KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Посол Азербайджана Рашад Маммадов: «Мы во что бы то ни стало освободим свои земли»

Посол Азербайджана Рашад Маммадов: «Мы во что бы то ни стало освободим свои земли»

22.07.2020

Глава дипмисси расказал о причинах провокации Армении на азербайджано-армянской границе

 Господин посол, что происходит на границе Азербайджана с Арменией?

— Конфликт на государственной границе Азербайджана с Арменией на территории Товузского района начался, когда подразделения вооруженных сил Армении с полудня 12 июля, грубо нарушив режим прекращения огня, стали обстреливать наши позиции, населенные пункты Товузского и соседнего Газахского района, используя артиллерийские установки.

Армянские силы пытались захватить наши посты на государственной границе, но азербайджанская армия предотвратила продолжавшуюся несколько дней провокацию. Противник был отброшен назад. Точечным огнем наших подразделений были уничтожены опорные пункты противника, артиллерийские установки, казарма, военная и автомобильная техника, а также большое количество живой силы.

К сожалению, наша армия также понесла потери, погибли солдаты и офицеры, включая генерал-майора Полада Гашимова, которые пали смертью храбрых. Жертвой армянских обстрелов стал и 74-летний мирный житель одного из азербайджанских сел.

Армянская сторона заявляет, что за провокацией стоит азербайджанская сторона. Насколько это соответствует действительности?

— Дело в том, что Нагорный Карабах и 7 прилегающих районов, в целом около 20% азербайджанской территории, вот уже почти 30 лет как оккупированы Арменией. У нас 1 миллион беженцев и вынужденных переселенцев. Если вы проследите за ходом событий, то заметите, что у армянской стороны нет убедительных аргументов, говорящих в пользу активизации операций на пограничной территории со стороны Азербайджана.

Азербайджан открыто заявляет, что ведение боев на азербайджано-армянской государственной границе не соответствует интересам официального Баку. Мы ничего не получаем от повышения градуса напряженности на этом участке. Потому что таким образом мы получаем конфликт всего в 20 километрах от главного транспортного коридора Азербайджана — территории, где проходят экспортные нефтяные и газовые трубопроводы, а также автомобильные и железнодорожные транспортные пути. Расстояние между территорией, где происходят столкновения и Нагорным Карабахом, составляет 200-250 км.

Кроме этого, с нашей стороны государственная граница с Арменией охраняется Государственной пограничной службой, которая не является частью Министерства обороны, что еще раз доказывает нелогичность заявлений о начале военных действий с нашей стороны.

Правда состоит в том, что Армения своими провокациями и обострением ситуации на границе, хочет отвлечь внимание международного сообщества от факта оккупации Нагорного Карабаха и прилегающих 7 районов, и от военных, экономических, экологических и иных противоправных действий на захваченных землях.

Вместе с тем, осуществляя провокации, армянский сторона пытается проверить реакцию членов Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) на обострение ситуации, то есть проверить, будет ли оказана поддержка Армении, тем самым Ереван показывает, что хотел бы видеть страны-участницы военного блока активно вовлеченными в конфликт на определенном этапе. Но я думаю, что государства-члены ОДКБ достаточно хладнокровно и прагматично подходят к процессу, спокойно анализируя и прекрасно понимая коварство Армении.

С другой стороны, команда Пашиняна, в условиях усиления критики и давления со стороны оппозиции внутри страны, ухудшения социально-экономической ситуации в связи с пандемией коронавируса, пытается отвлечь внимание населения от внутренних проблем. По всей видимости, власти Армении, потерявшие надежду на успех в переговорах по мирному урегулированию Нагорно-карабахского конфликта, всячески и под любыми предлогами пытаются уклониться от переговорного процесса, продлить статус-кво на максимально возможный срок.

Своими постоянными воинственными угрозами насчет захвата новых территорий Азербайджана, а также нанесения ракетных ударов по стратегическим объектам таким как Мингечевирское водохранилище, при котором 30-40% территории страны может оказаться под водой, еще раз показывает далекую от настроя на мир агрессивную позицию Еревана.

При этом, еще апрельские бои 2016 года показали, что Армения не готова к широкомасштабной войне с Азербайджаном. Понимая это армянская сторона надеялась только на небольшой военный инцидент локального характера, который был необходим для решения внутренних политических, экономических и социальных проблем. Надо учитывать, что ситуация с пандемией в Армении очень серьезная. И Еревану показалось, что локальный конфликт на границе может посодействовать нейтрализации существующих для руководства Армении внутренних угроз, включая продолжающуюся межклановую борьбу в оккупированном Нагорном Карабахе.

Считаю, что все эти факторы и стали причиной армянской провокации и обострения напряженности на границе. Расчет был на то, что поскольку с азербайджанской стороны границу охраняют пограничники, серьезного отпора не будет и локальный инцидент будет иметь успех в виде захвата страгетических позиций. Однако, Армения получила жесткий отпор и получила мощный подъем патриотических настроений в Азербайджане и за его пределами – в местах проживания азербайджанской диаспоры.

 Как вы оцениваете реакцию членов ОДКБ и международного сообщества на последние события?

— Прежде всего, отмечу, что анализ событий показывает, что Армения давно разрабатывала план переноса географии конфликта на другое направление. Обращает на себя внимание, что буквально в первый же день провокации  Ереван сделал обращение, направленное на созыв экстренного заседания ОДКБ, пытаясь добиться осуждения Баку. Провоцируя Азербайджан на военные действия, Армения хочет создать противостояние между Азербайджаном и странами-участницами ОДКБ, в том числе с нашими братскими республиками — Казахстаном и Кыргызстаном. Она хочет внести раздор между тюркскими государствами.

Не случайно, что в связи с последними событиями Президент Ильхам Алиев отметил, что страны ОДКБ, за исключением Армении, являются дружественными  нам странами. Потому что все мировое сообщество, в том числе страны ОДКБ, хорошо знают, что Азербайджан подвергся военной агрессии, в результате которой была нарушена территориальная целостность страны. Считаю, что ОДКБ, как достаточно серьезная организация раскусила коварный план Армении и отреагировала соответствующим образом.

Кроме того, Совет сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет) и Организация исламского сотрудничества также выразили поддержку территориальной целостности Азербайджана и резко осудили провокацию Армении. Президент Ильхам Алиев выразил признательность странам-членам Тюркского совета, в том числе Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву за его справедливую позицию.

Братская Турция, Пакистан, Украина и ряд других государств также выразили открытую поддержку Азербайджану, призвали к урегулированию конфликта в рамках международно признанных границ, территориальной целостности и суверенитета Азербайджанской Республики. На днях министр иностранных дел Венгрии в рамках визита в Азербайджан заявил, что его страна поддерживает территориальную целостность Азербайджана. Также в парламентах ряда стран были приняты документы в пользу справедливой позиции Азербайджана.

Пользуясь случаем, хочу особо отметить поддержку братского казахстанского народа Азербайджану, что имело место и во время апрельских боев в 2016 году, и выразить за это глубокую признательность. В эти дни в СМИ и соцсетях мы видим эту активную поддержку как со стороны казахского народа, так и экспертного сообщества. Поддержка братских народов, имеющих общие корни, язык и культуру делает нас еще сильнее.

Всем понятно, что нынешняя Армения – оккупирующая земли соседнего государства, не имеет перспектив. Азербайджан же, обладая транзитным потенциалом, имея выгодное геополитическое расположение, большие экономические и туристические возможности, привлекателен для всех стран региона.

 Как вы в целом оцениваете перспективы урегулирования конфликта?

— Как известно, конфликт начался в 1988 году с территориальных претензий Армении к Азербайджану и в течение короткого периода перерос в ожесточенную войну. В то время Армения оккупировала 20% наших территорий, воспользовавшись царящим в нашей стране хаосом. В Азербайджане в тот период не было регулярной армии, которая могла бы предотвратить оккупацию страны.

Сегодня же ситуация кардинально изменилась. У Азербайджана имеется заметный авторитет на международной арене. Помимо углеводородных ресурсов, Азербайджан активно развивает ненефтяной сектор экономики. Наша армия оснащена современным высокотехнологичным оружием. Страна также наладила производство вооружений.

Армения же после распада Советского Союза и обретения независимости практически не состоялась как самодостаточное государство. Без поддержки извне она не в состоянии противостоять Азербайджану ни в военном, ни в экономическом плане.

Проводимая Президентом Ильхамом Алиевым последовательная внутренняя и внешняя политика, направлена в первую очередь на восстановление территориальной целостности и укрепление суверенитета страны. Азербайджан укрепляет свой позитивный имидж в мире. Глава государства имеет хорошие отношения с руководителями большинства стран мира, и это открывает перед нами большие возможности.

Азербайджан — сторонник мира, и его решительная позиция заключается в том, что вооруженные силы Армении должны безоговорочно освободить оккупированные территории, а азербайджанские беженцы и вынужденные переселенцы должны вернуться на свои земли.

Азербайджанская сторона требует мирного урегулирования конфликта на основе резолюций 822, 853, 874 и 884 СБ ООН, Хельсинкского Заключительного акта, решений и резолюций Организации исламского сотрудничества, Европейского парламента и Парламентской ассамблеи Совета Европы. Хотя Минская группа ОБСЕ является основной структурой, выполняющей посредническую миссию по урегулированию конфликта, к сожалению, до сих пор никаких результатов нет.

Мы конечно же считаем приоритетом мирные переговоры и дипломатическое решение конфликта. Но азербайджанский народ, вышедший на улицы и площади с целью выразить поддержку нашей армии в связи с последними событиями, еще раз показал, что его терпение небезгранично. Поэтому можно не сомневаться в том, что мы во что бы то ни стало освободим наши земли!

Азимхан
22.07.2020 в 17:05 - Ответить

Армения заняла азербайджанские территории, это же понятно даже самому тупому человеку. Все эти комиссии мурыжат и сделать ничего не могут.

Санжар
23.07.2020 в 08:35 - Ответить

Тюркский союз чего молчит. На музыкальных инструментах и концертах только могут себя показать. Азербайджан надо всецело поддержать. Завтра у Казахстана отнимут землю точно так же будут годами переговоры вести. Всякие ОБСЕ и т.д. Нас тут пандемия выкосила а если нападут то вообще хаос будет, снаряды не найдем

G2
23.07.2020 в 10:42 - Ответить

Посол грамотно изложил, воды нет все понятно. Проблема Карабаха закалила азербайджанское общество и в частности дипломатические подходы этой страны.

Джамбульский
23.07.2020 в 12:21 - Ответить

Посол красавчик, текст интервью можно в учебниках по дипломатии использовать! Кто писал респект.

Оставьте свой комментарий к статье:

Рекомендуем прочитать

Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана

КАЗАХСТАН В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ Құрметті отандастар! Құрметті Парламент палаталарының төрағалары, депутаттар, Үкімет мүшелері! Парламенттің кезекті сессиясының жұмысы күрделі кезеңде басталып...

Әзірбайжан Республикасының Қазақстандағы Төтенше және Өкілетті Елшісі Рашад Мамадовтың сұхбаты

- 27 сәуірден бастап Қарабақта ұрыс қимылдары қайта басталды, тараптар бір-бірін атысты тоқтату режимінде айыптауды жалғастыруда. Бұл туралы Әзірбайжанның ұстанымы қандай? - Ең алдымен, мен бұл қақтығыстың...

О международных партнерах Центра Н.Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога

В свете современной и мультивекторной политике Первого Президента РК – Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, Нур-Султан с 2003 года стал признанной мировой столицей диалога религий в формате Съезда лидеров...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока