KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Ближневосточный оборонный альянс? Забудьте

Ближневосточный оборонный альянс? Забудьте

02.07.2022

Идея ближневосточного союза безопасности, который объединил бы Израиль и его соседей в регионе против общего врага – Ирана, все больше обсуждается на фоне запланированного в этом месяце визита президента США Джо Байдена в Джидду.

Недавно король Иордании Абдалла II заявил, что поддержит создание ближневосточной версии НАТО. В интервью CNBC он сделал оговорку: «Программное заявление должно быть очень, очень четким. Иначе это всех запутает».

Такой союз отвечает интересам Израиля, и администрация Байдена, вероятно, одобрила бы его, в том числе чтобы оградить президента от критики за слишком примирительное отношение к Тегерану.

Но, хотя аргументы в пользу создания ближневосточного НАТО звучат вполне разумно, эта идея представляется совершенно нежизнеспособной в силу политических и военных реалий региона.

Это не первый раз, когда поднимается вопрос единого ближневосточного оборонного альянса. За последние годы было две неудачные попытки: план Лиги арабских государств по созданию объединенных антитеррористических сил 2015 года; и идея создания Ближневосточного альянса безопасности, или MESA, предложенная в 2017 году Саудовской Аравией и получившая полную поддержку тогдашнего президента США Дональда Трампа (этот план окрестили «арабским НАТО»).

Факторы, которые сделали невозможным продвижение этих идей в прошлом, никуда не исчезли. Вот только несколько из них:

Страны, которые могли бы войти в такой альянс, с трудом определяют общие цели безопасности, не говоря уже об общих врагах, пишет bloomberg. Действительно, несмотря на более тесное сотрудничество по вопросам безопасности в последние годы, израильтяне и арабы по-разному воспринимают угрозу со стороны Ирана, а также имеют разные стратегии по борьбе с Тегераном.

Катар и Оман поддерживают хорошие отношения с Ираном, Кувейт – осторожные. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты относятся к Ирану настороженно, но предпринимают шаги по нормализации отношений, а не в сторону новой конфронтации. Эр-Рияд и Абу-Даби ведут достаточно открытые переговоры с режимом в Тегеране. Крошечный Бахрейн в вопросах безопасности и внешней политики склонен идти на поводу у Саудовской Аравии.

Из арабских стран Леванта Сирия стала иранской сатрапией, Ливан и Ирак, похоже, движутся в том же направлении. Абдалла из Иордании постоянно предупреждает о растущем влиянии Ирана в регионе, но его маленькие военные силы в лучшем случае могут сыграть незначительную роль в любом альянсе.

Самые крупные арабские силы безопасности принадлежат государствам Северной Африки, которые исторически относились к угрозе со стороны Ирана с амбивалентностью, соответствующей их удаленности от него.

Даже если небольшая группа государств, включая Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Израиль, может согласиться с тем, что Иран является самой большой угрозой для региональной безопасности и стабильности, пути и средства, с помощью которых они готовы решать эту проблему, сильно различаются. Ни одно из государств Персидского залива не захочет рисковать военной эскалацией с Ираном, потому что они будут находиться на передовой, принимая на себя основную тяжесть любого иранского возмездия. Атаки на углеводородную инфраструктуру Персидского залива, организованные Ираном в 2019 году, продемонстрировали уязвимость этих государств.

На оперативном уровне отсутствие глубокого доверия между различными ближневосточными государствами, включая страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), означает, что значимая интеграция сил и обмен информацией практически невозможны.

У арабских стран Персидского залива есть симулякр совместных вооруженных сил. Известные как «Щит полуострова», они насчитывают 40 тысяч человек и хорошо оснащены благодаря нефтедолларам стран-участниц. Но, несмотря на отрепетированные учения, военные ССАГПЗ мало что делают совместно. Деликатная информация и разведданные не передаются, несмотря на наличие системы обмена информацией.

Если даже ближайшие соседи – страны Персидского залива – столь разобщены, трудно представить, чтобы арабские государства, за исключением, может быть, ОАЭ и Бахрейна, были готовы вкладывать средства в обмен разведданными и информацией с Израилем.

Как пишет доктор Андреас Криг, доцент кафедры оборонных исследований Королевского колледжа Лондона, на сайте middle east eye, «вооруженные силы стран Ближнего Востока представляют собой смешение различных платформ и технологий, которые нелегко интегрировать. Только в военно-воздушных силах шести стран Персидского залива в настоящее время эксплуатируют семь различных платформ истребителей».

А если ближневосточный пакт безопасности будет подразумевать участие стран с менее технологически развитыми вооруженными силами, их интеграция будет еще больше затруднена.

Все это означает, что задача сдерживания Ирана и координации разрозненных ближневосточных партнеров ляжет в основном на США – в то время как Вашингтон, разрывающийся между войной в Европе, противостоянием с Китаем и управлением кризисами у себя дома, едва ли захочет возвращаться на Ближний Восток в роли лидера.

 Александра Аппельберг, «Детали». 

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Российско-Западная энергетическая война. Часть II.

Конфликт России и Запада продолжается, в том числе и в энергетической сфере.  В прошлом году я дал развернутый анализ стадии энергетической «войны» на том этапе: Российско-Западная энергетическая война...

Российско-Украинская война – последствия для ТЭК/ Выводы для Казахстана

Нефтеперерабатывающая промышленность Украины В советское время на территории Украины бурно развивалась нефтеперерабатывающая промышленность, этому способствовало как собственное потребление густонаселенной...

Стратегия развития Кашагана

Кашаган является крупнейшим нефтегазовым месторождением Казахстана.  Достаточно сказать, что Кашаган занимает по запасам нефти 6 место среди мировых месторождений.  На территории бывшего СССР, это первое по запасам...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока