27.09.2023
Выступление Президента Республики Казахстан в Общих дебатах 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН дало новый толчок дискуссии об актуальности так называемого «Среднего коридора».
В эпоху динамичной торговли и эскалации геополитической напряженности, значение «Среднего коридора», как жизнеспособного альтернативного торгового пути трудно переоценить. «Средний коридор», связывающий Китай и Европу, пролегающий через территории Казахстана, Азербайджан и Грузии, предлагает свежий торгово-экономический ландшафт. Это происходит в то время, когда традиционный «Северный коридор», в силу затягивающейся геополитической неопределенности теряет свою привлекательность и придает импульс поиску альтернативных, более стабильных торговых путей.
Страны Центральной Азии, остро осознают преимущества диверсификации «Северного коридора», в котором доминирует Россия и стремятся снизить геополитические риски, воспользовались потенциалом «Среднего коридора» для развития собственной инфраструктуры и стимулирования внутрирегиональной торговли. В результате в 2022 году грузоперевозки по этой развивающейся торговой артерии резко выросли до 3,2 млн. тонн. При этом Казахстан, ключевой игрок «Среднего коридора», пережил более чем двукратный рост объемов грузов (до 1,5 млн тонн), по сравнению с предыдущим годом. Напротив, на северном маршруте объемы перевозок сократились на 34%, и на этот спад повлияла возросшая геополитическая нестабильность вокруг России.
Вместе с тем, несмотря на резкий рост объемов грузов, на «Средний коридор» по-прежнему приходится менее 10% от общего объема грузов, перемещаемых по северному маршруту. Чтобы «Средний коридор» полностью реализовал свой потенциал, необходимо устранить ряд препятствий, таких как противоречивые правила, различное качество инфраструктуры и конфликты национальных интересов участвующих сторон.
Среди наиболее значительных событий, укрепляющих потенциал «Среднего коридора», — трехстороннее соглашение между Казахстаном, Азербайджаном и Грузией. Соглашение, достигнутое в ходе серии визитов премьер-министра Казахстана Алихана Смаилова в эти соседние страны в июне прошлого года, направлено на создание совместной логистической компании. Это совместное предприятие нацелено на стандартизацию тарифов, оптимизацию правил перевозки грузов и упрощение таможенных процедур, тем самым устраняя многие операционные узкие места, которые исторически препятствовали потоку товаров по этому маршруту.
Преимущества такой операционной эффективности многочисленны и выходят далеко за рамки простого сокращения бумажной работы. Например, стандартизированные правила и тарифы могут значительно ускорить транзит грузов по коридору, что сделает его все более привлекательным вариантом для компаний, участвующих в трансконтинентальной торговле. Более того, более короткое географическое расстояние «Среднего коридора» — как минимум на 2000 км по сравнению с его северным аналогом, проходящим через Россию, — приводит к ощутимому сокращению времени доставки. Это потенциально может сократить время транзита между Китаем и Европой до 12 дней по сравнению с нынешним 19-дневным сроком по Северному коридору.
Самое главное, что «Средний коридор» предлагает значительные преимущества в плане снижения рисков. В эпоху, отмеченную эскалацией геополитической напряженности и экономическими санкциями, особенно в отношении России, «Средний коридор» предоставляет бизнесу альтернативный путь, позволяющий избежать потенциальной неопределенности. Это особенно важно для компаний, которые должны соблюдать все более строгие санкционные правила, поскольку это снижает риск вовлечения в сложные юридические споры из-за непреднамеренных нарушений.
Таким образом, «Средний коридор» является не только более коротким и быстрым маршрутом, но и более безопасным, что делает его еще более привлекательным выбором для компаний, оперирующих в нестабильном ландшафте глобальной торговли.
Несмотря на неоспоримые перспективы, «Средний коридор» имеет много проблем на пути к полной реализации его потенциала. Два взаимосвязанных элемента – инвестиции и безопасность – представляют собой ключевые проблемы, требующие немедленных и продуманных решений.
С финансовой точки зрения необходимы масштабные инвестиции. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития, значительные вливания капитала в размере от 19 до 21 млрд. долл. необходимы для преодоления логистических и инфраструктурных «узких мест» «Среднего коридора». Они варьируются в зависимости от уровня развития грузовых терминалов высокой пропускной способности и объема необходимой модернизации существующих железнодорожных систем и масштабов внедрения передовых технологий отслеживания и мониторинга.
Безопасность добавляет отдельный, но взаимосвязанный уровень сложности. «Средний коридор» проходит через регион, исторически чреватый напряженностью и территориальными спорами, и этот факт недавно подчеркнул армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха. Региональная стабильность – это не просто высокая цель, это оперативная необходимость. Жизнеспособность коридора зависит от стабильного геополитического климата, в котором товары могут перемещаться свободно и эффективно, без сбоев из-за военных конфликтов или политических разногласий.
В этом контексте региональная стабильность превращается из простого выгодного условия в непреложное требование. Все нынешние и потенциальные заинтересованные стороны в «Среднем коридоре» должны уделить приоритетное внимание укреплению его системы безопасности. Это может включать многонациональный диалог, миротворческие инициативы или даже привлечение нейтральных сторонних наблюдателей для обеспечения того, чтобы торговый путь оставался беспрепятственным из-за региональных конфликтов.
Подводя итог, можно сказать, что способность Среднего коридора преодолевать эти двойные проблемы инвестиций и безопасности будет определять не только его операционную эффективность, но и его актуальность в развивающемся ландшафте глобальной торговли. Без стратегических решений в этих важнейших областях коридор рискует остаться недостаточно используемым активом, а не превратиться в мощный двигатель как регионального, так и глобального экономического роста.
По мнению международных экспертов, Казахстан является стержнем развития и успеха «Среднего коридора». Президент Касым-Жомарт Токаев в своем недавнем обращении к нации изложил видение, согласно которому транспортно-логистический сектор станет краеугольным камнем экономического развития Казахстана. Он подчеркнул важность Транскаспийского маршрута и представил комплексный план развития морской инфраструктуры. Это видение предполагает преобразование порта Курык в интегрированный логистический узел и амбициозно направлено на пятикратное увеличение объема перевозок по Транскаспийскому маршруту в среднесрочной перспективе.
Однако признание Токаевым необходимости «конструктивных и добрососедских отношений» со всеми соседями Казахстана, включая Россию и Китай, добавляет еще один слой геополитической сложности. Хотя «Средний коридор» предлагает альтернативный торговый путь, он не отменяет полностью необходимость сбалансированных дипломатических отношений с Россией и другими соседями.
Растущий интерес к «Среднему коридору» со стороны мировых держав, таких как США и Европейский Союз, неслучаен. Он фундаментально согласуется с их долгосрочными национальными и региональными стратегиями. Для Соединенных Штатов поддержка развития альтернативного маршрута, такого как «Средний коридор», преследует двойную цель. Во-первых, это противодействует доминирующему влиянию России на евразийских торговых путях, что является желательным геополитическим результатом. Во-вторых, «Средний коридор» предлагает США доступ к развивающимся и потенциально прибыльным рынкам Центральной Азии, предоставляя возможности для увеличения торговли и инвестиций в секторах, помимо транспорта.
Европейский Союз видит аналогичные преимущества. «Средний коридор» тесно согласуется с более широкой стратегией ЕС по взаимодействию с Центральной Азией, регионом, богатым природными ресурсами, включая ископаемое топливо и полезные ископаемые. Перед лицом проблем энергетической безопасности и желания диверсифицировать свои цепочки поставок ЕС считает «Средний коридор» привлекательной альтернативой, которая могла бы уменьшить его зависимость от российских маршрутов. Это не только дает ЕС больший контроль над своим экономическим будущим, но и дает ему определенные рычаги влияния в его зачастую напряженных отношениях с Россией.
Обладая потенциалом способным пересмотреть экономическое взаимодействие в Евразийском регионе, «Средний коридор» обещает более сбалансированный, безопасный и эффективный способ транспортировки товаров между Азией и Европой. Однако реализация этого обещания требует детальной и скоординированной стратегии, которая учитывает сложные потребности и чаяния всех участвующих стран и заинтересованных сторон.
Более того, успех коридора зависит не только от логистических и инфраструктурных факторов, для этого требуется тщательно сбалансированная геополитическая среда. Страны-участницы должны тщательно выстраивать свои отношения со значительными глобальными игроками, такими как Россия и Китай, чтобы гарантировать развитие этого нового маршрута в гармонии с существующими партнерскими отношениями и альянсами, не подрывая их.
Таким образом, можно сказать, что «Средний коридор» представляет собой нечто большее, чем просто альтернативу транзиту грузов, он предлагает уникальную возможность изменить геополитический и экономический ландшафт Евразийского региона. Достижение этого видения требует согласованных усилий всех заинтересованных сторон – будь то национальные правительства, частные инвесторы или региональные и международные организации. Благодаря совместному решению предстоящих сложных задач «Средний коридор» может стать катализатором региональной стабильности и посредником глобального экономического сотрудничества.