KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Ожидаемый исход

Ожидаемый исход

22.03.2019

Обращение президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева к народу страны с объявлением о решении сложить полномочия главы государства с 20 марта стало одновременно и ожидаемым, и неожиданным.

Ожидаемым, поскольку уже несколько лет и в самом Казахстане, и в мировом экспертном сообществе тема предстоящего транзита высшей власти в стране является топовой. Все обсуждения казахстанской внутриполитической или внешнеполитической проблематики обязательно выходили на вопросы о том, как, когда и с каким результатом президентский пост в республике достанется кому-то, кто придет после Назарбаева. Тематика, связанная с предстоящим транзитом власти, буквально стала самым востребованным видом аналитики, в воздухе витало ожидание этого события.

Неожиданность же была полной: 27 февраля в Казахстане произошла давно ожидаемая смена правительства и абсолютно ничто не предвещало той бури, которая разразилась 19 марта. Никто из казахстанских или зарубежных аналитиков еще накануне обнародования обращения президента к народу не прогнозировал ничего подобного.

Сейчас, с заявлением Назарбаева, встала проблема того, как будет проходить переход. Ясно, что ни о каком экспромте в стиле «я устал, я ухожу» и речи быть не может — Назарбаев, будучи политиком очень искусным, опытным, сумевшим 30 лет находиться на должности первого лица не последнего государства, с очень непростой системой властных элит, отдает себе отчет в том, что всё надо делать вовремя. Вопрос с транзитом высшей власти в Казахстане не просто назрел, а даже перезрел, постепенно превращаясь в тормоз эффективной работы государственного аппарата. Решение Назарбаева, конечно, не было случайным — он тщательно всё продумал и спланировал.

Это решение президента Казахстана отвечает национальным интересам страны. Поскольку в случае если бы Назарбаев уходил, как это происходило, допустим, в 2016 году в соседнем Узбекистане или так, как это происходило в 2006 году в Туркмении, то есть в ситуации абсолютного форс-мажора, общего напряжения в политической системе, социуме и экономике, это было бы серьезным потрясением для всей казахстанской государственности.

Своим решением Назарбаев проводит переход в «щадящем режиме»: транзит будет происходить при прямом и непосредственном участии и под руководством со стороны самого Нурсултана Абишевича. В силу этого республике удастся избежать массы рискованных моментов, связанных с высокой вероятностью войны элит за наследие, передел власти и собственности. Назарбаев понимает, что его стране такой вариант развития событий абсолютно не нужен, поэтому и решил провести транзит власти еще при жизни.

Вряд ли Казахстан ждут резкие изменения. Назарбаев не «уходит на пенсию», а просто окончательно становится надэлитной фигурой, которая будет соответствовать его статусу лидера нации. Это будет Дэн Сяопин в казахстанском варианте, который станет главной силой, определяющей все значимые решения в стране в течение как минимум нескольких ближайших лет. Все остальные — президент, премьер, главы верхней и нижней палат парламента — люди, которые займут должности на порядки ниже.

В любом случае, смена власти — серьезный вызов для республики. Нурсултан Назарбаев создал современный Казахстан, и на том, кто придет ему на смену, лежит большая ответственность — сумеет ли он удержать страну и обеспечить ее дальнейшее развитие.

Временно исполняющим обязанности президента Казахстана стал спикер сената Касым-Жомарт Токаев. В ближайшее время именно он будет руководить страной, а учитывая сложившиеся традиции, есть высокие шансы, что именно он победит на выборах и станет следующим полноправным главой Казахстана.

Занимаемая Токаевым много лет должность спикера сената РК свидетельствует о том, что президент давно видит его в числе тех людей, которые в случае чего могли бы возглавить страну. За Токаева говорит то, что он известен в мире, имеет связи в России, Китае, США, опыт работы в ООН. Токаев был премьер-министром, госсекретарем, хорошо знает казахстанскую «кухню» принятия решений. Теоретически в качестве преемника (или «переходного преемника») он во многом подходит.

Явным плюсом, который есть у Токаева, в первую очередь является авторитет, которым обладает Касым-Жомарт Кемелевич на международной арене. Про него говорят, что он второй после Назарбаева «самый известный и солидный казахстанский бренд за рубежом». Профессионализм Токаева как дипломата никогда и никем не подвергался сомнению. Именно его называют родоначальником многовекторности казахстанской внешней политики, и ожидать каких-то существенных изменений во внешней политике при «назначении» Токаева на высший государственный пост не приходится.

В качестве положительного фактора, играющего в его пользу, можно назвать отсутствие ярко выраженных политических амбиций и демонстрируемую им преданность главе государства. Это обстоятельство позволяет называть Токаева одним из наиболее вероятных преемников. В таком случае он окажется именно той фигурой, которая способна наиболее адекватно провести политические реформы по расширению полномочий правительства, парламента, правящей партии — естественно, в рамках, очерченных лидером нации.

Автор: А.Грозин — Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Оставьте свой комментарий к статье:

Рекомендуем прочитать

Некоторые рассуждения о будущем Президенте Казахстана

Из книги «Преодоление» К.Токаева: Сколько мне суждено прожить, столько буду благодарен судьбе за встречу с будущим Президентом независимого Казахстана в теперь уже далеком 1985 году. Не будь этого краткого знакомства,...

Мәңгілік елді сақтау мұраты

Біздің ұлағаты терең ұлы жұртымыз – қазақ халқы елдігін орнатып, оны көздің қарашығындай сақтап, қанатын жаюдың сан ғасырлық ұзақ сапарында «төбеті май жемеген» мамыражай кезеңдерді де «ауыздықпен су ішкен» қилы...

Ожидаемый исход

Обращение президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева к народу страны с объявлением о решении сложить полномочия главы государства с 20 марта стало одновременно и ожидаемым, и неожиданным. Ожидаемым,...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока