KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Начнет ли «Хизбалла» войну с Израилем из-за бегства Харири?

Начнет ли «Хизбалла» войну с Израилем из-за бегства Харири?

15.11.2017

Премьер-министр Ливана Саад Харири совершил беспрецедентный для ближневосточного региона шаг, уехав из страны в Саудовскую Аравию и оттуда заявив, что уходит в отставку со своего поста. Он обвинил «Хизбаллу» в предательстве ливанских интересов. Харири сказал также, что Иран пытается захватить контроль в Ливане и вмешивается в дела арабских стран. Помимо этого, премьер обвинил «Хизбаллу» и Иран в подготовке покушения на его жизнь. Президент Ливана Мищель Аун, союзник «Хизбаллы», пока не принял его отставку. «Хизбалла», в свою очередь, призвала Харири вернуться в Ливан, утверждая, что он объявил об уходе в отставку под саудовским давлением.

Причина столь резкого демарша Саада Харири связана не столько с ливанской политикой, сколько с противостоянием между Саудовской Аравией и Ираном в ближневосточной регионе. Примерно год назад в Ливане закончился политический кризис, тянувшийся два года, в течение которых политические силы не могли договориться об избрании нового президента. «Хизбалла» и ее союзники выдвигали кандидатуру Мишеля Ауна, а сунниты, друзы и часть христиан категорически выступали против. Причем это тоже было иранско-саудовское противостояние в первую очередь. Иранцы стояли за «Хизбаллой», саудовцы — за Харири. На голосовании в парламенте невозможно было добиться утверждения президента. В итоге страна жила без президента и без правительства, что привело к таким проблемам, как кучи мусора на улицах Бейрута, помимо прочего.

Неожиданного примерно год назад саудовцы сказали Харири, что далее не будут поддерживать его деньгами в противостоянии с проиранскими силами, и ему следует пойти на компромисс. Причины этого шага лично я не понял. Скорее всего, Саудовская Аравия просто совершила большую ошибку. Харири остался без саудовской поддержки и уже не мог выстоять под иранским давлением. Ему пришлось согласиться с требованиями «Хизбаллы» в обмен на пост премьера-министра. За прошедший год Иран добился значительных успехов в регионе.

Во-первых, после согласия Сада Харири на кандидатуру Мишеля Ауна в Ливане появился проиранский президент и было сформировано правительство с участием многих сторонников «Хизбаллы» и фактически страна перешла под контроль проиранских сил, получивших при этом желанную легитимацию в глазах местного населения и не только.

Во-вторых, в Сирии союзник Ирана президент Башар Асад практически полностью разгромил противостоящие ему силы, с помощью России. Американцы тем временем сократили поддержку сирийской оппозиции.

На этом же фоне попытки Саудовской Аравии ликвидировать в Йемене проиранский мятеж успехом не увенчались. Все эти события привели к тому, что Эр-Рияд пересмотрел свою политику в Ливане, так как Иран стал намного сильнее. Саад Харири сначала посетил Эр-Рияд с обычным визитом, как ливанский премьер, и, вероятно, тогда его и попросили прекратить сотрудничество с «Хизбаллой», объявить об уходе в отставку и раскритиковать Иран, в обмен на восстановление финансовой поддержки. После чего он вернулся на несколько дней в Ливан, а затем опять улетел в Саудовскую Аравию и выступил со своим заявлением. Я не согласен с версией о том, что саудовцы вынудили или заставили его подать в отставку, так как Харири мог остаться в Бейруте и не возвращаться в Эр-Рияд. Скорее всего, он и сам не возражал против этого демарша.

Отставка Харири будет означать для Ирана и «Хизбаллы» потерю легитимности их контроля над Ливаном и это серьезный удар по иранским интересам. Иранская власть над Ливаном немедленно потеряла законность. Это напоминает тот анекдот про не слишком умное высказывание Сталина по поводу количества дивизий Папы Римского. У «Хизбаллы» дивизий много, а у Харири — ни одной, но в данной ситуации важна не сила, а легитимность, которую Иран потерял. В такой ситуации проиранские силы, скорее всего, постараются срочно найти нового кандидата на пост премьер-министра, которым, согласно ливанской конституции, должен быть представитель суннитской общины. Однако неясно, получит ли новый кандидат большинство голосов в парламенте текущего созыва, где сильны противники «Хизбаллы», особенно после того, как Харири обвинил «Хизбаллу» в предательстве и подготовке покушения на его жизнь. Новые парламентские выборы должны состояться весной 2018 года. «Хизбалла» вряд ли постарается устроить какую-либо провокацию и вовлечь Израиль в войну против Ливана из-за текущего кризиса.

Для ливанской группировки очевидно, что израильский ответный удар по Ливану приведет к разрушительным последствиям для этой страны. Хотя «Хизбалла» сегодня стала сильнее, чем в 2006 году, и способна выпускать по Израилю до 1500 ракет в день, израильская армия в ответ может стереть с лица земли огромное количество деревень, служащих базами «Хизбаллы», и уничтожить ливанскую инфраструктуру. Лидер ливанской группировки Хасан Насралла после Второй Ливанской войны признался, что не устроил бы ту провокацию, если бы знал, каким станет израильский ответ. Вместе с тем, военный конфликт вероятен из-за строительства в Ливане иранских оружейных заводов для «Хизбаллы».

Израиль, скорее всего, постарается их уничтожить, и это позволит «Хизбалле» обвинить израильскую сторону в новой агрессии. Но и в такой ситуации для «Хизбаллы» будет нелегко развязать большую войну из-за разрушительных последствий для Ливана. Помимо этого, огромный ракетный арсенал, накопленный с помощью Ирана, предназначен на случай израильского удара по иранским ядерным объектам, а не для войны «Хизбаллы» с Израилем из-за ливанского кризиса. Этот арсенал служит для Ирана потенциалом сдерживания Израиля. И в 2006 году иранские власти остались недовольны тем, что «Хизбалла» израсходовала ракеты, которые должны были служить для удара по Израилю в ответ на вероятную бомбардировку Ирана. Поэтому принять решение о новой войне для обеих сторон не так уж просто, и Израиль и «Хизбалла» продолжат сосуществовать относительно мирно, несмотря на кризис в Ливане.

Профессор Амация Барам, директор Центра изучения Ближнего Востока в университете Хайфы.

Астар
16.11.2017 в 14:29 - Ответить

Президент Ливана Мишель Аун заявил, что подавший в отставку премьер-министр Саад Аль-Харири находится в Саудовской Аравии под арестом, и Ливан расценивает это как агрессию.

Арест Аль-Харири нарушает Венскую конвенцию и права человека, процитировало слова Ауна Ливанское национальное информационное агентство.

Президент заверил, что Ливан находится в безопасности, финансовые рынки функционируют должным образом, а национальное единство способно защитить страну.

Аун отметил, что отставка Аль-Харири не может быть принята, поскольку об этом он заявил из-за границы. Премьер должен вернуться в Ливан, чтобы официально подать в отставку или отказаться от своего заявления.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока