KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Саудовская Аравия – под американо-израильским давлением

Саудовская Аравия – под американо-израильским давлением

13.06.2022

Удастся ли Мухаммеду бин Сальману уравновесить «иранский» и «израильский» вектора внешней политики?

Амбициозный план наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Сальмана «Видение-2030» предполагает кардинальное переформатирование социально-экономической структуры королевства с расчётом на «постнефтяную» эру. Для успешного осуществления задуманных преобразований стране необходим мир и политическая стабильность по периметру границ, предсказуемость во взаимоотношениях с соседями.

Как пишет издание TheCradle, именно в этом контексте следует рассматривать дипломатическое взаимодействие основным региональным соперником Эр-Рияда – шиитским Ираном, что имеет решающее значение для решения конфликтных узлов, связанных с конфликтами в Йемене, Ираке и в регионе Персидского залива, способных негативно сказаться на реализации продвигаемых М. бин Сальманом реформ. В этой связи достаточно упомянуть о систематических обстрелах объектов энергетической инфраструктуры королевства поддерживаемыми Тегераном йеменскими повстанцами-хуситами. Однако недавние сигналы наследного принца в сторону Израиля могут помешать усилиям Эр-Рияда по созданию и устойчивому функционированию механизма политико-дипломатического диалога с Тегераном.

По информации The Wall Street Journal, в начале мая суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии (Фонд государственных инвестиций), председателем которого является М. бин Сальман, выделил 2 миллиарда долларов на поддержку израильских технологических стартапов. Это – первый известный случай, инвестирования саудовского фонда в израильские предприятия. Следует отметить, что структуры упомянутого фонда подконтрольны зятю бывшего президента США Дональда Трампа Джареду Кушнеру, прилагавшему активные усилия для внешнеполитического сближения Эр-Рияда и Западного Иерусалима. Во времена президентства Трампа Кушнер и М. бин Сальман наладили тесные межличностные связи: Кушнер помогал своему визави в укреплении власти в обмен на более плотное согласование позиций с Израилем по «иранскому вопросу».

Тем не менее, в конечном итоге саудовский правитель пришёл к выводу, что деэскалация с Ираном необходима его стране как средство решения дилемм региональной безопасности. В 2020 году, ссылаясь на непонимание со стороны Ирана, Катара и собственного народа, он в конечном итоге отказался присоединиться к «соглашению Авраама» между Израилем, Бахрейном, ОАЭ, Марокко и Суданом, в продвижении которого Дж. Кушнер сыграл ведущую роль. Затем последовало пять раундов диалога между Тегераном и Эр-Риядом, начатого в октябре 2021 года при посредничестве Ирака, но к настоящему времени, видимо, несколько застопорившегося. 17 мая в МИД ИРИ заявили об отсутствии с апреля на переговорах с саудовцами каких-либо новых развитий. Сроки возможной встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран принца Фейсала бин Фархана и Хосейна Амира Амир Абдоллахиана в Ираке, собиравшихся обсудить открытие посольств и йеменский кризис, пока остаются неясными. Дипломатические отношения между двумя странами были прерваны в 2016 году после штурма толпой посольства КСА в Тегеране, возмущённой казнью шиитского священнослужителя Н. ан-Нимра, активного критика саудовских властей и противника правящей династии.

А в конце мая в Саудовской Аравии, въехав в страну по паспортам со специальными въездными визами, побывала представительная делегация израильских бизнесменов для предварительных переговоров по возможным инвестициям в израильские компании и инвестиционные фонды. Несмотря на неучастие в «Соглашениях Авраама», саудовские власти начали разрешать израильским авиакомпаниям использовать воздушное пространство королевства для полётов в ОАЭ и Бахрейн. На территории третьих стран якобы подписывались израильско-саудовские соглашения в гражданской (в частности, сельскохозяйственные технологии, орошение и т.д.) и даже в оборонной сфере.

Всё это хорошо согласуется с предполагаемыми инвестициями через структуры Дж. Кушнера, свидетельствуя о сохраняющемся интересе наследного принца к поиску перспективных ниш двустороннего сотрудничества с опорой на наработанные в предшествующий период связи. Однако такого рода взаимодействие противоречит ключевому элементу ирано-саудовской дипломатии, заключающемуся в том, что стороны откладывают свои разногласия по разделяющим их вопросам региональной безопасности ради совместной работы на благо стабильности и разрядки на Ближнем Востоке. Внешнеполитическая доктрина Исламской Республики Иран предполагает минимизацию влияния Израиля в сопредельных странах, и в этом контексте оказываемые М. бин Сальманом еврейскому государству «знаки внимания» могут оказать на ирано-саудовские переговоры негативное влияние, вплоть до их полного прекращения. Ранее, в марте, подобного рода эпизод уже имел место на фоне ракетных ударов с иранской территории по предполагаемым израильским объектам Моссада в районе Эрбиля (Курдский автономный район в Ираке).

Кроме того, поскольку экономическая диверсификация является ключевым элементом программы «Видение-2030», Иран может рассматривать инвестиции фонда Кушнера как признак дальнейшей интеграции Израиля в экономическую структуру аравийских монархий. Это, безусловно, противоречит иранскому перспективному взгляду на Ближний Восток как на регион, максимально свободный от израильского присутствия и, следовательно, не сулит ничего хорошего для преемственности ирано-саудовской дипломатии.

Наконец, в первый день июня в пользу налаживания уже американо-саудовских отношений и расширению «Соглашения Авраама» на онлайн-мероприятии издания Foreign Affairs высказался не кто иной, как госсекретарь США Блинкен. По его словам, Саудовская Аравия остаётся незаменимым партнёром Вашингтона в противодействии Ирану на Ближнем Востоке. Накануне в Эр-Рияде отметились координатор Совета национальной безопасности США по Ближнему Востоку Бретт Макгурк и посланник Госдепартамента по энергетике Амос Хохштейн, в поисках путей восстановления доверия в диалоге с королевством после отказа М. бин Сальмана отвечать на телефонные звонки «сонного Джо». Ещё в начале мая там побывал директор ЦРУ Уильям Бёрнс – не менее «тяжёлая артиллерия». А 30 мая министр иностранных дел Израиля Яир Лапид заявил о координации процесса нормализации отношений с Эр-Риядом с Соединёнными Штатами и государствами Персидского залива. По его мнению, процесс нормализации израильско-саудовских отношений будет длительным, а прогресс не проявит себя в одночасье (что, как видится, не в последнюю очередь связано с решением застарелой палестинской проблемы, о необходимости подвижек в решении которой говорил глава саудовской дипломатии на Давосском форуме).

Среди предполагаемых дальнейших шагов – разрешение Израилю использовать воздушное пространство Саудовской Аравии для полетов куда угодно, а не только для поездок в страны Персидского залива, как сейчас, а также прямые рейсы между городами Израиля и хозяевами Мекки и Медины для мусульманских паломников. Кроме того, по информации Channel 12 news, некий высокопоставленный израильский чиновник  был недавно принят в Эр-Рияде для многопрофильных переговоров. Сообщало о встречах представителей сторон и издание Yedioth Ahronoth, не предоставив, впрочем, каких-либо подробностей.

Всё это – на фоне слухов о намеченном на конец июня визите в Израиль и Саудовскую Аравию «сонного Джо» (после убийства Дж. Хашшоги призывавшего сделать королевство «изгоем»), очевидным образом сопряжённом с обещанием Эр-Рияда продлить перемирие в Йемене и увеличить в июле-августе добычу «черного золота».

Таким образом, мы видим, что на возвращение аравийской монархии к традиционной роли регионального «геополитического разнорабочего» брошены крайне серьёзные силы. Несомненно, аналогичные задачи ставятся и в отношении Турции Реджепа Эрдогана, причём решить их в полной мере не удаётся. Несмотря на относительную молодость (1985 г.р.), по некоторым параметрам Мохаммед бин Сальман – не менее опытный лидер, нацеленный на отстаивание интересов своего государства путём маневрирования между многими центрами силы, способный сочетать жёсткие меры в стиле восточной деспотии и радикальные социально-экономические реформы. По-видимому, уговоры администрации Байдена прекратить партнёрство Эр-Рияда с Москвой в рамках «ОПЕК+», повторив фокус первой половины 1980-х годов с резким увеличением добычи нефти, обречены на провал. Эр-Рияд надеется «выработать соглашение с ОПЕК+,.. которое включает Россию», заявил в недавнем интервью Financial Times министр энергетики КСА принц Абдель Азиз бен Сальман. Ещё одним провалом американцев и британцев стали заметно ускорившиеся переговоры об оплате в юанях поставляемого в Китай саудовского «черного золота» (более четверти всех добываемых в стране объёмов).

Таким образом, возвращение на ведущие в пропасть прозападные внешнеполитические рельсы маловероятно – не только потому, что оно будет означать скатывание к конфронтации с Ираном и Китаем, но и потому, что породит вызовы и риски, принципиально несовместимые с долгосрочными целями и задачами программы «Видение – 2030».

Дмитрий Нефёдов

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока