KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Узбекистан — замедленный прорыв

01.01.2016

Социально-­экономическое положение и возможности этой страны полагают утверждать, что в перспективе, при смене существующего режима, есть вероятность повышения экономического роста и занятия передовых позиции в регионе.

То, что в настоящее время страна переживает экономический спад, социальные неурядицы, политическую закрытость связано нынешним политическим руководством, в частности ее лидером.

Глава государства, который руководит страной более четверти века, являясь ярким представителем старой советской системы экономического управления, будучи самым старшим по возрасту руководителем среди глав государств среднеазиатских республик и СНГ, и в связи с этим ярко выраженным личными амбициями, можно сказать тормозит развитие Узбекистана. Во времена и на кануне распада СССР, Узбекистан занимал лидирующее положение среди среднеазиатских республик во всех отношениях, в том числе и по численности населения. После развала Союза лидер Узбекистана всеми своими действиями начал вести себя как лидер региона, на всех мероприятиях в рамках СНГ вел себя независимо, выстраивал свою политическую линию, критикуя всю и всех. На все инициативы Президента Казахстана относился снисходительно. Во время двухсторонних встреч поддерживая предложения Назарбаева Н.А., открыто критиковал его инициативы на различных выступлениях перед активом Узбекистана. В частности на предложение Назарбаева Н.А. по интеграции пяти среднеазиатских государств в те трудные времена отреагировал резко отрицательно, подчеркивая, что Узбекистан без каких­либо объединении, самостоятельно может состоятся как государство.

Последующем, также отрицание всяких объединении в рамках СНГ, как ОДКБ, ШОС (вошли, вышли и опять вошли), сближение с западом, американцами и опять “развод” с ними, практически нахождение в состоянии войны с Таджикистаном, Киргизией, “холодные” отношения с Туркменистаном привели к  изоляции Узбекистана от соседних государств.

С образованием ЕврАзЭС Узбекистан вообще остался в кольце, так сказать “несоюзных” с ними государств. Накануне подписания договора экономического сотрудничества между Белоруссией, Казахстаном и Россией, так называемые “здравомыслящие” политики из ближайшего окружения лидера Узбекистана предприняли попытки спасти ситуацию, путем воздействия на президента авторитетными главами соседних государств.

Следует также отметить социальную ситуацию в стране, которая резко изменилась за период независимости в сторону массовой религиозности. Правда, население Узбекистана и в советский период отличалась высокой религиозностью, когда несмотря на существующие официальные запреты, всегда придерживались канонов ислама во всех слоях населения.

Одновременно, религиозная ситуация в стране жестко контролируется властями, благодаря чему сдерживается распространение радикального ислама в целом в регионе.

В целом также следует отметить такие национальные особенности узбекского народа, как трудолюбие и беспрекословная покорность перед властями. Благодаря своему трудолюбию, коммерческой хватке, которая прививается с детства, терпению к различным ограничениям со стороны властей и скромности в расходах, в целом среднестатистическая семья проживают в достатке и имеют определенные запасы средств и накопления.

В то же время, скажем средний слой населения, опять­таки благодаря своей предприимчивости и повсеместно распространенной коррупции имеют ежедневные нетрудовые дивиденды, которые вкладываются в новый мелкий бизнес.

Другая часть населения, наиболее обеспеченная, бизнесмены, приближенные к органам власти и управления имея солидные доходы стараются вкладывать свои дивиденды за рубежом, в особенности в Казахстане. По информации источников из числа бизнесменов Узбекистана, практически преобладающее большинство бизнесменов и отдельные высокопоставленные чиновники отправляют своих представителей, детей и родственников в Казахстан, на вполне легальных основаниях на постоянное жительство, где они легализуют доходы родителей, родственников путем открытия кафе, ресторанов и другие малые частные предприятия в различных сферах бизнеса. Достоверно известно, что большинство элитных кафе и ресторанов, в особенности в г.г.Астана, Алматы, Шымкент, Тараз принадлежат крупным бизнесменам из Ташкента и других регионов Узбекистана, и естественно они оформлены на местных жителей. Также бизнесменам из Узбекистана принадлежат отдельные строительные компании, не говоря о сфере организованной поставки рабочих на сезонные строительные работы.

Следует отметить, что наряду с выше отмеченными родственниками бизнесменов, высокопоставленных лиц официально прибывших на жительство Казахстане, всеми правдами и неправдами остаются трудовые мигранты.

Одновременно, в случае смены действующей власти и изменения существующей социально­экономической политики, что в ближайшей перспективе неизбежно, может привести к вхождению Узбекистана в Евразийский Экономический Союз и другие образования на полях СНГ, что в корне изменит социально­экономическую ситуацию в целом среднеазиатском регионе. При таком раскладе Казахстан и другие страны соседи могут столкнуться со следующими проблемами.

Во­первых, Узбекистан самая густонаселенная страна в регионе, с населением более 30 миллионов трудолюбивых и предприимчивых людей, которые были загнаны в определенные, порой жесткие социально­экономические рамки, не позволявших им раскрыться в рыночной экономике, быстрыми темпами начнут естественное и агрессивное развитие.

Во­вторых, в связи с возможным выбором новых властей курса рыночной экономики, вхождением ЕЭС, трудовому населению будет открыта возможность официально мигрировать в пределах СНГ и заниматься легальным бизнесом, что будут непременно составлять серьезную конкуренцию для местных бизнесменов.

В третьих, с учетом трудоспособности и предприимчивости населения Узбекистан будет составлять серьезную конкуренцию, а возможно и лидировать в сферах производства товаров народного потребления, для чего у них имеется и действуют необходимая база.

В четвертых, в особенности для Казахстана существует опасность занятия узбекскими предпринимателями лидирующего положения, для чего ими уже вложены значительные финансовые и материальные средства, созданы условия для развития бизнеса в более крупном объеме.

В пятых, многолетнее наличие своей узбекской диаспоры и волны трудовой миграции последних лет, возможного наплыва узбекских серьезных бизнесменов, олигархов может создать предпосылки образованию лидирующего положения узбекских бизнесменов в сфере малого и среднего бизнеса, а также в целом влиянию на отдельные аспекты политической жизни в Казахстане.

Можно с уверенностью полагать, что после ухода Каримова Узбекистан быстро наверстает упущенное и станет мощным в экономическом, политическом и военном плане государством, своеобразными эмиратами Средней Азии.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока