KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Основные перспективы экономического взаимодействия Китая и стран ЦА в условиях геополитической турбулентности

Основные перспективы экономического взаимодействия Китая и стран ЦА в условиях геополитической турбулентности

07.01.2023

Проблемы реализации инициативы ОПОП в Казахстане

  1. Эффект «паузы» в процессе продвижения инициативы «ОПОП».

В Казахстане, испытывающем максимальное воздействие извне для снижения уровня партнёрства с Пекином, «эффект паузы» наблюдается наиболее отчётливо. Как представляется, этому прямо способствует максимальное для региона ЦА наличие в Казахстане инструментов воздействия на внутриполитическое пространство страны, долгое время создаваемыми странами Запада.

Основными из них являются:

– работа по интеграции политической и бизнес-элит в западное экономическое пространство;

– создание либерально-демократического поля («гражданского общества»).

По первому направлению работа в регионе может быть оценена как наиболее эффективная (в отличие от республик Средней Азии, сравнительно слабо интегрированных в мировую экономику). Создание «демократического поля» во всех республиках ЦА не дало ощутимого практического эффекта, однако информационно-психологической сфере Казахстана создало ситуацию доминирования западоцентричных подходов.

Это, в свою очередь, приведет к тому, что прозападный внешнеполитический дискурс поставил власти, ранее пытавшиеся контролировать национал-патриотов и национал-либералов в определённую зависимость от их антироссийской и антикитайской идеологии.

Дополнительно оказывает влияние на «притормаживание» прежних темпов продвижения экономического влияния на регион ЦА коррекция Пекином ранее выбранной стратегии.

Китайская инициатива ОПОП после 2013 года постепенно превратилась в зонтичный проект, вбирающий в себя все проекты, связанные с Китаем, и более того – практически всю китайскую активность в Центрально-Азиатском регионе. Инициатива воспринимается в последние годы скорее, как идея «продвижения» Китая на запад. Постепенно нарастание экономического и информационного противодействия коллективного Запада предлагаемым КНР в рамках инициативы экономическим проектам вынуждает Пекин серьёзно рассматривать целесообразность прежней политики, считавшейся ранее безальтернативной.

Кроме того, продолжается масштабный процесс переструктурирования китайской экономики, и ориентация на внутреннее потребление, провозглашенное на КПК в качестве магистральной задачи предстоящих десятилетий.

В этой связи наблюдаемый на сегодня «выход на плато» экономического влияния КНР в Центральной Азии в кратко и среднесрочной перспективе будет характеризоваться рядом особенностей.

К ним относится все большее смещение экономических интересов Китая в регионе в сторону реализации промышленных проектов и, в целом, укрепление и качественное усиление ранее достигнутых позиций в центральноазиатских экономиках.

В то же время главным приоритетом для руководства КНР остаётся обеспечение энергетической безопасности страны. Поэтому ожидается интерес Китая к расширению доступа к зарубежным нефтегазовым месторождениям, в т. ч. казахстанским.

  1. Строительство 4-й ветки трубопровода «Центральная Азия-Китай»

Учитывая «Тайваньский кризис» и активизацию сил ВМС США в Тихоокеанском регионе, актуальным вопросом является т.н «Малаккская дилемма». На сегодняшний день достоверно известно, что три линии трубопровода «Китай – Центральная Азия» работают на полную мощность с конца 2018 г.

Очевидно, что четвёртая ветка газопровода в первую очередь нужна Туркменистану. Для Ашхабада, испытывающей серьёзные трудности, Китай остаётся ключевым источником доходов. К тому же другие проекты газопроводов из Туркмении не демонстрируют сколько-нибудь значимой динамики.

Кроме того, транзитные страны заинтересованы в возобновлении строительства газопровода не меньше Туркмении.

Увеличивающий экономические связи с соседями Узбекистан также выступит за прокладку четвёртой ветки, в случае если Пекин сделает выгодное предложение. Таким образом, строительство четвертой ветки газопровода из ЦА в КНР может являться одним из приоритетов сотрудничества Китая с государствами ЦА.

  1. Касательно месторождений РК

В Туркменистане ресурсная база, контролируемая китайским бизнесом, оценивается экспертами как в целом перспективная, однако в Казахстане имеют место существенные проблемы.

По мнению А. Бугаенко, «китайские инвестиции в нефтяную отрасль РК направляются в основном на скупку старых месторождений, стоимость добычи на которых является высокой. С одной стороны, это может поставить под вопрос рентабельность таких инвестиций, но, с другой, может послужить причиной повышения интереса китайских компаний к новым направлениям. Пекин вполне может перехватить некоторые проекты, разрабатываемые западными компаниями».

Одновременно следует ожидать того, что китайский бизнес будет усиливать активность и в других секторах, закрепляя полученные позиции на казахстанском, узбекском и туркменском рынках поставок нефтегазового оборудования и предоставления услуг в сфере ТЭК. Следует также ожидать переноса на центральноазиатскую почву отмечаемой экспертами тенденции резкого роста инвестиций китайских компаний в разведку углеводородов.

В сложных геоэкономических условиях власти стран ЦА в качестве серьёзного страховочного механизма сохранения экономической устойчивости продолжают рассматривать партнёрство с Китаем на основании двусторонних и многосторонних форматов.

Реализация китайско-центральноазиатского экономического сотрудничества начинает сталкиваться со значительными сложностями. Причём в последние годы становится заметно, что динамика сотрудничества до последнего времени имела негативный характер и уровень сотрудничества «новой Азии» и их великого восточного соседа снижался.

Данное снижение максимально заметно в Казахстане и Киргизии – государствах с наиболее выраженными в регионе антикитайскими настроениями и участившимися антикитайскими акциями части общества.

  1. Вопросы трансграничных рек

Основополагающая норма правового режима трансграничных вод – принцип «разумного и справедливого использования», согласно которому каждое государство бассейна имеет право в пределах своей территории на разумную и справедливую долю в получении выгод от использования данных вод. Данная норма закреплена в ст. 4 межправительственного «Соглашения о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек» (сентябрь 2001 г.).

Важно понимать, что позиция Китая в данном вопросе более выигрышная. Во-первых, он использует только ту воду трансграничных рек, которая формируется на его территории. Во-вторых, Синцзянь является вододефицитным регионом, в отличии от Казахстана.

Темирлан Махметов

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

В отношении транзитного потенциала ЦАР

Складывающаяся геополитическая ситуация продолжает оказывать позитивное влияние на транзитный потенциал Центрально-азиатского региона (ЦАР). Постоянные нападения на торговое судоходство в Красном море со стороны...

Атақты арабист Асқар Мусиновтің асуларын білесіз бе? Шығыстанушы-арабист Асқар Мусинов туралы не білеміз?

Ұзақ жылғы үзеңгілес әріптесіміз, ағалы-інілі бауыр, отандық дипломатия саласының көрнекті өкілдерінің бірі, шығыстанушы-арабист Асқар Ахметұлы Мусиновтың кенеттен келген қазасы баршамыздың қабырғамызға батты....

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока