25.04.2018
Политика США в отношении Сирии была ослаблена неразрешимой головоломкой. Эмпирические исследования показывают, что большинство гражданских войн завершаются военными победами, а не политическими урегулированиями. Однако Соединенные Штаты не хотят, чтобы в противостоянии между раздробленными исламистскими повстанцами и убийственным режимом Башара Асада, поддерживаемым Россией и Ираном, какая-либо из сторон одержала победу. Эта двойственность породила наихудший из всех миров: Асад остается у власти; Иран и Россия воодушевлены; экстремизм процветает; полмиллиона сирийцев убито, а двенадцать миллионов покинули свои дома. И конца всему этому не видно.
В то время, как Соединенные Штаты ведут борьбу с ИГИЛ, на сирийской арене они заняли позицию второстепенного игрока, реагирующего на противников, которые игнорируют мантру: «в Сирии нет военного решения». Война против «Исламского государства» достигает своей развязки, тогда как режим Асада продолжает непрерывную осаду, а массовые убийства более 20 000 гражданских лиц в Восточной Гуте и Идлибе являются напоминанием о том, что вырисовывается более широкий стратегический контекст. Тем не менее, помимо сирийской стратегии, США должны одновременно выполнить и другие условия, в том числе следующие:
- Признать геополитическое значение гуманитарной катастрофы в Сирии.
Любое обсуждение стратегии США в отношении Сирии должно начинаться с ужасающей статистики: из 500 000 убитых сирийцев почти 250 000 были гражданскими лицами, включая более 27 000 детей и 25 000 женщин. Переселение 12 миллионов сирийцев стало причиной самого крупного кризиса беженцев со времен Второй мировой войны. Более 13 000 сирийцев замучены до смерти, а еще тысячи убиты химическим оружием режима Асада. Помимо гуманитарной необходимости оказания помощи страдающим сирийским массам, радикализм и кризис беженцев вызвали опустошение Сирии, а также поставили под угрозу политику и безопасность ключевых американских союзников в Европе и в других местах.
Хотя политики и аналитики все чаще используют аполитичную формулировку «виноваты обе стороны» для описания сирийской трагедии, необходимо признать главную роль Асада и его спонсоров в продолжающихся массовых убийствах. Нарушения Асадом Женевского протокола и других норм ведения войны, такие как преднамеренные нападения на гражданских лиц, массовый исход населения (называемый «этнической чисткой”), использование физического и сексуального насилия в качестве инструмента репрессий, а также регулярное применение химического оружия, окажут долгосрочное и негативное воздействие на будущие конфликты.
- Одержать победу в борьбе с ИГИЛ и предотвратить его возвращение.
Поражение Халифата «Исламского Государства» не искоренит ни джихадизм, ни боевиков ИГИЛ, многие из которых уйдут в подполье, чтобы сражаться в другой день. Тем не менее, оно нанесет психологический удар по исламистским экстремистам так же, как распад СССР разрушил иллюзии международных коммунистических сторонников. Однако критически важно, чтобы победу не объявили преждевременно, а захваченные у ИГИЛ территории были защищены и обеспечены достойным управлением. Как отмечает Стив Колл в своей важной книге «Директорат С», неспособность правительства США обеспечить постталибский мир в Афганистане, частично из-за сильно коррумпированного и некомпетентного афганского руководства, обеспечила благодатную почву для возрождения Талибана.
- Разоблачить деструктивную региональную политику Тегерана.
Иранская ядерная сделка 2015 года, известная как «Совместный всеобъемлющий план действий» или СВПД, доказала, что давление и сотрудничество часто являются дополнительными инструментами дипломатии. Хотя Барак Обама с самого начала своего президентства стремился к ядерной сделке с Ираном, Тегеран начал серьезные переговоры лишь несколько лет спустя, когда столкнулся с глобальным экономическим эмбарго. После ядерной сделки администрация Обамы использовала только половину данной формулы – сотрудничество — дабы Иран пересмотрел свою поддержку региональных ополченцев и клиентов, таких как Асад. Результат очевиден: тегеранская сеть шиитских прокси-армий расширилась в размерах и служит проекту иранской власти.
Учитывая, что почти 100 процентов иранской торговли происходит не с Соединенными Штатами, а с другими странами, Вашингтон должен тесно сотрудничать с крупнейшими экономическими и стратегическими партнерами Тегерана, в том числе с Китаем, Европой, Японией, Индией и Южной Кореей, чтобы заставить Иран прекратить отношения с кровавыми союзниками, подобными Асаду. Убеждение американских союзников в необходимости усиления противостояния разрушительной региональной политики Ирана потребует постоянного участия США в СВПД как достойного компромисса. Также Вашингтон должен продолжать раскрывать высокие издержки региональной политики Ирана, например, ежегодную поддержку «Хизбаллы» в размере 700 млн. долларов, в период растущего экономического и политического недовольства в Иране. «Оставь Сирию в покое, подумай о нас» — один из многочисленных лозунгов, скандированных во время антиправительственных акций протеста в Иране в декабре 2017 года — январе 2018 года, который является ощутимым признаком того, что региональный авантюризм Тегерана стал источником внутреннего негодования.
- Защитить и поддержать курдских союзников Америки.
Военное поражение ИГИЛ было бы невозможным без сирийской курдской «Партии демократического союза» или PYD (несмотря на то, что ее признают авторитарной партией с узкой базой), а также арабских группировок, объединившихся вокруг нее. Хотя эти группы считаются выдающимися партнерами в содействии достижению поставленных Вашингтоном целей в Сирии, неумолимо надвигается опасность. Асад видит, что PYD является последним препятствием для его планов по завоеванию Восточной Сирии; Россия рассматривает партию как лакея США; Иран и Турция выступают против амбиций PYD, опасаясь, что растущая курдская автономия в Сирии будет резонировать среди их собственных бесправных курдских общин. Сами курды понимают, что Вашингтон является неопределенным союзником, поэтому начали страховаться, сохраняя открытые линии связи как для режима Асада, так и для Москвы.
Вашингтону следует признать и поощрять PYD, а также обеспечить расширение политического участия других курдских партий и арабских фракций в управлении их территорией. Важно отметить, что США должны разъяснить PYD, что их финансовая и материальная поддержка зависят от отказа от сотрудничества с режимом Асада и отдаления от воинствующих курдских партий в Турции (таких как PПK), а также от достижения при посредничестве США договоренностей о безопасности с Анкарой.
- Усмирить турецкие тревоги, чтобы ограничить вмешательство Турции.
Все труднее утверждать, что Турция является союзником США, и это чувство взаимно в Анкаре. Помимо тревожного авторитаризма президента Реджепа Тайипа Эрдогана, Турция регулярно нападает на курдских союзников Америки в Сирии, флиртует с Россией и угрожает ЕС потоками беженцев. С точки зрения Анкары, она заплатила цену за стратегическую несогласованность Вашингтона в отношении Сирии, повлекшую более 2,5 миллионов сирийских беженцев (наибольшее число в мире) и многочисленные атаки джихадистов, в том числе в аэропорту Стамбула. Однако, каким бы проблематичным не было внутреннее и внешнее поведение Турции, проще управлять ею как членом НАТО, нежели как непримиримой державой, не привязанной к западным (и демократическим) институтам. Ее флирт с Россией отражает реальную политику-балансирование и обеспечение своих интересов в Сирии, а не стратегический сдвиг. Военное вмешательство Турции в северо-сирийский регион Африн должно заставить США и ЕС поспособствовать созданию modus vivendi между Анкарой и курдскими группировками Сирии.
- Заставить Россию отказаться от Асада.
США должны стремиться усугубить, а не облегчить политические и экономические дилеммы России в Сирии. Учитывая, что выживание Асада зависит от внешних сил, а не от внутренней поддержки, Россия будет вынуждена постоянно мобилизовывать ресурсы, чтобы удержать его на плаву. Тем не менее, чем больше Асад чувствует себя в безопасности благодаря российской помощи, тем меньше он склонен идти даже на самые маленькие уступки, поощряемые Москвой.
Москва хочет, чтобы западные доноры субсидировали восстановление Сирии, а также стремится к международному претворению в жизнь политического урегулирования в отношении Асада. США и их союзники должны отказать Москве в этих выгодах и повысить затраты России на поддержку Асада. Соединенные Штаты могут сделать для Асада трудным и дорогостоящим привлечение иностранных инвестиций путем введения санкций против иранских и российских компаний, которые ищут добычу в войне.
Достижение этих целей требует дисциплины, приверженности и лидерства, которых не хватает в Белом доме Трампа, омраченном ежедневными внутренними кризисами. Тем не менее, США не могут игнорировать Сирию и выйти из нее, не нанося вреда своим региональным интересам и либеральному порядку, который они помогли создать после Второй мировой войны.
Авт.: Карим Саджадпур, Эмиль Хокайем (Перевод Екатерины Филюковой)