KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Сотрудничество России и государств Ближнего Востока в нефтегазовой сфере и «исламский фактор»

Сотрудничество России и государств Ближнего Востока в нефтегазовой сфере и «исламский фактор»

24.11.2019

«Исламский фактор» сыграл заметную, если не ключевую роль во взаимоотношениях России с основными «держателем углеводородных активов» — странами Ближнего Востока во главе с Саудовской Аравией.

В 90-х и нулевых годах, когда наша страна прошла испытание двумя чеченскими войнами и ростом террористической активности радикалов, отношения России с этими государствами были далеко не безоблачными.

Так, в указанный период со стороны РФ Саудовской Аравии, Кувейту и некоторым другим ближневосточным странам были предъявлены обоснованные обвинения в поддержке сепаратистов Северного Кавказа через мусульманские благотворительные фонды, а также в предоставлении помощи наемникам из стран Ближнего и Среднего Востока, которые воевали против российской армии. Кавказские боевики квалифицировались руководством РФ как руководимые «саудовскими подданными».

Российские эксперты также отмечали негативную роль появившихся ближневосточных исламских учреждений (в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Карачаево-Черкессии, Башкортостане и Татарстане, а также в крупных городах России) после распада СССР в 1991 году. Российское руководство считало, что они способствуют проникновению в страну «чуждых для нее форм ислама» и становлению новых региональных муфтиятов, проводящих самостоятельный курс.

Начавшаяся весной 2011 года гражданская война в Сирии вновь осложнила отношения со странами Залива во главе с Саудовской Аравией. Так, Россия и Саудовская Аравия заняли разные позиции. Эр-Рияд, что вполне естественно, встал на сторону суннитской вооруженной оппозиции и призвал к отставке президента Сирии Башара Асада – алавита, поддерживаемого шиитским Ираном – союзником России. Соответственно Москва поддержала Асада и выступила за невмешательство во внутренние дела государства.

Ближневосточные монархии в целом негативно восприняли начало военной операции России в Сирии в сентябре 2015 года. Так, постпред КСА в ООН Абдалла аль-Муаллими в октябре 2015 года выразил глубокую озабоченность в связи с боевыми операциями России в Сирии и потребовал, чтобы «это прекратилось и больше не повторялось».

При этом Саудовская Аравия почти с самого начала сирийского противостояния оказывала политическую и материальную поддержку различным суннитским оппозиционным группировкам. В декабре 2015 года по инициативе королевства была создана Исламская военная коалиция с целью борьбы с террористической группировкой ДАИШ (запрещена в РФ), в которую вошли около 30 стран исламского мира. Тогда же КСА провело встречу сирийской оппозиции в Эр-Рияде. Министр иностранных дел России Сергей Лавров подверг критике инициативу Саудовской Аравии, заявив, что КСА «хочет провести встречу оппозиционеров, в основном, тех, кому она благоволит».

Россия и ближневосточные государства во главе с Саудовской Аравией придерживаются разных взглядов по поводу роли Ирана в сирийском кризисе. Так, Москва и Тегеран активно взаимодействуют в сирийском вопросе, выступают гарантами перемирия, вступившего в силу в декабре 2016 года, координируют межсирийский диалог на платформе «астанинского процесса». Саудовская Аравия видит в Иране главного соперника в борьбе за региональное лидерство и стремится исключить Тегеран из политического сирийского урегулирования, опасаясь усиления шиитского влияния в этой стране.

Между тем в начале лета 2015 года в отношениях РФ и ведущей ближневосточной державы КСА вновь наметились позитивные изменения: по личному указанию короля Сальмана бен Абдель Азиза Аль-Сауда с визитом в Россию приехал заместитель наследного принца, министр обороны Мухаммед бен Сальман. Во второй раз он посетил российскую столицу в мае 2017 года. По оценке экспертов, цель визитов принца состояла в том, чтобы убедить Россию отказаться от взаимодействия с Ираном в Сирии. В ходе встреч обсуждались также совместные экономические и инвестиционные проекты.

Нормализация политического сотрудничества шла параллельно с координацией действий в нефтяной сфере. С октября 2014 года началось резкое падение цен на нефть, что было невыгодно ни России (доля нефтяных доходов в бюджете России к началу 2015 года – 43%), ни Саудовской Аравии (доля нефтяных доходов в бюджете КСА к началу 2015 года – около 90%). 16 февраля 2016 года стало известно, что Саудовская Аравия и Россия (а также Катар и Венесуэла) договорились о сокращении нефтедобычи, но только в том случае, если это соглашение поддержат другие крупнейшие производители.

В ноябре 2016 года на заседании ОПЕК было решено сократить нефтедобычу на 1,2 млн баррелей в сутки (ранее добыча ОПЕК в сутки составляла 33,7 млн баррелей) начиная с 1 января 2017 года с целью поддержания приемлемого уровня нефтяных цен. В мае 2017 года это соглашение было продлено до конца первого квартала 2018 года.

Общий экспортный «углеводородный» интерес естественным образом стал способствовать развитию сотрудничества по вопросам совместной разработки нефтяных и газовых месторождений на территории России и Саудовской Аравии, производства нефтегазового оборудования, разработки и внедрения современных технологий в области нефтегазодобычи, а также подготовки кадров для топливно-энергетического сектора Саудовской Аравии.

5 октября 2017 года в Москве состоялись переговоры Владимира Путина с королем Саудовской Аравии Сальманом Бен Абдель Азизом Аль-Саудом, который прибыл в Россию с государственным визитом. Обсуждался широкий спектр вопросов российско-саудовского сотрудничества, перспективы наращивания двустороннего взаимодействия в торгово-экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах. По итогам переговоров был подписан пакет документов, в том числе о сохранении договорённостей по заморозке объёмов добычи нефти. Возможно, это и было одним из мотивов для расширения сотрудничества по широкому спектру вопросов. Так, ранее, в 2016 году РФ и КСА были локомотивами подписания соглашения об ограничении добычи нефти в рамках ОПЕК и присоединившихся стран.

Возникает проблема ещё более тесной и оперативной координации «традиционных» производителей. Принятые правила ОПЕК, когда 2 раза в год уточняются квоты на добычу, перестают удовлетворять условию оперативности, кроме того, необходимо увязывать и согласовывать позиции с производителями, не входящими в ОПЕК. С Россией в первую очередь».

Таким образом, сотрудничество России с КСА и другими ближневосточными государствами в нефтегазовой сфере имеет весомые экономические основания и устранение, либо хотя бы в какой-то степени нивелирование противоречий, связанных с «исламским фактором», который в значительной степени негативно влиял ранее на межгосударственные отношения, приобретает все большую актуальность.

В этой связи особое значение имеют изменения во внутренней религиозной политике, происходящие с момента (21 июня 2017 года) объявления королем КСА наследным принцем своего сына Мухаммеда бен Салмана аль-Сауда и фактической передачи ему части своих полномочий. Венцом этих позитивных перемен явилась «Мекканская декларация», принятая более чем 1000 учеными-богословами из 139 стран мира по итогам международной конференции в Мекке 27-29 мая 2019 года. В ней отмечаются основополагающие принципы такие как единое происхождение и равноправие людей, неприятие расистских проявлений, наличие в обществе религиозного и культурного многообразия, единое происхождении всех божественных религий и недопустимость связывания религии с ошибочной политической практикой кого-то из их последователей.

«Цивилизационный диалог – это лучший способ достичь правильного взаимопонимания с другими, найти точки соприкосновения и преодолеть трудности сосуществования», – говорится в документе и подчеркивается необходимость создания международного альянса для успешного сотрудничества в предотвращении взаимного уничтожения людей и цивилизаций.

Отдельное внимание в декларации было уделено борьбе с терроризмом, несправедливостью и угнетением, с феноменом исламофобии, сохранению окружающей природы, поощрению социально полезной деятельности, как всеобщей обязанности, развитию системы исламского образования, расширению прав и возможностей женщин в соответствии с рамками, которые сохраняли бы границы, обозначенные Всевышним.

Расширению сотрудничества России с КСА и другими ближневосточными государствами в нефтегазовой сфере в значительной мере может способствовать следование принципам, изложенным в этом важном документе и большее понимание российской стороной того обстоятельства, что Королевство является не только крупнейшим мировым экспортером нефти, но и ведущим суннитским государством исламского мира, в котором сосредоточены основные его святыни, такие как Мечеть Аль-Харам с Каабой в городе Мекка и Мечеть Пророка в Медине.

К ним круглогодично устремлены мусульмане-паломники всего мира, в том числе и из России. Ежегодно порядка 20 тысяч россиян совершаю Хадж в КСА. Это цифра во много раз больше благодаря Умре, или малому Хаджу, который в отличие от Большого, может быть совершен в любое время.

Сотни молодых и общественно активных российских мусульман после «открытия шлюзов» свободы вероисповедания в конце 80-х годов прошлого века прошли обучение в исламских учебных заведениях КСА, распространяемая версия ислама в которых, имея общую суннитскую основу, в то же время в значительной степени отличается от более умеренных и традиционных для России ханафитской и шафиитской богословско-правовых школ и матуридитской и ашаритской акиды (вероубеждения).

В связи с этим влияние этого государства на российскую умму было и остается значительным, а в последнее время с позитивной динамикой в двусторонних отношениях в немалой степени усилилось. Данное обстоятельство в интересах духовной безопасности России следует также принимать во внимание с учетом сложившейся непростой ситуацией в отечественном мусульманском сообществе из-за отсутствия централизации и раздробленности на множество независимых духовных управлений. В этой связи имеет смысл выработать действенные меры и механизмы взаимодействия мусульманских религиозных организаций двух стран, а также по консолидации российских духовных управлений мусульман в единую структуру.

Фактор «святых мест» в последнее время также стал все больше учитываться во внешнеполитической деятельности саудовской стороной. Так, в 2019 году в конце мая в период великого мусульманского поста Рамадан Священная Мекка приняла у себя целую серию саммитов мусульманских государств (Чрезвычайный саммит на высшем уровне государств Персидского залива, саммит арабских государств и Четырнадцатая сессия ОИК на высшем уровне). Здесь же в последнее время регулярно проводятся и чисто мусульманские богословские конференции, в работе которых принимают участие и российские религиозные лидеры.

Сакральное для мусульман значение Мекки трудно переоценить, точнее – ему нет равных в исламском мире. Поэтому проведение здесь подобных мероприятий, да еще в священный месяц Рамадан имеет жизненно важное значение не только в силу назревшей политической ситуации в регионе, но и по ряду других причин.

Прежде всего, за выбором места и времени проведения саммитов стоит стратегическая задумка, нацеленная на закрепление главенствующей позиции Саудовского Королевства в арабском мире и косвенном уведомлении лидеров арабских стран, участвующих в этих саммитах в непреходящей важности и значимости страны не только как ведущего мирового экспортера нефти, но прежде всего как основного исламского религиозного центра. Иными словами, месседж мекканских саммитов предельно прост: «Саудовская Аравия – это дом для всех, и поэтому она должна быть защищена любой ценой».

Тысячи мусульман, съехавшихся в Мекку в те дни – живое доказательство осевой роли КСА во всемирном мусульманском дискурсе. Не удивительно, что под лозунгом единения на эти встречи был даже приглашен Катар в лице премьер-министра Абдаллаха ибн Насера ибн Абдаллаха Аль Тани, хотя в 2017 году Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия, Египет, Йемен в лице приверженцев свергнутого президента Хади и Ливия в лице временного правительства ввели режим политической, культурной и экономической блокады против этой страны.

Допуская как непреложный факт, что мусульманские святыни Саудовской Аравии, несомненно, дом для всех мусульман следует в то же время признать, что в числе целей этих политических саммитов была попытка организовать общеарабский фронт против шиитского Ирана. Об этом свидетельствует их заявление о достижении общеарабской решимости противостоять Ирану.

Действительно, именно иранская тема доминировала в повестке дня совещаний Лиги арабских государств и ССЗ. И не секрет, что за желанием загнать Иран в угол стоят даже не сами КСА и его арабские союзники, но большой заокеанский брат Эр-Рияда – Вашингтон и местный его форпост в лице Израиля. Именно с их подачи арабы дружно обвиняют Иран в подрыве региональной стабильности. Стоит ли удивляться тому, что советник по национальной безопасности США Джон Болтон поддержал обвинения, выдвинутые против Ирана за якобы совершенные им диверсии против танкеров в эмиратском порту. Иран, тем временем, опроверг эти утверждения и назвал подобные обвинения смехотворными, но кто его будет слушать?

По мнению местных наблюдателей, иранская проблема, даже если она и есть, является наименьшей, по сравнению с другими проблемами, которые существуют в регионе, прежде всего экономическими, связанными с экспортом углеводородов.

Вместе с тем небезуспешное использование КСА фактора «хранительницы мусульманских святынь» во внешнеполитической деятельности свидетельствует о росте возможностей влияния этого государства на решение международных проблем в кризисном ближневосточном регионе, которые в той или иной степени связаны с углеводородами и что особенно важно для России – ценой на них. Этот показатель закономерно чутко реагирует на обострение ситуации в межгосударственных отношениях, связанных со странами Залива.

Следует учитывать также, что именно энергоресурсы Ближнего Востока продолжают играть ключевую роль в формировании политики западных государств в этом конфликтном регионе.

Как и ранее ведущие «мировые игроки» используют «исламский фактор» для получения преференций на углеводородном рынке.

Основная ставка делается на опробованную в течение как минимум не одного десятилетия «игру» на суннитско-шиитских противоречиях и их искусственное раздувание. И «успех» коллективного Запада во главе с США здесь очевиден. Явное тому «апофеозное» подтверждение – кровавый сирийский кризис, в результате которого американцы получили бесконтрольный доступ к нефтяным месторождениям региона и усиливают санкционное давление на режим президента Башара Асада и поддерживающие его Иран и Россию.

Другим «эффективным» инструментом влияния в регионе является содействие западных держав укреплению и продвижению в регионе и по всему миру сектантской хариджитской идеологии или ваххабизма (салафизма). Наглядным и наиболее радикальным примером является создание основанного на ней квазигосударства ДАИШ (запрещена в РФ) и продолжающаяся поддержка как военная, так и финансовая, расползающихся по всему региону после его разгрома остатков незаконных вооруженных формирований. Данная стратегия как нельзя вписывается в пестуемую США «теорию управляемого хаоса», которая дает благовидный предлог для вооруженного присутствия и вмешательства на всем Большом Ближнем Востоке.

Однако и в этих непростых условиях, как мы видим из вышеприведенного анализа, России все же удалось несмотря на имеющиеся противоречия, связанные с «исламским фактором», выстроить в пику коллективному Западу конструктивные отношения с ключевыми ближневосточными государствами и наладить с ними взаимовыгодное сотрудничество в нефтегазовой сфере.

Автор: Ильдар Фаатович Сафаргалеев — Заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока