KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Основные перспективы экономического взаимодействия Китая и стран ЦА в условиях геополитической турбулентности

Основные перспективы экономического взаимодействия Китая и стран ЦА в условиях геополитической турбулентности

07.01.2023

Проблемы реализации инициативы ОПОП в Казахстане

  1. Эффект «паузы» в процессе продвижения инициативы «ОПОП».

В Казахстане, испытывающем максимальное воздействие извне для снижения уровня партнёрства с Пекином, «эффект паузы» наблюдается наиболее отчётливо. Как представляется, этому прямо способствует максимальное для региона ЦА наличие в Казахстане инструментов воздействия на внутриполитическое пространство страны, долгое время создаваемыми странами Запада.

Основными из них являются:

– работа по интеграции политической и бизнес-элит в западное экономическое пространство;

– создание либерально-демократического поля («гражданского общества»).

По первому направлению работа в регионе может быть оценена как наиболее эффективная (в отличие от республик Средней Азии, сравнительно слабо интегрированных в мировую экономику). Создание «демократического поля» во всех республиках ЦА не дало ощутимого практического эффекта, однако информационно-психологической сфере Казахстана создало ситуацию доминирования западоцентричных подходов.

Это, в свою очередь, приведет к тому, что прозападный внешнеполитический дискурс поставил власти, ранее пытавшиеся контролировать национал-патриотов и национал-либералов в определённую зависимость от их антироссийской и антикитайской идеологии.

Дополнительно оказывает влияние на «притормаживание» прежних темпов продвижения экономического влияния на регион ЦА коррекция Пекином ранее выбранной стратегии.

Китайская инициатива ОПОП после 2013 года постепенно превратилась в зонтичный проект, вбирающий в себя все проекты, связанные с Китаем, и более того – практически всю китайскую активность в Центрально-Азиатском регионе. Инициатива воспринимается в последние годы скорее, как идея «продвижения» Китая на запад. Постепенно нарастание экономического и информационного противодействия коллективного Запада предлагаемым КНР в рамках инициативы экономическим проектам вынуждает Пекин серьёзно рассматривать целесообразность прежней политики, считавшейся ранее безальтернативной.

Кроме того, продолжается масштабный процесс переструктурирования китайской экономики, и ориентация на внутреннее потребление, провозглашенное на КПК в качестве магистральной задачи предстоящих десятилетий.

В этой связи наблюдаемый на сегодня «выход на плато» экономического влияния КНР в Центральной Азии в кратко и среднесрочной перспективе будет характеризоваться рядом особенностей.

К ним относится все большее смещение экономических интересов Китая в регионе в сторону реализации промышленных проектов и, в целом, укрепление и качественное усиление ранее достигнутых позиций в центральноазиатских экономиках.

В то же время главным приоритетом для руководства КНР остаётся обеспечение энергетической безопасности страны. Поэтому ожидается интерес Китая к расширению доступа к зарубежным нефтегазовым месторождениям, в т. ч. казахстанским.

  1. Строительство 4-й ветки трубопровода «Центральная Азия-Китай»

Учитывая «Тайваньский кризис» и активизацию сил ВМС США в Тихоокеанском регионе, актуальным вопросом является т.н «Малаккская дилемма». На сегодняшний день достоверно известно, что три линии трубопровода «Китай – Центральная Азия» работают на полную мощность с конца 2018 г.

Очевидно, что четвёртая ветка газопровода в первую очередь нужна Туркменистану. Для Ашхабада, испытывающей серьёзные трудности, Китай остаётся ключевым источником доходов. К тому же другие проекты газопроводов из Туркмении не демонстрируют сколько-нибудь значимой динамики.

Кроме того, транзитные страны заинтересованы в возобновлении строительства газопровода не меньше Туркмении.

Увеличивающий экономические связи с соседями Узбекистан также выступит за прокладку четвёртой ветки, в случае если Пекин сделает выгодное предложение. Таким образом, строительство четвертой ветки газопровода из ЦА в КНР может являться одним из приоритетов сотрудничества Китая с государствами ЦА.

  1. Касательно месторождений РК

В Туркменистане ресурсная база, контролируемая китайским бизнесом, оценивается экспертами как в целом перспективная, однако в Казахстане имеют место существенные проблемы.

По мнению А. Бугаенко, «китайские инвестиции в нефтяную отрасль РК направляются в основном на скупку старых месторождений, стоимость добычи на которых является высокой. С одной стороны, это может поставить под вопрос рентабельность таких инвестиций, но, с другой, может послужить причиной повышения интереса китайских компаний к новым направлениям. Пекин вполне может перехватить некоторые проекты, разрабатываемые западными компаниями».

Одновременно следует ожидать того, что китайский бизнес будет усиливать активность и в других секторах, закрепляя полученные позиции на казахстанском, узбекском и туркменском рынках поставок нефтегазового оборудования и предоставления услуг в сфере ТЭК. Следует также ожидать переноса на центральноазиатскую почву отмечаемой экспертами тенденции резкого роста инвестиций китайских компаний в разведку углеводородов.

В сложных геоэкономических условиях власти стран ЦА в качестве серьёзного страховочного механизма сохранения экономической устойчивости продолжают рассматривать партнёрство с Китаем на основании двусторонних и многосторонних форматов.

Реализация китайско-центральноазиатского экономического сотрудничества начинает сталкиваться со значительными сложностями. Причём в последние годы становится заметно, что динамика сотрудничества до последнего времени имела негативный характер и уровень сотрудничества «новой Азии» и их великого восточного соседа снижался.

Данное снижение максимально заметно в Казахстане и Киргизии – государствах с наиболее выраженными в регионе антикитайскими настроениями и участившимися антикитайскими акциями части общества.

  1. Вопросы трансграничных рек

Основополагающая норма правового режима трансграничных вод – принцип «разумного и справедливого использования», согласно которому каждое государство бассейна имеет право в пределах своей территории на разумную и справедливую долю в получении выгод от использования данных вод. Данная норма закреплена в ст. 4 межправительственного «Соглашения о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек» (сентябрь 2001 г.).

Важно понимать, что позиция Китая в данном вопросе более выигрышная. Во-первых, он использует только ту воду трансграничных рек, которая формируется на его территории. Во-вторых, Синцзянь является вододефицитным регионом, в отличии от Казахстана.

Темирлан Махметов

Оставьте свой комментарий к статье:

Рекомендуем прочитать

ҚЫТАЙ ЖӘНЕ ШЫҒАНАҚ АРАБ ЕЛДЕРІ

Бүгінгі таңда Қытай Халық Республикасы мен Парсы шығанағында орналасқан араб елдері арасындағы қарым-қатынастар өзара тиімді саудаға негізделген десе болады. Қытай мен аймақ елдері арасындағы сауда көрсеткіші...

Протесты в Иране: «женский фактор» и ставка на этнические меньшинства

Исламскую Республику пытаются запалить с разных сторон одновременно В опубликованном 28 октября совместном заявлении Министерства разведки Исламской Республики Иран и разведывательной организации Корпуса...

Сауд Арабиясының 5 аймақтық инвестициялық компаниясы

Сауд Арабиясының тақмұрагері Мұхаммед бен Салман осы елдің Мемлекеттік инвестициялық қоры Иордания Хашимит Корольдігіне, Бахрейн Корольдігіне, Судан Республикасына, Ирак Республикасына және Оман Сұлтандығына...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока