KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Создание национальной системы защиты от беспилотных авиационных систем: вызовы и пути реализации

Создание национальной системы защиты от беспилотных авиационных систем: вызовы и пути реализации

13.04.2025

В последние годы наблюдается стремительный рост использования беспилотных авиационных систем (БАС) в гражданской, коммерческой и военной сферах. Наряду с положительными эффектами, это сопровождается ростом угроз, включая несанкционированное проникновение, шпионаж, диверсии и теракты. В этих условиях возникает необходимость в формировании интегрированной системы противодействия беспилотным угрозам (ИСПД), адаптированной к реалиям Республики Казахстан. Ключевыми аспекты создания такой системы рассмотрены ниже.

Современные вызовы и уязвимости.

С ростом доступности и технологической оснащённости БАС возрастает риск их использования в противоправных целях: нарушения воздушного пространства стратегических объектов, скрытого видеонаблюдения и сбора информации, доставки контрабанды и оружия, проведения атак с применением взрывных устройств. Особую обеспокоенность вызывает возможность применения роя дронов — координированной группы устройств, способных преодолевать традиционные системы защиты благодаря численному и манёвренному преимуществу.

Российско-украинский конфликт стал первой масштабной войной, в которой БАС играют критически важную роль на всех уровнях боевых действий. Анализ показывает следующие ключевые моменты: широкое использование дешёвых коммерческих дронов (например, DJI Mavic) для разведки, целеуказания и корректировки артиллерии; интенсивное применение дронов-камикадзе (например, «Ланцет», «Shahed-136»), что продемонстрировало эффективность малых ударных БПЛА при минимальных затратах; создание и использование «роев» FPV-дронов, часто собранных на базе гражданских комплектующих, для прорыва ПВО и поражения бронетехники; активная радиоэлектронная борьба (РЭБ), включая подавление каналов связи и GPS-навигации дронов, что стало обязательным компонентом защиты на линии фронта; импровизированные и гибкие системы противовоздушной обороны (ПВО), адаптированные к борьбе с БАС на малых и сверхмалых высотах.

Обе стороны конфликта адаптировали свои тактики в ответ на действия противника. Это привело к стремительной эволюции БАС, методов их применения и систем противодействия, включая: создание специализированных подразделений РЭБ и антидронной борьбы, интеграцию визуальных и тепловизионных систем обнаружения, использование мобильных зенитных групп с ракетно-стрелковым (пулеметным) вооружением, разработку программного обеспечения для обнаружения БАС с помощью акустических и радиочастотных сенсоров.

Для Казахстана этот опыт даёт ряд практических ориентиров: необходимость массовой и дешёвой модернизации ПВО для работы по малозаметным целям, интеграция РЭБ с системами раннего обнаружения, создание резервов беспилотных средств и средств противодействия им, развитие отечественных разработок в сфере БАС и антидронных систем.

Российско-украинский конфликт показывает, что в условиях асимметричной войны или гибридных угроз беспилотники становятся неотъемлемым элементом вооружённой борьбы. Казахстану следует учитывать этот опыт при формировании собственной ИСПД.

В этих условиях формирование эффективной ИСПД требует не только внедрения современных технических решений, но и комплексного подхода, включающего правовые, организационные и кадровые аспекты.

Правовые и организационные аспекты.

Создание эффективной ИСПД невозможно без надёжной нормативно-правовой базы и чёткой организационной структуры. В Казахстане на сегодняшний день отсутствует комплексное законодательство, регулирующее вопросы как использования, так и нейтрализации БПЛА.

Существующее нормативно-правовое регулирование этого вопроса в Республике Казахстан фрагментарно и в основном касается: порядка регистрации и сертификации гражданских БПЛА, ограничений на полёты вблизи стратегических объектов и вблизи аэропортов, ответственности за нарушение воздушного законодательства.

При этом отсутствуют: чёткие процедуры нейтрализации беспилотников в случае угрозы, определение полномочий различных государственных органов (силовых, гражданских, транспортных) в вопросах противодействия, регламент применения средств РЭБ и кинетического поражения, особенно в мирное время и в городской среде, механизмы правовой защиты при случайном или ошибочном воздействии на легитимных операторов.

Рекомендуется разработка специализированного закона или подзаконных актов, которые: определят категории угроз с участием БПЛА, регламентируют порядок обнаружения, отслеживания и нейтрализации, установят ответственность за несанкционированное использование БПЛА, зафиксируют перечень уполномоченных органов и их координацию.

Организационные меры.

Для координированного и оперативного реагирования на угрозы, исходящие от БАС, необходима межведомственная система, включающая:

создание Национального центра мониторинга и противодействия БАС, обеспеченного доступом к радиолокационным, визуальным и акустическим данным;

выделение специализированных подразделений в составе МВД, КНБ, МО и МЧС, обученных работе с антидронными средствами;

формирование единой базы данных зарегистрированных дронов и их владельцев;

разработку планов реагирования на инциденты с использованием БАС, особенно вблизи стратегических объектов и в местах массового скопления людей.

Технические решения.

Создание эффективной системы противодействия беспилотным угрозам требует внедрения многоуровневых технических решений, охватывающих все этапы — от обнаружения до нейтрализации БАС. Учитывая разнообразие угроз и особенности казахстанской инфраструктуры, подход должен быть адаптивным и модульным. ИСПД должна в себя включать:

системы обнаружения и мониторинга;

средства радиоэлектронного подавления;

кинетические и нерадиочастотные системы уничтожения;

системы интеграции и автоматизации, объединяющие все средства обнаружения, анализа и реагирования на основе программных решений с элементами искусственного интеллекта, способные классифицировать угрозы, предлагать сценарии реагирования и автоматически запускать защитные меры.

Предлагаемые подходы к созданию отечественной ИСПД.

Инвестиции в технические решения должны сопровождаться поддержкой отечественных разработчиков, локализацией производства и формированием профильной экспертизы в научных и учебных учреждениях.

Рассмотрим два основных подхода к созданию ИСПД:

  1. Разработка собственной системы.
  2. Закупка готовых решений.

Анализ проведем на основе сравнения сроков внедрения, финансовых затрат, гибкости и адаптивности, уровня технологического суверенитета и т.д..

Разработка собственной системы.

Преимущества: полный контроль над функционалом, возможность адаптации системы под специфические угрозы и задачи; интеграция с национальными системами ПВО и кибербезопасности; технологический суверенитет: независимость от иностранных поставщиков (важно для защиты от санкций или скрытых «закладок»); развитие собственной научно-технической базы и компетенций; возможность самостоятельно определять сроки и направления развития системы.

Гибкость и адаптивность: быстрое внедрение новых технологий по мере появления новых угроз или изменений в тактике противника (например, квантовые радары или ИИ-алгоритмы).

Повышенная безопасность: исключение рисков скрытых уязвимостей, утечек данных через «бэкдоры» в иностранном программном обеспечении.

Экономический эффект: в случае успешной разработки эффективной системы она станет товаром на мировом рынке. Возникновение мультипликативного эффекта, заключающегося в развитии смежных отраслей (производство компонентов, услуги интеграции и обучения).

Недостатки: высокие затраты и длительный цикл разработки. Необходимость инвестиций в исследования, опытно-конструкторские работы, тестирование и сертификацию может увеличить сроки реализации и бюджет проекта. Риски интеграции и испытаний. Собственная разработка требует тщательной проверки и адаптации к различным условиям работы, что может привести к техническим и технологическим ошибкам на этапе внедрения. Ограниченные ресурсы. Возможно, наличие ограниченных внутренних компетенций и ресурсов для создания комплекса, сравнимого с современными коммерческими решениями, что может повлиять на эффективность системы.

Закупка готовых решений.

Преимущества: быстрая реализация. Готовые решения уже прошли испытания и сертификацию, что позволяет оперативно интегрировать их в оборонительные структуры. Доказанная эффективность. Применение готовых систем на практике (например, комплексов с автоматическим обнаружением и подавлением сигналов) даёт уверенность в их работоспособности и надёжности. Поддержка и сервис. Производители готовых решений обычно предлагают техническую поддержку, обучение операторов и обновление программного обеспечения, что упрощает эксплуатацию системы. Снижение затрат на НИОКР. Экономия до 60% по сравнению с самостоятельной разработкой.

Недостатки:

Ограниченная кастомизация. Готовые решения могут не полностью удовлетворять всем специфические требованиям, что может привести к необходимости дополнительных доработок или компромиссов. Зависимость от поставщика. Использование чужих технологий создаёт зависимость от внешних компаний в вопросах поставок, поддержки, обновлений и дальнейших модификаций системы. Скрытые расходы. Обслуживание, обучение, интеграция (до 30% от первоначальной стоимости). Уязвимости безопасности. Риск внедрения шпионских модулей (как в скандале с Huawei).

Очевидно, что выбор зависит от конкретной ситуации, приоритетов и целей, которые ставит перед собой государство. Если целью является инновационное развитие, научные открытия и создание собственных технологий, то, вероятно, приоритетным будет путь развития науки. Если же нужны конкретные продукты или технологии для реализации определенных проектов в ограниченные сроки, то закупка может быть более подходящим вариантом.

Как правило, наиболее эффективным является путь совмещения этих подходов. К примеру, можно инвестировать в научные исследования для разработки новых технологий ИСПД, а затем закупить необходимое оборудование или лицензировать результаты исследований для коммерческого использования.

Таким образом, создание многоуровневой интегрированной системы противодействия дронам на основе единой автоматизированной системы управления, объединяющей средства ПВО, РЭБ, сенсоры на различных физических принципах и системы контрудара по дронам, с внедрением в неё искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения, позволит повысить эффективность противовоздушной обороны страны в целом и, от угроз со стороны беспилотных авиационных систем, в частности.

Аскер Кожеров (Независимый военный эксперт)

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Афганистан как часть Центральной Азии – ожидания, реальность, вызовы и угрозы

Афганистан в экспертных и журналистских кругах все чаще стал относиться к региону Центральной Азии, что вполне обосновано с физико-географической точки зрения. Однако, с учетом современных региональных реалий, пока...

«Трампизм» и Центральная Азия. Вероятные сценарии для региона

20 января 2025 года Дональд Трамп официально вступил в должность 47-го президента США, одержав победу на выборах 5 ноября 2024 года над кандидатом от Демократической партии Камалой Харрис. Победа Трампа и контроль...

Казахстан и талибский Афганистан: состояние и перспективы отношений

Дипломатическим отношениям Казахстана и Афганистана уже более 30 лет – они были установлены 12 февраля 1992 года. Однако уже в апреле этого года республиканский режим в Кабуле пал, а сама страна, став Исламским...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока