KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Каким может стать военное противостояние в Азии?

Каким может стать военное противостояние в Азии?

07.07.2019

За последние 70 лет страны АТР продемонстрировали свои высокие темпы развития, обосновывая все больший интерес мировых игроков к этому региону, а также борьбу между ними за региональное господство. В течение этого времени на путь развития и процветания сначала встала Япония, потом Тайвань, Южная Корея, Сингапур и некоторые государства Юго-Восточной Азии. А сегодня по такому же пути идут Китай, Индия и целый ряд других стран азиатского континента.

В течение долгого времени двусторонние отношения служили основой обеспечения региональной безопасности в Азии. Однако ситуация в регионе постоянно меняется, входящие в него страны экономически и политически становятся все более зависимы друг от друга, а их военные структуры тоже начинают объединяться на новой основе. Они строят свои связи для решения общей задачи – задачи обеспечения безопасности и стабильности, которые являются залогом успешного будущего, построенного на твердых принципах. И эти связи сегодня лежат в основе построения и разработки совместных планов, проведения совместных учений и тренировок.

Ещё в далёком 1951 году, как воплощение западной идеи формирования военно-политического союза, способного противостоять Китаю (уже тогда рассматривавшегося Вашингтоном в качестве одного из главных региональных противников), был сформирован военный союз трёх англоязычных стран – США, Австралии и Новой Зеландии (АНЗЮС).

Через четыре года была создана Организация Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) со штаб-квартирой в Бангкоке (Таиланд), куда вошли Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, США, Франция, Таиланд, Пакистан, Филиппины. Целью организации было подавление национально-освободительных движений в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. Однако вскоре в СЕАТО начались разногласия и в итоге в 1977 году СЕАТО был формально распущен.

На данный момент продолжает действовать лишь АНЗЮС, хотя и там есть проблемы. После отказа Новой Зеландии разрешить допуск в свои порты американских кораблей с ядерным оружием на борту двустороннее соглашение о сотрудничестве между этими странами было разорвано.  Тем не менее в афганской и в иракской военных кампаниях участвовали воинские контингенты всех трёх стран-членов блока: США, Австралии и Новой Зеландии.

На этом фоне, а также из-за значительного обострения Соединенными Штатами отношений с Китаем, в Азиатско-Тихоокеанском регионе последние годы Соединенными Штатами используется система военного союза «США – Япония – Южная Корея» как стратегический рычаг для усиления своего влияния над Северо-Восточной Азией и сдерживания КНДР, Китая и России. Особенно активно он стал укрепляться после 15-го ежегодного межправительственного форума в 2016 году в Сингапуре по безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), так называемого «Диалога Шангри-Ла». В частности, в 2016 году США уже начали развертывание 1-й бронированной бригады в Южной Корее числом в 3 500 солдат, 16 истребителей F-35 «невидимок» на базе морской пехоты США в Японии, крупнейших американских военных эсминцев нового типа класса Zumwalt и больших десантных кораблей класса Wasp, несущих истребители нового типа. А также осуществлять многие другие приготовления по формированию возглавляемой США «Азиатской версии НАТО». Ключевыми составляющими нового военного блока Вашингтон активно стремился сделать Японию, Таиланд, Вьетнам, Австралию, Индию, Южную Корею, Сингапур, Филиппины и Малайзию. Главной целью нового образования, по задумкам вашингтонских стратегов, должно было бы стать противостояние растущей мощи Китая в регионе.

В последнее время к военным союзам, действующим под эгидой США, помимо антикитайской и антироссийской направленности все отчетливее стал добавляться и откровенный антииранский вектор, проявленный, в частности, в активном стремлении Вашингтона создать так называемое «Арабское НАТО» и антииранский альянс в Персидском заливе.

Поэтому вполне ожидаемо прозвучало предложение министра обороны Ирана Хоссейна Дехган на прошедшей в апреле в Москве Международной конференции по безопасности объединить с Россией, Индией и Китаем свои усилия в борьбе против «такфиристского терроризма».

В указанных условиях не удивительно, что Китай и Россия, открыто выступающие против монополярного мира с полным политико-экономическим и военным подчинением Вашингтону, также стремятся создать конкурирующие с США объединения и союзы. Одним из таких союзов стала основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Она основана в результате подписания в 1996—1997 годах между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. Она не является военным блоком (как, например, НАТО). Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.

На саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), который состоялся с 1992 года в пятый раз 15 июня в Таджикистане вслед за саммитом Шанхайской организации сотрудничества от Пекина поступило важное предложение. Китайский лидер Си Цзиньпин призвал страны Азии создать конструкцию безопасности наподобие НАТО. В своем выступлении на саммите Си Цзиньпин обратил внимание на незащищенность стран азиатского региона со многих точек зрения: безопасности, территориальной целостности каждой страны, развития экономики и торговли.

Российские наблюдатели, в частности российский лидер Владимир Путин, также подвергли на этом Совещании критике позицию Соединенных Штатов, действующих в обход всех правил в последнее время. Они поддержали китайского президента с его прямым вызовом США, придя к логическому выводу, что этот новый шаг Китая по созданию «азиатского альянса», безусловно, сможет противостоять «Азиатскому НАТО» во главе с США.

Российский президент В.Путин напомнил на саммите, что укрепление безопасности стало одной из важнейших задач на многонациональном азиатском континенте: «Борьба с терроризмом стоит на повестке дня стран Азии как серьезная проблема. С каждым днем становится все выше риск овладения террористическими организациями биологическим, химическим и иными видами оружия массового уничтожения. В ответ на эти серьезные угрозы нужно безотлагательно искать пути решения в рамках широкого сотрудничества». Помимо этого, участники СВМДА подчеркнули, что мир, прежде всего с точки зрения экономических отношений, становится ареной «боев без правил», во многом именно по вине США.

В наши дни членами СВМДА являются следующие страны: Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Иордания, Ирак, Иран, Казахстан, Камбоджа, Катар, Киргизия, Китай, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Пакистан, Южная Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан и Шри-Ланка. На саммите в Душанбе на уровне лидеров были представлены 13 стран: Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Иран, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Китай, Пакистан, Таджикистан, Турция, Узбекистан и Шри-Ланка. Поэтому предложение китайского лидера о создании «азиатского альянса» имеет реальные шансы на его реализацию.

Автор: Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

 

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Мнение «Kazanalytics» об аналитической статье «Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Экспертное сообщество казахстанского аналитический портала «Kazanalytics» обратили внимание на материал опубликованный «Центром анализа и прогнозирования Открытый мир» под заголовком «Роль Афганистана в сценариях...

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) – масштабная и амбициозная стратегия, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Эта инициатива направлена на укрепление экономической интеграции и...

Приоритет для Афганистана: безопасность, ликвидация голода или гендерная интеграция?

По мотивам доклада Специальной оценочной миссии ООН по Афганистану В последнее время в экспертной среде активно обсуждается доклад координатора Специальной оценочной миссии ООН по Афганистану Феридуна...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока