22.07.2017
Как показывают публикации последнего времени активизировавшийся конструктивный таджикско-узбекский диалог обусловил зримые позитивные подвижки в двусторонних отношениях.
Как известно, почти за 20 лет натянутых отношений ни Душанбе, ни Ташкент ничего не выиграли. Скорее наоборот, конкуренция между ними и стремление сдерживать развитие друг друга замедлили экономический рост этих государств.
20 июня т.г. в Душанбе прошли переговоры правительственных делегаций Таджикистана и Узбекистана. Возглавляли делегации первый вице-премьер РТ Д.Саид и вице-премьер РУ У.Розикулов.
В ходе мероприятия было обсуждено нынешнее сотрудничество и его перспективы, намечены пути наращивания сотрудничества сторон в экономической составляющей, и вложение взаимных инвестиций в экономику государств.
Одной из главных тем обсуждения стал вопрос налаживания торгово-экономического сотрудничества между РТ и хозяйственными субъектами РУ. Стороны выразили заинтересованность открытию в ближайшее время совместных предприятий по машиностроению, легкой промышленности, по изготовлению бытовых и хозяйственных товаров.
Договоренности о строительстве автоцентра были достигнуты еще в апреле 2017 года во время первого таджикского бизнес-форума. Тогда автомобилестроительная компания «Узавтосаноат» подписала соглашения о поставке своей продукции с таджикскими компаниями «Лесинвест» и «Тадж Моторс». Общая сумма соглашений составляет $1,8 млн., срок сотрудничества – 2017-2018 годы.
В последнее время набирает обороты объем товарооборота: только за пять месяцев т.г. показатель составил свыше $70 млн., что почти в 6 раз больше по сравнению с 2015 годом.
Глава МВД Узбекистана А.Азизов принял участие в заседании Совета министров внутренних дел государств-участников стран СНГ, которое прошло в Душанбе 27-29 июня, а также встретился с руководством МВД Таджикистана и другими высокопоставленными чиновниками силового блока правительства (в последний раз главы МВД Узбекистана посещали Таджикистан 19 лет назад).
Со слов председателя Госкомитета по землеустройству и геодезии при правительстве Таджикистана Р.Ахмадзода, «за шесть месяцев 2017 года в результате консультаций и переговоров с Кыргызстаном и Узбекистаном достигнут существенный прогресс в вопросе делимитации и демаркации госграницы».
В частности, в переговорном процессе было согласовано еще 107 км границы с Узбекистаном и подписано соответствующее соглашение. Неразмеченными остается 93 км госграницы и в ближайшее время состоятся очередные переговоры межправкомиссии по вопросам демаркации и делимитации границ. Одновременно в ходе продолжающихся переговоров по демаркации и делимитации границы может быть решен вопрос о судьбе водохранилища и плотины Фархадской ГЭС.
Еще в марте т.г. посол Узбекистана в Таджикистане Ш.Шоисламов заявил, что, возможно, в ближайшее время жители приграничных районов двух соседних государств могут посетить друг друга без оформления визы. Соглашение об отмене виз для жителей приграничных районов РТ и РУ рассматривается специалистами и экспертами.
На сегодня в повестке дня двусторонних переговоров на высшем уровне также стоит вопрос о послаблении режима на КПП. Вероятнее всего, в ближайшее время можно ожидать существенных подвижек в этом направлении.
Как считают эксперты, готовность Ташкента обсуждать транспортные проекты с Душанбе дает основание полагать, что стороны могут и в этом вопросе прийти к согласию и прервать т.н. транспортную блокаду.
Общественностью позитивно был воспринят фильм про таджикско-узбекские отношения, который МИД Узбекистана разместил на своем официальном сайте. Причем 4 июля т.г. фильм был показан по узбекскому телевидению (фильм снят телеканалом «O‘zbekiston», под названием «Узбекистан–Таджикистан: дружба, испытанная временем»).
По этому поводу политологи подчеркивают, что «все большее значение для развития культуры каждой страны региона, приобретают культурные связи и духовные контакты друг с другом, а именно, диалог культур, являющийся основой мирного сосуществования народов. Именно духовное и культурное наследие прошлого с точки зрения исторической перспективы и роли в интеграционных процессах должно способствовать осуществлению плодотворного диалога между народами Центральной Азии и способствовать региональной интеграции».
Находит свое понимание и самая резонансная проблема Ташкента и Душанбе — Рогунская ГЭС.
Несмотря, что мнения узбекских и таджикских специалистов расходятся по вопросу ее строительства, но по перспективам сотрудничества двух стран в других направлениях эксперты выразили практически единую позицию – оптимистическую. Судя по реакции Ташкента стороны уже имеют определенные договоренности.
Это подтверждает заявление глава МИД Узбекистана А.Камилова, которое прозвучало 5 июля т.г. в ответ на вопрос во время «прямой линии» в международном пресс-клубе в Ташкенте.
По словам министра, Узбекистан не возражает против возведения Рогунской ГЭС, но при ее строительстве должны быть учтены и национальные интересы РУ. Наиболее подходящим вариантом решения водных проблем он считает реализацию двух конвенций по распределению водных ресурсов региона, которые разработаны для Центральной Азии региональным центром ООН по превентивной дипломатии, и призвал другие страны как можно скорее начать рассмотрение этих документов.
Между тем, нельзя не учитывать тот факт, что есть внешние силы, не заинтересованные в таджикско-узбекских договоренностях по гидро-энергетическим проектам. Как считает политолог Х.Мирсаидов, «складывается впечатление, что решение вопроса Рогунской ГЭС явно кого-то не устраивает».
Один из узбекских экспертов Б.Эргашев полагает, что перспективы взаимоотношений РУ и РТ в среднесрочной перспективе будут зависеть от решения водно-энергетического вопроса, имеющего серьезный конфликтогенный потенциал.
Противоречия между государствами действительно существуют, но, объективно говоря, сближающих факторов все же больше. Именно на этом фоне проблематика активизации двухсторонних отношений между РТ и РУ приобретает актуальность.
С учетом изложенного хочется надеяться, что этот тренд будет устойчивым и выведет таджикско-узбекские отношения на уровень, отвечающий их коренным национальным интересам. Очевидно, что подобное взаимодействие открывает широкие возможности для решения комплекса экономических, политических, социальных и экологических задач. Кроме того, оно выгодно всем центральноазиатским государствам и способно стать фактором ускорения социально-экономического развития всех стран региона.
(авт. Сана Зыкина)