05.02.2022
Январские события в Казахстане стали поводом для массы публикаций и экспертных материалов. Сценарий с митингами, а затем и попытками свергнуть власть теперь проецируются на другие республики Центральной Азии.
Политический эксперт Бахром Хамроев прокомментировал «внезапность» протестов в Казахстане и внутриполитическую ситуацию в Узбекистане. В сегодняшнем интервью, в продолжение темы, собеседник CentralAsia.news допустил вероятность бунта. Причем, он также полагает, что узбекские силовики не смогут сами справиться с беспорядками.
Бахром, говоря о возможном повторении событий в Узбекистане, кто может «повести людей»?
— Оценивая вероятность негативного сценария развития событий, необходимо учитывать следующее. В стране не существует организованная оппозиция, любые зачатки независимой политической деятельности как истреблялись при старом президенте, так же продолжают подавляться и при Шавкате Мирзиееве. Таким образом, политические деятели, которые могли бы «ввести» протестные настроения в конструктивное русло, попросту отсутствуют.
Нет лидеров, но очень вероятны протесты?
— Говорить о возможных лидерах протеста, как минимум, преждевременно. Однако надо понимать, что такое положение лишь увеличивает степень непредсказуемости и опасности происходящих процессов, тем более в условиях, когда люди всерьез и массово стали говорить о необходимости массовых протестов.
В Казахстане до сих пор обсуждают, как силовики якобы практически «бездействовали» в первые несколько дней. Спецслужба Узбекистана и военные «не выпустят ситуацию из рук»?
— В случае, если волнения приобретут действительно масштабный характер, местные силовые структуры с большой степенью вероятности не смогут их подавить. Как показал казахский опыт, значительная часть силовиков отказалась выполнять приказы о подавлении протестов, а в некоторых местах — приняла сторону протестующих.
Руководству Казахстана очень помогли силы ОДКБ. А что делать тогда Ташкенту?
— По-видимому, лишь привлечение сил ОДКБ, в первую очередь России, переломило ход ситуации. Аналогичного развития событий следует ожидать и в Узбекистане. Очевидно, что привычную роль полицейского на себя вновь возьмет Россия. Ее мотивацией будут традиционные опасения усиления радикализма в регионе, миграционного кризиса, а также дальнейшей утраты своих и без того шатких позиций.
Получается, несмотря на многовекторность внешней политики нынешнего Узбекистана, реальной поддержкой остается только РФ? Почему так?
— Безусловно, Россия не может самоустраняться от региональных дел. Более того, если РФ действительно хочет сохранить свои позиции, она обязана обратить на Центральную Азию пристальное внимание и принять здесь самое активное участие. Причем, это участие не должно ограничиваться одними лишь вопросами силового поддержания стабильности. Принципиально важно самым активным образом реанимировать интеграционные процессы, включиться в экономическое развитие региона.
Какие экономические направления возможны для партнерства?
— На мой взгляд, куда важнее расширения ОДКБ — обеспечить торпедируемое руководством среднеазиатских стран их вступление в Таможенный союз. Уже один этот факт резко улучшит экономическое развитие региона, благотворно сказавшись на жизни простых граждан, повысив тем самым и стабильность.
И этого будет достаточно для укрепления позиций РФ в регионе?
— Россия должна усилить свое культурное влияние, из страны — потребителя дешевой рабочей силы необходимо стать центром подготовки высококвалифицированных национальных кадров. Россия в своих же интересах должна поддерживать развитие демократических институтов в регионе, способствовать борьбе с коррупцией, нарушениями прав человека, религиозных и политических свобод, поддерживать национальное и культурное развитие. Реализация такой комплексной политики, ориентированной на развитие региона, позволит заручиться самой широкой поддержкой местного населения, и по-настоящему эффективно продвигать свои интересы.
А как быть с конкуренцией в Центральной Азии: США активизировались, Турция пытается продвигать идею «Турана», Китай раздает займы и делает инвестиции в проекты республик?
— Помимо геополитического положения России, развитию сотрудничества объективно способствуют пока еще сохраняющиеся симпатии к ней со стороны мусульманского мира. На протяжении длительного времени на нее, как на надежду освобождения от колониализма, обращали свои взоры мусульманские народы. Такую надежду, как это ни странно, не видят ни в США, ни в Китае, ни даже в культурно вроде бы близкой Турции. И этот кредит доверия можно и нужно использовать надлежащим образом, помогая строить достойное общество, ориентируясь на интересы населения, а не местных коррумпированных элит.
CentralAsia.news