01.04.2023
Каспийское море является важным геополитическим фактором в регионе Центральной Азии. Оно разделяет и связывает пять стран: Россию, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан, и сталкивается с различными геополитическими вызовами и проблемами.
Во-первых, Каспийское море имеет значительное экономическое значение для всех пяти стран, так как оно является источником ценных рыбных ресурсов и нефти, а также местом добычи других полезных ископаемых. Однако существует неопределенность в отношении прав на добычу и разделение ресурсов в море между различными странами, что может вызывать напряженность в их отношениях.
Во-вторых, Каспийское море является маршрутом транспортировки грузов и энергоресурсов между Центральной Азией и международными рынками. Это делает море важным для стратегической безопасности региона и вызывает необходимость в международной координации и сотрудничестве.
В-третьих, наличие Каспийского моря оказывает влияние на геополитическую конфигурацию в регионе, так как оно отделяет Центральную Азию от других регионов мира и может влиять на трансграничные связи и взаимодействие.
Кроме того, различные конфликты, такие как вопросы разделения ресурсов и территориальные претензии между различными странами, могут влиять на стабильность и безопасность в регионе.
Очевидно, что, Каспийское море играет важную роль, как геополитический фактор в регионе Центральной Азии, и требует пристального внимания и сотрудничества со стороны всех заинтересованных сторон, чтобы обеспечить стабильность и процветание в регионе.
В этих реалиях, специальная военная операция России в Украине, начатая в феврале 2022 года, привлекла внимание экспертного сообщества к геополитическому значению Каспийского моря. А именно к фактору использования Россией — часто в координации с Ираном — Каспийского моря для продвижения своих военных целей в Украине. Каспийское море предлагает России стратегическую глубину для относительно безопасного нанесения ударов по удаленным целям, в настоящее время это единственный способ для России усилить свой Черноморский флот, а также транспортный канал, позволяющий Ирану доставлять военную помощь России для использования ее против Украины.
Как недавно сказал адмирал сэр Тони Радакин, начальник штаба обороны Соединенного Королевства, «поток иранского оружия на войну России в Украине демонстрирует, что в вопросах обороны нет географических различий».
По мнению некоторых западных аналитиков, в стратегическом мышлении США Каспийское море является «геополитической черной дырой». Так, в Стратегии национальной безопасности США, Стратегии США по Центральной Азии, Стратегической концепции НАТО, а также заявлениях о позициях Европейского (EUCOM) и Центрального (CENTCOM) командований США, в зоне ответственности которых находится регион, Каспийское море не упоминается.
После февраля 2022 года первые упоминания западных политиков региона Каспийского моря были сосредоточены на энергетике и транспортировке ресурсов в связи с поиском быстрой и надежной альтернативы российским энергоносителям для Европейского Союза. В прошлом году, например, ЕС подписал соглашение с Азербайджаном об удвоении к 2027 году объемов транспортировки газа из Каспийского моря по «Южному газовому коридору». Однако аспектам безопасности внимания уделялось мало.
При этом для Москвы Каспийское море играет ключевую роль в проецировании российской военной мощи в Черном море по трем причинам.
1. Транспортные возможности Волго-Донского канала.
Одним из двух каналов, соединяющих Каспийское море с внешним миром, является Волго-Донской канал, который связывает его с Черным морем через Азовское море. Канал имеет длину свыше 100 км, соединяя Волгу и Дон. Его основное предназначение — коммерческие перевозки. В весенние и летние месяцы, Россия использует его для военных перевозок между Каспийским и Черным морями. Корабли российской Каспийской флотилии играют непосредственную роль в поддержке вторжения России в Украину с 2022 года. С закрытием Турцией турецких проливов, ведущих в Черное море, Каспийская флотилия России служит единственным средством усиления Черноморского флота. Понимая, насколько важен канал, Москва недавно объявила об инвестициях в 1 миллиард долларов на модернизацию водного пути. Это не только сделает канал более надежным для перевозки военных грузов и оборудования между Каспийским и Черным морями, но и расширит возможности для торговли с Ираном.
2. Запуски ракет.
Корабли Каспийской флотилии выполняют пуски крылатых ракет по территории Украины. В прошлом крылатые ракеты с каспийской акватории также поражали цели в Сирии. Использование Каспийского моря для запуска крылатых ракет с моря дает российским вооруженным силам стратегическую глубину и степень защиты, которых нет в более спорных районах, таких как Восточное средиземноморье или Черное море. Использование Каспийской флотилии для нанесения ударов по целям в Украине и в Сирии помогает Москве как в решении военных задач, так и задач в каспийской геополитике. Эти ракетные удары посылают другим прикаспийским странам сильный сигнал о том, что Россия является доминирующей военной силой в регионе.
3. Российско-иранское сотрудничество.
Иран и Россия имеют много общих целей в Каспийском регионе. Доставка иранских беспилотников, которые применялись против ВСУ, выполнялась либо через Каспий и Волго-Донской канал в Крым, либо по воздушному коридору над морем. Российские и иранские военно-морские силы также проводят совместные военные учения на Каспии. Некоторые эксперты полагают, что Иран поставляет нефть в Россию по Каспийскому морю, чтобы обойти экономические санкции.
Очевидно, что главной стратегической целью западных стран будет поддержание баланса между пятью прикаспийскими державами, чтобы ни одна из них, особенно Иран или Россия не обладала подавляющей морской мощью в регионе.
Присоединение Крыма к России привело к снижению роли военно-морских сил США и Запада в черном море, а использование Каспийской флотилии в специальной военной операции предоставляет возможности Москве расширить возможности Черноморского флота.
К возможным мерам, которые могут быть применены военно-политическим руководством США и их партнерами для достижения своих геополитических целей в регионе, по мнению эксперта организации «Heritage Foundation» Люка Коффи, можно отнести:
1. Увеличение дипломатического присутствия США в регионе.
Последним госсекретарем США, посетившим Азербайджан, была Хиллари Клинтон в 2012 году. Последним министром обороны США, посетившим Азербайджан, был Роберт Гейтс в 2010 году. Дипломатическое присутствие высокого уровня на восточном побережье Каспия едва ли лучше. Госсекретарь Энтони Блинкен недавно посетил Казахстан в марте 2023 года, но это произошло через три года после визита Майка Помпео в начале 2020 года. Джон Керри был последним госсекретарем, посетившим Туркменистан в 2015 году. Тем временем высокопоставленные российские, китайские и иранские официальные лица регулярно посещают Баку, Астану и Ашхабад. Как только США начнут больше взаимодействовать с регионом для укрепления доверия и отношений, появится больше возможностей для работы с дружественными прикаспийскими странами.
2. Творческий подход к военно-морскому сотрудничеству.
Поскольку ВМС США никогда не будут присутствовать на Каспии, США должны предоставлять возможности для обучения, обмена офицерами и модернизации оборудования везде, где это возможно. Одним из самых больших пробелов в морских возможностях на Каспии является осведомленность о морской сфере, поэтому США должны сосредоточиться на своей поддержке в этой области, предоставляя береговые радиолокационные станции, радары для кораблей и оборудование связи, чтобы помочь улучшить командование и управление.
3. Применение опыта береговой охраны США.
Проблемы безопасности, с которыми сталкиваются партнеры США в Каспийском море, часто решаются Береговой охраной США. НАТО не должна игнорировать этот важный актив при разработке стратегии участия США в Каспийском регионе. Береговая охрана США может многое предложить странам региона с точки зрения обучения, и у нее есть опыт работы по всему миру для продвижения интересов США. Из-за сложной геополитической ситуации, с которой некоторые прикаспийские страны сталкиваются с Россией, Ираном и Китаем, сотрудничество с Береговой охраной США вместо ВМС США иногда может быть политически проще.
4. Оказание помощи странам региона в улучшении безопасности и обороноспособности.
В Каспийском регионе суверенитет равен безопасности. Это означает уважение суверенитета других стран и способность защищать свой собственный суверенитет. США должны работать на двусторонней основе и, при необходимости, через НАТО, чтобы улучшить безопасность и военный потенциал партнеров в регионе. В частности, США должны работать с Турцией над повышением безопасности и военного потенциала партнеров в регионе. В некоторых странах, таких как Туркменистан, США должны стремиться к углублению связей в сфере обороны и безопасности, но не открыто и не публично.
5. Оказание помощи странам региона по применению опыта создания береговой обороны Украины в Черном море на Каспии.
Положительный опыт боевого применения концепции береговой обороны Украины может дать возможность повысить безопасность Каспийского моря. Противокорабельная крылатая ракета «Нептун» украинского производства в сочетании с творчески использованными и адаптированными наступательными системами, такими как беспилотники «Байрактар ТВ2» и противокорабельные ракеты «Гарпун», доказали свою эффективность в береговой обороне. НАТО может применить опыт Украины при создании новой концепции береговой обороны и концепции операций (CONOPS), основанной на возможностях роботизированной войны, информационном превосходстве и преимуществе противокорабельных ракет, которые могут быть актуальны на Каспийском море.
6. Оказание военной помощи в обеспечении безопасности региональным партнерам.
Необходимо активизироваться и устранить бюрократические препятствия, мешающие в этом вопросе.
Вместе с тем, анализируя риски, с которыми может столкнуться Казахстан в связи с дальнейшим продолжением военного конфликта между Россией и Украиной, необходимо упомянуть «Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря», подписанную в г. Актау прикаспийскими государствами 12 августа 2018 года, ратифицированную Казахстаном 8 февраля 2019 года. В статье 3 документа говорится о том, что «деятельность Сторон на Каспийском море будет осуществляться на основе принципов:…2) использования Каспийского моря в мирных целях, превращения его в зону мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества, решения всех вопросов, связанных с Каспийским морем, мирными средствами;…4) обеспечения стабильного баланса вооружений Сторон на Каспийском море, осуществления военного строительства в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех Сторон, ненанесения ущерба безопасности друг друга;». В данном контексте действия некоторых участников данного международного договора не являются бесспорными.
Таким образом, продолжающаяся специальная военная операция Российской Федерации в Украине создает дальнейшие риски в Центрально-азиатском регионе, в частности повышается вероятность усиления геополитического фактора региона Каспийского моря и повышения напряженности в отношениях между прикаспийскими государствами на фоне повышения интереса к региону глобальных международных игроков.