13.06.2022
Удастся ли Мухаммеду бин Сальману уравновесить «иранский» и «израильский» вектора внешней политики?
Амбициозный план наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Сальмана «Видение-2030» предполагает кардинальное переформатирование социально-экономической структуры королевства с расчётом на «постнефтяную» эру. Для успешного осуществления задуманных преобразований стране необходим мир и политическая стабильность по периметру границ, предсказуемость во взаимоотношениях с соседями.
Как пишет издание TheCradle, именно в этом контексте следует рассматривать дипломатическое взаимодействие основным региональным соперником Эр-Рияда – шиитским Ираном, что имеет решающее значение для решения конфликтных узлов, связанных с конфликтами в Йемене, Ираке и в регионе Персидского залива, способных негативно сказаться на реализации продвигаемых М. бин Сальманом реформ. В этой связи достаточно упомянуть о систематических обстрелах объектов энергетической инфраструктуры королевства поддерживаемыми Тегераном йеменскими повстанцами-хуситами. Однако недавние сигналы наследного принца в сторону Израиля могут помешать усилиям Эр-Рияда по созданию и устойчивому функционированию механизма политико-дипломатического диалога с Тегераном.
По информации The Wall Street Journal, в начале мая суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии (Фонд государственных инвестиций), председателем которого является М. бин Сальман, выделил 2 миллиарда долларов на поддержку израильских технологических стартапов. Это – первый известный случай, инвестирования саудовского фонда в израильские предприятия. Следует отметить, что структуры упомянутого фонда подконтрольны зятю бывшего президента США Дональда Трампа Джареду Кушнеру, прилагавшему активные усилия для внешнеполитического сближения Эр-Рияда и Западного Иерусалима. Во времена президентства Трампа Кушнер и М. бин Сальман наладили тесные межличностные связи: Кушнер помогал своему визави в укреплении власти в обмен на более плотное согласование позиций с Израилем по «иранскому вопросу».
Тем не менее, в конечном итоге саудовский правитель пришёл к выводу, что деэскалация с Ираном необходима его стране как средство решения дилемм региональной безопасности. В 2020 году, ссылаясь на непонимание со стороны Ирана, Катара и собственного народа, он в конечном итоге отказался присоединиться к «соглашению Авраама» между Израилем, Бахрейном, ОАЭ, Марокко и Суданом, в продвижении которого Дж. Кушнер сыграл ведущую роль. Затем последовало пять раундов диалога между Тегераном и Эр-Риядом, начатого в октябре 2021 года при посредничестве Ирака, но к настоящему времени, видимо, несколько застопорившегося. 17 мая в МИД ИРИ заявили об отсутствии с апреля на переговорах с саудовцами каких-либо новых развитий. Сроки возможной встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран принца Фейсала бин Фархана и Хосейна Амира Амир Абдоллахиана в Ираке, собиравшихся обсудить открытие посольств и йеменский кризис, пока остаются неясными. Дипломатические отношения между двумя странами были прерваны в 2016 году после штурма толпой посольства КСА в Тегеране, возмущённой казнью шиитского священнослужителя Н. ан-Нимра, активного критика саудовских властей и противника правящей династии.
А в конце мая в Саудовской Аравии, въехав в страну по паспортам со специальными въездными визами, побывала представительная делегация израильских бизнесменов для предварительных переговоров по возможным инвестициям в израильские компании и инвестиционные фонды. Несмотря на неучастие в «Соглашениях Авраама», саудовские власти начали разрешать израильским авиакомпаниям использовать воздушное пространство королевства для полётов в ОАЭ и Бахрейн. На территории третьих стран якобы подписывались израильско-саудовские соглашения в гражданской (в частности, сельскохозяйственные технологии, орошение и т.д.) и даже в оборонной сфере.
Всё это хорошо согласуется с предполагаемыми инвестициями через структуры Дж. Кушнера, свидетельствуя о сохраняющемся интересе наследного принца к поиску перспективных ниш двустороннего сотрудничества с опорой на наработанные в предшествующий период связи. Однако такого рода взаимодействие противоречит ключевому элементу ирано-саудовской дипломатии, заключающемуся в том, что стороны откладывают свои разногласия по разделяющим их вопросам региональной безопасности ради совместной работы на благо стабильности и разрядки на Ближнем Востоке. Внешнеполитическая доктрина Исламской Республики Иран предполагает минимизацию влияния Израиля в сопредельных странах, и в этом контексте оказываемые М. бин Сальманом еврейскому государству «знаки внимания» могут оказать на ирано-саудовские переговоры негативное влияние, вплоть до их полного прекращения. Ранее, в марте, подобного рода эпизод уже имел место на фоне ракетных ударов с иранской территории по предполагаемым израильским объектам Моссада в районе Эрбиля (Курдский автономный район в Ираке).
Кроме того, поскольку экономическая диверсификация является ключевым элементом программы «Видение-2030», Иран может рассматривать инвестиции фонда Кушнера как признак дальнейшей интеграции Израиля в экономическую структуру аравийских монархий. Это, безусловно, противоречит иранскому перспективному взгляду на Ближний Восток как на регион, максимально свободный от израильского присутствия и, следовательно, не сулит ничего хорошего для преемственности ирано-саудовской дипломатии.
Наконец, в первый день июня в пользу налаживания уже американо-саудовских отношений и расширению «Соглашения Авраама» на онлайн-мероприятии издания Foreign Affairs высказался не кто иной, как госсекретарь США Блинкен. По его словам, Саудовская Аравия остаётся незаменимым партнёром Вашингтона в противодействии Ирану на Ближнем Востоке. Накануне в Эр-Рияде отметились координатор Совета национальной безопасности США по Ближнему Востоку Бретт Макгурк и посланник Госдепартамента по энергетике Амос Хохштейн, в поисках путей восстановления доверия в диалоге с королевством после отказа М. бин Сальмана отвечать на телефонные звонки «сонного Джо». Ещё в начале мая там побывал директор ЦРУ Уильям Бёрнс – не менее «тяжёлая артиллерия». А 30 мая министр иностранных дел Израиля Яир Лапид заявил о координации процесса нормализации отношений с Эр-Риядом с Соединёнными Штатами и государствами Персидского залива. По его мнению, процесс нормализации израильско-саудовских отношений будет длительным, а прогресс не проявит себя в одночасье (что, как видится, не в последнюю очередь связано с решением застарелой палестинской проблемы, о необходимости подвижек в решении которой говорил глава саудовской дипломатии на Давосском форуме).
Среди предполагаемых дальнейших шагов – разрешение Израилю использовать воздушное пространство Саудовской Аравии для полетов куда угодно, а не только для поездок в страны Персидского залива, как сейчас, а также прямые рейсы между городами Израиля и хозяевами Мекки и Медины для мусульманских паломников. Кроме того, по информации Channel 12 news, некий высокопоставленный израильский чиновник был недавно принят в Эр-Рияде для многопрофильных переговоров. Сообщало о встречах представителей сторон и издание Yedioth Ahronoth, не предоставив, впрочем, каких-либо подробностей.
Всё это – на фоне слухов о намеченном на конец июня визите в Израиль и Саудовскую Аравию «сонного Джо» (после убийства Дж. Хашшоги призывавшего сделать королевство «изгоем»), очевидным образом сопряжённом с обещанием Эр-Рияда продлить перемирие в Йемене и увеличить в июле-августе добычу «черного золота».
Таким образом, мы видим, что на возвращение аравийской монархии к традиционной роли регионального «геополитического разнорабочего» брошены крайне серьёзные силы. Несомненно, аналогичные задачи ставятся и в отношении Турции Реджепа Эрдогана, причём решить их в полной мере не удаётся. Несмотря на относительную молодость (1985 г.р.), по некоторым параметрам Мохаммед бин Сальман – не менее опытный лидер, нацеленный на отстаивание интересов своего государства путём маневрирования между многими центрами силы, способный сочетать жёсткие меры в стиле восточной деспотии и радикальные социально-экономические реформы. По-видимому, уговоры администрации Байдена прекратить партнёрство Эр-Рияда с Москвой в рамках «ОПЕК+», повторив фокус первой половины 1980-х годов с резким увеличением добычи нефти, обречены на провал. Эр-Рияд надеется «выработать соглашение с ОПЕК+,.. которое включает Россию», заявил в недавнем интервью Financial Times министр энергетики КСА принц Абдель Азиз бен Сальман. Ещё одним провалом американцев и британцев стали заметно ускорившиеся переговоры об оплате в юанях поставляемого в Китай саудовского «черного золота» (более четверти всех добываемых в стране объёмов).
Таким образом, возвращение на ведущие в пропасть прозападные внешнеполитические рельсы маловероятно – не только потому, что оно будет означать скатывание к конфронтации с Ираном и Китаем, но и потому, что породит вызовы и риски, принципиально несовместимые с долгосрочными целями и задачами программы «Видение – 2030».
Дмитрий Нефёдов