KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Саудовская нефть через Израиль на маршруте Эйлат – Ашкелон

Саудовская нефть через Израиль на маршруте Эйлат – Ашкелон

01.04.2023

Эр-Рияд будет пытаться содействовать смягчению напряжённости между Ираном и Израилем

Подписание 10 марта при активном содействии Китая официальными представителями Саудовской Аравии и Ирана заявления о нормализации двусторонних отношений не может не оказать серьёзного влияния на мировые энергетические рынки.

Характерно, что почти одновременно с успешным завершением консультаций в Пекине Эр-Рияд и Тель-Авив де-факто договорились об использовании трансизраильского коридора, включающего нефтепровод от Эйлата (на Красном море) до Ашкелона (на Средиземное море) для транзита саудовской нефти к Красному морю и далее в Европу, Северную и Южную Америку. По оценкам, этот маршрут позволит КСА нарастить экспорт нефти на 15-25%.

Израиль готов транспортировать саудовскую нефть через свою территорию взамен на присоединение Эр-Рияда к «соглашениям Авраама» (1), заявил в время визита в Италию премьер-министр Биньямин Нетаньяху: «Экономические возможности очевидны. Соединение железных дорог Саудовской Аравии и Аравийского полуострова с портом Хайфой через Иорданию… потребует лишь прокладки 200 километров железной дороги, чтобы связать нефтепровод Арабского полуострова со Средиземноморьем напрямую через Израиль». В случае реализации идеи экспортный маршрут, обходящий Баб-эль-Мандебский, Ормузский проливы и Суэцкий канал значительно сократится.

Ранее нефтепровод Эйлат – Ашкелон уже планировалось расширить на 700 километров, доведя его до нефтеперерабатывающего завода Янбу компании Saudi Aramco на побережье Красного моря, связанного нефтепроводами с районами добычи у берегов Персидского залива (2). «Трубопровод может пройти как по суше, так и под водой в Красном море, хотя, вполне возможно, и встретит противодействие со стороны защитников окружающей среды», – отмечало издание The Globes.

Морской и (предполагаемый) сухопутный маршрут экспорта саудовской нефти через Израиль

«Израильский» экспортный маршрут аравийской и иранской нефти, наименее протяжённый и наименее затратный, активно использовался и режимом М. Пехлеви на протяжении почти всех 1970-х годов: до трети иранского нефтеэкспорта в тот период приходилось на маршрут Эйлат – Ашкелон. С 2021 г. этот трубопровод периодически используется для транзита нефти из ОАЭ, а также, возможно, из Бахрейна и Омана.

Первый же и геополитически наиболее важный для Эр-Рияда экспортный Трансаравийский нефтепровод с выходом на южно-ливанский порт Сайда (Сидон) был построен западными (в основном американскими) компаниями после окончания Второй мировой войны. В силу военно-политических обстоятельств эта труба с середины 1970-х годов простаивает, хотя в израильских СМИ сообщалось, что саудовская нефть иногда перекачивается и по этому маршруту. (3)

Периодические сообщения о возможной реставрации и восстановлении трубопровода в основном приходят из Иордании, заинтересованной в удовлетворении растущего спроса на энергоресурсы. С начала 1950-х годов из приграничного с Израилем района Иордании проложено ответвление к порту Хайфа на севере Израиля, где также расположен крупный НПЗ, принимающий и перерабатывающий аравийскую нефть.

Недавно издание Upstream Online со ссылкой на исполнительного директора Saudi Aramco Амина Насера рассказало об амбициозных планах компании на ближайшие два года: «Львиная доля ее капитальных затрат будет направлена на расширение мощностей по добыче нефти и газа». По итогам 2022 года компания получила рекордную чистую прибыль на уровне 161,1 млрд долларов, что на 46,5% больше, чем годом ранее. Как отмечает А. Насер, почти 60% капитальных затрат будут приходиться на добычу и разведку месторождений, а оставшиеся 40% будут распределяться между переработкой, продажами нефти и газа и низкоуглеродной энергетикой. Разработка крупных месторождений, таких как Даммам, Берри, Марджан, Зулуф, Сафания и др., потребуют значительных затрат с перспективой выхода на стабильную производительность в 13 млн баррелей в сутки к 2027 году.

В Эр-Рияде активно работают по всем возможным направлениям. Оптимистичные высказывания израильского премьера совпали по времени с важным шагом на пути к нормализации саудовско-иранских отношений. Интересно, что этот шаг приветствовали в Брюсселе как играющий «центральную роль для региональной безопасности». Не лишено логики предположение, что Эр-Рияд,возможно, с подачи Тегерана и Брюсселябудет, так или иначе, пытаться содействовать смягчению напряжённости между Ираном и Израилем.

Одновременно власти королевства в качестве платы за нормализацию отношений с Израилем добиваются гарантий безопасности со стороны Белого дома, помощи в развитии гражданской ядерной программы и хотя бы частичного снятия ограничений на продажу оружия. Как пишет The New York Times, возможная сделка «может привести к серьёзной политической перестройке на Ближнем Востоке». Вовлечение Саудовской Аравии в той или иной форме в логику «соглашение Авраама» 2020 года укрепило бы «региональные альянсы, снизив при этом относительную важность палестинского вопроса». Едва ли случайно появление информации о соответствующем предложении Саудовской Аравии Вашингтону за несколько часов до подписания саудовско-иранского заявления в Пекине. Некоторые наблюдатели делают вывод о потере в Эр-Рияде доверия к Вашингтону как к гаранту безопасности королевства и о сближении с Китаем в стремлении «ослабить своё давнее соперничество с Ираном».

Пока перспективы соглашения о саудовско-израильской нормализации не вполне ясны. Не следует забывать о резко негативной реакции Белого дома на решение Эр-Рияда рекомендовать странам «ОПЕК+» сократить добычу нефти. Согласно ноябрьскому опросу Вашингтонского института ближневосточной политики, три четверти саудовцев заявили о негативном отношении к «соглашениям Авраама». Власти королевства неоднократно осуждали активную поселенческую политику и жёсткие действия Тель-Авива на палестинских территориях, и любая серьёзная эскалация, готовая обернуться новой «интифадой», сделает переговоры невозможными.

Тем не менее, пока таковые ведутся. С американской стороны их курируют координатор СНБ по Ближнему Востоку и Северной Африке Бретт Макгурк и помощник Байдена по глобальным энергетическим вопросам Амос Хохштейн. По словам одного из них, несмотря на «непосредственную роль» наследного принца, более активным собеседником в последнее время была посол Саудовской Аравии в Вашингтоне принцесса Рима бинт Бандар ибн Султан аль Сауд, отец которой, бывший глава внешней разведки королевства Бандар ибн Султан ибн Абдул-Азиз, также долгое время занимал аналогичную должность.

Контуры трансрегионального железнодорожного проекта с участием Израиля и арабских стран

Так или иначе, активные консультации с привлечением ряда видных представителей израильских экспертно-аналитических центров продолжаются. Маловероятно, что саудиты будут особо способствовать внешнеполитическому успеху Сонного Джо, но сам факт продолжения дискуссий свидетельствует о прагматичном подходе наследного принца, публично заявлявшего о взгляде на Израиль не как на врага, а скорее как на «потенциального союзника», неформальные контакты с которым (добавим от себя) и сегодня носят достаточно продвинутый характер.

Примечания

(1) Соглашения о полной нормализации отношений между Израилем, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Марокко, достигнутые в 2020-21 гг. при активном посредничестве администрации Трампа.
(2) Трубопровод «Восток-Запад» (East-West pipeline) – ключевая артерия для транспортировки саудовского сырья с востока страны на запад, призванный обеспечить не только вывод нефти и газа через Красное море в Европу, но и растущее внутреннее потребление, включая амбициозные проекты «городов будущего», таких как Неом на северо-западном побережье Красного моря.
(3) Реконструкция нефтепровода ещё в 2005 г. оценивалась в сумму от 100 до 300 млн долл. Затраты на транспортировку с его помощью могли бы быть на 40% ниже, чем при перевозке на танкерах до портов в Суэцком канале или через сам канал, как это делается сейчас. В возрождении трансаравийского пути заинтересована и транзитная Иордания.

 

Дмитрий Нефёдов, по материалам: Фонд стратегической культуры

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока