18.06.2024
Кашаган является крупнейшим нефтегазовым месторождением Казахстана. Достаточно сказать, что Кашаган занимает по запасам нефти 6 место среди мировых месторождений. На территории бывшего СССР, это первое по запасам нефти месторождение. Оценочные запасы до 10,5 млрд тонн. Подтвержденные геологические запасы составляют 4,8 млрд тонн. Извлекаемые запасы 1,8 млрд тонн. Запасы газа – более 1 трлн кубометров газа.
Месторождение Кашаган разрабатывает совместная операционная компания North Caspian Operating Company (NCOC) в форме соглашения о разделе продукции по Северному Каспию. Акционерами Кашагана являются:
KMG Kashagan B.V. (16,877 %), AgipCaspian Sea B.V. (16,807 %), французская Total EP Kazakhstan (16,807 %), американская ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,807 %), англо-голландская Shell Kazakhstan Development B.V. (16,807 %), китайская CNPC (8,333 %) и японская Inpex (7,563 %).
Собака на сене – кто препятствует развитию Кашагана
«Лишняя нефть»
Западные компании десятилетиями затягивают реализацию проекта, вероятно, чтобы Кашаган не вышел на полную мощность. Это уникальное месторождение способно давать до 1,7 млн баррелей нефти в сутки. Один Кашаган способен давать столько нефти, сколько все остальные месторождения Казахстана вместе взятые.
Весь мир потребляет около 97,3 млн баррелей в сутки. Саудовская Аравия, которая производит в настоящее время 8,9 млн баррелей в сутки может запросто нарастить добычу на 4,5 млн баррелей в сутки. Нефти на рынке много.
Конечно, никто не хочет «лишней» нефти, что может повлиять глобально на цены. Налицо, несовпадение интересов Казахстана с западными транснациональными корпорациями. Никто особенно не ждет Кашаганскую нефть на Западе, она им не нужна, у них больше чем достаточно поставок нефти. Кашаган для западных транснациональных компаний – запасы, которые можно освоить в будущем. Мы хотим и нам надо осваивать Кашаган и зарабатывать сейчас, а они «когда-нибудь, потом». Вот это «потом» уже тянется 25 лет.
Все оправдания о сложности разработки Кашагана не имеют под собой основы. Участники консорциума все без исключения компании мирового класса, чей персонал имеет необходимый опыт, образование и навыки для разработки таких сложных месторождений. Такие компании как ExxonMobil или Shell вообще стояли у истоков развития нефтегазовой промышленности. Кашаган ведь не единственное месторождение со сложной геологией, с которым приходилось работать его нынешним акционерам.
«Монопсонический покупатель»
В Предпринимательском Кодексе Казахстана есть определение «монопсонического покупателя» — это, когда 70% вашего товара уходит одному покупателю, что даёт уже покупателю возможность прямо влиять на продавца. А в случае с Западом, мы умудрились 90% своей нефти в сущности отдавать одному покупателю. И транспортируем эту нефть через одну страну – Россию. Идеальный способ стать зависимым.
Сейчас Запад и Россия капитально поссорились, а мы оказались между двух огней и начали искать альтернативы. Правда, почему-то у нас говорят только о диверсификации транспортных маршрутов в обход России, а как же диверсификация покупателей? Именно Запад хочет, чтобы мы и дальше поставляли нефть только ему, но в обход РФ. Для Казахстана такой подход ничего не меняет. Транспортировка нашей нефти через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан к диверсификации покупателя не приведёт и вместо России будем зависеть от Азербайджана, Грузии и Турции. Это конечно лучше, чем тотально зависеть от России в транспортировке нашей нефти, но это все также ограничение и зависимость. Ведь у этих стран тоже свои проблемы и всецело полагаться на них не стоит.
Недоосвоение Кашагана стало возможным потому, что объективно Казахстан зависит от одного покупателя. Основные месторождения Казахстана управляются западными компаниями, при их разработке используются западные технологии, основная часть транспортных маршрутов идёт на Запад, покупатель Запад, мы используем финансовую и банковскую систему, выстроенную Западом и полученные деньги (в долларах) храним на Западе. При такой тотальной зависимости, спешить западным транснациональным компаниям с освоением Кашагана просто незачем.
Единственный способ избавиться от чрезмерной зависимости нашего «монопсонического покупателя» — Запада, это доктринально принять на государственном уровне решение о диверсификации покупателей нашего сырья. Такой альтернативой, которой позволит Казахстану избавиться от сильной зависимости Запада как покупателя нашей нефти может стать только Китай. Нефть нужно продавать из принципа 50/50: 50% нашей нефти мы должны продавать Западу, а другие 50% Китаю. Тогда мы не будем слишком сильно зависеть от одного покупателя.
В случае с Китаем мы также будем диверсифицировать и транспортировку, ведь с Китаем у нас общая граница и мы сэкономим на транзите и не будем зависеть от транзитного государства.
«Контроль над стратегическим сырьем»
Распад европейской колониальной системы в XX веке (последним стало крушение СССР) привел к Азиатскому Ренессансу, возрождению сначала «азиатских тигров» (Японии, Южной Кореи, Сингапура), а потом и таких гигантов как Китай и Индия, а также мусульманской ойкумены (на которые приходится половина мировых запасов углеводородов). Тем не менее, Запад пытается сохранить контроль над Мировым Океаном, мировыми финансами, технологиями, военной мощью и разумеется над стратегическим сырьем. В частности, целью контроля над мировыми запасами сырья являются как обеспечение таким сырьем западные экономики, так и недопущение поставок вне западного контроля конкурентам, прежде всего Китаю. К сожалению, Казахстан не учел это обстоятельство при построении отношений с Западом и его транснациональными компаниями. На заре независимости выбор был небольшой и не было у нас опыта взаимодействия с Западом.
На примере «освоения» Кашагана явно прослеживается стремление не допустить широких поставок стратегического сырья из Казахстана в Китай. Китаю предлагается получать сырье морем, которое в основном контролируется Западом. КНР разумеется пытается нивелировать свои риски импорта стратегического сырья путем создания мощного ВМФ и инвестирования в месторождения по всему миру. Однако, фундаментально в случае серьёзного конфликта Китая с Западом (с США), КНР может положиться только на собственные месторождения, стратегические запасы (на небольшой период времени) и месторождения, которые находятся в дружественных странах, имеющих сухопутную границу с Китаем. КНР сейчас импортирует примерно 10,5 млн баррелей нефти в сутки (в основном морем) и лишь 0,8 млн баррелей нефти через трубопроводы с соседних стран. Кашаган может запросто давать 1,2 млн баррелей нефти Китаю. Казахстан и Китай могут взаимно дополнять безопасность друг другу. Поэтому, переориентация Кашагана с экспортом нефти в Китай будет особенно интересно Пекину.
Экологические соображения
Китай осторожно балансирует необходимость защиты окружающей среды с экономическим развитием страны. Европа же приняла стратегическое решение от постепенного ухода от углеводородов, как источника энергии. Зачем же нам пытаться наращивать в Европу экспорт своих углеводородов?
Цена освоения Кашагана
Затраты на освоение Кашагана приближаются к $70 млрд долларов США. Безусловно, месторождение сложное и его освоение стоит дорого. Однако, при всем уважении, налицо бесконтрольные траты операторов Кашагана. Стоимость завышена втрое и уж если говорить начистоту, — просто вытащили деньги из Казахстана, завысив стоимость рабочей программы и контрактов, а нам бессовестно говорят об «инвестициях».
Один из способов ослабить государство, сделать его зависимым — это заставить принять на себя непомерные долги. Долги по Кашагану сравнимы с государственным долгом Республики Казахстан, включая квазигосударственные образования. Крупнейшее нефтегазовое месторождение страны посадили на долги.
Два с лишним десятилетия Казахстан не может получить доходы от освоения месторождения Кашаган. Правительство Казахстана совершенно справедливо оценивает экологический ущерб и нашу недополученную прибыль в $150 000 000 000 долларов США. Нас эти инвесторы посадили на долги и вытащили деньги, завысив стоимость освоения месторождения, а нам не хотят платить обещанные доходы! Пусть безвозмездно, в счёт долгов перед Казахстаном:
1) возвращают доли в месторождениях, которые Правительство Казахстана хотя бы сможет перепродать другим инвесторам и таким образом частично вернет доходы; и
2) спишут/переоформят на себя «долги», которые навесили на Кашаган.
Анонсированное Правительством Казахстана дифференцированное налогообложение в зависимости от сложности выпускаемой продукции совершенно правильный подход. У НПЗ пусть остаются КПН 20%, а вот нефтяным компаниям, которые занимаются лишь добычей сырья надо повысить КПН до 30%. Кстати, это еще один аргумент в переговорах с нынешними иностранными инвесторами Кашагана. Хоть налоги пусть платят побольше.
Кроме того, Правительство Казахстана должно обнародовать ставки налогов, на которые Казахстан согласился в контрактах на недропользование\разделе продукции Кашагана, Тенгиза и Карачаганака. Ничего секретного тут нет и нет тут коммерческой тайны. Если в контракте содержится положение, что иностранные операторы согласились на ставку 30% КПН, то они и обязаны платить 30%. Необходим Парламентский аудит контрактов на недропользование.
Контракты на недропользование\разделе продукции могут содержать положения о компенсации (offset mechanism) при предъявлении исков, требований об уплате штрафов и пеней со стороны государственных органов. Например, выставляют штраф за экологические нарушения и об этом у нас громогласно объявляют в СМИ и действительно недропользователь уплачивает штраф, но затем уменьшает выплаты государству на основе механизма компенсации на эту же сумму. Про это конечно никто не пишет. Вроде бы и штраф заставили заплатить, а толку то. Такие положения необходимо отменить, подписав соответствующие дополнительные соглашения к контрактам. Не думаю, что иностранные инвесторы откажутся от своих контрактов, если Казахстан потребует отмены этих кабальных положений.
На всех крупных нефтяных месторождениях Казахстана зарплаты наших сотрудников значительно уступают иностранным специалистам. Зарабатывают они неплохо по казахстанским стандартам, а вот иностранцы зарабатывают в десятки раз больше. Это откровенная дискриминация по паспорту, причём в нашей стране. Почему Правительство не требует уравнять зарплаты? Мы же только выиграем от этого. Наши сограждане будут жить лучше, платить больше налогов, конкуренция зарплат заставит местные компании поднять зарплаты сотрудников. Пусть хоть казахстанский персонал Кашагана, Тенгиза и Карачаганака начнет зарабатывать также как западные специалисты. Это практически ничего не стоит для иностранных операторов и это вопрос принципа.
Арабы в странах Персидского Залива получают зарплату больше, нежели чем иностранные специалисты. А у нас наоборот. Если не будем требовать повышение зарплаты для казахстанцев, то и не стоит ожидать уважения со стороны иностранцев, их менеджмента и акционеров. Стали бы американцы уважать жителей Кувейта, Эмиратов, Омана, Катара или Саудовской Аравии, если бы те получали зарплаты меньше? Шейхи заставили иностранцев уважать своих подданных, и мы казахстанцы вправе ожидать того же от своих властей. Шейхи руководствуются здоровым национализмом и чувством собственного достоинства, что конечно же порождает у их подданных гордость за свои страны. Народ больше верит своему правительству видя, как защищены интересы граждан через справедливую оплату труда, что уменьшает критику правительства и увеличивает доверие народа к своим чиновникам.
Правительство Казахстана легко может принудить иностранных инвесторов уравнять зарплаты с казахстанскими специалистами, просто нужно помочь нашим согражданам организоваться в Объединённый Профсоюз нефтяников Казахстана. К сожалению, за последние 30 лет в Казахстане сделали всё для того, чтобы понизить роль профсоюзов, а ведь это самый цивилизованный механизм решения вопросов между работодателем и работниками. Низкая зарплата и как следствие социальное напряжение в обществе обусловлена тем, что профсоюзы не функционируют должным образом.
Все иностранцы, которые работают у нас на крупных месторождениях нанимаются их материнскими компаниями, а потом их «командируют» (seconded) в Казахстан. Надо отметить, что существует практика компенсации материнской компании всей заработной платы «командированных» иностранных специалистов казахстанскими недропользователями. Таким образом, иностранные инвесторы, не только выплачивают астрономические зарплаты своим сотрудникам, они еще получают за это возмещение! По сути, это еще один способ вытаскивания денег из Казахстана.
Другой схожий способ извлечения денег из недропользователей практикуемый иностранными инвесторами – управленческие расходы (management fee) или за то, что какая-то транснациональная корпорация осуществляет функцию оператора (operator’s fee). Все эти практики необходимо отменять и запрещать в Налоговом Кодексе, с соответствующими жесткими санкциями в Административном Кодексе.
Транспортировка Кашаганской нефти
Сейчас Кашаганская нефть идёт через КТК в объеме не более 400 000 баррелей в сутки, но КТК не сможет транспортировать весь объем нефти (1,7 млн баррелей в сутки), которую можно добывать на Кашагане. На подходе завершение строительства Завода Третьего Поколения на Тенгизе в 2025 году, после чего казахской нефти станет тесно в КТК. По всей видимости, конфликт между Западом и Россией будет длиться десятилетиями. А это означает, что расширение КТК еще раз вряд ли произойдет.
В свое время, в качестве одного из обоснований допуска западных нефтегазовых гигантов в Казахстан стало их возможность договориться с Россией по транспортировке через её территорию каспийской нефти из Казахстана. А теперь нам намекают на Российско-Западный геополитический конфликт в качестве обоснования для недосовоения Кашагана. Мы же не будем ждать 50 лет, пока Запад и Россия помирятся между собой. Мы то тут причём.
Казахстан должен поставить вопрос ребром перед западными транснациональными корпорациями по сокращению их долей в проектах освоения Тенгиза, Карачаганака и Кашагана в пользу КазМунайГаза. Не могут обеспечить транспортировку нашей нефти через РФ, тогда пусть подвинуться. Турция и Китай смогут.
Что делать Казахстану для полного освоения Кашагана?
Как видите, по различным причинам, западные транснациональные корпорации специально задерживают освоение Кашагана и не выполняют принятые на себя обязательства. В этих условиях Казахстану ничего не остается кроме как искать других партнеров. Это очень крупное и сложное месторождение, зарубежом такие объекты осваивают консорциумы, которые объединяют местные национальные компании, а также крупные нефтегазовые корпорации с участием известных крупных подрядчиков с международной репутацией.
Сравнимое по размерам морское нефтегазовое месторождение Сафания-Хафджи расположено в Персидском заливе, в территориальных водах Саудовской Аравии и Кувейта. В настоящее время добыча на месторождении стабилизировано на уровне 1,5 млн баррелей нефти в сутки. На пике добыча достигала 2,5 млн баррелей нефти в сутки. Разумеется, первоначально, добычу осуществляло Aramco (с первоначальным участием западных транснациональных корпораций), а с восьмидесятых годов работу на месторождении уже проводили подрядчики, нанятые совместно Aramco (с сто процентным государственным участием Саудовской Аравии) и Кувейтской Национальной Нефтяной Компании. И нам также надо делать. Ссориться с западными транснациональными компаниями не нужно, нам надо нанимать их в будущем в качестве подрядчиков.
Кашаган на самом деле это козырная карта Казахстана. И нам нужно не просто освоить месторождение, увеличить доходы страны, а превратить Кашаган в геостратегический инструмент, усилив Казахстан. Такое возможно, только если Астана будет взаимодействовать в паре с Пекином и в паре с Анкарой.
Например, Азербайджан не просто построил нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, а сумел использовать трубопровод и экспорт своей нефти как геостратегический инструмент в деле восстановления своей территориальной целостности. Азербайджан с помощью этого трубопровода привлек на свою сторону Грузию (заинтересованной получать транзитные деньги и получать нефть для своего НПЗ в Батуми); Турцию (братские взаимоотношения с Азербайджаном это одно, а поставки энергоносителей являются приятным дополнением к вечной дружбы между турецким и азербайджанскими народами); Израиль (половину нефти получает от Азербайджана, а еще треть от Казахстана); Запад, прежде всего Европу (что позволило нивелировать анти-азербайджанские сентименты, исключением пожалуй осталась только Франция); в конце концов у Азербайджана появились деньги с помощью которых он сумел создать качественную военную промышленность, а также закупил оружие у той же Турции и Израиля. Вот причина успеха Азербайджана. Нефть поэтому и называют стратегическим сырьем, потому что, за неё готовы платить не только деньгами.
Казахстан очень хорошо начал геостратегическое взаимодействие с рядом государств на заре своей независимости, но потом случился застой. Мы сами виноваты в том, что воспринимаем свои ресурсы, как нечто обыденное, просто сырье. Геостратегический потенциал нашей нефти не задействован. Сильный Казахстан возможен только при взаимодействии с другими государствами. И самое главное нам есть что предложить своим возможным партнерам.
Что мы можем предложить Китаю при освоении Кашагана?
Думается вполне приемлемым было бы увеличение доли китайской CNPC в проекте Кашагана до 30%. Это крупная компания, имеющая опыт освоения крупных месторождений нефти.
Казахстан вполне может согласиться со строительством стратегического трубопровода из Кашагана в КНР, что гарантирует Китаю бесперебойное снабжение 1,2 млн баррелей нефти в сутки по суше.
При строительстве трубопровода мы могли бы использовать мощности завода стальных труб в г. Алматы (где одним из учредителей выступает CNPC), а также пригласить крупных китайских подрядчиков.
Китаю возможно было бы интересным строительство крупного НПЗ в Атырауской области мощностью 250 тысяч баррелей в сутки (25 млн тонн нефтепродуктов в год), который также использовал бы кашаганскую нефть.
Что нам нужно от Китая при освоении Кашагана?
Во-первых, нам нужно проложить нефтепровод, идущий от Кашагана в КНР таким образом, чтобы он проходил по «северному» маршруту. Это своеобразная геополитическая защита. Во всяком случае, Китай будет кровно заинтересован в защите Казахстана, ведь на кону будут стратегические поставки нефти. А кроме того, небольшая ветка трубопровода должна идти на Павлодарский нефтехимический завод, с тем чтобы мы могли обеспечить его своей нефтью и соответственно избавиться от российского сырья. Россия наш конкурент и какой нам смысл покупать их нефть за валюту, когда своей нефти достаточно.
Во-вторых, стратегическим переключением экспорта своей нефти в Китай, мы избавляемся от тотальной зависимости монопсонического покупателя нашей нефти – Запада и у нас появляется второй крупный покупатель – Китай. И еще мы избавляемся от сильной зависимости при транспортировке нефти через Россию. Напомню, Москва перекрывала КТК в 2022 году по самым разным причинам. После строительства нефтепровода Кашаган-КНР такие риски будут сведены к минимуму.
В-третьих, нам нужно, чтобы китайцы построили нам первоклассный крупный НПЗ в Атырауской области, с тем, чтобы части нефти Кашагана перерабатывалась в продукт с добавленной стоимостью. Такой НПЗ позволит нам полностью обеспечить себя нефтепродуктами всех типов, а кроме того, мы сможем занять рынок нефтепродуктов всей Центральной Азии, Афганистана, частично Ирана и Пакистана, возможно даже Западного Китая. Это позволит вытеснить с этих рынков нашего основного конкурента – Россию. Казахстан итак является лидером Центральной Азии, экономика нашей страны больше чем экономики Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана вместе взятых. А если мы заберем на себя экспорт нефтепродуктов в эти страны, то влияние Казахстана в Центральной Азии многократно усилится. Фактически, Казахстан станет тем, кем является Саудовская Аравия на Аравийском полуострове.
В-четвертых, надо укреплять с Китаем геостратегическое взаимодействие. Не бывает так, чтобы какая-либо страна дружила со всеми подряд и уровень отношений со всеми был одинаковым. Лучшая дружба происходит тогда, когда дружат против кого-то. Против Казахстана дружат страны, которые заполонили наш рынок демпинговой продукцией и таким образом занимаются подрывом нашей экономики. Например, у нас мощности мукомольной промышленности 9,8 млн тонн в год и ведь когда-то все работало, а теперь мы производим чуть больше 3 млн тонн муки в год и импортируем пшеницу и муку! Ну это примерно тоже самое как в штат Айова (мировой лидер по производству кукурузы) привозить кукурузу из Мексики. Как же так получилось, что теперь нас теснят даже на собственном рынке и мы теряем рынки муки в Центральной Азии? Столько денег потратили на строительство мукомольных заводов, жалко, простаивают почти 70% мощностей. Это же происходит не потому, что у нас фермеры ленивые или предприниматели глупые. Оно кажется вроде как совпадения, только совпадения эти странные. И нам нужно тоже учиться «играть в паре». В прошлом году благодаря стратегическому взаимодействию с КНР, Казахстан смог достичь рекордных показателей отгрузки сельскохозяйственной продукции в эту страну. Это показывает, что Пекин очень благосклонно относится к сотрудничеству с нашей страною. Совместное освоение Кашагана с Китаем (и с Турцией) будет прекрасным примером геостратегического взаимодействия. Если сами будем осваивать Кашаган, на нас будут давить, а в партнерстве с таким гигантом как Китай, нам никто и слово не скажет, а оказывать давление побоятся.
В-пятых, надо просить Китай помочь нам в строительстве оборонных предприятий, а также закупить крупные партии вооружения. Саудовской Аравии, которая долгое время является крупнейшим поставщиком нефти Китаю, Пекин продал даже баллистические ракеты средней дальности DF-3 и DF-21. Нам тоже не мешало бы купить китайские баллистические ракеты DF-21D с боевым радиусом 1500 км и разместить их в каспийском регионе.
Что мы можем предложить Турции при освоении Кашагана?
Нам желательно участие турецкой национальной нефтяной компании — Türkiye Petrolleri Anonim Ortaklığı (TPAO) в освоении Кашагана. Разумным было бы предложить им выкупить 10% Кашагана. Турция сумела при Эрдогане превратить себя в топливно-энергетический хаб, но транснациональные проекты в освоении месторождений (тем более такого уникального) подняло бы авторитет турецкой компании на новый уровень.
Турецкие строительные и инжиниринговые компании не новички в освоении наших месторождений, но их можно было бы задействовать еще больше. Например, хорошо бы, чтобы Турция помогла нам построить большой нефтяной терминал на Каспии для экспорта нефти через Азербайджан. К своей выгоде, Турция могла бы поучаствовать в строительстве большого танкерного флота Казахстана на Каспии.
Часть добываемой нефти в объеме 250 тысяч баррелей в сутки мы могли бы экспортировать через существующий нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Там как раз имеется возможность дополнительно добавить 22 млн тонн на экспорт. Увеличение транспортировки нефти по этому маршруту приведет к росту доходов Турции как транзитной страны и ещё больше обеспечит её энергоресурсами.
Что нам нужно от Турции при освоении Кашагана?
Во-первых, нам нужно задействовать именно Турцию для подключения к нефтепроводу Баку-Тбилиси Джейхан. Турция уже участвует в этом проекте и будет кровно заинтересована в расширении транспортировки казахской нефти по этому маршруту.
Во-вторых, хотя нефть по КТК идёт в Новороссийск, но далее она проходит через Турецкие проливы. Нам надо просить Турцию подписать договор о синхронизации работы КТК и Турецких проливов. Принцип договора должен быть простым – закрывается КТК, автоматически закрываются проливы. Это будет для Казахстана дополнительной страховкой от прихотей Москвы. Как только Казахстан подпишет с Турцией такой договор, у РФ пропадет желание блокировать КТК. 30% всего нефтяного экспорта РФ идёт через Турцию, которая также стала «окном в Европу» для российского ТЭК.
В-третьих, Турция является ведущей военной державой и членом НАТО, а турецкая военная промышленность демонстрирует инновационный подход, создавая все более качественные и высоко конкурентные образцы военной техники и вооружения. Нам надо, чтобы Турция (также как Китай) помогла нам создать сильную военную промышленность. Нам также надо купить много турецкого вооружения. Неплохо было бы купить турецкие баллистические J-600T Yıldırım III с боевым радиусом 900 км; противокорабельные ракеты SOM с боевым радиусом 300 км (Азербайджан уже купил и разместил их на Каспии); или истребитель 5 поколения KAAN.
Подытожим…
У нас огромные богатства недр, оцениваемые в $46 трлн долларов США и по этому показателю на душу населения, мы занимаем одно из первых мест в мире. Кашаган – алмаз в короне Казахстана, но что толку в алмазе, который лежит в земле? Нам надо сделать так, чтобы наш алмаз засверкал бриллиантом. Выход Кашагана на полную мощность при нынешних ценах на нефть будет приносить доходы Казахстану в объёме $50 млрд долларов США в год. В 2023 году все доходы государственного бюджета Казахстана составили 24,9 трлн тенге ($54,6 млрд долларов США). Таким образом, один Кашаган способен увеличить доходы государственной казны вдвое. Для сравнения чистая прибыль крупнейшей частной нефтегазовой компании ExxonMobil в 2023 году составила $36 млрд долларов США.
Между тем у Казахстана весьма несбалансированный бюджет. Расходы 26,8 трлн тенге превышают наши доходы на 1,9 трлн тенге и закрываются за счет займов (растёт госдолг) или печатного станка. А если учесть, что 4 трлн тенге доходов сформированы за счет трансфертов из Национального Фонда («Кубышка), то реальный дефицит составит 5,9 трлн тенге ($12,9 млрд долларов США), что составляет 22% всего бюджета. При падении цены на нефть мы быстро спустим свою Кубышку и придется просить займы зарубежом, а такие институты как Всемирный Банк или МВФ будут ставить перед нами жесткие условия (посмотрите, что происходит с экономикой Аргентины). Нам нужно срочно заняться полным освоением Кашагана хотя бы ради собственной экономической безопасности и будущих доходов. Ждать еще 25 лет мы не можем.
Месторождение нужно не просто осваивать, но и одновременно задуматься кому мы будем продавать нефть и как будем транспортировать такие огромные потоки нефти. В мире не так уж и много стран, способных купить 1,2 млн баррелей нефти в сутки. Так уж получилось, что мы граничим с таким гигантом как Китай с практически бездонным рынком. Экспорт в Китай, это одновременно и экономия на транзите. Запуск на полную мощность и переориентация экспорта Кашагана на Китай позволило бы решить стратегический вопрос перераспределения экспорта нефти по принципу 50/50 Западу и Китаю.
Нам сам Господь велел торговать с Китаем. Проект освоение Кашагана совместно с Турцией и Кашаганом будет отличным дополнением к реализации Срединного маршрута Великого Шелкового Пути. Бояться современный Китай не нужно, наши предки как-то ведь с ними взаимодействовали на протяжении тысячелетий, торгую по Великому Шелковому Пути. Антикитайские сентименты не имеют под собой никакой основы. Обычно конечным источником антикитайских высказываний являются те, кто сами не прочь отхватить у нас кусок территории или же сеют ненужную нам смуту, сами находясь в безопасности, на приличном расстоянии от Китая.
На Запад (в Европу) мы и так продаем достаточно много нефти, но часть нефти Кашагана в объеме 250 тысяч баррелей можно направить в Европу через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Для продвижения этого экспортного маршрута лучше подключить Турцию. Нам нужно опираться на наших турецких братьев и при экспорте нефти через КТК, ведь ключи от Черного моря находятся у них.
Еще 250 тысяч баррелей нефти лучше перерабатывать, построив крупный НПЗ в Атырауской области. Это позволит и нас обеспечить нефтепродуктами и занять все соседние рынки в Центральной Азии. У Китая есть все технологии и они быстро возведут нам такой НПЗ.
Необходимо также отметить, что мы не должны повторять ошибочную стратегию передачи большей части долей в крупных нефтяных месторождениях иностранцам. 60% доли в Кашагане надо закрепить за КазМунайГазом. Национальная нефтяная компания эмирата Абу-Даби на 60% принадлежит государству, остальные 40% иностранным транснациональным корпорациям, но 92% доходов в результате грамотного налогообложения попадают в казну эмирата Абу-Даби. За успехом Эмиратов стоит прозорливость местных шейхов. Нам тоже надо придерживаться именно этой стратегии.
У нас несметные богатства, покуда у нас не появится сильная армия на нас будут постоянно оказывать давление. Печальный опыт Кувейта или Украины свидетельство того, что войны с целью захвата ресурсов соседнего государства никуда не исчезли. Полноценная реализация проекта по освоению Кашагана позволит Казахстану иметь финансовые ресурсы необходимые для построения мощных вооруженных сил. Приглашая Китай и Турцию в проект освоения Кашагана, мы должны руководствоваться не только вопросом денег, но и вопросом собственной безопасности. Освоение Кашагана не столько про нефть, а сколько есть вопрос геостратегического взаимодействия с такими странами как Китай и Турция. Нам нужна их помощь в строительстве военной промышленности, вооруженных сил и закупа большого объема вооружений. Хочет того Казахстан или нет, но нам придется также как нашим великим предкам, создавшим Золотую Орду стать сильной военной державой. Кашаган это геостратегический инструмент, который позволит нам возродить степную мощь.
Автор: Нуржан Шайкенов
Нет комментариев