31.05.2019
30 мая 2019 года в рамках операции «Добро» специальным авиарейсом из Дамска в Ташкент успешно были возвращены на родину более 156 граждан Узбекистана, в основном женщины и дети, которые находились в Сирии (женщины и дети из семей боевиков террористической группировки «Исламское государство» были переданы сирийскими курдами делегации консульства Узбекистана для возвращения на родину). Власти Узбекистана впервые сообщают о подобной акции.
«Тридцатого мая по поручению президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева в Ташкент специальным авиарейсом доставлены 156 узбекских граждан, в основном женщин и детей, вывезенных обманным путем в зону вооруженных конфликтов на Ближнем Восток», — говорится в сообщении на сайте МИД РУ.
По данным МИД, успешно проведенная в священный для всех мусульман месяц Рамадан гуманитарная миссия по спасению граждан страны стала результатом скоординированных действий министерства иностранных дел, спецслужб и других ведомств Узбекистана. «Важную поддержку оказал ряд зарубежных государств и международных организаций, включая Международный комитет Красного Креста и ЮНИСЕФ», — отмечается в сообщении.
По данным министерства, гуманитарная операция осуществлена в полном соответствии с основополагающими международными документами в сфере защиты прав человека, а также исходя из норм и принципов международного гуманитарного права. «Важность оказания помощи женщинам и детям, которые связаны с иностранными боевиками-террористами и могут быть жертвами терроризма, подтверждена резолюцией 2396 Совета безопасности ООН», — говорится в сообщении.
Всем вернувшимся на родину гражданам, пережившим тяжелый жизненный период, правительство Узбекистана окажет всестороннюю помощь для реабилитации и реинтеграции, отметили в МИД. В частности, им будет обеспечен доступ к медицинской помощи и психосоциальной поддержке, образовательным и другим социальным программам, в том числе путем обеспечения надлежащим жильем и трудоустройства.
Следует отметить, что после провозглашения Исламского государства в Ираке и Сирии начали появляться сведения об отправившихся на джихад узбекских исламистах. Сами боевики начали выкладывать в сети свои видео, на которых они сжигали узбекские паспорта и призывали соотечественников присоединиться к священной войне.
До этого узбекские боевики-исламисты находились главным образом в Афганистане и на севере Пакистана в вооруженных отрядах Исламского движения Узбекистана и Союза исламского джихада (оба этих движения поддерживают связи с «Аль-Каидой»). В 2001 году после начала вмешательства коалиции Узбекистану удалось внести ИДУ в список террористических организаций. С тех пор узбекским исламистам пришлось иметь дело с НАТО, и их военные и организационные возможности практически сошли на нет.
Кроме того, слежка узбекскими спецслужбами за каналами связи серьезно осложнило вербовку новых исламистов. В результате этнический состав движений стал разнообразнее. В частности туда начали входить уйгуры, таджики и афганские узбеки. Все это повлекло за собой диверсификацию мотивов участников движений, путаницу в их структурах.
Что касается узбеков в Сирии, они — представители нового поколения исламистов, выходцы и бедных и сельских слоев населения. Они стали не продуктом узбекского общества, а результатом плачевных условий жизни иммигрантов в России. Подъем русского национализма и популистская позиция властей по отношению к мигрантам привела к формированию радикального исламского самосознания.
Набор представителей этого нового поколения осуществлялся по интернету, через российские социальные сети вроде «Одноклассников» и «ВКонтакте». Юные новобранцы отправлялись на российские стройки, чтобы заработать денег на поездку в Сирию. Такой способ вербовки стал весьма эффективным и почти незаметным. И действительно выявить радикалов среди миллионов узбекских иммигрантов в России очень непросто, особенно если большинство не понимает их реальной цели.
В Сирии в настоящее время по некоторым оценкам насчитывается более 600 граждан Узбекистана.
Служба государственной безопасности Узбекистана в этом вопросе активно сотрудничает со спецслужбами других государств, особенно с Турцией, США, РФ и продолжает методично возвращать своих граждан вовлеченных в террористическую деятельность в страну. Особой огласке многие операции по возвращению не придаются.
Речь идет о руководителях и лицах, занимающих ответственные позиции в действующих в Сирии международных террористических организациях «Катибатуль Имам-аль Бухари» (одно из самых крупных узбекских формирований в Сирии, связанное с террористической организацией «Джебхат ан-Нусра») и «Катибатуль Тавхид ва Джихад», которые внесены Госдепартаментом США в список иностранных террористических организаций. Эта группировка играет немаловажную роль, сражаясь с аналогичными террористическими организациями на северо-западе Сирии.
По некоторым сведениям группировка «Имам Бухари Джамаат» была создан «с одобрения Исламского Эмирата Афганистан» — название, используемое афганскими талибами и данное ими региону Афганистана, находившемуся под их контролем с 1996 года до падения их власти в 2001 году. Так например, группировка «Имам Бухори Джамаат» открыто противостояло группировке ИГ в Сирии.
По подсчетам американской консалтинговой компании Soufan Group, в Сирии и Ираке до недавнего времени на стороне различных группировок воевало около 1500 выходцев из Узбекистана.
В целом возвращение граждан из зоны сирийского конфликта может в последующем оказать негативное влияние на религиозную ситуацию в Узбекистане. «Возвращенцы» будут представлять огромную опасность для безопасности стран-экспортеров террористов. Однако узбекские власти принимают максимальные усилия для возвращения к нормальной жизни своих соотечественников волею судьбы оказавшихся на стороне радикальных вооруженных групп. В узбекском обществе существует много различных мнении относительно дальнейшей судьбы боевиков и их семей. Так например некоторые требуют полной их изоляции ввиду угрозы осуществления замыслов исламистов на территории Узбекистана. Несмотря на это руководство Узбекистана склонна сделать упор на профилактику и дерадикализацию, которая является сложнее, чем жесткие силовые решения, но гораздо дешевле, устойчивее и гуманнее.
Нет комментариев