KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

О некоторых особенностях обучения в университете «Аль-Азхар»

04.07.2016

Что в действительности толкает молодых людей получать религиозное образование за рубежом?

Несомненно, многими движет стремление к высоким идеалам. Желание вникнуть в суть ислама, и сладость мысли постижения религиозных тайн из первоисточников, и светлые мечты возможности изучения священных текстов на языке оригинала. Кто-то мечтает о распространении тех сокровенных знаний у себя на родине, кто-то видит себя в роли проводника между культурами и народами, кто-то представляет себя ответственным работником духовного управления мусульман.

С другой стороны, могут накладывать свой отпечаток повседневные проблемы: кому-то не удалось пройти по конкурсу в вуз, кто-то отчаялся найти работу по интересу, а кому-то и вовсе кажется несправедливым то общество, в котором он живет, безработица и спад уровня жизни.

Не следует забывать и о силе воздействия общественного мнения: страна выбирается из тяжелого кризиса, молодежи сложно попасть в вуз, практически невозможно своими силами найти достойную работу, всеобъемлющая коррупция, разрушены и забыты высокие идеалы традиционного ислама.

Университет «Аль-Азхар» в Египте является крупнейшим высшим учебным заведением во всем Ближнем Востоке и Африке. Назван в честь дочери пророка Мухаммада Фатимы Захры.

История «Аль-Азхара» очень богата, по мере господства в Египте различных властителей, поддерживающих различные религиозные течения менялось и направление преподавания. На начальном периоде было распространено смешанное шиитско-суннитское богословие. После свержения власти Фатимидов -это центр шафиитского мазхаба.

С XIII века в стенах «Аль-Азхар» сосуществуют вместе представители четырёх суннитских мазхабов, шииты и позднее суфийские школы. К XVIII веку университет становится преимущественно суннитским центром и постепенно трансформировался в общемусульманский центр традиционного образования и наук. В конце XIX века университет прошел процесс модернизации учебных программ и организационной структуры, существующей и сейчас. Диплом «Аль-Азхара» является международным и признаётся во многих странах мира.

В шестидесятые годы были созданы светские факультеты медицины и сельского хозяйства. Постепенно стали открываться факультеты: основ религии; шариатский; литературный; административных дел и торговли; политехнический; сельскохозяйственный; медицинский; педагогический; женский. В целом университет «Аль-Азхар» включает 64 факультета, которые расположены в шестнадцати провинциях Египта. Общее число студентов составляет примерно 400 000 человек, из которых 15 000 – иностранцы, приехавшие получить религиозное образование в лучшем исламском университете. При этом финансирование университета осуществляется за счет государства и благотворительных исламских организаций, большинство которых из стран Персидского залива.

Что же касается самого учебного процесса, то в университете «Аль-Азхар» введена английская система оценивания – из 100 балов. Такое оценивание даёт большую возможность для выпускников в их дальнейшем трудоустройстве. Диплом «Аль-Азхара» является международным и признаётся легальным во многих странах мира. Позиция университета к посещаемости студентами занятий очень либеральна. Такой подход позволяет успешным студентам проходить программу быстрее, сдавая экзамены «на опережение» и перескакивать курсы, а отстающие, например, могут изучать годовую программу на протяжении двух лет.

В ряде городов Европы открыты так называемые представительства, или «миссии», «Аль-Азхара» при Исламских культурных центрах (как отметили обычно они существуют на средства благотворительных организаций, которые не только спонсируют эти миссии, но и отправляют учащихся на стажировки в Каир). Университетское образование включает в себя, не считая подготовительных курсов, 4 года бакалавриата и 2 магистратуры, по окончании которой желающие могут поступить в аспирантуру. Система защиты дипломов и диссертаций такая же, как в Европе. Профессора в «Аль-Азхаре», получают 400 долларов.

Отдельная тема – благотворительные организации и фонды, поддерживающие студентов. Насколько известно, официально подобных организаций в Каире – порядка десяти. Среди них есть те, что обеспечивают студентов сразу и жильем, и питанием, и небольшой стипендией. Другие предоставляют только жилье и стипендию. Третьи поддерживают студентов лишь ежемесячной стипендией или выдачей продовольственного пайка. Кроме того, весьма распространены частно-индивидуальные формы поддержки студентов различными спонсорами.

Количество принимаемых студентов неограниченно. Прием документов ведется круглый год, не прекращаясь даже в летние месяцы, а начать учебу можно сразу после оформления всех формальностей (которые, однако, иногда затягиваются до нескольких месяцев).

Первым условием приема документов на рассмотрение является законность нахождения в стране, т.е. наличие в паспорте визы.

Как видим, для поступления в «Аль-Азхар» экзамены сдавать не надо. В основном туда зачисляют всех, кто подал заявление. Ну, а после зачисления проводится собеседование, на котором и решается на какой уровень определить будущего студента. Вопросы зависят от преподавателя, который будет вести собеседование. В основном просят рассказать хадисы, что-нибудь написать под диктовку, и самое главное, наизусть прочитать некоторые суры из Корана.

Ежедневные занятия занимают два-три часа не более. Домашние задания практически отсутствуют. В силу египетско-арабского менталитета редко кто из преподавателей приходит на занятия вовремя. Опоздания весьма обычны со стороны преподавателей и студентов. Методика преподавания арабского языка для иностранцев отсутствует, изучение предметов основаны на автоматическом заучивании. Все это делает учебу скучной, неплодотворной и непривлекательной. Такое положение дел не способствует укреплению порядка и подрывает плодотворность учебного процесса.

Впрочем, несправедливым будет не отметить, что среди учителей есть горстка педагогически одаренных, искренне верующих и самоотверженно трудящихся на благо ислама и мусульман.

Изучение современной исламской теологии подразумевает знакомство с рядом самых серьезных дисциплин, практически каждая из которых уже давно исследуется как самостоятельная наука. Основные направления здесь – арабский язык, теология с основами вероубеждения, а также духовная и светская практика жизни в исламе. Именно по этим трем направлениям и специализируются будущие богословы в университете, чьим стержнем следует считать три факультета: факультет арабского языка, факультет теологии, факультет шариата.

Задачей теологического факультета является всестороннее исследование основных и незыблемых источников ислама – Корана и сунны – на предмет формирования внутренних убеждений личности. Среди корановедческих дисциплин здесь изучают собственно корановедение (как самостоятельную науку), общую теорию и методы подходов к пониманию Корана, практику аналитического и тематического толкования Корана, а также теорию и практику чужеродности, несвойственной объективному и непредвзятому подходу к толкованию Корана. К хадисоведческим дисциплинам относят следующие: собственно хадисоведение (как самостоятельная отрасль теологических знаний), аналитическое и тематическое исследование хадисов, общее и аналитическое исследование биографии пророка Мухаммада, знакомство с личностями передатчиков хадисов (из числа сподвижников пророка) с их особенностями в сборе и передаче хадисов. Наряду с этим на факультете изучаются и смежные с теологией дисциплины, в числе которых классическая логика, общая философия, исламская философия, обществоведение, мировые религии и верования, современные идеологические течения.

Подробно изучают общую теорию исламского законотворчества, практический шариат (с его незыблемой основой и многочисленными разногласиями в деталях), современные фетвы исламских богословов по спорным вопросам, касающимся практических достижений современной науки (прежде всего в области экономики, биологии и медицины), сравнительный шариат, сопоставляющий законы ислама со светскими законами некоторых западных государств.

Как видим, университет излишне привержен традиционализму и использует старые методы обучения несмотря на то, что апробирует новейшие технологии обучения.

Иностранные студенты, желающие получить образование в «Аль-Азхаре», обычно самостоятельно прибывают в Египет в г. Каир и обращаются в офис Аль-Азхара, там они подают заявление о желании поступить в Аль-Азхар, ждут несколько месяцев пока заявление рассматривается. После выдают анкеты для заполнения, медицинскую форму, заполнив ее, проходит платное медицинское обследование. Затем сдают весь пакет документов и ждут зачисление в течении нескольких месяцев. До этого иностранец поступаете в языковой центр для обучения арабскому и базовых знаний по исламу и Корану.

Среди трудностей, относительно учебы, можно выделить два основных направления: неродной язык и непривычная система образования. Слабое, пассивное знание арабского языка не лучшим образом отражается на качестве обучения. Без серьезной языковой подготовки основные усилия рассеиваются на элементарный перевод и домысливание. На подобные проблемы накладывает свой отпечаток и существующая «двойственность» языка: местный диалект существенно отличается от языка классики и образования. Приходится привыкать и к диалекту, поскольку не все преподаватели даже в университете излагают материал на классическом арабском. Язык Корана и сунны, является естественным инструментом изучения ислама. Овладение им в должной мере представляет серьезный труд как для иностранцев, так и для самих арабов.

В «Аль-Азхаре» отсутствует текущий контроль и корректировки получаемых знаний. На протяжении всей учебы никто не интересуется, понимает ли иностранный студент вообще, так ли понимает, запоминает ли, в силах ли изложить свои мысли на чужом языке, каковы его взгляды.

Студенты предоставлены самому себе. Никто не интересуется посещаемостью, а на уроках как-то не принято высказывать свое мнение. Студенты просто слушают лекцию (часть докторов практически не выходят за их рамки, и такие лекции подобны простому озвучиванию написанного в книге). Студенческое сообщество построено на канонах исламского братства, которых каждый студент должен придерживаться и повиноваться. Сопротивление жестко пресекается, так как в этом процессе участвует и радикальное руководство университета.

Ясно одно, что основной миссией выпускников «Аль-Азхара» в XXI веке совершенно официально остается проповедь ислама, в самом широком смысле этого слова. Это не только распространение религии (в университете существует специальный «миссионерский» факультет), но и пропаганда культуры ислама в более глобальном формате.

В заключении следует отметить двоякую роль университета «Аль-Азхар». С одной стороны, это все же «духовная опора» египетских властей: авторитеты в ее стенах способны опровергать «фетвы» радикальных мулл, давать направления всему мусульманскому сообществу. Однако выпускниками «Аль-Азхара» были не только выдающиеся политические деятели и ученые. Из его стен также вышло и большое количество фундаменталистов и радикалов — начиная с Хасана I, основателя секты ассасинов в XI веке, и заканчивая погибшим шейхом Ахмедом Ясином, одним из лидеров Хамаса, который в трепете держал весь Израиль.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

«Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Афганистан, переживший монархию, «демократические» модели и различные политические режимы, в современных реалиях находится во «временном люфте» – отрезке истории, который создал шанс для завершения исторической...

Мнение «Kazanalytics» об аналитической статье «Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Экспертное сообщество казахстанского аналитический портала «Kazanalytics» обратили внимание на материал опубликованный «Центром анализа и прогнозирования Открытый мир» под заголовком «Роль Афганистана в сценариях...

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) – масштабная и амбициозная стратегия, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Эта инициатива направлена на укрепление экономической интеграции и...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока