KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Узбекистан: новый курс нового президента — доктор наук, востоковед

Узбекистан: новый курс нового президента — доктор наук, востоковед

07.12.2016

Не будет преувеличением сказать, что прошедшие в Узбекистане президентские выборы были выборами именно Шовката Мирзиёева. Данное обстоятельство было очевидным для всех с самого начала, с момента, когда через несколько дней после кончины Каримова, когда на совместном заседании палат узбекского парламента спикер Сената Нигматилла Юлдашев, который по Конституции должен был временно наследовать президентские полномочия, взял самоотвод в его пользу.

Столь же очевидным было и то, что конкуренты Мирзиёева на нынешних выборах — Хатамжон Кетмонов (Народно-демократическая партия), Сарвар Отамурадов (Демократическая партия «Национальное возрождение») и Наримон Умаров (Социал-демократическая партия) – никакой серьезной конкуренции исполняющему обязанности президента, до этого тринадцать лет возглавлявшего правительства страны, составить не могли, не тот масштаб у этих фигур. Да и вопрос о том, что 59-летний Мирзиёев станет вторым президентом Узбекистана решался не на участках для голосования, а на переговорах местных элит, могущественных кланов, сумевших быстро и без особых конфликтов поделить наследство, оставленное Исламом Каримовым.

Так что, ни гражданам страны, ни экспертам особого волнения ход вчерашнего голосования в Узбекистане не вызвал. Итоговый результат президентских выборов был известен заранее. Куда больший интерес вызывает вопрос о том, куда поведет страну ее второй президент, какую траекторию развития он предложит государству, являющемуся ключевым игроком в Центральной Азии, какие внешнеполитические ориентиры изберет. И здесь, анализируя итоги деятельности Мирзиёева за те неполных три месяца, которые он был «исполняющим обязанности» президента, уже есть что сказать.

Шовкату Мирзиёеву досталось очень непростое наследство. За фасадом узбекской стабильности – огромные проблемы в социальной сфере, задыхающаяся от нехватки инвестиций экономика, нарастающее недовольство «среднего класса» и молодежи, сложные отношения с соседями и нарастающее внешнее давление Москвы, Вашингтона и Пекина, конкурирующих за доминирование в Центральной Азии. Для узбекских элит вполне очевидно, что страна нуждается в модернизации, что дальше консервировать острые проблемы – что удавалось Исламу Каримову с его авторитетом — уже не получится. Но столь же очевидно и другое – резкий поворот к реформам чреват социальными потрясениями, потерей контроля над ситуацией и, как следствие, утратой контроля над страной.

Отсюда и тактика, которой будет придерживаться новый президент – реформы будут запущены, но проводить их придется с максимальной осторожностью, не торопясь, осмотрительно и аккуратно – чтобы, по известной поговорке, «вместе с водой не выплеснуть ребенка». Сторонников быстрой либерализации ожидает разочарование, Узбекистан не станет в одночасье «страной с высоким уровнем политических и экономических шагов». Но для Ташкента неторопливость в реформировании общественных и экономических отношений является гарантией сохранения стабильности и позволит избежать социальных потрясений.

Три инициативы, которые за последние месяцы выдвинул Мирзиёев – разработка и принятие закона о противодействии коррупции, либерализация валютного рынка внутри страны и защита прав предпринимателей, для чего при парламенте страны будет создан институт уполномоченного – в случае их реализации способны существенно снизить социальное напряжение и повысить экономическую активность населения. Кроме того, еще в октябре было объявлено о снижении финансового бремени для фермеров, которые экспортируют свой товар за границу — им разрешили продавать государству только 25% валютной выручки вместо прежних 50%.

А действия нового президента по привлечению иностранных инвесторов – так, в частности, к совместной разработке с иностранцами предложено более 200 проектов для капиталовложений, включающих в себя 547 месторождений полезных ископаемых — способны серьезно улучшить деловой климат и привлечь в узбекскую экономику столь необходимые для ее развития иностранные финансы, поскольку внутренних совершенно недостаточно. Всего же анонсирован запуск 657 инвестиционных проектов на сумму $40 млрд в течение пяти лет.

Собственно, экономическая программа Мирзиёева сводится к двум фундаментальным вопросам — к защите бизнеса и привлечению иностранных инвестиций. Что, по его замыслам, изложенным в предвыборной программе, должно вдвое увеличить ВВП к 2030 году и довести долю промышленности в экономике до 40%. Также планируется увеличить объемы текстильного производства в три раза, а фармацевтического – в 2,5 раза.

Кстати, серьезное место в программе Мирзиёева занимают проект строительства 15 тысяч домов для малообеспеченных семей в 2017 году и двукратное снижение размера первичного взноса для получения ипотечного кредита. Всего Мирзиёев хочет построить в течение ближайших трех лет 50 тысяч квартир в многоэтажных домам в крупных городах страны.

Разумеется, никто не предполагает, что эти первые реформы пройдут быстро и безболезненно. И главная причина здесь в том, что чиновникам предлагается отказаться от части своих полномочий в сфере контроля и выдачи всевозможных разрешений. Более того, по итогам запланированных реформ не только могут уменьшится их теневые доходы от взяток в виде подношений и благодарности, но и несколько снизится их статус – из «вершителей судеб» они станут исполнителями законов. Кому же это понравится, и кто на это добровольно и с энтузиазмом согласится? Еще больше скепсиса вызывают планы по борьбе с коррупцией, а уж надежды на ее победы могут вызвать только усмешку. Но все дело в том, что даже не искоренение, а лишь частичное частичная локализация двух этих язв, разъедающих Узбекистан, введение понятных правил игры – уже может дать серьезный положительный эффект как в экономике, так и в социальной сфере. И Мирзиёев, и стоящие за ним элиты это прекрасно понимают.

Не менее сложные задачи стоят перед новым узбекским президентом и его командой во внешней политике, причем, и на региональном, так сказать — местном, и на глобальном уровне.

На этом самом «местном» уровне, в отношениях с соседями, Ташкент оказался перед сложной дилеммой. С одной стороны, его конкуренцию с Казахстаном никто не отменял, а доминирование в отношениях с Бишкеком и Душанбе является обязательным требованием узбекских элит к новому президенту. Да он и сам прекрасно понимает, что это доминирование является необходимым условием сохранения высокого статуса Ташкента в отношениях с «большими игроками» — теми же Пекином, Вашингтоном и Москвой.

С другой же стороны, жесткие методы давления на Киргизию и Таджикистан, которые активно использовал покойный Ислам Каримов, по большому счету мало что дали в вопросе включения Бишкека и Душанбе в орбиту влияния Ташкента. Поэтому совершенно очевидно — тон Узбекистана в отношении соседей станет более мягким, совсем уже силовые методы, вроде прекращения авиационного и железнодорожного сообщения, транзитно-транспортные «войны» и приграничные конфликты постепенно уйдут в прошлое. Но стремление к доминированию у Ташкента никуда не исчезнет, а потому на смену жесткому — придет «мягкое давление», более дипломатичное, основанное на экономических факторах, с привлечением «третьих лиц».

Что же касается отношений с «большими игроками», то здесь перед Мирзиёевым дилемма не менее сложная. С Пекином все достаточно просто – в настоящее время он является для Ташкента оптимальным партнером, причем – не выдвигающим политические требования, готовым активно инвестировать и привлекать узбекскую сторону в качестве партнера к своим региональным и международным экономическим проектам. В отношениях с Китаем Узбекистану, по сути, нужно лишь сохранять баланс собственных интересов и следить за тем, чтобы в одно прекрасное утро не обнаружилось, что контрольный пакет акций узбекской экономики принадлежит Пекину.

Сложнее с Москвой и Вашингтоном. Новая американская стратегия «Возвращение в Центральную Азию 3.0» рассматривает расширение отношений с Ташкентом и восстановление позиций США в Узбекистане как один из ключевых аспектов политики Вашингтона в этом регионе. Ради чего и старая, и уж тем более – новая, администрации Белого дома отказались от претензий в вопросах «нарушения Узбекистаном прав человека» и других либеральных фантиков.

Москва же не теряет надежды склонить Ташкент к тесному партнерству (с последующим членством) с Евразийским экономическим союзом и вступлению в ОДКБ. При этом тонко намекая узбекской стороне о своей готовности выступить гарантом безопасности от «террористической угрозы», которые, как неделю назад сказал российский министр обороны Сергей Шойгу своему коллеге из Ташкента Кабулу Бердиеву, «требуют объединения усилий со стороны России и Узбекистана, ситуация у вашей границы заставляет задуматься еще раз над тем, насколько важно на сегодняшний день сотрудничество в рамках ОДКБ и ШОС».

Но здесь Кремль ожидает определенное разочарование. Сближение Москвы и Ташкента будет иметь свои ограничения, заложенные еще при Каримове: Узбекистан вряд ли в обозримом будущем позволит себе вернуться к отношениям с Россией, которые поставят под малейшее сомнение его военно-политический суверенитет. Это первое. Второе – в экономическом плане Ташкенту более интересен Пекин, поэтому товарооборот между Россией и Узбекистаном хоть и будет неспешно подрастать, но ориентация страны именно на китайскую экономику и китайские же проекты останется неизменной. Словом, о Ташкенте как новом члене ЕАЭС и ОДКБ экспертам лучше не говорить, чтобы не навлечь на себя обвинений в некомпетентности.

Собственно, и в отношениях с США будет также. Руководство Узбекистана постарается извлечь максимальную политическую, финансовую и экономическую пользу из двухсторонних отношений, но будет четко соблюдать «красные» ограничительные линии, чтобы не стать «пешкой» американских игр в регионе, суть которых сводится к противодействию расширения сферы китайского влияния.

Перед новым президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, которого страна выбрала свои лидером, стоят сложные, зачастую – кажущиеся неразрешимыми, задачи: мягко избавиться от негатива, накопленного при Каримове и при этом обеспечить стабильное, без социальных потрясений, поступательное развитие страны, адаптацию отчасти архаичных общественных и экономических отношений к вызовам современного мира. Насколько успешным будет его план реформ – покажет время, но основания для оптимизма есть, поскольку и он сам, и его планы пользуются серьезной поддержкой влиятельных кланов страны.  (авт. Игорь Панкратенко )

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока