29.04.2016
Рубен Заргарян, политолог—кандидат исторических наук (материал предоставлен автором)
Обстановка в мире далека от стабильности: войны, разгул терроризма, двойные стандарты правоприменительной практики международного права. Нагорный Карабах и Армения являются системообразующим фактором безопасности в регионе.
Нагорно-Карабахская Республика поддерживает основные цели и задачи ШОС, заявленные в Хартии в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г.: укрепление между государствами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого политического и экономического международного порядка; совместное противодействие терроризму; мирное урегулирование конфликтов.
Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в ходе отражения агрессии Азербайджана в 1991-94 гг. и в апреле 2016 г. дважды провела операцию по принуждению Азербайджана к миру. Долгие годы Армия обороны НКР фактически выполняет миротворческую функцию.
НКР — ответственное государство, никому не угрожающее войной, не предъявляющее территориальных претензий к соседям, не требующее незамедлительного вывода азербайджанских войск с оккупированных земель Нагорного Карабаха. НКР, осознавая себя состоявшимся, успешным и компетентным в международном праве государством, готова к прямым азербайджано-карабахским переговорам.
Азербайджан отказывается от переговоров с НКР, демонстрируя свою слабую переговорную позицию и отрицание международного права. Тупик в переговорном процессе во многом объясняется тем, что НКР продолжает де-юре оставаться стороной конфликта, но де-факто отстранена от участия в переговорном процессе в МГ ОБСЕ. Важно подчеркнуть, что формат переговоров, в котором участвуют только Армения и Азербайджан является нарушением принятых в ОБСЕ официальных решений Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского Резюме действующего Председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах конфликта и не отражает суть конфликта, основными сторонами которого являются НКР и Азербайджан. Важно подчеркнуть, что Азербайджан не полномочен решать вопрос участия или неучастия НКР в переговорном процессе, так как этот вопрос трехстороннего формата юридически закреплен в основополагающих документах ОБСЕ. Подписание мирного договора Азербайджана с Нагорно-Карабахской Республикой будет отвечать коренным интересам обоих народов и создаст основу для регионального сотрудничества.
В Нагорно-Карабахской Республике (Республике Арцах) удалось построить стабильное общество и государство. В НКР сформировались устойчивые политические институты, действуют легитимные органы власти, влиятельное центральное правительство. Шесть раз проводились выборы в парламент в 1991 г., 1995 г., 2000 г., 2005г., 2010г., 2015 году. Президент НКР избирался в ходе прямых всеобщих выборов в 1996 г., досрочных в 1997 г., 2002 г., 2007г., 2012 году. На референдуме в 2006 г. принята конституция НКР. В соответствии с европейскими стандартами работает судебная система. В Карабахе утвердился общественный консенсус относительно фундаментальных ценностей карабахского социума. В НКР сформировано многопартийное политическое поле, активно функционируют неправительственные организации. Успехи карабахской демократии получили широкое признание в мире.
В Азербайджане должны наконец-то осмыслить, что Нагорный Карабах для Азербайджана сосед, а не враг, что карабахцы обустраивают свой дом НКР для достойной и свободной жизни не в ущерб кому-либо. Азербайджан должен признать концепцию мирного сосуществования и сопроцветания на основе взаимного признания НКР и Азербайджана. Эту очевидную мысль должны подсказать бакинской администрации великие державы.
В последние годы в турецкой прессе публикуются статьи по карабахской проблеме, которые явно адресованы азербайджанской стороне. Турецкие политологи-прагматики пишут, что независимость НКР необратима и должна быть признана, что Азербайджан не сможет никогда захватить НКР ни военным, ни дипломатическим путем.
Геополитическими вызовами и угрозами для безопасности в регионе являются, во-первых, затягивание признания давным-давно состоявшейся и успешной НКР и тем самым международно-правового урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, во-вторых, агрессивная политика Азербайджана.
Азербайджан не готов к компромиссам, саботирует переговорный процесс, раскручивает гонку вооружений. В докладе Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) зафиксировано, что импорт вооружений в Азербайджане в 2010-2014 гг. по сравнению с 2005-2009 гг. увеличился на 249%. Азербайджан грозится войной, устраивает провокации и широкомасштабные террористические атаки на границе, использует тяжелую артиллерию для обстрела населенных пунктов, ведет человеконенавистническую антиармянскую пропаганду в СМИ и системе образования, пытается грубо фальсифицировать мировую историю. Азербайджан агрессивно ставит по сомнение суверенитет и территориальную целостность НКР.
С 1993 г. Азербайджан продолжает нарушать Резолюции СБ ООН №822, 853, 874, 884, что выражается в продолжении боевых действий в виде эскалации диверсионно-террористических атак на НКР и Армению, угроз снова прибегнуть к военной силе, отказе от прекращения враждебных актов в виде экономической, транспортной и энергетической блокады РА и НКР, отказе от прямых переговоров с НКР.
Баку демонстративно игнорирует подписанное Азербайджаном, НКР и Арменией под эгидой ОБСЕ соглашение от 4 февраля 1995 г. об укреплении режима прекращения огня.
Официальный Баку грозит сбивать гражданские самолеты, летящие в столицу НКР город Степанакерт. Эти террористические призывы являются вызовом не только НКР, но и мировому сообществу.
В 2015 г. было 100-летие геноцида армян. Следует констатировать, что у истоков процесса деградации механизмов обеспечения безопасности в мире и появления новых конфликтов лежит геноцид армян в Турции и Западной Армении в 1893-1923 годах, затягивание его осуждения и ликвидации его последствий, что оказало деструктивное влияние на историю, на войны и геноциды всей последующей эпохи до наших дней.
Следует подчеркнуть, что геноцид в отношении армян в Турции, расчленение Армении, оккупация Турцией и Азербайджаном 9/10 территории Армении в начале XX века, в том числе и Нагорного Карабаха (Арцаха), стало величайшей цивилизационной и геополитической катастрофой в истории человечества. Если бы своевременно был осужден геноцид армян и преодолены его последствия, то ход мировой истории пошел бы более конструктивным путем, а вероятность формирования террористических организаций на Ближнем Востоке типа «Исламского Государства» была бы сведена к минимуму.
Оккупация и аннексия Азербайджаном Нагорного Карабаха в 1921 г., геноцид армян в Азербайджане и Нагорном Карабахе стали одним из последствий геноцида армян в Турции и Западной Армении и расчленения Армении.
Геополитическими вызовами и угрозами для глобальной безопасности является разгул терроризма, в том числе террористическая деятельность «Исламского Государства» («ИГ»), его попытки распространить террористическую экспансию на Кавказ.
Власти Азербайджана увлеклись бессмысленной борьбой с мнимыми противниками НКР и Арменией и пока не осознали реально нависшую угрозу «Исламского государства». Азербайджан как нефтедобывающая страна представляет особый интерес для «ИГ». 13 июня 2014 г. «ИГ» выступило с призывом к созданию «Халифата» на территории Азербайджана, на сайтах «ИГ» были размещены государственные флаги и карты Азербайджана с символикой «ИГ». Затягивание признания НКР отвлекает Баку от того, чтобы сосредоточиться на модернизации и создании жизнеспособного азербайджанского государства, которое возможно лишь в сотрудничестве и взаимном признании с НКР. Только прокарабахский Азербайджан способен развиваться. Кто опаздывает, того наказывает история.
Успешное развитие карабахского государства — один из системообразующих факторов региональной и глобальной безопасности. Почти 100-летний азербайджано-карабахский конфликт, начавшийся еще в 1918 г., слишком затянулся. Если бы в 1991 г. после проведения референдума о независимости НКР, прошедшего в полном согласии с законодательством СССР и нормами международного права, международное сообщество признало НКР, как того императивно требовал Устав ООН и международное право, то не было бы войн и жертв, а конфликт был бы давно урегулирован.
Следует констатировать, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. В заключении Международного Суда ООН от 22 июля 2010 г., основанного на статье 1 пункта 2 Устава ООН, зафиксировано: «81. …никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности ООН». «84. По изложенным причинам Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо запрета на провозглашение независимости».
Международное право императивно диктует необходимость признания НКР. Уникальность ситуации в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, в отличии от других конфликтов, состоит в том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все три державы признают право Нагорного Карабаха на самоопределение. Совместное окончательное признание ими независимости НКР способствовало бы региональной безопасности и стабильности. Является ли держава ответственной или нет определяется также и тем, способна ли она предотвратить и пресечь агрессию против других стран и народов. Это признание явится превентивной мерой против новой агрессии Азербайджана и придаст динамизм переговорному процессу.
Нет комментариев