KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

К вопросу отправки военных в Сирию

К вопросу отправки военных в Сирию

08.07.2017

Несмотря на опровержение Казахстаном и Кыргызстаном информации о возможной отправке военных этих стран в Сирию, полемика по этому вопросу не только не утихает, но и порождает различные версии и предположения.

Как известно, в июне т.г. в комментарии телеканалу Haberturk представитель президента Турции И.Калым заявил, что на переговорах со спецпредставителем президента России по Сирии А.Лаврентьевым речь шла о возможности введения в зоны деэскалации военнослужащих из Казахстана и Кыргызстана. Аналогичная информация была озвучена и председателем комитета Госдумы (РФ) по обороне В.Шамановым. Однако об участии представителей Бишкека и Астаны в этих переговорах не сообщалось.

Данные сообщения были оперативно опровергнуты главой МИД РК К.Абдрахмановым, заявившим, «Казахстан ни с кем не ведет переговоров по направлению в Сирию своих военнослужащих«, и Генштабом Кыргызстана.

Причем находящийся в тот период с визитом в г.Москве президент Кыргызстана А.Атамбаев в интервью отметил: «Этот вопрос вообще не возникал ни во время встречи в узком формате – у нас был обед с Путиным – ни вообще не поднимался».

Тем временем в российском экспертном сообществе от реальности осуществления этой идеи не отказываются. Так, президент Академии геополитических проблем (РФ) д.в.н. К.Сивков полагает, что «переброска полноценных войск вряд ли возможна. Но речь может идти о размещении в Сирии военных советников от этих стран. Хотя особой необходимости в этом нет. Скорее всего, это для символического участия этих стран в защите Сирии и моральной поддержки России».

Подобная точка зрения содержится в высказываниях главного редактора журнала «Национальная оборона» (РФ) И.Коротченко: «Отправка военнослужащих Казахстана и Кыргызстана может быть осуществлена для контроля за зонами деэскалации конфликта, исключая ведение боевых действий».

Эксперт Н.Фридрихсон по этому поводу сообщила «Взгляд.ру» следующее: «Модель Москва – Анкара – Астана направлена против активных действий США. В последние время Вашингтон действует радикально на сирийском направлении, не стесняясь нарушать наши прямые интересы, например, атакуя сирийских военных. Москве и Анкаре важно создать некую ось сотрудничества по Сирии, куда вовлечь новых игроков, например, такие сопутствующие страны, как Казахстан и Кыргызстан».

В свою очередь, лидер сирийской оппозиционной группы «Хмеймим» И. Масаад в интервью изданию РБК предположил, что гаранты перемирия в Сирии (Россия, Турция и Иран) договорились, что Россия выберет наблюдателей в зонах деэскалации из числа мусульманских стран, не вовлеченных в сирийский конфликт и поддерживающих позиции Москвы и Дамаска.

Опрошенные изданием РБК российские эксперты считают, что «Казахстан и Кыргызстан могут быть заинтересованы в участии своих военных в сирийской операции и использовать для этого миротворческий механизм ОДКБ». Одновременно это может быть способом «увеличить свой вес на международной арене и возможностью обкатать свои войска в боевой обстановке».

На этом фоне не исключается версия «об отправке по мандату ОДКБ». Однако согласно законодательству РК следует учесть принципиально важные условия для рассмотрения возможности направления миротворцев в любую горячую точку — это наличие резолюции Совета Безопасности ООН и соответствующего мандата этой Организации.

ОДКБ мандата ООН на миротворческую операцию не получал, а между Казахстаном и Сирией отсутствует договор о военной или какой-либо еще помощи. Следует принимать во внимание и выступление Казахстана, непостоянного члена Совбеза ООН, в качестве площадки для Астанинского переговорного процессе. Казахстан не может принимать участия в миротворческой операции — такой поступок подорвет доверие к посреднику, который вмешивается в процесс в качестве участника.

По этому поводу отечественный политолог А.Сарым достаточно категоричен: «На Россию никто извне не нападал. Россия пусть сама это расхлебывает. Вряд ли Путин согласовывал это с коллегами по ОДКБ. Наши союзнические отношения по ОДКБ не предполагают внешней агрессии».

В целом в казахстанском обществе идея о возможной отправке казахстанских солдат в Сирию вызвала крайне негативную реакцию.

Политологи предполагают, что это обернется волной терроризма внутри страны, ухудшит отношения с Западом и суннитским миром и лишит страну права быть посредником и миротворцем в сирийском конфликте.

Накануне переговоров в Астане 4–5 июля т.г. МИД Казахстана проинформировал, что на встрече будет рассматриваться вопрос обеспечения безопасности и эффективности четырех зон деэскалации в Сирии. При этом руководитель пресс-службы МИД А.Жайнаков еще раз подтвердил, что позиция Астаны остается неизменной и Казахстан не ведет переговоры об отправке своих военных в Сирию.

Тогда в чем причина муссирования этого вопроса? Или «дыма без огня не бывает», а с учетом информационного вброса, «за кулисами» все же идет проработка этого предложения? И главное — кому это выгодно?

Учитывая, что инициатива стала достоянием гласности на фоне сближения Москвы и Анкары, не исключается, что Турция спешит затянуть Казахстан в свой ситуативный союз с Россией, чтобы совместно противостоять нажиму США в Сирии.

В свою очередь, Москва посылает сигнал о том, что стратегическое партнерство подразумевает не только подписание деклараций, но и реальную, в том числе, военную поддержку. Москва крайне заинтересована в расширении национального состава военных в Сирии.

Осуществление российского плана добавит легитимности присутствию и действиям российского контингента. Послужит хорошим шансом разбавить наличие шиитских бригад, лояльных исключительно Тегерану (известно, что Иран и Россия имеют кардинально различные схемы для будущего развития ситуации Сирии). Москва в последние полгода пыталась официально уменьшить количество непосредственно российских военнослужащих в Сирии. Однако сократить их численность на фоне роста иранских бригад опасно. Теперь идет попытка пополнить число лояльных Кремлю, но официально не российских военных казахами и киргизами.

Если это так, то процесс зондирования посредством масс-медиа руководства Кыргызстана и Казахстана вполне понятен и логично укладывается в схему по выяснению позиций.

Позволим предположить, что вмешательство РК в военную операцию в Сирии маловероятно, поскольку для страны от этого, кроме минусов, ожидать нечего. (авт.Бабур Дауренбек)

Гость
09.07.2017 в 11:44 - Ответить

Судя по тому, что казахский президент не высказался по этому вопросу, вопрос на стадии рассмотрения.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

В отношении транзитного потенциала ЦАР

Складывающаяся геополитическая ситуация продолжает оказывать позитивное влияние на транзитный потенциал Центрально-азиатского региона (ЦАР). Постоянные нападения на торговое судоходство в Красном море со стороны...

Атақты арабист Асқар Мусиновтің асуларын білесіз бе? Шығыстанушы-арабист Асқар Мусинов туралы не білеміз?

Ұзақ жылғы үзеңгілес әріптесіміз, ағалы-інілі бауыр, отандық дипломатия саласының көрнекті өкілдерінің бірі, шығыстанушы-арабист Асқар Ахметұлы Мусиновтың кенеттен келген қазасы баршамыздың қабырғамызға батты....

Российско-Западная энергетическая война. Часть II.

Конфликт России и Запада продолжается, в том числе и в энергетической сфере.  В прошлом году я дал развернутый анализ стадии энергетической «войны» на том этапе: Российско-Западная энергетическая война...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока