; санкции введены и против главных должностных лиц Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», в том числе – генерального директора Алексея Лихачева и членов правления «Росатома».
  • ЕС ввел в действие 16-й пакет санкций: в отношении 74 танкеров и таким образом количество таких кораблей выросло до 153; ЕС решил полностью запретить временное хранение или размещение согласно режиму свободной зоны российской сырой нефти или нефтепродуктов в портах ЕС, что до сих пор было разрешено, если нефть соответствовала лимиту цен и шла в третью страну; 16-й пакет расширяет запрет на поставку товаров, технологий и услуг, применяющийся для завершения российских проектов в области СПГ, также к проектам в области сырой нефти в России, таким как нефтяной проект «Восток»; кроме того, 16-й пакет расширяет существующий запрет на программное обеспечение с целью ограничения экспорта, поставки или предоставления в Россию программного обеспечения для разведки нефти и газа; под санкции попали порты Новороссийск, Усть-Луга, Приморск, Махачкала и Астрахань, через которые в основном осуществляется экспорт российских углеводородов.
  • В рамках 17-го пакета санкций ЕС дополнительно включил в санкционный список 189 танкеров теневого флота РФ и ввел санкции против нефтегазовой компании «Сургутнефтегаз».
  • На подходе 18-й пакет санкций ЕС, который по всей видимости будет включать санкции в отношении газопроводов Северный поток-1 и 2; снижение потолка цены на российскую нефть с $60 до $45 долларов за баррель; включения 77 дополнительных единиц танкеров в санкционный список.
  • Сенат США обсуждает законопроект о введении вторичных санкций если Россия откажется вести добросовестные переговоры о прочном мире с Украиной или предпримет иные действия, включая военное вторжение, которые подорвут суверенитет Украины после заключения мира. Санкции будут включать: пошлину в 500% на импорт товаров из стран, которые покупают российскую нефть, газ, уран и другие продукты.  Президент Трамп ранее угрожал ввести пошлину в 25% для стран покупающих российскую нефть, если РФ откажется от мира с Украиной.
  • Президент Трамп не стал включать Россию в список стран, на которые наложены «взаимные» пошлины в «День освобождения» (2 апреля 2025 г.). Белый Дом объяснил это тем, что взаимная торговля между США и РФ итак упала в 10 раз, до $3,5 млрд, а кроме того, это сделано ввиду продолжающихся переговоров между двумя странами по нормализации отношений и в рамках российско-украинского мирного процесса.

Российский экспорт энергоресурсов на Запад

В 2024 году Европа закупила рекордные 17,4 млн тонн СПГ (24 млрд кубометров) российского производства, примерно на 10 млрд евро.  Это 52% экспорта всего российского СПГ.  Евросоюз отказался от идеи ввода запрета на импорт российского СПГ в рамках предстоящих санкций из-за сопротивления со стороны некоторых членов блока, неуверенности в альтернативных источниках поставок энергоресурсов и ради более сильной позиции в торговых переговорах с США.

Транзит российского трубопроводного газа в Европу (Сербию и Венгрию) продолжается и через Турецкий поток в объеме примерно 10,5 млрд кубометров в год.  Таким образом, поставки Газпрома по «трубе» в Европу за 3 года упали в 15 раз.  За Газпромом сохранились всего лишь 5% объема поставок трубопроводного газа в Европе.  Такой объем газа СССР поставлял в далеком 1980 году, когда газовые поставки в Европу только начинались.  Российская военная агрессия полностью перечеркнула десятилетия кропотливой работы Советского Правительства по поставкам ямалского газа в Европу.  Однако, в целом, с учётом СПГ, экспорт российского газа в Европу в 2024 году вырос на 18% по сравнению с 2023 годом.  А цены на российский газ выросли на 59% за аналогичный период.  Вот только это не спасло Газпром от убытков свыше 1 трлн рублей по итогам 2024 года.

31 декабря 2024 года Украина полностью остановила прокачку российского газа в Молдову (в так называемое Приднестровье), Венгрию, Чехию, Австрию и Словакию по маршруту Уренгой-Помары-Ужгород.  В марте 2025 года в результате боевых действий в Судже была взорвана измерительная станция на данном газопроводе и теперь по некоторым данным ремонт участка газопровода займет около 2 лет, что делает невозможным транзит российского газа по северному украинскому маршруту.  Газпром лишился экспорта на 6-7 млрд евро в год.

Продолжается небольшой экспорт российской нефти по южной ветке нефтепровода Дружба через Украину в Венгрию и Словакию.  Украина пока соблюдает договоренности по транзиту (до 31 декабря 2029 года).

В целом объем экспорта российских углеводородов в Европу упал в стоимостном выражении до примерно 22 млрд евро в 2024 году по сравнению с 30 млрд евро в 2023 году. Цены на российский газ растут, на нефть марки Юралс (а это 70% всей российской нефти) до недавнего времени оставались стабильными последние 2 года в пределах $63 за баррель (минус индивидуальные скидки покупателям).  В апреле 2025 года цена на нефть обвалилась (из-за торговой войны Трампа) и в частности цена за баррель Юралс упала до $58.  Бюджет России сверстан с учетом того, что стоимость нефти будет $70 за баррель.  А каждый недополученный доллар с барреля означает потерю бюджетом $2 млрд в виде налогов.  Таким образом, при сохранении такой цены, российское государство недополучит $24 млрд (2 трлн рублей).  Это серьёзно скажется на бюджете.

Япония, Южная Корея и китайский остров Тайвань так и не наложили санкции на российские углеводороды (за исключением угля – Япония).  Возможно, после 2027 года эти вышеупомянутые страны и подумают об отказе от российских углеводородов в угоду Соединенным Штатам и после ввода дополнительных мощностей по экспорту СПГ в Катаре и США.

Экспорт российского угля в 2024 году упал на 8% по сравнению с предыдущим.  В целом экспорт угля падает уже 3-й год подряд из-за инфраструктурных ограничений, санкций и рыночной конъектуры.  Запад полностью запретил импорт российского угля.

8 февраля 2025 года страны Балтии (Литва, Латвия и Эстония) отсоединились от энергокольца с Россией и Белоруссию.  Одновременно балтийские государства синхронизировали свои электросети с общеевропейской.  В подготовку транзита было вложено около 1,6 млрд евро (1,7 млрд долларов) — главным образом из средств ЕС.  А энергосистема Калинградской области, РФ стала автономной.  Закупать российскую электроэнергию страны Балтии перестали в мае 2022 года, вскоре после начала полномасштабного военного вторжения России в Украину.  Параллельно, Украина объявила, что переходит на европейский стандарт напряжения в электросети.  Вместо 220 Вт в электросетях Украины напряжение составит 230 Вт с допустимым отклонением в сторону повышения или понижения на 10%.

Перспективы возобновления поставок российских энергоносителей в Европу

Европейские энергетические компании стали высказываться за возобновление российских поставок газа если не в прежнем объеме, то хотя бы значительно больше чем в настоящее время.  Конечно, Европа не готова снова импортировать 150 млрд кубометров газа у Газпрома.  Однако, высказываются мнения, что половина этого объема была бы вполне уместна.  Привлекает цена на российские углеводороды.  Все ждут заморозки Российско-Украинского конфликта.

По некоторым сообщениям СМИ, в Швейцарии прошли переговоры по возобновлению поставок российского трубопроводного газа после установления перемирия между Россией и Украиной.  Предполагается, что некие американские инвесторы выкупят по заниженной стоимости остающуюся целой ветку газопровода Северный поток-2 и затем выступят посредниками при покупке газа у Газпрома и европейскими потребителями.  Официально германский МИД выступил резко против возобновления поставок газа из РФ.  Превентивно, Еврокомиссия объявила, что примет 18-й пакет санкций против «Северных потоков», «чтобы отбить интерес у инвесторов к продолжению какой-либо деятельности в будущем».  Новый канцлер Германии Мерц заявил, что поддержит санкции против «Северных потоков».

В новостях проскальзывали сообщения о возможном возобновление по аналогичной схеме поставок по газопроводу Ямал через Польшу в Германию.  Правда, с учетом недавнего дипломатического скандала – обвинений Москвы в попытке осуществить саботаж на территории Польши с последующим закрытием российского консульства в Кракове, эта схема скорее всего подвисает.

Российско-Западная энергетическая война повлекла за собой массу судебных разбирательств с неясной перспективой их завершения.  Например, объем претензий бывших партнеров Газпрома к российскому газовому гиганту оценивается как минимум в 18,4 миллиарда евро, в тоже время и Газпром подал в российские арбитражи иски против своих бывших партнеров на 5,2 млрд евро.

Суды друг у друга уже выиграли, вот только исполнение их решений сторонами не признается.  Вряд ли в договорах поставки газа в качестве места урегулирования споров был прописан российский арбитраж в Санкт-Петербурге, скорее всего местами разрешения споров были указаны Лондон или Стокгольм.  Газпром просто проигнорировал договорные арбитражные оговорки и подал иски в российский арбитраж.

Взаимные аресты и принудительные продажи частных активов наверняка осложнят возобновление поставок российского газа в Европу.  Если бывшие партнеры Газпрома будут налагать аресты на партии российского газа, то скорее всего Газпром остановит на неопределенное время отгрузку газа.  Возможно также европейские государства не согласятся принимать российский газ, покуда Газпром не закроет долги.

Европейский союз 6 мая 2025 года опубликовал «дорожную карту» (COM/2025/440)
по поэтапному отказу от российских ископаемых энергоносителей из 9 пунктов:

  • внедрение правил ЕС, требующие от покупателей раскрывать информацию о контрактах на импорт российского газа и регулярно обмениваться информацией между таможенными органами и соответствующими госорганами;
  • подготовка национальных планов стран ЕС с четкими действиями и сроками по поэтапному отказу от российского газа (должны быть представлены к концу 2025 г.);
  • законодательный запрет на уровне ЕС импорта российского газа по новым контрактам и существующим спотовым контрактам не позднее конца 2025 г., а по существующим долгосрочным контрактам — не позднее конца 2027 г.;
  • изучение ЕС вариантов агрегирования спроса и устранения оставшихся нормативных и рыночных барьеров для более эффективного использования инфраструктуры;
  • принятие на уровне ЕС торговых мер в отношении импорта обогащенного урана из России, чтобы уравнять условия и стимулировать политические и деловые решения, направленные на ускорение наращивания потенциала в ядерной производственно-сбытовой цепочке ЕС, а также ограничения на новые контракты на поставку урановой продукции, обогащенного урана и других ядерных материалов из России;
  • подготовка национальных планов стран ЕС с четкими действиями и сроками выполнения по поэтапному отказу от импорта российской ядерной энергии и контроль их выполнения;
  • предложение по Европейской инициативе в области радиоизотопов (European Radioisotopes Valley Initiative, ERVI — инициатива, направленная на обеспечение поставок медицинских радиоизотопов в ЕС за счет увеличения внутреннего производства) – ограничение поставок российских радиоизотопов;
  • страны ЕС разработают национальные планы поэтапного отказа от импорта российской нефти и ее замещения до конца 2027 г. с четкими действиями и сроками (представление плана в конце 2025 г.); и
  • дальнейшее введение и применение санкций в отношении организаций и судов, перевозящих российскую нефть, которые подозреваются в незаконной деятельности.

Еврокомиссия в течение месяца представит закон, предотвращающий заключение новых газовых контрактов с Россией. Параллельно, Европейская комиссия ищет законные способы разорвать долгосрочные газовые контракты с Россией, не выплачивая при этом крупные штрафы (скорее всего речь пойдет о введении новых пошлин и квот в отношении российских энергоресурсов, что также не требует согласие всех членов Евросоюза).

Распродажа российских активов в Европе

Правительство Германии оказывает давление на «Rosneft Deutschland» (дочерней компании Роснефти) и требует продать 54,17% акций НПЗ «PCK Raffinerie Schwedt» третьему лицу, не аффилированному с Россией.  В настоящее время завод находиться под управлением немецкого государства, но Германия отказалась национализировать нефтеперерабатывающий завод, мощностью 11,6 млн тонн.

Россия предложила Казахстану выкупить акции Роснефти в немецком НПЗ в г. Шведт.  Казахстан в настоящее время не рассматривает выкуп завода.  На это есть веские причины:

  • У Казахстана пока нет объемов нефти для такого завода. В 2023 году на этот НПЗ поставили 890 тысяч тонн нефти, а в 2024 году 1,493 млн тонн.  В 2025 году КМГ планирует отправить в Германию еще 2,5 млн тонн нефти.  Это далеко не 11,6 млн тонн, требуемых для полной загрузки завода.
  • Покупка акций НПЗ обошлось в свое время Роснефти примерно в $1 млрд долларов США, а сейчас непонятно оправдаются ли такие вложения в завод.
  • Завод откалиброван под «тяжелую» нефть Юралс и потребности Германии в дизеле.
  • Транспортировка нефти будет проходить через 3 страны (РФ, Беларусь и Польша) и непонятно как будут развиваться в дальнейшем геополитические события вокруг этих стран.
  • На Западе есть сомневающиеся, что нефть будет казахской и не будет ли поставляться российская нефть под брендом казахской в нарушении санкций Евросоюза.

Другим интересным активом для инвестиций может стать продажа НПЗ Lukoil Neftohim (дочка Лукойла) в г. Бургас, Болгария.  В марте 2024 года Болгария запретила импорт российской нефти, а также расторгла с Лукойлом концессионное соглашение об использовании нефтяного терминала Росонец в порту Бургаса.  Кроме того, Болгария ввела временный повышенный налог на прибыль в 60% и обещает снизить его для нового владельца в 4 раза, при условии инвестирования $500 млн долларов на переработку легких сортов нефти (нероссийских).

С тех пор Лукойл ищет покупателей на завод мощностью в 8,6 млн тонн.  Среди претендентов наиболее хорошими шансами обладают венгерская MOL и КазМунайГаз, их совместное инвестирование может создать синергию:

  • Лукойл инвестировал значительные средства в Казахстан и возможно ему будет интересен обмен активами. КМГ же получает возможность не просто гнать сырье в Европу, а возможность переработки и дополнительного заработка на продукции с добавленной стоимостью.
  • Возможно, КМГ стоит подумать и о партнерстве с венграми. Приобретение НПЗ в Бургасе откроет новые возможности для расширения бизнеса на Балканах, но партнерство с MOL открывает для КМГ возможности выхода и на рынок Центральной Европы.  Прокладка нефтепровода из Бургаса в Венгрию стала бы хорошим дополнением к этому активу.
  • MOL обладает долей в 8,9% в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан и партнерство с венграми может сыграть свою роль в расширении транспортировки казахской нефти по этому маршруту.
  • Объект возможно стоит $1 млрд долларов, к тому же есть и требование Болгарии инвестировать еще $500 млн в переработку легких сортов нефти. Стоит ли КМГ «перегружать» себя обязательствами?   Такие объекты часто эксплуатируются в партнерстве для снижения инвестиционных рисков.
  • КМГ конечно же обладает преимуществом доступа к нефти КТК с коротким транспортным плечом из Новороссийска в Бургас (1,5 суток хода для танкера). Болгары и венгры это прекрасно понимают.    В условиях отказа от российской нефти, «ближайшей» нефтью к Европе является только казахская.  А логистика как известно сказывается на себестоимости продукции НПЗ.
  • Конечно же следует учитывать очень хорошие отношения между Казахстаном и Венгрией. Мы вместе входим в Организацию Тюркских Государств, а совместные крупные бизнес проекты только укрепляют межстрановое сотрудничество.  Венгрия – это голос Казахстана в Европе.  Безусловно, укрепятся и отношения между Казахстаном и Болгарией.

США наложили санкции на сербскую нефтегазовую компанию NIS («Нефтяная индустрия Сербии»), мажоритарными акционерами которой являются «Газпром нефть» (50% акций), «Газпром» (6,15%) и Сербия (29,87%).  Соединенные Штаты потребовали выхода российских структур из состава акционеров сербской компании.

«Нефтяная индустрия Сербии» является многопрофильным энергетическим холдингом: ведет разведку и добычу углеводородов в Сербии; имеет НПЗ мощностью 4,8 млн тонн в Панчево, Сербия; занимается дистрибуцией ГСМ на Балканах (400 бензоколонок) и другими проектами.  У компании имеются планы строительства нефтепровода из Сербии в Венгрию и нефтепровода из румынского порта Констанца в Сербию.  Почему бы КазМунайГазу не зайти и в этот проект?  Опять же КМГ мог бы поставлять нефть КТК в румынский порт Констанца и далее на сербский НПЗ.  Россия уходит из Европы (её выдавливают санкциями и это надолго), но нам нужно этим воспользоваться, закрепиться в Европе, а в будущем такие активы будут стоить дороже.

«Теневой» танкерный флот России

Примерно 70% российской нефти экспортируется морем, из них около 80% судами так называемого «теневого флота».  Официально никто не знает точное количество таких танкеров (от 300 до 1200 по подсчетам регистра Ллойда и независимых неправительственных организаций), которые как правило ходят под «удобными флагами» (Либерия, Панама, Маршалловы острова и пр.), владельцами которых выступают юридические лица, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях с номинальными директорами и акционерами.  Управления и счета таких компаний находятся также в-третьих юрисдикциях, что затрудняет наложение санкций.

Тем не менее география России такова, что примерно 30% нефтяного морского экспорта осуществляется через Черное море, а ещё 60% экспортируется через Балтийское море.  Танкеры проходят через узкие Турецкие и Датские проливы, далее Па-Де-Кале, Гибралтар, Суэц, Баб-эль-Мандеб и Малаккские проливы, где их легко зафиксировать и им приходиться по требованиям безопасности включать транспондеры.  Конечно же у Запада есть возможность вести спутниковое наблюдение за танкерами, которые входят в российские морские порты на погрузку и в китайские и индийские порты на выгрузку нефти.  Скорее всего финансовые и разведывательные службы западных стран давным-давно знают точное количество танкеров, под каким флагом и в каких странах они зарегистрированы, порты приписки, их управляющие компании, номинальных (и реальных) директоров и акционеров, движение денег по счетам и скорее всего фиксируют переговоры по спутниковой связи капитанов танкеров с теми, кто дает им распоряжения в какие порты отгружать нефть.

Россия делает вид, что «обхитрила» Запад купив ржавые танкеры на 10 млрд долларов, а Запад делает вид, что никак не может разглядеть что же происходит.  На самом деле, США и их союзники просто опасаются «перегнуть палку» с санкциями и не хотят взвинтить цены на нефть.  Пока Европа наложила санкции на примерно 340 танкеров теневого флота, США существенно расширили санкции, включив в свой Список особо обозначенных граждан и заблокированных лиц (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List или SDN) – 183 танкера теневого флота, а Великобритания включила в свой санкционный список около 200 танкеров.

Особенностью нового витка санкций (с 10 января 2025 года) против теневого флота стал одновременный отказ китайских и индийских портовых властей принимать танкеры, включенных в американский список SDN.  Раньше такие танкеры молча принимали или отключали транспондеры, к ним подходили малые танкеры и забирали нефть в море, а теперь вот вовсе не принимают.  Цена морского фрахта танкеров в Индию и Китай выросла в три раза.

Большую тревогу вызывает физический износ таких танкеров и слабое страхование на случай аварии.  Недавно, в Керченском проливе потерпели крушение два небольших российских танкера класса река-море, которые как раз пытались доставить 9,7 тысяч тонн мазута на более крупный танкер, стоявший в Черном море.  В результате по предварительным данным Минприроды РФ вытекло примерно 3,7 тысяч тонн мазута, причинив крупный экологический ущерб, первоначально оцененный этим ведомством в 33,4 млрд рублей.  Росприроднадзор оценил ущерб экологии от разлива мазута в Черном море почти в 85 млрд рублей. Теперь у судовладельцев есть месяц на добровольное возмещение ущерба.

Согласно российскому законодательству, основанному на Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (International Convention on Civil Liability for Oil Pollution Damage (CLC)) максимальная ответственность для владельцев судов валовой вместимостью не более 5000 тонн составляет 4,51 млн единиц Специальных Прав Заимствований (Special Drawing RightsSDR), применяемых Международным валютным фондом.  В настоящее время 1 единица СДР равняется 132,6035 рублей.  Таким образом, максимальная ответственность каждого владельца танкера, потерпевших крушение в Керченском проливе будет не более 598 041 785 рублей, что явно недостаточно для покрытия ущерба.

Однако, Россия является также стороною Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (International Convention on the Establishment of an International Fund for Compensation for Oil Pollution Damage), средства которого складываются из устанавливаемых Ассамблеей Фонда ежегодных взносов крупных (от 150 тыс. тонн в течение календарного года) получателей перевезенной морем нефти.  В настоящее время согласно этой конвенции, максимальный предел компенсации за каждый отдельный инцидент составляет 750 млн СДР.  Таким образом, российские власти вправе рассчитывать на выплаты из конвенциального фонда в пределах 99 452 652 000 рублей за каждый инцидент с танкерами.

Это небольшие танкеры и соответственно деньги из «Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью» возможно позволят возместить расходы, связанные с ликвидацией экологического ущерба в Керченском проливе.  Однако, непонятно, как будут организованы страховые выплаты при крушении танкера класса Афромакс с дедвейтом 80-120 тысяч тонн.  $1 млрд долларов будет явно недостаточен.  Недавно, танкер «Eventin» такого класса, под флагом Панамы, груженный российской нефтью, потерял ход при полном отказе всех электрических систем судна и был отбуксирован в один из портов Германии.  Власти Германии конфисковали судно с грузом, а позже сменили экипаж.  Германия планирует утилизовать корабль.

Евросоюз по некоторым данным якобы планирует задержания танкеров теневого флота под предлогом защиты окружающей среды и борьбой с пиратством.  Как это будет коррелировать с Конвенцией ООН по морскому праву, требующей беспрепятственный проход судов непонятно.  Москва отрицает обвинения в диверсиях на объектах подземной инфраструктуры или экологических угрозах.  В тоже время российский МИД обещает «жесткий ответ» при ограничении прохода судов на Балтике.

Действительно, 14 мая эстонские ВМС попытались остановить в международных водах Балтики шедший под флагом Габона танкер «Jaguar» по подозрению в причастности к российскому теневому флоту (на видео снятом на борту танкера переговоры экипаж ведет на русском языке).  Судно не подчинилось приказу.  Эстония для задержания танкера использовала вертолет, самолёт и патрульный катер ВМС.  В ответ Россия в ответ направила истребитель, который вошел в воздушное пространство НАТО и сопроводил танкер в порт Приморск в Ленинградской области.  В свою очередь, 17 мая Россия задержала шедший под флагом Либерии нефтяной танкер «Green Admire» в своих территориальных водах Балтийского моря, когда судно покидало эстонский порт Силламяэ.  Пока задержания происходят без стрельбы.

Попутно РФ отрицает, что имеет отношение к теневому флоту и вроде бы нейтральные страны не уполномочивали Россию сопровождать их корабли в международных водах.  Непонятно, собирается ли Москва отдать приказ о сопровождении каждого танкера и до каких пределов может простираться такое военно-морское сопровождение.  Это очень дорого и у РФ очень мало кораблей океанского флота, способного сопровождать танкеры в открытом море (ведь задержания могут производиться не обязательно на Балтийском море).  Корабли ВМФ будут требовать целой инфраструктуры баз, а Россия как раз лишилась такой базы в Тартусе, Сирии.  Турция ввела ограничения согласно Конвенции Монтрё и не будет впускать вышедшие из Черного моря корабли ВМФ России (если они будут задействованы для сопровождения танкеров теневого флота).  Кроме того, украинцы сильно потрепали русский черноморский флот и вполне возможно там просто нет кораблей способных идти в открытом море.

В прошлом США были инициаторами введения потолка цен на российскую нефть и включения российских танкеров в санкционный список.  Ныне, Соединенные Штаты блокируют создание группы мониторинга «теневого флота», предложенного Канадой в рамках встречи министров иностранных дел группы G7 в марте 2025 г.  Надо, полагать это одна из уступок Вашингтона Москве в рамках урегулирования российской-украинского конфликта.  Впрочем, Президент США (возможно сам того не желая) своей торговой войной способствовал падению цены на нефть, что больно ударило по России.  Фактически, на четвертый год Российско-Украинской войны, наконец-то потолок цен на российскую нефть упал ниже $60 за баррель, как того требовали санкции G7.  Теперь Европа предлагает понизить потолок цен на российскую нефть до $45 за баррель, а Украина просит понизить «кэп» до $30 за баррель.  Остается констатировать факт того, что Западу удалось потеснить РФ не только в объемах производства нефти (падение на 1 миллион баррелей в сутки), но и по цене.  Это меняет парадигму Российско-Западной энергетической войны.

В тоже время Сенат США инициировал новый законопроект о создании специального фонда в $150 миллионов долларов США для контроля за теневым флотом РФ.  Задачей этого фонда будет обеспечение соблюдения санкций танкерами, которые используются для перевозки российской нефти в обход санкций, то есть сырья, которое продается дороже установленного в 2022 году потолка цен в $60 за баррель. Фонд также будет обеспечивать соблюдение санкций в отношении судов, которые перевозят сырую нефть из Ирана.  Инициатива американских сенаторов предполагает, что любая захваченная властями США нефть будет продана, а средства будут направлены на погашения госдолга США.

Морской саботаж

На Западе, особенно в регионе Балтийского моря большую тревогу вызывают инциденты, в ходе которых танкеры теневого флота возможно были задействованы в саботаже систем подводных коммуникаций стран НАТО.  В 2024 году были три инцидента (2 возможно с участием танкеров под флагом Гонконга и одно под флагом Панамы) с порывами телекоммуникационных и электрических кабелей на дне Балтийского моря с помощью протаскивания якорей по дну.  На танкере «Eagle S», под флагом Панамы (взятым на абордаж морским спецназом Финляндии) обнаружено шпионское оборудование для ведения электронной разведки и глушения спутниковой связи.  Все эти инциденты, подвинули НАТО создать постоянную военно-морскую группировку «Балтийский страж» или «Балтийский часовой», с участием всех прибрежных балтийских стран НАТО.

8 февраля 2025 года стало известно о порыве телекоммуникационного кабеля Ростелекома, соединяющего Санкт-Петербург и Калининград по дну Балтийского моря.  Инцидент произошел в экономической зоне Финляндии.  Оказывается, в эту игру порыва кабелей на морском дне можно играть вдвоем.  Возможно, это случайность, а возможно кто-то решил, что лучшим способом предотвращения саботажа морских коммуникаций, это сделать так, чтобы и другая сторона почувствовала на себя что это такое.  С тех пор порывы кабелей на Балтике прекратились.

23 декабря 2024 года в Средиземном море затонуло российское торговое судно ро-ро класса «Ursa Major» (Большая Медведица), вышедшее из Санкт-Петербурга.  Владелец судна государственная компания «Оборонлогистика», принадлежащее Министерству обороны РФ сообщила о трех взрывах по правому борту и назвало случившееся «террористической атакой» (подозревают украинцев).  Корабль вёз крышки для ядерных реакторов на российский Дальний Восток и возможно должен был принять эвакуационный военный груз в порту Тартус, Сирии.

В январе и февраля 2025 года от взрывов пострадали находящиеся под флагом Греции танкеры «Seajewel», «Seacharm» и ходивший под флагом Либерии танкер «Grace Ferrum», ранее заходившие в российские порты.  В результате взрывов в различных портах Средиземного моря, у всех образовались пробоины, которые, впрочем, не вызвали, ни пожаров, ни розлива нефти.  Вероятно, лица заложившие взрывные устройства не рассчитали силу взрывов, а возможно это просто предупреждения украинских спецслужб, — не заходить в российские порты.

В феврале 2025 года, еще один инцидент произошел с танкером класса Афромакс «Koala» с дедвейтом 130 тысяч тонн в порту Усть-Луга в Ленинградской области.  Судно ходит под флагом Антигуа и Барбуда.  В машинном отсеке танкера прогремели три взрыва, в результате танкер принял на борт морскую воду и сел кормою на мель в порту.  Российские власти объявили, что это был «техногенный инцидент».  Танкер был гружен мазутом.  Часть мазута откачали в порту, судно остается в акватории российского порта.

11 марта 2025 года португальский сухогруз «Solong» протаранил стоявший на якоре американский танкер «Stena Immaculate» неподалеку от английского города Кингстон-апон-Халл и порта Гримсби на северо-востоке Англии.  Оба корабля загорелись, причем сухогруз почти полностью сгорел, но остался на плаву.  Танкер имел на борту 220 тысяч баррелей (30 тысяч тонн) авиационного топлива для военно-воздушных баз США, расположенных в Англии.   Часть топлива вылилось в море.  Сухогруз вёз алкоголь и пустые контейнеры, в которых ранее перевозились токсичные химические вещества.  Капитан сухогруза, гражданин России был задержан властями Великобритании с подозрением в непредумышленном убийстве (пропал один членов экипажа «Solong»), а также грубой неосторожности в связи с аварией.  Часть экипажа сухогруза также являются гражданами РФ.

Влияние торговых войн Трампа глобально на энергетический сектор и в частности на Российско-Западную энергетическую войну

Энергетические санкции Президента Трампа в отношении Ирана и Венесуэлы, угроза применить военную силу против Ирана, ослабление доллара будут способствовать росту цен на углеводороды.  А вот рост торговых пошлин США приведет к инфляции и росту цен, в том числе на нефтепродукты и нефтегазовое оборудование, что в свою очередь приведет падению продаж и потребления, включая углеводороды и как следствие приведет к снижению цен на сырье.  Мировой фондовый рынок упал на $10 трлн долларов США.  Ценные бумаги нефтегазовых корпораций падают вместе с рынком и на фоне падения цены на нефть.  Федеральный резервный банк США (которые как надеялись многие смягчит денежно-кредитную политику в 2025 году) не стал менять процентную ставку.  Высокая процентная ставка ФРС будет держать высокими проценты коммерческих банков, что не позволит финансировать на должном уровне нефтегазовый сектор.

Отказ Соединённых Штатов оказывать помощь Украине в войне с Россией ставит под сомнение способность США застолбить европейский газовый рынок.  Европа была не прочь полностью переключиться на американский СПГ, но резкий взлет американских пошлин, фундаментальные расхождения в вопросах европейской безопасности и даже территориальные претензии в виде желания присоединить Гренландию оставили заметный «осадок» в трансатлантических отношениях.  На фоне глобальной торговой войны, у европейцев «пропал аппетит» на американский СПГ. Президент Трамп требует купить американский газ на $350 млрд, что, по его мнению, справедливо сбалансирует дефицит во взаимной торговле с Европой.  Если бы Трамп не спешил и не оказывал давление в виде пошлин, то европейский газовый рынок возможно сам упал бы в руки США.  Европа дала понять, что готова дополнительно покупать американский газ лишь на $50 млрд, в обмен на то, что США уберут 10% пошлину на все европейские товары.  Возможно, что-то Европа дополнительно закроет закупками американского оружия.

Высказываются мнения, о том, что якобы план Трампа в глобальной торговой войне заключается в желании уронить государственный долг США ($36,6 трлн), ослабив доллар и тем самым будет способствовать росту американского экспорта, а также выравниванию дефицита торговли США с другими странами мира.  Может такой план и сработает, как видим 75 государств изъявили желание провести торговые переговоры с США.  Однако, необходимо учитывать, что основным экспортным товаром США как раз является доллар.  Лишая китайцев доступа к американскому рынку, Вашингтон лишает Пекин и доступа к доллару.  Таким образом, США отказываются экспортировать доллар, за которые получают товары со всего мира в кредит.

В своё время Президент США Гарри Трумэн создал систему, при которой США сумели в обмен на зеленые бумажки с портретами президентов США и госсекретаря Бена Франклина покупать все чего душа пожелает; любая инфляция в США постепенно смещается на другие страны мира; и все другие страны фактически финансируют Соединенные Штаты, покупая их государственный долг и вкладывая в крупнейший рынок ценных бумаг, недвижимости и торговли.  Именно Трумэн поставил США во главе «пищевой цепи» планеты Земля.

Фактически в руках у США безлимитная кредитная карта, вот только владелец карты почему-то внезапно решил (впервые за 80 лет), что зарубежные продавцы в США должны теперь не только продавать в кредит свои товары в обмен на напечатанные или электронным образом созданные доллары, но и на полученные доллары покупать в США физические товары, выравнивая внешнеторговый баланс США.    А если такие продавцы на американском рынке не согласны с требованиями новой администрации Белого Дома, то им выпишут штраф в виде огромных пошлин.  Вдобавок, по некоторым сообщениям, у новой администрации Белого Дома появились странные предложения потребовать, чтобы другие страны теперь покупали беспроцентные облигации федеральных займов со сроком погашения 100 лет!  Видимо, причина таких требований, кроется в том, что если 2021 году правительство США выплатило $500 млрд на погашения долговых обязательств, то в 2025 году придется выплатить $1.1 трлн.  Это больше чем бюджет Пентагона.  Проблема дефицита торгового баланса США не в том, что кто-то «обманывает» Америку, а в том, что США слишком много тратит и проценты по кредитам становятся обременительными даже для владельца безлимитной кредитной карты.

Казахстану «повезло», что на торговлю с США приходиться лишь около 3% всего объема внешней торговли, а американская пошлина в 27% имеет исключения на 85% экспортируемых казахстанских товаров.  Вдобавок, США объявили, что приостанавливают действие объявленных пошлин на 90 дней и на этот период будет действовать единая пошлина в 10% для 75 стран, за исключением КНР.  По неподтвержденным данным США хотят в обмен на снижение пошлин, чтобы эти страны запретили китайским компаниям базироваться на их территориях и поставлять через них товары, а также перестать поглощать дешевые промышленные товары из Китая.  Насколько реалистичны эти требования мы узнаем в ближайшие месяцы.  Китай предостерег третьи страны от действий против него в торговой войне с США.  Президент Трамп уже многократно «моргнул», введя исключения в свои же торговые пошлины, что дало повод уничижительному прозвищу «TACO» (Trump always will chicken out) – «Трамп снова струсит» на Уолл Стрит.  В торговом споре с Китаем, Трамп пошел на попятную отыграв назад пошлины с 145% до 30% в отношении некоторых китайских товаров на срок 90 дней, Китай в свою очередь согласился снизить пошлины с 125% до 10%, а также согласился вновь принимать самолёты Боинг, купленные китайскими авиакомпаниями и возобновить поставки редкоземельных элементов американским компаниям.

Остановка торговли между США и Китаем побуждает Пекин искать альтернативы.  Если Китаю будет ограничен в продаже своих товаров, его заводы частично остановятся или сократят объемы производства, что приведет к массовой безработице, со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями для страны с 1,5 млрд населением.  Кроме потери американского рынка сбыта, Китай будет недополучать в достаточном объеме американскую валюту, что может замедлить его торговлю.  Возможно, теперь КНР предложит другим странам более лучшие условия в торговле, например, скидки и кредитные линии на товары и оборудование производимые КНР (при условии перехода на китайскую платежную систему и переключения торговли товарами на юань).  Недавно, Китай предложил новую кредитную линию странам Латинской Америки на 66 млрд юаней.

Замедление китайской промышленности приведет также к тому, что КНР будет меньше потреблять сырьевые товары и цены на такие сырьевые товары упадут.  Цена на основной экспортный товар Казахстана — нефть упала до $62 за баррель (в последний раз такие цены наблюдались во времена Ковида).  В таких условиях Казахстану просто необходимо вести диалог с Китаем, на который как раз приходиться значительная часть нашей внешней торговли.  А что мы будем делать если Пекин вдруг заявит, что долларов у него нет, мы что упремся и скажем, что не продадим нефть за юани?  Точно также может поступить в ближайшем будущем и Евросоюз – примет какой-нибудь «Четвертый энергопакет», в котором пропишет, что отныне все сырьевые материалы в Европу оплачиваются только в евро.  Все это может привести к ослаблению доллара США…и падению цены на нефть.

Казахстано-российское энергетическое сотрудничество

Россия пытается нивелировать санкционное давление Запада за счёт новых рынков сбыта (в том числе и в Казахстане), но мешают вторичные американские санкции, ухудшающееся экономическое положение страны и крупнейших российских корпораций.  Например, Газпром до недавнего времени предлагал построить экспортный газопровод – часть газа продавать в северо-восточном Казахстане (10 млрд кубометров), а большую часть экспортировать в КНР (35 млрд кубометров).  Вопрос только как терпящая второй год подряд колоссальные убытки госкомпания сможет реализовать этот проект.  По итогам 2025 года аналитики заранее предсказывают убытки Газпрому.

Кроме того, в середине апреля 2025 года, Посол КНР в Москве публично высказался в том ключе, что предпочтительным проектом поставки трубопроводного газа из РФ является строительство газопровода «Сила Сибири-2» через Монголию (всё еще не согласован участниками проекта), а строительство газопровода через Казахстан в китайский Синьцзян он назвал слишком дорогим, так как там один газопровод и он переполнен и, если транспортировать российский газ по этому маршруту, Китаю придется построить новый газопровод (из Синьцзяня в приморскую часть Китая).  Таким образом, маршрут становиться тупиковым и вероятно и по этой причине Газпром откажется от строительства нового газопровода через Казахстан.  Фактически, Китай спасает Казахстан от российской «газовой иглы».  Китай явно не желает усиления своего традиционного конкурента в Центральной Азии.

В апреле 2024 года Казахстан и Россия заключили межправительственное соглашение, согласно которому генеральным подрядчиком строительства трех угольных ТЭЦ на сумму $1.2 млрд (предполагалась что в дальнейшем они перейдут на российский газ) на северо-востоке Казахстана стал «Интер РАО-Экспорт».  Увы, российская сторона так и не предоставила инвестиции на строительство этих электростанций.  По всей видимости, в РФ руководствуются принципом – «нет трубы, нет и ТЭЦ», тянули до последнего.  Просто угольные электростанции Кремлю не интересны.  Что же получается, главное не строительство электростанций, а возможность выключить подачу газа в Казахстан в самый неподходящий для нас момент?  Москва ведет себя несерьёзно.

Казахстан так и не дождался льготного российского государственного кредита и по другому важному для страны проекту – строительству двух генераторов для Экибастузской ГРЭС-2.  В угоду России, Казахстан отказался от предложения китайской стороны по строительству третьего энергоблока мощностью 636 МВт за 202 млрд тенге, ожидая, что Россия выделит кредит в 1,3 трлн тенге ($2,6 млрд) на третий и четвертый энергоблоки, мощностью каждый 540 МВт.  Китайский энергоблок уже был построен (оставалось только привести и смонтировать) и был в три раза дешевле!  Опять, Россия 2 года проволынила.  Создается впечатление, что наш северный сосед делает все для того, чтобы сорвать проект модернизации энергетической отрасли Казахстана, чтобы мы продолжали покупать у них электроэнергию, а Казахстан оставался зависимым от России государством.

Казахстан объявил о желании построить АЭС.  Одним из возможных генеральных подрядчиков, попавших в короткий список Минэнерго Казахстана является Росатом.  Однако, Москва не может реализовать меньшие по масштабу проекты в нашей стране.  Между тем, местом строительства АЭС выбран поселок Улкен, на западном побережье озера Балхаш.  Основным притоком этого озера является река Или, чей исток находиться на территории КНР.  Впервые за многие годы Китай в качестве жеста доброй воли не стал проводить большой забор воды на собственные нужды, а отпустил большую часть воды Или, что позволило на 100% заполнить Капчагайское водохранилище и наполнить озеро Балхаш.  И нам нужно идти на встречу Китаю, позволив ему построить АЭС на Балхаше.  В конце концов Китай будет заинтересован в поддержании водного баланса озера Балхаш, чьи воды будут использоваться для охлаждения ядерных реакторов.  Китай построит АЭС быстрее и дешевле.  У Китая есть деньги и все необходимые технологии.  А Россия должна обижаться только на саму себя, Казахстан честно и в приоритетном порядке (без лишней бюрократии и тендеров) предоставил северному соседу возможности для реализации крупных экономических проектов, а в ответ получил саботаж, но так дальше продолжаться не может.  И в этой связи, совершенно логичным стало недавнее объявление, что Атырауский НПЗ не будет продаваться российскому инвестору.  Потеряно важное доверие.

Что в итоге?

Россию продолжают теснить на рынке углеводородов санкциями.  Перспективы не слишком радужные даже с учётом возможного частичного ослабления американских санкций в отношении энергетического и финансового секторов российской экономики.  Цены на российские углеводороды остаются относительно стабильными, а вот объемы продаж падают (особенно в Европе).  Это конечно же и отражается на доходах, поступающих в российскую казну.  Дефицит федерального бюджета России, предварительно составил в 2024 году 3,485 трлн рублей (1,7% ВВП).  А с учетом падения цены на нефть такой дефицит будет только расти.  Объем расходов российской казны за год составил, по предварительной оценке, 40,192 трлн рублей (+24,2% год к году в результате роста военных расходов), объем доходов — 36,707 трлн рублей (+26% за счет роста налогов).  Фонд национального благосостояния РФ с начала Российско-Украинской войны сократился с 8,43 трлн рублей до нынешних 3,4 трлн рублей, т.е. на 5 трлн рублей. Большая часть денег уходит на войну.    Есть и проблемы с излишней ликвидностью (ЦБ РФ напечатал слишком много денег) и по всей видимости война финансируется в основном за счёт печатного станка, что может привести к гиперинфляции.

Ослабление доллара (как реакция на глобальную торговую войну, развязанную Трампом) и ожидания улучшения американо-российских отношений способствуют укреплению российского рубля, что скорее даже невыгодно Москве так как казна получает меньшее количество рублей при продаже валютной выручки, поступающей от экспорта.  В итоге, придется больше печатать денег, а это еще более усилит инфляционное давление и будет способствовать росту цен в стране.  Сильный рубль вредит и российским экспортёрам, так как делает их продукцию менее конкурентоспособной, что ограничивает поставки российских товаров зарубеж.

По всей видимости крупные европейские государства пришли к согласию о нежелательности импорта российских энергоресурсов вообще.  Скорее всего никакого возобновления экспорта российских энергоресурсов в Европу не произойдет (даже под давлением Трампа).  К началу 2028 года Европа будет в основном получать свой газ из США.  Санкционный режим в отношении России не только не ослабнет, а скорее усилиться.

В целом, Российско-Западная энергетическая война способствует ослаблению нашего стратегического конкурента – Российской Федерации.  Конфликт между Западом и Россией будет продолжаться десятилетиями.  На этом фоне Казахстан неплохо балансирует между крупными державами и активно укрепляет свой энергетический сектор, привлекая всё больше инвестиций.

Автор: Нуржан Шайкенов

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Создание национальной системы защиты от беспилотных авиационных систем: вызовы и пути реализации

В последние годы наблюдается стремительный рост использования беспилотных авиационных систем (БАС) в гражданской, коммерческой и военной сферах. Наряду с положительными эффектами, это сопровождается ростом угроз,...

РОССИЙСКО-ЗАПАДНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ВОЙНА. ЧАСТЬ III

В прошлом мною уже был дан анализ Российско-Западной энергетической войны по истечению первого и второго года конфликта.  Российско-Западный энергетический конфликт продолжается.  И если от участников...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока