KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

«Трампизм» и Центральная Азия. Вероятные сценарии для региона

«Трампизм» и Центральная Азия. Вероятные сценарии для региона

21.01.2025

20 января 2025 года Дональд Трамп официально вступил в должность 47-го президента США, одержав победу на выборах 5 ноября 2024 года над кандидатом от Демократической партии Камалой Харрис.

Победа Трампа и контроль Республиканской партии над обеими палатами Конгресса могут существенно повлиять на внешнюю политику США, включая отношения с Центральной Азией.

В предыдущий президентский срок Трампа (2017–2021 гг.) его администрация уделяла внимание экономическим интересам и вопросам безопасности в Центральной Азии, стремясь противодействовать влиянию Китая и России в регионе.

Ожидается, что новая администрация продолжит акцентировать внимание на энергетических проектах и безопасности, возможно, усиливая экономическое сотрудничество с центральноазиатскими странами.

Однако конкретные направления политики станут более ясными по мере формирования новой администрации и объявления ее приоритетов.

Влияние произраильского лобби на внешнюю политику США также может косвенно затронуть Центральную Азию, особенно в контексте глобальных геополитических изменений.

Выборы в США и их влияние на Центральную Азию интересны в контексте внешнеполитических и экономических отношений. США традиционно играют значительную роль в регионе через дипломатию, экономическое сотрудничество, помощь в развитии и вопросы безопасности.

«Трампизм» — это политическое явление, ассоциируемое с идеологией и практическими подходами Дональда Трампа. Оно сочетает в себе элементы популизма, экономического национализма, протекционизма и антиглобализма.

Когда речь заходит о его влиянии на Центральную Азию, можно выделить несколько ключевых аспектов.

Сдерживание Китая вероятно будет затрагивать важную для ЦАР и Пекина стратегию «Один пояс, один путь». Подход Трампа к Китаю был жестким, и в случае возвращения аналогичной политики, возможны попытки ослабить влияние Пекина через экономическое давление в рамках данной инициативы.

Энергетика. Центральная Азия богата энергоресурсами. Политика, ориентированная на развитие собственных энергоресурсов США, может ослабить интерес к импортируемым углеводородам из региона.

Геополитические риски, связанные с «трампизмом» могут привести к возможному ослаблению финансово затратного участия США в делах региона. Что может усилить влияние Китая, России и Турции, а также способствовать образованию вакуума, который могут заполнить радикальные движения или нестабильность.

Прагматичный подход «трампизма» предполагает сделочный подход к внешней политике. Это может привести к индивидуальным соглашениям с ключевыми странами региона, такими как Казахстан и Узбекистан, в зависимости от их стратегической и экономической ценности для Вашингтона. Выборочный подход к странам региона может в свою очередь создавать напряженность в ЦАР. Кроме того, прагматичный подход Вашингтона может привести к снижению давления на страны региона в части соблюдения прав человека и демократизации.

Акцент на бизнес и ресурсы. Если взаимодействие будет сохраняться, оно может быть сконцентрировано на экономических интересах, особенно на ресурсах и бизнес-структурах в этом секторе.

«Трампизм» в Центральной Азии будет во многом зависеть от общей глобальной повестки США, которая балансирует между внутренними приоритетами и внешнеполитическими вызовами. Разные администрации США часто по-разному подходят к взаимодействию с Центральной Азией. Республиканцы — упор на энергоресурсы и противодействие влиянию Китая и России. Демократы — акцент на правах человека, экологию и развитие гражданского общества. В области безопасности, после вывода войск из Афганистана Центральная Азия стала ключевым регионом для противодействия терроризму. Здесь политика США может измениться в зависимости от приоритетов новой администрации. Можно предположить, что новая администрация может пересмотреть или усилить Программу C5+1. Этот формат сотрудничества между США и пятью странами Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) включает вопросы экономики, энергетики и безопасности и напрямую зависит от глобальной повестки США.

Резюмируя вышеизложенное, можно предположить, что международные отношения между США и (ЦАР) в ближайшие годы будут сосредоточены на:

  1. Безопасности. США, вероятно, продолжат сотрудничество с Центральной Азией по вопросам борьбы с терроризмом и обеспечения региональной стабильности, особенно в контексте афганской угрозы и радикальных группировок.
  2. Энергетическом сотрудничестве. Внимание США будет сфокусировано на поддержке энергетических проектов, таких как экспорт углеводородов из региона в обход России и Китая, а также развитие «зеленой» энергетики.
  3. Сдерживании влияния Китая и России. Вашингтон усилит взаимодействие с регионом в рамках геополитической конкуренции с Китаем и Россией, предлагая альтернативные инвестиционные проекты и сотрудничество.
  4. Укреплении экономических связей. США, возможно, расширят программы поддержки малого и среднего бизнеса, модернизации инфраструктуры и цифровой трансформации в странах региона.
  5. Права человека. Демократические инициативы останутся важной частью повестки дня, но их значимость может варьироваться в зависимости от прагматических интересов администрации.
  6. Укреплении формата C5+1. Эта платформа, объединяющая США и пять стран Центральной Азии, будет ключевым инструментом для координации сотрудничества в области безопасности, экологии и экономики.

В целом, политика США в отношении ЦАР при администрации Трампа, вероятно, будет направлена на укрепление экономических связей и обеспечение безопасности, с учетом интересов США в регионе и глобальной конкуренции с другими крупными державами.

Аскер Кожеров

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока