KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Что представляет из себя система образования в Исламской Республике Пакистан

31.03.2016

В XXI-ом веке успешное развитие любого государства, его роль и место на международной арене во многом определяется образовательным уровнем людских ресурсов, участвующих в создании научного, экономического и социокультурного потенциала страны, что, несомненно, ведет к актуализации образовательных проблем на современном этапе. Процессы глобализации активизируют стремление мирового сообщества к созданию единого образовательного пространства, способного сформировать атмосферу толерантности, взаимопонимания, мира и согласия между всеми субъектами международного права.

Особую значимость всемерное развитие образования приобретает для молодых государств, освободившихся от колониальной зависимости, к числу которых относится и Исламская Республика Пакистан (ИРП). Пакистан является одной из ведущих стран современного мусульманского мира, где мусульмане составляют около 97% всего населения. Общая численность граждан ИРП превышает 185 млн. человек. К моменту провозглашения независимости Пакистана в 1947 г. уровень грамотности в стране составлял 13%.

С обретением независимости молодому государству было необходимо в кратчайшие сроки создать национальную систему образования. Разработка концепции национальной системы просвещения в Пакистане шла по двум направлениям: традиционалистскому, отражавшему идейные взгляды А.А.Маудуди (1903–1979), ратовавшего за возврат к мусульманским корням и полный отказ от западного педагогического опыта; и модернистскому, в основе которого лежали педагогические идеи исламских реформаторов С.А.Хана (1817–1898) и М.Икбала (1877-1938).

Следует отметить, что традиционалистский и модернистский подходы к формированию национальной системы образования находились на всем протяжении исторического развития пакистанского общества в постоянном противоборстве и имели различную степень востребованности на том или ином этапе государственного становления.

За годы независимости Пакистаном достигнуты определенные позитивные результаты в развитии системы образования, расширении ее инфраструктуры и широкого доступа к ней населения страны. По официальным данным, в стране функционируют 169087 начальных школ, в которых обучается 19,92 млн. учащихся. Количество неполных средних школ составило 19180, с контингентом учеников до 4,28 млн. человек. В 13108 полных средних школах получали образовательную подготовку 1,79 млн. учеников. Современное высшее образование Пакистана представлено 68 университетами (28 из них принадлежат частному сектору), где обучается 1,1 млн. студентов. Более 88 тыс. учащихся получают среднее специальное образование в 498 профессионально-технических учебных заведениях страны. Уровень грамотности населения ИРП увеличился до 50,5% (среди мужчин он достигает 62%, среди женщин – 38%). При этом, уровень грамотности горожан составляет 70%, а сельских жителей не более 30%.

Однако эти показатели все еще отстают от социального спроса на образовательные услуги, не соответствуют потребностям социально-экономического развития государства и ограничивают возможности его ускоренной модернизации.

Эта проблема, во-многом, детерминируется характерной для Пакистана политической нестабильностью, вовлеченностью во внешние региональные конфликты (в Афганистане, Индии), что ведет к росту военных расходов за счет социальной сферы; сложной демографической ситуацией (ежегодный прирост населения превышает 2% или 3 млн. человек), усиливающейся бедностью основной массы населения.

Улучшение ситуации в области образования планируется осуществить за счет расширения образовательной инфраструктуры. Главной задачей этого плана является обеспечение широкого доступа всех слоев населения к получению знаний через систему формального и неформального обучения, включая религиозные учебные заведения, особенно в сельской местности.

Достижение этой цели планируется путем повышения уровня грамотности к 2017 году до 86% путем поэтапного введения всеобщего базового начального образования и ликвидации неграмотности среди взрослых (с упором на образовательные программы для женщин). Вышеуказанным планом предусматривается улучшение качества образования, включая диверсификацию обучения и внедрение инновационных программ. Особое внимание также уделяется активизации развития профессионально-технического и высшего образования, децентрализации управления и финансирования системы просвещения, с привлечением в нее частного предпринимательства и неправительственных организаций. Не мене важным аспектом реализации указанного плана является расширение подготовки педагогических кадров, повышение их квалификации, совершенствование экзаменационной системы и учебных программ, популяризация информационных технологий среди учащихся и повсеместное введение компьютерного обучения.

Управление дошкольным и школьным образованием в Пакистане осуществляется Министерством образования ИРП. В частности, Министерство формирует политику дошкольного и школьного образования, разрабатывает и внедряет школьную учебную программу.

Сфера высшего образования контролируется Комиссией по высшему образованию ИРП, статус которого приравнивается федеральному министерству. Деятельность духовных учебных заведении контролируется пятью Советами при координации и согласовании с Министерством по делам религии и Комиссией по высшему образованию.

Свой вклад в светскую образовательную систему колониального Пакистана внесли англичане, впоследствии ставшая фундаментом в формировании современной образовательной системы ИРП. Массовая система образования, включающая детские сады и школы, колледжи и университеты, создавалась ими первоначально по западному образцу.

Ведущими образовательными центрами Пакистана являются гг. Карачи, Лахор, Исламабад, Пешавар, Кветта, Мултан, Бахавалпур, Джамшоро, Хайрпур и Дераисмаилхан, в которых функционируют большинство университетов. Политехнические институты имеются в гг. Карачи, Лахоре и Навабшахе, Таксиле, сельскохозяйственные университеты — в Файсалабаде и Тандоджаме. В Исламабаде функционирует ряд международных университетов.

Сеть учебных заведений включает более 400 колледжей, в которых преподают естественные и гуманитарные науки, и около 100 профессиональных училищ.

Структура системы образования Пакистана состоит из шести уровней:

  1. 2-х или 3-х летнее предпервичное образование (в возрасте от 3 до 5 лет), получаемое в частных и правительственных детских садах и начальных школах.
  2. Пятилетнее обязательное первичное образование для возрастной группы от 5 до 9 лет, получаемое главным образом в правительственных или частных начальных школах.
  3. Затем, после первичного образования учащиеся (в возрасте 10 лет) получают трехлетнее младшее среднее образование. Затем следует старшее среднее образование, в котором учащиеся (в возрасте от 13 лет) проходят обучение в течение трех лет.
  4. После 10 лет обучения на младшем и старшем среднем уровне образования, учащиеся (в возрасте 16 лет), имеющие свидетельство об окончании средней школы сдают экзамены в колледж или поступают в технические/политехнические институты. После двух летнего обучения в этих учебных заведениях, каждый учащийся должен сдать экзамены для получения свидетельства о неполном высшем образовании. Контроль по сдаче экзаменов выпускниками осуществляет Комиссия по высшему образованию ИРП.
  5. Студентам (в возрасте 18 лет) предлагается образование, различной продолжительности (от двух до четырех лет), множеством неправительственных и частных университетов, специализированных учреждений.
  6. Образование аспиранта в университетах, специальных колледжах и в институтах обычно продолжается один или два года.

Исламский статус пакистанского государства, закрепленный во всех трех Конституциях страны (1956, 1962, 1973), с момента провозглашения независимости ИРП до 1977 г., носил, в основном, декларативный характер. Это было связано с тем, что внутренняя и внешняя политика страны в данный период, по существу, была светской и реализовывалась в государственных институтах, преимущественно западного образца. Однако наряду с ними, в структуру Пакистана включались и отдельные исламские институты, призванные гарантировать соответствие государственной жизни принципам ислама.

Наивысшего распространения исламизации сфер жизнедеятельности пакистанского общества достигла в период правления Президента ИРП Зия Уль-Хака (1977–1988), поставившего ислам на защиту своих политических интересов. На основе принятой в 1978 г. новой национальной политики в области образования, правительство ИРП создало государственный Комитет по исламизации просвещения, с целью «развития и формирования у молодого поколения, в соответствии с положениями Корана и Сунны, характера поведения и образа жизни, достойных правоверного мусульманина». В программе указывалось на необходимость пересмотра учебников и учебных планов общеобразовательной и высших школ на основе исламской идеологии.

В учебный план вузов, в качестве обязательных предметов, вводились исламиат и пакистановедение. Этим двум учебным дисциплинам отводилась главная роль в формировании исламского мировоззрения, мусульманского образа жизни у пакистанской молодежи. В них превозносилась «избранность» мусульман Аллахом по отношению к другим народам и утверждалось деление людей на «верных» и «неверных». В одном из учебников по исламиату для высших учебных заведений указывалось, что «в мире существует только две нации: одна – мусульмане, другая – «кафиры» (немусульмане, отвергающие веру в Аллаха). За годы военного режима Зия Уль-Хака количество таких школ возросло более чем в три раза и составило к началу 90-х годов 2500 мадраса, из которых 98% были суннитскими учебными заведениями, а 2% – шиитскими. В них обучалось до 225 тыс. учащихся.

Всплеск религиозного образования был обусловлен рядом причин. С 1981 г. в ИРП впервые стала осуществляться государственная поддержка традиционной мусульманской системы образования. Основным источником этого финансирования являлись отчисления от сборов религиозного налога (закят), составлявших до 10% от его общего количества. Эти дополнительные финансовые ресурсы для лояльных военному режиму теологических учебных заведений (помимо других поступлений из многочисленных зарубежных исламских фондов) существенно увеличили их бюджеты и составляли примерно одну треть их ежегодных доходов. Кроме того, уже с 1981–82 учебного года уровень религиозных школ всех ступеней стал приравниваться к степеням формальной системы образования, что предполагало расширение для их выпускников возможности свободного трудоустройства.  Впоследствии, в связи с введением образовательного ценза для кандидатов в члены Парламента, выпускникам теологических учебных заведений было позволено принимать участие в очередных парламентских выборах. В результате этого, впервые в истории страны, религиозные партии заняли третье место по количеству депутатов.

В организационном плане подавляющее большинство пакистанских медресе (8000 из 12000, язык преподавания – урду) подотчетно пяти основным Советам или Уафакам (Wafaqs), которые входят в т.н. Объединенное общество религиозных медресе. Каждый из Уафаков отвечает за разработку учебных программ, а также за прием экзаменов у последователей различных течений и направлений в исламе, и выдачу соответствующих дипломов, признаваемые Комиссией по высшему образованию ИРП, государственным органом, контролирующий деятельность в сфере высшего образования в Пакистане.

Часть медресе финансируется государством. Общее число обучающихся в духовных школах составляет более 1 млн. человек. Их большинство, порядка 930 тыс. составляют юноши, число девушек весьма невелико – около 130 тыс.

В стране функционируют специализированные Советы:

  1. «Уафак-аль-Мадарис аль-Арабиа». Основан в 1959 г. офис находится в г. Мултане. Контролирует суннитские медресе, функционирующих в рамках как деобандской, так и барелвитской теологических школ (контролирует 1947 медресе).
  2. «Танзим-аль-Мадарис». Основан в 1960 г. офис находится в г. Лахоре. Курирует суннитские медресе, функционирующих в рамках как деобандской, так и барелвитской теологических школ (1363 медресе).
  3. «Вафак-аль-Мадарис ас-Салафиа». Основан в 1955 г. офис находится в г. Фейсалабаде. Контролирует суннитские медресе, функционирующих в рамках теологической школы «ахль-и-хадис» (310 медресе).
  4. «Вафак-аль-Мадарис аш-Шиа»а». Основан в 1959 г. офис находится в Лахоре. Курирует шиитские медресе (297 медресе).

5.»Рабита-аль-Мадарис аль-Исламийя». Основан в 1983 г. как «находящийся вне рамок каких-либо толков» (признает правильность всех направлений ислама). Офис находится в г. Лахоре (191 медресе).

Основа учебного плана носит название «дарс-и-Низами» («учение Низами») – по имени ее «разработчика», — муллы Низамуддина Сихалви (скончался в 1748 г.), который внес принципиальные изменения в «учебные программы» медресе той эпохи (ему покровительствовал лично Великий Могол Аурангзеб). Важнейшим его компонентом является преподавание доктринальных положений ислама и исламской культуры («исламиййят»), что, впрочем, обязательно для всех школ в Пакистане, вне зависимости от их принадлежности.

Продолжительность обучения в пакистанских духовных учебных заведениях составляет 16 лет. Учебный процесс делится на шесть ступеней:

  1. «Ибтидаи» («начальная»). Учеба — 5 лет. Соответствует начальной (primary) общеобразовательной пакистанской школе (1-5 классы). Обучающиеся усваивают основы («назра») исламского вероучения.
  2. «Мутавассит» («средняя»). Обучение — 3 года. Соответствует неполной средней (middle) общеобразовательной пакистанской школе (6-8 классы). Первостепенное внимание уделяется заучиванию («хифз») Корана.
  3. «Саниа А’ама» («общая второй ступени»). Продолжительность — 2 года. Соответствует средней (matriculation) общеобразовательной пакистанской школе (9-10 классы). Отрабатываются навыки чтения Корана вслух («кира’т»).
  4. «Саниа хаса» («специализированная вторая ступень»). Обучение — 2 года. Соответствует высшей средней (intermediate) общеобразовательной пакистанской школе (11-12 классы). Обучающиеся осваивают нормы мусульманского права («маукуф-’алейх»).
  5. «Аалиа» («высшая»). Обучение длится — 2 года. Соответствует курсу обучения в колледже. Как считается, приравнивается к степени бакалавра наук.
  6. «Аламиа» («научная»). Продолжительность — 2 года. Соответствует курсу обучения в пакистанском университете. Приравнивается к степени магистра наук. Основное внимание уделяется изучению преданий о жизни пророка Мухаммада – хадисов («даура-и-хадис»).

Продолжительный срок обучения в духовных школах Пакистана создает определенные проблемы для их выпускников, в первую очередь, с учетом заведомой не востребованности полученных ими дипломов на современном рынке труда.

В учебных планах общеобразовательных школ предусматривается введение обязательного предмета по изучению Корана (1-8 классы) и его перевода (9-12 классы), с целью усиления религиозного аспекта в содержании обучения. В итоге все эти мероприятия, как и предыдущие реформы образования (1970, 1972, 1979, 1992, 1998), направлены на выработку интегрированной модели обучения и воспитания, сочетающей в себе достижения педагогического опыта и исламской культуры.

По нашей оценке, несмотря на все проводимые Правительством ИРП реформы, как в современной, так и традиционной системе образования, уровень знаний, получаемых пакистанскими гражданами остается по- прежнему весьма низким. К основным причинам такого положения в стране можно отнести недостаточность высококвалифицированных преподавателей, как в школах, так и в вузах Пакистана. Оплата труда преподавателей мала и, как следствие, идет отток имеющегося небольшого количества высококвалифицированных специалистов в зарубежные страны. Учебные материалы в содержательном плане устарели. Программы университетов, в большинстве случаев, являются поверхностными, а количество преподаваемых предметов очень ограничено. Квалификация выпускников пакистанских ВУЗов не соответствует и не отвечает принятым минимальным международным стандартам.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока