KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Об энергетической безопасности стран центрально-азиатского региона

Об энергетической безопасности стран центрально-азиатского региона

07.12.2023

Зима для Центрально-азиатского региона (ЦАР) имеет особое значение ввиду климатических особенностей, которые требуют организации системы отопления всей инфраструктуры. Однако системы теплоснабжения ЦАР подвержены определенным рискам, связанным с подачей электроэнергии или отсутствием топлива. Неэффективное электроснабжение ведет к более высокие затратам и снижению уровня комфорта населения.

Энергетический кризис зимы 2022-2023 годов был не первым, поразившим ЦАР, но одним из самых серьезных. Две крупнейшие энергетические системы региона пострадали от «беспрецедентного» коллапса. В Узбекистане нехватка электроэнергии охватила всю страну. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что только в Ташкенте около 6 тысяч оптовых потребителей газа были отключены от газовой сети, а в 120 из 584 районов наблюдались частые и длительные перебои с электричеством и газом. Семьдесят пять процентов энергетической инфраструктуры Узбекистана имеют возраст старше 30-ти лет, включая 66 процентов электросетей и 74 процента подстанций. Так, в Ташкенте всего за один день, 15 января 2022 года, из-за высокой нагрузки вышли из строя семь высоковольтных и 524 низковольтных трансформатора.

В Казахстане при производстве около 23 тыс. МВт электроэнергии, почти равной мощности всех остальных стран ЦАР вместе взятых, прошлой зимой целые города отключались от электросети. Средний уровень износа объектов электропередачи в Казахстане составляет около 60 процентов, что стало основной причиной 3900 технических неисправностей и аварий, выявленных в энергосистеме Казахстана в 2019 году.

Аналогичным образом, национальная энергетическая компания Таджикистана «Барки Точик» имеет 450 передающих и распределительных подстанций, большая часть которых была построена в 1960-70-х годах, и требует масштабной модернизации своей ключевой инфраструктуры и оборудования. В Кыргызстане степень изношенности энергосистемы достигла 50 процентов и сейчас является причиной до 80 процентов аварийных отключений.

Проблема ветхой инфраструктуры является самой большой угрозой для энергетических систем государств ЦАР. Если эта проблема не будет решена своевременно и эффективно, весь регион будет продолжать страдать от энергетических кризисов, подобных тем, которые наблюдались прошлой зимой. Уже сейчас наблюдается дефицит электроэнергии в регионе, а зима 2023-2024 годов только началась.

Стоимость модернизации всей энергетической инфраструктуры региона чрезвычайно высока. По оценкам Азиатского банка развития, странам ЦАР потребуется не менее 33 миллиардов долларов в год только в энергетическом секторе до 2030 года, чтобы обеспечить бесперебойные и достаточные поставки энергии.

Кроме того, опора на потребление извне – серьезный пример бесхозяйственности. Например, Казахстан покупает у России электроэнергию по высоким ценам при том что незаконные операции по добыче криптовалюты составляли до недавних пор не менее 5 процентов от всего энергопотребления в стране (600 МВт/ч ). Несмотря на то что проблема незаконного майнинга криптовалют решена, внутреннее потребление остается уязвимым к поставкам электроэнергии из России.

С октября 2023 года Узбекистан официально начал импортировать российский газ через Казахстан общим годовым объемом 2,8 миллиарда кубометров для покрытия дефицита в холодные зимние месяцы в рамках так называемого «газового союза» трех стран. На природный газ приходится 85 процентов мощностей по выработке электроэнергии в Узбекистане. Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что Узбекистан готов к долгосрочному газовому партнерству с Россией и Казахстаном.

Инициатива «газового союза» получила полную поддержку и со стороны властей Казахстана. Хотя на данный момент Казахстан является транзитной страной, уже предпринимаются усилия по установке газовых установок вместо угольных на теплоэлектростанциях Алматы -2 и Алматы-3 , что вскоре поставит вопрос об увеличении импорта газа в повестку дня правительства.

Европейские эксперты полагают, что переход к так называемому устойчивому отоплению может решить системные проблемы теплоснабжения региона. Результатом будет более доступное и эффективное отопление, более производительные коммунальные услуги, сокращение выбросов парниковых газов, лучшее качество воздуха и, в конечном счете, больший комфорт для граждан.

Переход к устойчивому отоплению должен начаться со снижения спроса на электроэнергию за счет повышения энергоэффективности системы теплоснабжения. Около четверти всей энергии в ЦАР используется для отопления инфраструктуры, поэтому существует огромный потенциал в этой сфере, потребляющей в два-три раза больше энергии, чем в Западной Европе. Многие объекты инфраструктуры, были построены в 60-х и 70-х годах прошлого века без использования эффективных технологий теплоизоляции. В результате потеря тепла ведет к повышению расходов граждан, что особенно ощутимо для бедных слоев населения. Термореновация зданий и принятие новых строительных норм и правил могли бы стать ключевыми мерами на данном этапе.

В Казахстане и Кыргызстане около 20 процентов населения тратят более 10 процентов своих доходов на энергоносители, не отстают от них Таджикистан и Туркменистан. Семьи, живущие в домах без изоляции, которые полагаются на уголь для отопления, платят значительно больше, чем те, кто живет в доме с тепловым ремонтом и более чистой системой отопления, такой как тепловой насос и солнечная панель на крыше. Когда цены на отопление растут, каждое третье домохозяйство сталкивается с тяжелым выбором: снизить уровень отопления в доме или вернуться к более дешевому, часто более грязному топливу.

Еще одним важным аспектом является снижение зависимости региона от ископаемых видов топлива, таких как природный газ и уголь, которые являются основными источниками выбросов парниковых газов и загрязнения. В городских районах большая часть инфраструктуры подключена к централизованном теплоснабжению, которое зависит от ископаемого топлива, индивидуальных газовых котлов или обычного электрического отопления. За пределами городов домохозяйствам приходится больше полагаться на уголь и дрова, сжигаемые в неэффективных, загрязняющих окружающую среду котлах или печах. В результате загрязнение воздуха значительно ухудшается зимой, особенно в городских районах.

В Таджикистане самый высокий уровень загрязнения воздуха в регионе — около 40 микрограммов на кубический метр мелкодисперсных твердых частиц, за ним следует Узбекистан — 36 микрограммов, что намного выше рекомендаций Всемирной организации здравоохранения в 5 микрограммов. Плохое качество воздуха в Центральной Азии приводит к 302 000 смертей и обходится в 7 процентов ВВП в год. Правительства стран региона, которые отдают приоритет переходу на более чистые виды топлива, могут обратить свой взор на развитые европейские страны, где используется много более чистых технологий и видов топлива.

Переход к более чистому отоплению будет иметь экономический смысл в долгосрочной перспективе, обеспечивая при этом четкий путь к сокращению выбросов к 2050 году, говорится в новом докладе Всемирного банка «На пути к устойчивому переходу к отоплению». Финансирование переходного периода потребует масштабных инвестиций, подкрепленных государственными субсидиями, говорится в докладе. Для ЦАР общая стоимость перехода оценивается в 265–316 млрд долларов США. Для Узбекистана и Казахстана это 147 и 104 млрд долларов США (7,8% и 1,9% ВВП соответственно) до 20 млрд долларов США и 18 млрд долларов США для Кыргызстана и Таджикистана (8,7% и 7,6% ВВП соответственно).

Эти расходы высоки, но они составляют половину того, что, по имеющимся прогнозам, правительства региона потратят на субсидии на ископаемое топливо до 2050 года. А экономические выгоды еще выше с точки зрения экономии, снижения выбросов и улучшения здоровья. Если говорить только о выбросах углекислого газа, то, по оценкам, переход позволит избежать выбросов около 8,9 млрд тонн парниковых газов.

Для эффективной реализации этого перехода правительствам необходимо снизить спрос на электроэнергию, инвестируя в энергоэффективность, модернизировать свои сети централизованного теплоснабжения и перейти на более чистые виды топлива, в том числе на атомное, а также поддерживать чистые и эффективные системы отопления для индивидуальных домов. Для достижения этой цели каждой стране необходимо разработать свою собственную стратегию, которая включает в себя реформы в области ценообразования и политики, чтобы стимулировать предприятия и домохозяйства к переходу на более чистые варианты отопления, финансовую поддержку в виде кредитов, грантов и налоговых льгот, а также информацию и информационно-разъяснительную работу, включая техническую подготовку.

Таким образом, инвестирование в переход устойчивого отопления будет иметь преобразующее значение для стран ЦАР. Это будет означать экономию топлива и затрат, снижение выбросов и большую энергетическую независимость. Это повысит цены на недвижимость, создаст «зеленые» рабочие места и поднимет уровень региональной энергетической безопасности.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Российско-Украинская война – последствия для ТЭК/ Выводы для Казахстана

Нефтеперерабатывающая промышленность Украины В советское время на территории Украины бурно развивалась нефтеперерабатывающая промышленность, этому способствовало как собственное потребление густонаселенной...

Стратегия развития Кашагана

Кашаган является крупнейшим нефтегазовым месторождением Казахстана.  Достаточно сказать, что Кашаган занимает по запасам нефти 6 место среди мировых месторождений.  На территории бывшего СССР, это первое по запасам...

Ждет ли нас новое 9/11?

Неужели  нас ждет еще одно 11 сентября? Почему высшие должностные лица службы безопасности США — глава Центрального командования генерал Эрик Курилла, директор ФБР Кристофер Рэй, генеральный прокурор США Меррик...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока