KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

ШОС и НКР: геополитика безопасности

29.04.2016

Рубен Заргарян, политологкандидат исторических наук (материал предоставлен автором)

Обстановка в мире далека от стабильности: войны, разгул терроризма, двойные стандарты правоприменительной практики международного права. Нагорный Карабах и Армения являются системообразующим фактором безопасности в регионе.

Нагорно-Карабахская Республика поддерживает основные цели и задачи ШОС, заявленные в  Хартии в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г.: укрепление между государствами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого политического и экономического международного порядка; совместное противодействие терроризму; мирное урегулирование конфликтов.

Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в ходе отражения агрессии Азербайджана в 1991-94 гг. и в апреле 2016 г. дважды провела операцию по принуждению Азербайджана к миру. Долгие годы Армия обороны НКР фактически выполняет миротворческую функцию.

НКР — ответственное государство, никому не угрожающее войной, не предъявляющее территориальных претензий к соседям, не требующее незамедлительного вывода азербайджанских войск с оккупированных земель Нагорного Карабаха.  НКР, осознавая себя состоявшимся, успешным и компетентным в международном праве государством, готова к прямым азербайджано-карабахским переговорам.

Азербайджан отказывается от переговоров с НКР, демонстрируя свою слабую переговорную позицию и отрицание международного права. Тупик в переговорном процессе во многом объясняется тем, что НКР продолжает де-юре оставаться стороной конфликта, но де-факто отстранена от участия в переговорном процессе в МГ ОБСЕ. Важно подчеркнуть, что формат переговоров, в котором участвуют только Армения и Азербайджан является нарушением принятых в ОБСЕ официальных решений Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского Резюме действующего Председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах конфликта и не отражает суть конфликта, основными сторонами которого являются НКР и Азербайджан.  Важно подчеркнуть, что Азербайджан не полномочен решать вопрос участия или неучастия НКР в переговорном процессе, так как этот вопрос трехстороннего формата юридически закреплен в основополагающих документах ОБСЕ. Подписание мирного договора Азербайджана с Нагорно-Карабахской Республикой будет отвечать коренным интересам обоих народов и создаст основу для регионального сотрудничества.

В Нагорно-Карабахской Республике (Республике Арцах) удалось построить стабильное общество и государство. В НКР сформировались устойчивые политические институты, действуют легитимные органы власти, влиятельное центральное правительство. Шесть раз проводились выборы в парламент в 1991 г., 1995 г., 2000 г., 2005г., 2010г., 2015 году. Президент НКР избирался в ходе прямых всеобщих выборов в 1996 г., досрочных в 1997 г., 2002 г., 2007г., 2012 году.  На референдуме в 2006 г. принята конституция НКР. В соответствии с европейскими стандартами работает судебная система. В Карабахе утвердился общественный консенсус относительно фундаментальных ценностей карабахского социума. В НКР сформировано многопартийное политическое поле, активно функционируют неправительственные организации. Успехи карабахской демократии получили широкое признание в мире.

В Азербайджане должны наконец-то осмыслить, что Нагорный Карабах для Азербайджана сосед, а не враг, что карабахцы обустраивают свой дом НКР для достойной и свободной жизни не в ущерб кому-либо. Азербайджан должен признать концепцию мирного сосуществования и сопроцветания на основе взаимного признания НКР и Азербайджана. Эту очевидную мысль должны подсказать бакинской администрации великие державы.

В последние годы в турецкой прессе публикуются статьи по карабахской проблеме, которые явно адресованы азербайджанской стороне. Турецкие политологи-прагматики пишут, что независимость НКР необратима и должна быть признана, что Азербайджан не сможет никогда захватить НКР ни военным, ни дипломатическим путем.

Геополитическими вызовами и угрозами для безопасности в регионе являются, во-первых, затягивание признания давным-давно состоявшейся и успешной НКР и тем самым международно-правового урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, во-вторых, агрессивная политика Азербайджана.

Азербайджан не готов к компромиссам, саботирует переговорный процесс, раскручивает гонку вооружений. В докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) зафиксировано, что импорт вооружений в Азербайджане в 2010-2014 гг. по сравнению с 2005-2009 гг. увеличился на 249%. Азербайджан грозится войной, устраивает провокации и широкомасштабные террористические атаки на границе, использует тяжелую артиллерию для обстрела населенных пунктов, ведет человеконенавистническую антиармянскую пропаганду в СМИ и системе образования, пытается грубо фальсифицировать мировую историю. Азербайджан агрессивно ставит по сомнение суверенитет и территориальную целостность НКР.

С 1993 г. Азербайджан продолжает нарушать Резолюции СБ ООН №822, 853, 874, 884, что выражается в продолжении боевых действий в виде эскалации диверсионно-террористических атак на НКР и Армению, угроз снова прибегнуть к военной силе, отказе от прекращения враждебных актов в виде экономической, транспортной и энергетической блокады РА и НКР, отказе от прямых переговоров с НКР.

Баку демонстративно игнорирует подписанное Азербайджаном, НКР и Арменией под эгидой ОБСЕ соглашение от 4 февраля 1995 г. об укреплении режима прекращения огня.

Официальный Баку грозит сбивать гражданские самолеты, летящие в столицу НКР город Степанакерт.  Эти террористические призывы являются вызовом не только НКР, но и мировому сообществу.

В 2015 г. было 100-летие геноцида армян. Следует констатировать, что у истоков процесса деградации механизмов обеспечения безопасности в мире и появления новых конфликтов лежит  геноцид армян в Турции и Западной Армении в 1893-1923 годах, затягивание его осуждения и ликвидации его последствий, что оказало деструктивное влияние на историю, на войны и геноциды всей последующей эпохи до наших дней.

Следует подчеркнуть, что геноцид в отношении армян в Турции, расчленение Армении, оккупация Турцией и Азербайджаном 9/10 территории Армении в начале XX века, в том числе и Нагорного Карабаха (Арцаха), стало величайшей цивилизационной и геополитической катастрофой в истории человечества. Если бы своевременно был осужден геноцид армян и преодолены его последствия, то ход мировой истории пошел бы более конструктивным путем, а вероятность формирования террористических организаций на Ближнем Востоке типа «Исламского Государства» была бы сведена к минимуму.

Оккупация и аннексия Азербайджаном  Нагорного Карабаха  в 1921 г., геноцид армян в Азербайджане и Нагорном Карабахе стали одним из последствий геноцида армян в Турции и Западной Армении и расчленения Армении.

Геополитическими вызовами и угрозами для глобальной безопасности является разгул терроризма, в том числе террористическая деятельность «Исламского Государства» («ИГ»), его попытки распространить террористическую экспансию на Кавказ.

Власти Азербайджана увлеклись бессмысленной борьбой с мнимыми противниками НКР и Арменией и пока не осознали реально нависшую угрозу «Исламского государства». Азербайджан как нефтедобывающая страна представляет особый интерес для «ИГ». 13 июня 2014 г. «ИГ» выступило с призывом к созданию «Халифата» на территории Азербайджана, на сайтах «ИГ» были размещены государственные флаги и карты Азербайджана с символикой «ИГ». Затягивание признания НКР отвлекает Баку от того, чтобы сосредоточиться на модернизации и создании жизнеспособного азербайджанского государства, которое возможно лишь в сотрудничестве и взаимном признании с НКР. Только прокарабахский Азербайджан способен развиваться. Кто опаздывает, того наказывает история.

Успешное развитие карабахского государства — один из системообразующих факторов региональной и глобальной безопасности. Почти 100-летний азербайджано-карабахский конфликт, начавшийся еще в 1918 г., слишком затянулся. Если бы в 1991 г. после проведения референдума о независимости НКР, прошедшего в полном согласии с законодательством СССР и нормами международного права, международное сообщество признало НКР, как того императивно требовал Устав ООН и международное право, то не было бы войн и жертв, а конфликт был бы давно урегулирован.

Следует констатировать, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство  получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. В заключении Международного Суда ООН от 22 июля 2010 г., основанного на статье 1 пункта 2 Устава ООН, зафиксировано: «81. …никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности ООН». «84. По изложенным причинам Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо запрета на провозглашение независимости».

Международное право императивно диктует необходимость признания НКР. Уникальность ситуации в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, в отличии от других конфликтов, состоит в том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все три державы  признают право Нагорного Карабаха  на самоопределение. Совместное окончательное признание ими независимости НКР способствовало бы региональной безопасности и стабильности. Является ли держава ответственной или нет определяется также и тем, способна ли она предотвратить и пресечь агрессию против других стран и народов. Это признание явится превентивной мерой против новой агрессии Азербайджана и придаст динамизм переговорному процессу.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока