KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Каким может стать военное противостояние в Азии?

Каким может стать военное противостояние в Азии?

07.07.2019

За последние 70 лет страны АТР продемонстрировали свои высокие темпы развития, обосновывая все больший интерес мировых игроков к этому региону, а также борьбу между ними за региональное господство. В течение этого времени на путь развития и процветания сначала встала Япония, потом Тайвань, Южная Корея, Сингапур и некоторые государства Юго-Восточной Азии. А сегодня по такому же пути идут Китай, Индия и целый ряд других стран азиатского континента.

В течение долгого времени двусторонние отношения служили основой обеспечения региональной безопасности в Азии. Однако ситуация в регионе постоянно меняется, входящие в него страны экономически и политически становятся все более зависимы друг от друга, а их военные структуры тоже начинают объединяться на новой основе. Они строят свои связи для решения общей задачи – задачи обеспечения безопасности и стабильности, которые являются залогом успешного будущего, построенного на твердых принципах. И эти связи сегодня лежат в основе построения и разработки совместных планов, проведения совместных учений и тренировок.

Ещё в далёком 1951 году, как воплощение западной идеи формирования военно-политического союза, способного противостоять Китаю (уже тогда рассматривавшегося Вашингтоном в качестве одного из главных региональных противников), был сформирован военный союз трёх англоязычных стран – США, Австралии и Новой Зеландии (АНЗЮС).

Через четыре года была создана Организация Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) со штаб-квартирой в Бангкоке (Таиланд), куда вошли Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, США, Франция, Таиланд, Пакистан, Филиппины. Целью организации было подавление национально-освободительных движений в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. Однако вскоре в СЕАТО начались разногласия и в итоге в 1977 году СЕАТО был формально распущен.

На данный момент продолжает действовать лишь АНЗЮС, хотя и там есть проблемы. После отказа Новой Зеландии разрешить допуск в свои порты американских кораблей с ядерным оружием на борту двустороннее соглашение о сотрудничестве между этими странами было разорвано.  Тем не менее в афганской и в иракской военных кампаниях участвовали воинские контингенты всех трёх стран-членов блока: США, Австралии и Новой Зеландии.

На этом фоне, а также из-за значительного обострения Соединенными Штатами отношений с Китаем, в Азиатско-Тихоокеанском регионе последние годы Соединенными Штатами используется система военного союза «США – Япония – Южная Корея» как стратегический рычаг для усиления своего влияния над Северо-Восточной Азией и сдерживания КНДР, Китая и России. Особенно активно он стал укрепляться после 15-го ежегодного межправительственного форума в 2016 году в Сингапуре по безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), так называемого «Диалога Шангри-Ла». В частности, в 2016 году США уже начали развертывание 1-й бронированной бригады в Южной Корее числом в 3 500 солдат, 16 истребителей F-35 «невидимок» на базе морской пехоты США в Японии, крупнейших американских военных эсминцев нового типа класса Zumwalt и больших десантных кораблей класса Wasp, несущих истребители нового типа. А также осуществлять многие другие приготовления по формированию возглавляемой США «Азиатской версии НАТО». Ключевыми составляющими нового военного блока Вашингтон активно стремился сделать Японию, Таиланд, Вьетнам, Австралию, Индию, Южную Корею, Сингапур, Филиппины и Малайзию. Главной целью нового образования, по задумкам вашингтонских стратегов, должно было бы стать противостояние растущей мощи Китая в регионе.

В последнее время к военным союзам, действующим под эгидой США, помимо антикитайской и антироссийской направленности все отчетливее стал добавляться и откровенный антииранский вектор, проявленный, в частности, в активном стремлении Вашингтона создать так называемое «Арабское НАТО» и антииранский альянс в Персидском заливе.

Поэтому вполне ожидаемо прозвучало предложение министра обороны Ирана Хоссейна Дехган на прошедшей в апреле в Москве Международной конференции по безопасности объединить с Россией, Индией и Китаем свои усилия в борьбе против «такфиристского терроризма».

В указанных условиях не удивительно, что Китай и Россия, открыто выступающие против монополярного мира с полным политико-экономическим и военным подчинением Вашингтону, также стремятся создать конкурирующие с США объединения и союзы. Одним из таких союзов стала основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Она основана в результате подписания в 1996—1997 годах между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. Она не является военным блоком (как, например, НАТО). Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.

На саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), который состоялся с 1992 года в пятый раз 15 июня в Таджикистане вслед за саммитом Шанхайской организации сотрудничества от Пекина поступило важное предложение. Китайский лидер Си Цзиньпин призвал страны Азии создать конструкцию безопасности наподобие НАТО. В своем выступлении на саммите Си Цзиньпин обратил внимание на незащищенность стран азиатского региона со многих точек зрения: безопасности, территориальной целостности каждой страны, развития экономики и торговли.

Российские наблюдатели, в частности российский лидер Владимир Путин, также подвергли на этом Совещании критике позицию Соединенных Штатов, действующих в обход всех правил в последнее время. Они поддержали китайского президента с его прямым вызовом США, придя к логическому выводу, что этот новый шаг Китая по созданию «азиатского альянса», безусловно, сможет противостоять «Азиатскому НАТО» во главе с США.

Российский президент В.Путин напомнил на саммите, что укрепление безопасности стало одной из важнейших задач на многонациональном азиатском континенте: «Борьба с терроризмом стоит на повестке дня стран Азии как серьезная проблема. С каждым днем становится все выше риск овладения террористическими организациями биологическим, химическим и иными видами оружия массового уничтожения. В ответ на эти серьезные угрозы нужно безотлагательно искать пути решения в рамках широкого сотрудничества». Помимо этого, участники СВМДА подчеркнули, что мир, прежде всего с точки зрения экономических отношений, становится ареной «боев без правил», во многом именно по вине США.

В наши дни членами СВМДА являются следующие страны: Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Иордания, Ирак, Иран, Казахстан, Камбоджа, Катар, Киргизия, Китай, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Пакистан, Южная Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан и Шри-Ланка. На саммите в Душанбе на уровне лидеров были представлены 13 стран: Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Иран, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Китай, Пакистан, Таджикистан, Турция, Узбекистан и Шри-Ланка. Поэтому предложение китайского лидера о создании «азиатского альянса» имеет реальные шансы на его реализацию.

Автор: Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока