KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

У каждой страны – свой Гондурас

У каждой страны – свой Гондурас

27.01.2018

Бывший сотрудник израильской разведки, востоковед и полиглот Александр Гринберг в эксклюзивном интервью «Jewish» раскрыл тайные связи между Израилем и арабскими странами, объяснил, чем катарский кризис полезен для евреев, и рассказал, почему арабы не станут воевать с ними до последнего палестинца.

Александр, сколько же языков вы знаете?
– Я считаю, что знаю язык, если умею на нем говорить без серьёзных ошибок и понимать 90% книг, прессы и телевидения без словаря. На таком уровне я владею фарси, арабским, английским, французским, испанским. Естественно, иврит и русский не в счёт. Языки, которые я знаю слабее – это немецкий, итальянский, польский и урду.

Как вы стали полиглотом?
– Я всегда любил языки. В Москве я учился во французской спецшколе. Когда мне исполнилось 14, стал заниматься ивритом по самоучителю «Мори» 1964 года издания. Так что в 1992-м, на момент репатриации, я уже знал грамматическую базу и у меня был элементарный запас слов. Арабский я стал учить уже в Израиле – просто из интереса к языкам. Меня всегда раздражало, что русские, жившие в союзных республиках, никогда не удосуживались выучить язык места, в котором они жили. В итоге с арабским языком связана вся моя жизнь: я закончил факультет востоковедения и арабской литературы и постоянно использую арабский в работе.

Чем именно вы занимаетесь?
– Сейчас я работаю аналитиком в фирме, которая занимается оценкой рисков для нефтяных компаний. Моя задача – анализ геополитической ситуации в арабских странах. Нефтяным компаниям очень важно понимать обстановку в стране, потому что она оказывает влияние на добычу. Я поставляю им данные о том, что происходит в нефтяных государствах с точки зрения различных экономических, политических и военных параметров – пишу отчеты, прогнозы, сводки. Примерно то же самое я делал, когда работал в военной разведке.

Вы так свободно говорите о своей работе в военной разведке. Это не секретная информация?
– Во-первых, прошло уже довольно много лет с тех пор, как перестал там работать.

Говорят, бывших разведчиков не бывает.
– Исследовательский отдел разведки менее засекречен, чем другие разведведомства. Аналитический отдел военной разведки – официальная организация, которая находится в Тель-Авиве, в Генштабе. Это всем известно. Абсолютно секретна оперативная разведка, связанная с конкретными действиями. А я работал в стратегической разведке, задача которой – создание разведкартины, которая поможет правительству принимать оптимальные решения. Эта работа требует глубокого знания и понимания рассматриваемой страны или региона, включая антропологию, религию, экономику и даже умение разбираться в их социальных сетях. В абсолютном большинстве случаев для создания разведкартины используется информация из открытых источников. Для того чтобы объяснить, каковы отношения между политическим руководством ХАМАСа и его военным крылом, не нужны секретные сведения. Достаточно просто внимательно читать газеты. Мы знаем, какие издания чьи интересы отражают, и стараемся анализировать информацию в меру наших способностей, эрудиции и навыков понимания логики другой страны.

Хотя вы уже не в разведке, ваша работа тесно связана с арабским миром. Как вы оцениваете нынешние отношения между Израилем и арабскими странами?
– Лет десять назад во Франции я шел по улице, и ко мне подошел мужик арабского вида с мобильным телефоном в руках и спросил меня на ломаном французском, что у него написано на экране. Я прочел и объяснил ему по-арабски. Потом он мне говорит: «Вы, ливанцы…» Сам он был из Кувейта. Когда я ему ответил, что я не ливанец, а еврей из Израиля – он на меня посмотрел так, как будто увидел черта во плоти.
Сейчас уже другие времена. Мы, например, открыто встречаемся с саудовцами. На днях я читал статью о том, что вовсю ведутся переговоры с Саудовской Аравией о легализации израильского бизнеса в Персидском заливе, а также о разрешении самолётам «Эль-Аля» летать над Саудовской территорией. Это первый шаг к легализации отношений. Отношения же в сфере безопасности между Израилем и Саудовской Аравией существуют уже несколько десятков лет. Просто сейчас в связи с обострением вокруг Ирана эти контакты стали более открытыми.
Мы привыкли думать, что маленький Израиль противостоит всему арабскому миру – это удобная картина мира для нашей пропаганды, и ничего плохого в этом нет. При этом нужно понимать, что арабские страны всегда использовали палестинскую проблему сугубо для извлечения политической выгоды. Никто и никогда не собирался, как говорится, воевать с Израилем до последнего палестинца. Сейчас же умеренным арабским странам стало ясно, что палестинская проблема никакой пользы им не приносит. Саудовцы понимают, что им угрожают и Иран, и ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. – Прим. ред.). Получается, что Израиль, конечно, «евреи и сионисты», но все страны вокруг ещё хуже.

Раздор между арабами сильнее их ненависти к Израилю?
– У меня была возможность самому наблюдать обоюдную ненависть арабов из разных стран в 2003 году в университете во Франции. Суданцы страшно ненавидели всех арабов Персидского залива. Арабы Персидского залива, в свою очередь, недолюбливали марокканцев и брезговали суданцами – потому что те арабоговорящие, но африканцы. В университете тогда возникла сюрреалистичная ситуация. Все арабские группы знали, что я еврей из Израиля, и со всеми я нормально разговаривал. Мне говорили: «Ты знаешь, мы хорошие, а вот они – арабы…» Когда я интересовался, а они сами разве не арабы, мне отвечали: «Нет, мы – марокканцы» или «Мы – алжирцы». Нам, может быть, трудно понять, но это действительно разные народы. У них есть общий литературный язык и схожи некоторые черты общественного строя, но это народы с разной историей, культурой, географией и едой. Сравнивать жителей этих стран, все равно что сказать, что узбеки и казахи – это одно и то же. У арабов к тому же разные политические интересы – у каждой арабской страны, так сказать, свой Гондурас, который вызывает беспокойство именно у нее.

В арабском мире сильны именно антисионистские настроения или антисемитские?
– Начнём с того, что в арабском мире, как, впрочем, и в Европе, антисемитизм и антисионизм давным-давно переплелись, и различить их можно только в теории. Но саудовцы понимают, что дело зашло слишком далеко и они сами от этого страдают. Есть это понимание и у других стран Персидского залива. Они стараются поменять ситуацию. Например, в последних учебниках в Саудовской Аравии налицо изменение отношения к Израилю. Они не стали сионистами, но дикого антисемитизма у них нет. В тунисских учебниках вообще нет упоминания евреев в отрицательном контексте, хотя Тунис считался резко антиизраильским государством. К слову, на территории Туниса находятся еврейские святые места, и власти этой страны понимают, что нужно дать возможность приезжать еврейским туристам даже из Израиля. Они борются с антисемитизмом как могут.
При этом нужно понимать, хотя арабские страны в большинстве своем авторитарные, их правители все равно вынуждены принимать во внимание мнение народа. Арабские правительства действительно боятся, что полная легализация отношений с Израилем ударит по ним – потому что, выражаясь языком Леонида Ильича Брежнева, народ не поймёт. И они вынуждены каким-то образом лавировать между политической необходимостью и сохранением своих интересов.

Как повлияет нынешний катарский кризис на расстановку сил?
– Несколько лет назад в Катаре уже была схожая ситуация. Тогда ссора Катара с соседями закончилась через два месяца примирением. Этот кризис несколько серьёзней. Катар – карликовое государство, его политика – поддерживать хорошие отношения со всеми: и с Ираном, и с Саудовской Аравией, и с остальными. Нынешний же эмир возомнил, что он может вершить судьбы арабского мира. Если бы он просто поддерживал контакты с Ираном, ХАМАСом и «Братьями-мусульманами» – дело бы замяли. Но эмир вёл себя слишком вызывающе.
Эмираты и Саудовская Аравия боятся «Братьев-мусульман», которых поддерживает Катар. Прежде всего, потому, что они представляют угрозу монополии Саудовской Аравии на религию. Это и есть истинная причина катарского кризиса, а вовсе не террор и безнравственность Катара. Саудовская Аравия – исламское королевство, в котором есть религиозный истеблишмент. Принцы Саудовской Аравии ведут не самый набожный образ жизни, и им жизненно необходима поддержка религиозной элиты. Саудовский религиозный истеблишмент позволяет делать принцам, что они хотят, при условии, что принцы закрепляют за религиозным истеблишментом монопольное право на толкование ислама. «Братья-мусульмане» нарушают монополию, поэтому они опасны.

Если же задать любимый вопрос еврейского народа: катарский кризис – это хорошо для евреев или плохо? 
– Знаете, наша разведка как раз этим и занимается – оценивает, имеет ли какое-то событие в мире отношение к Израилю или нет. Сейчас я говорю как исследователь Ближнего Востока, а не как представитель разведки: на наше счастье, взбучка Катару действительно играет на руку Израилю. Конечно, при условии, что мы будем вести себя умно, останемся в стороне и будем ждать итогов. Цели Саудовской Аравии и в ещё большей степени Арабских Эмиратов совпадают с израильскими интересами – это обуздание Ирана и «Братьев-мусульман», особенно в Европе. Тем не менее не следует перегибать палку и превращать Катар во врага Израиля. Это не так. Катар был первой страной Персидского залива, которая установила отношения с Израилем. Потом они были прерваны, но сейчас остаются неформальные связи. Да, Катар дает деньги ХАМАСу, но опять же, есть европейские страны, выделяющие деньги на проекты, которые финансируют террористов. Не больше и не меньше, чем Катар, финансирующий политическое крыло ХАМАСа.

В последние годы самой «громкой» террористической организацией в мире стало «Исламское государство». Насколько оно представляет угрозу для Израиля и евреев?

– ИГИЛ как структура не угрожает Израилю. Оно смогло распространиться в Ираке и Сирии, потому что иракская армия была полностью коррумпирована и у неё не было никакой мотивации воевать – она просто разбежалась. Если же ИГИЛ замахнётся на профессиональную, сильную армию с мотивацией, никакого шанса победить у них не будет. Но чем больше они будут терять реальную территорию в Ираке и Сирии, тем активнее станут заниматься организацией терактов в Европе с целью доказать, что они все ещё существуют.
ИГИЛ – плод идеологии, пустившей сильные корни в современном исламе. В ее основе – стремление осуществить мечту о древнем, праведном исламском обществе, которого никогда не существовало в реальности. Создать халифат, в котором всё будет по законам шариата – если надо, прибегая к насилию. Я уверен, что как только ИГИЛ исчезнет, возникнет другая организация с абсолютно идентичными целями. Идеологию бомбами, к сожалению, не устранишь.

(авт. Гюльнара Мурадова)

 

 

 

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока