KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

К вопросу отправки военных в Сирию

К вопросу отправки военных в Сирию

08.07.2017

Несмотря на опровержение Казахстаном и Кыргызстаном информации о возможной отправке военных этих стран в Сирию, полемика по этому вопросу не только не утихает, но и порождает различные версии и предположения.

Как известно, в июне т.г. в комментарии телеканалу Haberturk представитель президента Турции И.Калым заявил, что на переговорах со спецпредставителем президента России по Сирии А.Лаврентьевым речь шла о возможности введения в зоны деэскалации военнослужащих из Казахстана и Кыргызстана. Аналогичная информация была озвучена и председателем комитета Госдумы (РФ) по обороне В.Шамановым. Однако об участии представителей Бишкека и Астаны в этих переговорах не сообщалось.

Данные сообщения были оперативно опровергнуты главой МИД РК К.Абдрахмановым, заявившим, «Казахстан ни с кем не ведет переговоров по направлению в Сирию своих военнослужащих«, и Генштабом Кыргызстана.

Причем находящийся в тот период с визитом в г.Москве президент Кыргызстана А.Атамбаев в интервью отметил: «Этот вопрос вообще не возникал ни во время встречи в узком формате – у нас был обед с Путиным – ни вообще не поднимался».

Тем временем в российском экспертном сообществе от реальности осуществления этой идеи не отказываются. Так, президент Академии геополитических проблем (РФ) д.в.н. К.Сивков полагает, что «переброска полноценных войск вряд ли возможна. Но речь может идти о размещении в Сирии военных советников от этих стран. Хотя особой необходимости в этом нет. Скорее всего, это для символического участия этих стран в защите Сирии и моральной поддержки России».

Подобная точка зрения содержится в высказываниях главного редактора журнала «Национальная оборона» (РФ) И.Коротченко: «Отправка военнослужащих Казахстана и Кыргызстана может быть осуществлена для контроля за зонами деэскалации конфликта, исключая ведение боевых действий».

Эксперт Н.Фридрихсон по этому поводу сообщила «Взгляд.ру» следующее: «Модель Москва – Анкара – Астана направлена против активных действий США. В последние время Вашингтон действует радикально на сирийском направлении, не стесняясь нарушать наши прямые интересы, например, атакуя сирийских военных. Москве и Анкаре важно создать некую ось сотрудничества по Сирии, куда вовлечь новых игроков, например, такие сопутствующие страны, как Казахстан и Кыргызстан».

В свою очередь, лидер сирийской оппозиционной группы «Хмеймим» И. Масаад в интервью изданию РБК предположил, что гаранты перемирия в Сирии (Россия, Турция и Иран) договорились, что Россия выберет наблюдателей в зонах деэскалации из числа мусульманских стран, не вовлеченных в сирийский конфликт и поддерживающих позиции Москвы и Дамаска.

Опрошенные изданием РБК российские эксперты считают, что «Казахстан и Кыргызстан могут быть заинтересованы в участии своих военных в сирийской операции и использовать для этого миротворческий механизм ОДКБ». Одновременно это может быть способом «увеличить свой вес на международной арене и возможностью обкатать свои войска в боевой обстановке».

На этом фоне не исключается версия «об отправке по мандату ОДКБ». Однако согласно законодательству РК следует учесть принципиально важные условия для рассмотрения возможности направления миротворцев в любую горячую точку — это наличие резолюции Совета Безопасности ООН и соответствующего мандата этой Организации.

ОДКБ мандата ООН на миротворческую операцию не получал, а между Казахстаном и Сирией отсутствует договор о военной или какой-либо еще помощи. Следует принимать во внимание и выступление Казахстана, непостоянного члена Совбеза ООН, в качестве площадки для Астанинского переговорного процессе. Казахстан не может принимать участия в миротворческой операции — такой поступок подорвет доверие к посреднику, который вмешивается в процесс в качестве участника.

По этому поводу отечественный политолог А.Сарым достаточно категоричен: «На Россию никто извне не нападал. Россия пусть сама это расхлебывает. Вряд ли Путин согласовывал это с коллегами по ОДКБ. Наши союзнические отношения по ОДКБ не предполагают внешней агрессии».

В целом в казахстанском обществе идея о возможной отправке казахстанских солдат в Сирию вызвала крайне негативную реакцию.

Политологи предполагают, что это обернется волной терроризма внутри страны, ухудшит отношения с Западом и суннитским миром и лишит страну права быть посредником и миротворцем в сирийском конфликте.

Накануне переговоров в Астане 4–5 июля т.г. МИД Казахстана проинформировал, что на встрече будет рассматриваться вопрос обеспечения безопасности и эффективности четырех зон деэскалации в Сирии. При этом руководитель пресс-службы МИД А.Жайнаков еще раз подтвердил, что позиция Астаны остается неизменной и Казахстан не ведет переговоры об отправке своих военных в Сирию.

Тогда в чем причина муссирования этого вопроса? Или «дыма без огня не бывает», а с учетом информационного вброса, «за кулисами» все же идет проработка этого предложения? И главное — кому это выгодно?

Учитывая, что инициатива стала достоянием гласности на фоне сближения Москвы и Анкары, не исключается, что Турция спешит затянуть Казахстан в свой ситуативный союз с Россией, чтобы совместно противостоять нажиму США в Сирии.

В свою очередь, Москва посылает сигнал о том, что стратегическое партнерство подразумевает не только подписание деклараций, но и реальную, в том числе, военную поддержку. Москва крайне заинтересована в расширении национального состава военных в Сирии.

Осуществление российского плана добавит легитимности присутствию и действиям российского контингента. Послужит хорошим шансом разбавить наличие шиитских бригад, лояльных исключительно Тегерану (известно, что Иран и Россия имеют кардинально различные схемы для будущего развития ситуации Сирии). Москва в последние полгода пыталась официально уменьшить количество непосредственно российских военнослужащих в Сирии. Однако сократить их численность на фоне роста иранских бригад опасно. Теперь идет попытка пополнить число лояльных Кремлю, но официально не российских военных казахами и киргизами.

Если это так, то процесс зондирования посредством масс-медиа руководства Кыргызстана и Казахстана вполне понятен и логично укладывается в схему по выяснению позиций.

Позволим предположить, что вмешательство РК в военную операцию в Сирии маловероятно, поскольку для страны от этого, кроме минусов, ожидать нечего. (авт.Бабур Дауренбек)

Гость
09.07.2017 в 11:44 - Ответить

Судя по тому, что казахский президент не высказался по этому вопросу, вопрос на стадии рассмотрения.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока