21.01.2025
20 января 2025 года Дональд Трамп официально вступил в должность 47-го президента США, одержав победу на выборах 5 ноября 2024 года над кандидатом от Демократической партии Камалой Харрис.
Победа Трампа и контроль Республиканской партии над обеими палатами Конгресса могут существенно повлиять на внешнюю политику США, включая отношения с Центральной Азией.
В предыдущий президентский срок Трампа (2017–2021 гг.) его администрация уделяла внимание экономическим интересам и вопросам безопасности в Центральной Азии, стремясь противодействовать влиянию Китая и России в регионе.
Ожидается, что новая администрация продолжит акцентировать внимание на энергетических проектах и безопасности, возможно, усиливая экономическое сотрудничество с центральноазиатскими странами.
Однако конкретные направления политики станут более ясными по мере формирования новой администрации и объявления ее приоритетов.
Влияние произраильского лобби на внешнюю политику США также может косвенно затронуть Центральную Азию, особенно в контексте глобальных геополитических изменений.
Выборы в США и их влияние на Центральную Азию интересны в контексте внешнеполитических и экономических отношений. США традиционно играют значительную роль в регионе через дипломатию, экономическое сотрудничество, помощь в развитии и вопросы безопасности.
«Трампизм» — это политическое явление, ассоциируемое с идеологией и практическими подходами Дональда Трампа. Оно сочетает в себе элементы популизма, экономического национализма, протекционизма и антиглобализма.
Когда речь заходит о его влиянии на Центральную Азию, можно выделить несколько ключевых аспектов.
Сдерживание Китая вероятно будет затрагивать важную для ЦАР и Пекина стратегию «Один пояс, один путь». Подход Трампа к Китаю был жестким, и в случае возвращения аналогичной политики, возможны попытки ослабить влияние Пекина через экономическое давление в рамках данной инициативы.
Энергетика. Центральная Азия богата энергоресурсами. Политика, ориентированная на развитие собственных энергоресурсов США, может ослабить интерес к импортируемым углеводородам из региона.
Геополитические риски, связанные с «трампизмом» могут привести к возможному ослаблению финансово затратного участия США в делах региона. Что может усилить влияние Китая, России и Турции, а также способствовать образованию вакуума, который могут заполнить радикальные движения или нестабильность.
Прагматичный подход «трампизма» предполагает сделочный подход к внешней политике. Это может привести к индивидуальным соглашениям с ключевыми странами региона, такими как Казахстан и Узбекистан, в зависимости от их стратегической и экономической ценности для Вашингтона. Выборочный подход к странам региона может в свою очередь создавать напряженность в ЦАР. Кроме того, прагматичный подход Вашингтона может привести к снижению давления на страны региона в части соблюдения прав человека и демократизации.
Акцент на бизнес и ресурсы. Если взаимодействие будет сохраняться, оно может быть сконцентрировано на экономических интересах, особенно на ресурсах и бизнес-структурах в этом секторе.
«Трампизм» в Центральной Азии будет во многом зависеть от общей глобальной повестки США, которая балансирует между внутренними приоритетами и внешнеполитическими вызовами. Разные администрации США часто по-разному подходят к взаимодействию с Центральной Азией. Республиканцы — упор на энергоресурсы и противодействие влиянию Китая и России. Демократы — акцент на правах человека, экологию и развитие гражданского общества. В области безопасности, после вывода войск из Афганистана Центральная Азия стала ключевым регионом для противодействия терроризму. Здесь политика США может измениться в зависимости от приоритетов новой администрации. Можно предположить, что новая администрация может пересмотреть или усилить Программу C5+1. Этот формат сотрудничества между США и пятью странами Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) включает вопросы экономики, энергетики и безопасности и напрямую зависит от глобальной повестки США.
Резюмируя вышеизложенное, можно предположить, что международные отношения между США и (ЦАР) в ближайшие годы будут сосредоточены на:
- Безопасности. США, вероятно, продолжат сотрудничество с Центральной Азией по вопросам борьбы с терроризмом и обеспечения региональной стабильности, особенно в контексте афганской угрозы и радикальных группировок.
- Энергетическом сотрудничестве. Внимание США будет сфокусировано на поддержке энергетических проектов, таких как экспорт углеводородов из региона в обход России и Китая, а также развитие «зеленой» энергетики.
- Сдерживании влияния Китая и России. Вашингтон усилит взаимодействие с регионом в рамках геополитической конкуренции с Китаем и Россией, предлагая альтернативные инвестиционные проекты и сотрудничество.
- Укреплении экономических связей. США, возможно, расширят программы поддержки малого и среднего бизнеса, модернизации инфраструктуры и цифровой трансформации в странах региона.
- Права человека. Демократические инициативы останутся важной частью повестки дня, но их значимость может варьироваться в зависимости от прагматических интересов администрации.
- Укреплении формата C5+1. Эта платформа, объединяющая США и пять стран Центральной Азии, будет ключевым инструментом для координации сотрудничества в области безопасности, экологии и экономики.
В целом, политика США в отношении ЦАР при администрации Трампа, вероятно, будет направлена на укрепление экономических связей и обеспечение безопасности, с учетом интересов США в регионе и глобальной конкуренции с другими крупными державами.
Аскер Кожеров
Нет комментариев