KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Узбекистан — замедленный прорыв

01.01.2016

Социально-­экономическое положение и возможности этой страны полагают утверждать, что в перспективе, при смене существующего режима, есть вероятность повышения экономического роста и занятия передовых позиции в регионе.

То, что в настоящее время страна переживает экономический спад, социальные неурядицы, политическую закрытость связано нынешним политическим руководством, в частности ее лидером.

Глава государства, который руководит страной более четверти века, являясь ярким представителем старой советской системы экономического управления, будучи самым старшим по возрасту руководителем среди глав государств среднеазиатских республик и СНГ, и в связи с этим ярко выраженным личными амбициями, можно сказать тормозит развитие Узбекистана. Во времена и на кануне распада СССР, Узбекистан занимал лидирующее положение среди среднеазиатских республик во всех отношениях, в том числе и по численности населения. После развала Союза лидер Узбекистана всеми своими действиями начал вести себя как лидер региона, на всех мероприятиях в рамках СНГ вел себя независимо, выстраивал свою политическую линию, критикуя всю и всех. На все инициативы Президента Казахстана относился снисходительно. Во время двухсторонних встреч поддерживая предложения Назарбаева Н.А., открыто критиковал его инициативы на различных выступлениях перед активом Узбекистана. В частности на предложение Назарбаева Н.А. по интеграции пяти среднеазиатских государств в те трудные времена отреагировал резко отрицательно, подчеркивая, что Узбекистан без каких­либо объединении, самостоятельно может состоятся как государство.

Последующем, также отрицание всяких объединении в рамках СНГ, как ОДКБ, ШОС (вошли, вышли и опять вошли), сближение с западом, американцами и опять “развод” с ними, практически нахождение в состоянии войны с Таджикистаном, Киргизией, “холодные” отношения с Туркменистаном привели к  изоляции Узбекистана от соседних государств.

С образованием ЕврАзЭС Узбекистан вообще остался в кольце, так сказать “несоюзных” с ними государств. Накануне подписания договора экономического сотрудничества между Белоруссией, Казахстаном и Россией, так называемые “здравомыслящие” политики из ближайшего окружения лидера Узбекистана предприняли попытки спасти ситуацию, путем воздействия на президента авторитетными главами соседних государств.

Следует также отметить социальную ситуацию в стране, которая резко изменилась за период независимости в сторону массовой религиозности. Правда, население Узбекистана и в советский период отличалась высокой религиозностью, когда несмотря на существующие официальные запреты, всегда придерживались канонов ислама во всех слоях населения.

Одновременно, религиозная ситуация в стране жестко контролируется властями, благодаря чему сдерживается распространение радикального ислама в целом в регионе.

В целом также следует отметить такие национальные особенности узбекского народа, как трудолюбие и беспрекословная покорность перед властями. Благодаря своему трудолюбию, коммерческой хватке, которая прививается с детства, терпению к различным ограничениям со стороны властей и скромности в расходах, в целом среднестатистическая семья проживают в достатке и имеют определенные запасы средств и накопления.

В то же время, скажем средний слой населения, опять­таки благодаря своей предприимчивости и повсеместно распространенной коррупции имеют ежедневные нетрудовые дивиденды, которые вкладываются в новый мелкий бизнес.

Другая часть населения, наиболее обеспеченная, бизнесмены, приближенные к органам власти и управления имея солидные доходы стараются вкладывать свои дивиденды за рубежом, в особенности в Казахстане. По информации источников из числа бизнесменов Узбекистана, практически преобладающее большинство бизнесменов и отдельные высокопоставленные чиновники отправляют своих представителей, детей и родственников в Казахстан, на вполне легальных основаниях на постоянное жительство, где они легализуют доходы родителей, родственников путем открытия кафе, ресторанов и другие малые частные предприятия в различных сферах бизнеса. Достоверно известно, что большинство элитных кафе и ресторанов, в особенности в г.г.Астана, Алматы, Шымкент, Тараз принадлежат крупным бизнесменам из Ташкента и других регионов Узбекистана, и естественно они оформлены на местных жителей. Также бизнесменам из Узбекистана принадлежат отдельные строительные компании, не говоря о сфере организованной поставки рабочих на сезонные строительные работы.

Следует отметить, что наряду с выше отмеченными родственниками бизнесменов, высокопоставленных лиц официально прибывших на жительство Казахстане, всеми правдами и неправдами остаются трудовые мигранты.

Одновременно, в случае смены действующей власти и изменения существующей социально­экономической политики, что в ближайшей перспективе неизбежно, может привести к вхождению Узбекистана в Евразийский Экономический Союз и другие образования на полях СНГ, что в корне изменит социально­экономическую ситуацию в целом среднеазиатском регионе. При таком раскладе Казахстан и другие страны соседи могут столкнуться со следующими проблемами.

Во­первых, Узбекистан самая густонаселенная страна в регионе, с населением более 30 миллионов трудолюбивых и предприимчивых людей, которые были загнаны в определенные, порой жесткие социально­экономические рамки, не позволявших им раскрыться в рыночной экономике, быстрыми темпами начнут естественное и агрессивное развитие.

Во­вторых, в связи с возможным выбором новых властей курса рыночной экономики, вхождением ЕЭС, трудовому населению будет открыта возможность официально мигрировать в пределах СНГ и заниматься легальным бизнесом, что будут непременно составлять серьезную конкуренцию для местных бизнесменов.

В третьих, с учетом трудоспособности и предприимчивости населения Узбекистан будет составлять серьезную конкуренцию, а возможно и лидировать в сферах производства товаров народного потребления, для чего у них имеется и действуют необходимая база.

В четвертых, в особенности для Казахстана существует опасность занятия узбекскими предпринимателями лидирующего положения, для чего ими уже вложены значительные финансовые и материальные средства, созданы условия для развития бизнеса в более крупном объеме.

В пятых, многолетнее наличие своей узбекской диаспоры и волны трудовой миграции последних лет, возможного наплыва узбекских серьезных бизнесменов, олигархов может создать предпосылки образованию лидирующего положения узбекских бизнесменов в сфере малого и среднего бизнеса, а также в целом влиянию на отдельные аспекты политической жизни в Казахстане.

Можно с уверенностью полагать, что после ухода Каримова Узбекистан быстро наверстает упущенное и станет мощным в экономическом, политическом и военном плане государством, своеобразными эмиратами Средней Азии.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока