KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Перспективы ШОС через призму национальных интересов Казахстана

Перспективы ШОС  через призму национальных интересов Казахстана

07.01.2023

С января 2024 г. Генеральным секретарем Шанхайской организации сотруд­ничества (ШОС) будет представитель от Казахстана. Республика Казахстан исходит из того, что динамика взаимодействия и сферы сотрудничества ШОС расширяются в связи с ее основной миссией, а также с необходимостью выработки адекватных ответов на вызовы безопасности в условиях глобальной турбулентности и трансформации мировой системы. После саммита ШОС в г. Самарканд, Организация стала еще более важным элементом формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в Евразийском регионе.

Перспективы своего участия в какой-либо региональной организации страна определяет в терминах своих интересов, а также мотивов, подтолкнувших ее к участию в данном объединении. В этой связи, Казахстану следует определять приоритеты в ШОС на 2024-2025 годы в рамках собственных интересов. Кроме того, при определении приоритетов необходимо учитывать комплекс проблем и трудностей, с которыми столкнулась Организация, и которые мешают ей перейти на качественно новый уровень развития.

По оценкам экспертов, с момента основания годы ШОС стала важным фактором региональной и международ­ной архитектуры безопасности и сотрудничества, зарекомендов себя в качестве эффективного и открытого многостороннего объединения.

16 сентября т.г. на саммите глав государств-членов ШОС в Самарканде Президент Республики Казахстан К-Ж. Токаев в своем выступлении отметил, что в идейных и институциональных основах ШОС отсутствуют конфронтационность и блоковость, что способствует росту международного авторитета и популярности ШОС. В целом, как отмечают эксперты, членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам Казахстана.

При этом, несмотря на динамичность развития и масштабность деятельности, ШОС все же является молодой организацией с большим потенциалом. В этой связи, в среднесрочной перспективе неизбежным будет преодоление ряда внутренних противоречий и внешних вызовов в Организации. Наиболее общими проблемами являются:

  • Проблема международного статуса организации и ее дальнейшей роли в рамках решения ключевых противоречий на пространстве ШОС;
  • Большой размах сфер деятельности ШОС и дублирование многих направлений другими международными организациями (Широкий круг проблем, который стремится охватить ШОС, приводит к тому, что зона ответственности в значительной степени пересекается функционально и географически с другими структурами в регионе. Дублирование функций приводит к негативным результатам в виде неэффективности и создания конфликтного потенциала в отношениях между организациями);
  • Проблема расширения ШОС. Ассиметричность государств-участников ШОС по своему политическому и экономическому потенциалу. Можно констатировать, что наличие некоторой ущемленности государств Центральной Азии сегодня еще не вошла в свою активную фазу. Тем не менее следует отметить, что ШОС оформилась в основном на самом верхнем уровне сотрудничества, на котором принято умело скрывать или обходить имеющиеся разногласия, но в случае дальнейшего расширения и углубления сотрудничества активизируются отраслевые уровни на которых разница в потенциале государств станет проблемообразующей;
  • Расхождения в области приоритетности деятельности ШОС.

Главным внешним вызовом в настоящее время и на ближайшую перспективу является американский фактор на фоне усиления общемирового дисбаланса, санкционных действий в отношении отдельных полноправных членов организации.

По оценкам американских экспертов, трансформация ШОС в системную и глобальную структуру означает, что в Евразии формируется реальный конкурент за геополитическую монополию на данном пространстве и при сохранении и усилении ядра ШОС (китайско-российское партнерство), США могут уступить «евразийскую партию» глобального противоборства.

Исходя из вышесказанного комплекса проблем приоритеты Казахстана в ШОС должны концентрироваться вокруг следующих интересов РК в данной структуре:

  1. В интересах Казахстана рационально использовать потенциал экономического сотрудни­чества в рамках ШОС. В первую очередь, это относится к таким направлениям, как инвестиционное сотрудничество (в несырьевых и инновационных отраслях), развитие транспортного сообщения и транзитных возможностей, современных информационно-коммуникационных технологий, энергетического сотрудничества, на которые и должен быть сделан акцент.

Развитие инфраструктурных и энергетических проектов в рамках ШОС создаст альтернативные маршруты для экспорта энергоресурсов, а также благоприятно повлияет на развитие транспортно-коммуникационной системы Казахстана. Однако либерализацию торговли, а также реальную экономическую интеграцию в целом целесообразно осуществлять в рамках ЕАЭС и ОТГ, так как страны, входящие в данные организации, относительно равны в экономическом развитии.

  1. Особый акцент важно уделить развитию прорывных проектов в несырьевом секторе и придания им не двухстороннего, а многостороннего характера.

К примеру, для Казахстана выгодно расширение географии инфраструктурных проектов в пользу ближневосточного направления.

Так, в последние годы в рамках ШОС активно обсуждается использование транзитного потенциала Центральной Азии, при этом практических результатов в сфере доступа стран ЦА на мировые рынки через территорию Китая и России так не достигнуто.

В деле улучшения логистической взаимосвязанности, для Казахстана серьезным успехом стало принятие Концепции сотрудничества стран ШОС по развитию эффективных экономических и транспортных коридоров. При этом, с учетом усиления ближневосточного направления ШОС, серьезным потенциалом обладает железная дорога «Казахстан – Туркменистан – Иран», которая открывает кратчайший путь из Восточной Азии в страны Персидского залива.

В целом, Казахстан и другие страны ЦА выступают за создание новых и модернизацию действующих мультимодальных транспортных коридоров и логистических центров.

  1. Вынесение на обсуждение аспектов проблем экологической безопасности.

Следует более активно выносить на рассмотрение проблемы трансграничных рек в формате ШОС, поскольку данная проблема на двустороннем уровне решается неэффективно. Переговорный процесс необходимо активизировать через призму осуществления совместных исследований и выработки научно обоснованных норм эксплуатации водных ресурсов. Для Казахстана проблема трансграничных рек видна на примере посевных площадей в южном Казахстане или обмелению рек Или и Иртыш.

К примеру, в настоящее время КНР для обеспечения добычи на разрабатываемом нефтяном месторождении в районе Карамай осуществляет все больший забор воды из реки Иртыш, это может принести существенный ущерб казахстанским интересам в сфере экологической безопасности (обмеление рек Иртыш и Или, озер Балхаша и Зайсана). Аналогичная ситуация с рекой Или, где китайская сторона забирает воду для полива земель сельхозназначения в динамично развивающимся регионе СУАР.

  1. Сотрудничество в сфере энергетической безопасности.

В связи с нефтегазовым эмбарго России получение статуса государства-члена Ираном, партнеров по диалогу — Египта, Катара и Саудовской Аравией резко усиливает потенциал энергетического сотрудничества в рамках ШОС.

К примеру, совокупные доказанные запасы нефти стран-членов выросло до 22% от мировых запасов (345 млрд. баррелей). Как известно, помимо Казахстана, Россия и Иран также входят в число крупнейших мировых производителей черного золота. В 2021 году Россия в среднем производила 10,5 млн. баррелей в день, Иран – 2,5 млн., Казахстан – 1,9 млн. Страны члены-ШОС имеют опыт сотрудничества друг с другом, а также с Саудовской Аравией в рамках механизма «ОПЕК+», оказывающего серьезное влияние на объемы поставок нефти на мировой рынок и формирование цен на нее.

Не исключено, что в будущем на полях ШОС поставщики смогут обсуждать пути и способы влияния на глобальную нефтяную ситуацию, которая грозит принять еще более непредсказуемый характер после ожидаемого вступления в силу решения коалиции стран G7 и ЕС о запрете с 5 декабря 2022г. оказания услуг по морской перевозке российской нефти.

Более того, ШОС также выходит на первое место в мире по доказанным запасам природного газа (35% мировых запасов или 90 трлн. кубометров). Россия и Иран – мировые лидеры с запасами 50 и 34 трлн. куб. м соответственно. Значительными запасами обладают Китай, Узбекистан и Казахстан. Налаживание энергетического диалога с Катаром добавит еще 24 трлн. куб. м природного газа. Что касается атомной энергетики, Казахстан является признанным мировым лидером по запасам и добыче урана.

В целом, энергетический и сырьевой компонент ШОС важен для промышленного и технологического развития всего пространства организации, в составе которой находятся ведущие экономики и торговые державы развивающегося мира в лице Китая и Индии. Сырьевой компонент служит также подпоркой для дальнейшего расширения потребительского потенциала стран организации, поскольку численность населения ШОС с приходом Ирана вырастит почти до 3,5 млрд человек.

Учитывая реальный потенциал взаимодействия, существующие механизмы реагирования на вызовы безопасности, в качестве инициатив имеет смысл сосредоточить фокус Казахстана в должности Генерального секретаря ШОС на следующих направлениях:

  1. Урегулирование внутренних споров.

В современных условиях следует обратить внимание на осуществимость построения механизма урегулирования внутренних споров в рамках ШОС. Создание и реализация данного механизма поможет укрепить статус казахстанской дипломатии, при этом создание указанного механизма вполне осуществимо, исходя из двух основных моментов:

1) В рамках деятельности ШОС накоплен опыт достаточно успешного урегулирования внутренних противоречий;

2) Государства-члены потенциально готовы к созданию механизма урегулирования споров ШОС.

Во-первых, ШОС обладает естественным преимуществом и успешным опытом разрешения разногласий и споров между своими государствами-членами.

Как известно, ШОС развивалась из механизма “Шанхайской пятерки”, который был создан для решения вопросов пограничных вопросов Китая со странами бывшего Советского Союза, а также для поддержания региональной безопасности и стабильности. Благодаря этому механизму, а затем и ШОС, всего за 8 лет был решен пограничный вопрос между Китаем и Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.

Богатый опыт и эффективные методы успешного урегулирования пограничных споров между пятью странами имеют большое значение для урегулирования ключевых споров в нынешней ШОС, таких как пограничные вопросы между Кыргызстаном и Таджикистаном, Индией и Пакистаном, Китаем и Индией.

Во-вторых, государства-члены ШОС остро нуждаются в разрешении споров и защите общих интересов. Согласно уставным документам Шанхайской организации сотрудничества, двусторонние вопросы и конфликты государств-членов не включаются в повестку дня заседаний и работы ШОС. Однако, анализ показал, что государства-члены в целом надеются, что ШОС будет играть более активную роль в урегулировании споров между государствами-членами в целях поддержания сотрудничества и максимизации выгод.

Например, Китай всегда выступает за мирное урегулирование споров различными странами в рамках ООН и региональных международных организаций. Некоторые российские эксперты также утверждают, что ШОС должна служить благоприятной платформой для разрешения споров между государствами-членами.

Бывший лидер Кыргызстана Роза Отумбаева и первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2011 и 2014 годах предлагали создать механизм урегулирования внутренних споров и конфликтов и считали, что решение пограничного вопроса между государствами-членами ШОС должно быть приоритетной повесткой дня организации.

Пакистан считает, что опыт ШОС в разрешении территориальных споров между ее государствами-членами и предоставляемая ею платформа помогут Индии и Пакистану укрепить коммуникацию. Стоит отметить, что среди государств-членов только позиция индийской стороны окончательно не согласована. Однако индийская сторона не исключает укрепления контактов с Пакистаном в рамках ШОС.

Фактически, когда в сентябре 2020 года возобновилась напряженность на китайско-индийской границе, главы МИД Китая и Индии воспользовались возможностью принять участие в заседании “Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС”, провели переговоры и выпустили совместный пресс-релиз о контроле за ситуацией на китайско-индийской границе.

Таким образом, Индия не исключает урегулирования и обсуждения двусторонних вопросов в рамках ШОС. В целом, желание государств-членов, чтобы организация играла активную роль в урегулировании споров, очевидна.

  1. Трансформация ШОС в глобальную экономическую платформу.

На саммите в Самарканде Президент К-Ж. Токаев предложил преобразовать ШОС в глобальную экономическую платформу. В связи с торговой и санкционной войной глобальный институт ВТО по оценкам многих экспертов, утрачивает или утратил свою легитимность. В этой связи, преобразование ШОС в глобальную экономическую платформу имеет под собой ряд конкретных оснований.

Так, редакция программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран ШОС (ноябрь, 2019 г.) учитывает специфику развития многостороннего регионального сотрудничества стран Организации и новый формат ее деятельности. Основными отраслями, где предполагается активизация экономического и научно-технологического сотрудничества являются промышленность, энергетика, технологии оптимизации территориального развития, а также развитие совместных финансовых институтов и проектов перехода на национальные валюты в процессе реализации взаимных обязательств сторон. Особое внимание уделяется пространственному развитию региона ШОС, чему служат проекты транспортно-логистического сотрудничества, в т.ч. по созданию мультимодальных коридоров и логистических центров. Особое внимание странами ШОС в целях выстраивания оптимальной системы железно-автодорожных перевозок в регионе ШОС уделяется реализации «Соглашения о создании благоприятных условий для международных автоперевозок» и «Плана сотрудничества железнодорожных администраций», нацеленного на создание новых и повышение потенциала действующих железнодорожных магистралей, в соответствии с утвержденной Концепцией.

Анализ показал, что в Программе экономического сотрудничества стран ШОС заложена идея постепенного перехода данной организации к регулированию международного партнерства. В этой связи ШОС, будучи по своему содержанию международной многоаспектной организацией, несет в себе «заряд» перерастания в крупномасштабную международную организацию, которая в «потенциале» в  состоянии регулировать некоторые функции в части движения товаров, услуг и капитала и рабочей силы, а также обеспечения экологизации реального сектора, которые в настоящее время выполняет ВТО на основе разработанных в его рамках системы соглашений. Однако, как свидетельствует практика, в период перехода к полицентризму ВТО не способна ответить на сформировавшиеся в мировом хозяйстве вызовы, обеспечить справедливость международной конкуренции. Фактически, по оценкам многих экспертов, работа международного суда при ВТО дестабилизирована, в этой связи именно ШОС может приступить к созданию международного суда по экономическим проблемам, штаб-квартира которого может быть расположена в одной из стран-участниц Организации, к примеру, у нас в Казахстане.

  1. Укрепление региональной безопасности путем «Афганского консенсуса». 

Следует более подробно изучить политику Узбекистана в Афганском направлении. Узбекская дипломатия активно работает над инициативами крупных совместных экономических проектов с руководством Афганистана.

Важно отметить проекты транспортно-логистической направленности, которые служат интересам Казахстана. К примеру, продолжение железной дороги, ведущей из Ташкента в пограничный узбекский город Термез. Магистраль планируется продлить через афганские Мазари-Шариф и Кабул до пакистанского Пешавара. Появление такой железной дороги будет означать выход стран ЦА к пакистанским и индийским рынкам.

В целом, следует усилить работу по устранению торговых барьеров, сближению технических регламентов, цифровизацию таможенных процедур, принятие программы промышленной кооперации ШОС, развития транспортной взаимосвязанности – все это позволит в полной мере задействовать транзитный потенциал и повысить эффективность системы транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг», которые в нынешних геоэкономических условиях приобретают стратегический характер.

  1. Перспективы создания формата ШОС+.

В интересах реализации инициативы трансформации в глобальную экономическую платформу имеется необходимость налаживания более тесных связей со странами Юго-Восточной Азии, прежде всего с АСЕАН. Более тесное сотрудничество с такими странами, как Индонезия, Вьетнам и Малайзия, заметно повысило бы экономический потенциал организации. Также имеет смысл создание в рамках ШОС отдельного трека для выстраивания связей с региональными интеграционными объединениями и институтами развития Евразии, такими как ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), БИМСТЭК (Инициатива Бенгальского залива), ЕАЭС, АСЕАН и др.

Создание нескольких таких направлений партнёрства могло бы быть подведено под эгиду формата ШОС+, который мог бы предоставить развивающимся экономикам Евразии гибкие условия для выстраивания кооперационных связей на основе партнёрских отношений «страна – страна» или «регион – регион». Формат ШОС+ мог бы также выйти за пределы Евразии и включить партнёрство между экономиками ШОС и региональными группами и странами других континентов.

  1. Раскрытие скрытого потенциала ШОС.

Одним из незадействованных резервов Организации является – молодежь. На пространстве ШОС в настоящее время проживает 45% от всей молодёжи мира (всего по оценкам ООН в мире проживает около 1,8 млрд граждан от 18 до 35 лет) или свыше 850 млн из 3,5 млрд граждан ШОС.

Создание условий, при которых молодые люди могли бы в полной мере реализовать свои способности на благо общества, которое им предстоит строить, является одной из ключевых задач, решаемых в рамках ШОС.

В целях придания нового импульса развитию молодёжной политики в рамках ШОС в качестве инициативы можно было бы изучить возможность провозглашения Года молодёжи стран ШОС. Наиболее подходящим для этой цели могли бы стать 2023 или 2024 годы, которые можно было бы завершить Фестивалем молодёжи ШОС. Программа фестиваля могла бы сформироваться в рамках ежегодно проводимых ассамблей представителей молодёжи стран ШОС.

Учреждение Фестиваля молодёжи ШОС будет содействовать продвижению международного сотрудничества ШОС с международными региональными организациями в области молодёжной политики, обмену опытом работы с молодёжью, реализации культурно-образовательных и научно-технических проектов, развитию предпринимательской деятельности, установлению связей Молодёжного совета ШОС с другими международными молодежными организациями.

В целом, важно направить энергию молодежи стран ШОС на достижение созидательных целей, предложить молодёжи выступить катализатором экономического и социального прогресса, вовлечь её в расширяющийся из года в год диалог культур и в планы совместного развития.

 

Темирлан Махметов

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

«Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Афганистан, переживший монархию, «демократические» модели и различные политические режимы, в современных реалиях находится во «временном люфте» – отрезке истории, который создал шанс для завершения исторической...

Мнение «Kazanalytics» об аналитической статье «Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Экспертное сообщество казахстанского аналитический портала «Kazanalytics» обратили внимание на материал опубликованный «Центром анализа и прогнозирования Открытый мир» под заголовком «Роль Афганистана в сценариях...

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) – масштабная и амбициозная стратегия, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Эта инициатива направлена на укрепление экономической интеграции и...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока