KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

15.01.2024

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) – масштабная и амбициозная стратегия, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Эта инициатива направлена на укрепление экономической интеграции и сотрудничества между различными странами, особенно в Азии, Африке и Европе.

ОПОП опирается на многолетнюю международную инфраструктурную дипломатию Китая и сигнализирует направлении консолидации его зарубежных инвестиций, коммерческих займов и грантов в качестве помощи различным странам. Проект состоит из трех основных компонентов:

  1. Экономический пояс Шелкового пути – трансконтинентальный коридор, соединяющий Китай с Юго-Восточной Азией, Южной Азией, Центральной Азией, Россией и Европой.
  2. Морской шелковый путь 21 века – морские пути, соединяющие прибрежные регионы Китая с Юго-Восточной и Южной Азией, Южной частью Тихого океана, Западной Азией и Восточной Африкой.
  3. Цифровой шелковый путь (ЦШП) – обмен информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и цифровое сотрудничество с формирующимися рынками и развивающимися экономиками.

ЦШП – самый малоизученный элемент китайской логистической инициативы, «мягкий» аспект ОПОП.

Цель этой инициативы — создание цифровых путей связи, развитие цифровой экономики и содействие инновационному развитию в странах, участвующих в ОПОП. ЦШП включает в себя несколько ключевых аспектов:

  1. Цифровая инфраструктура. В рамках этой инициативы Китай содействует строительству и модернизации цифровой инфраструктуры, такой как широкополосные сети, облачные вычисления, центры обработки данных, искусственный интеллект и т.д.
  2. Цифровая торговля. Поощрение цифровой торговли и сотрудничества в области электронной коммерции между участвующими странами.
  3. Цифровая экономика. Развитие инновационных отраслей, таких как искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн и другие технологии, чтобы укрепить цифровую экономику в регионе.
  4. Цифровая образовательная и научно-исследовательская сфера. Сотрудничество в области цифрового образования и исследований для поддержки развития человеческого капитала и научных знаний.
  5. Кибербезопасность. Работа над вопросами кибербезопасности для обеспечения безопасности цифровой инфраструктуры.

Эта инициатива является частью более широкой стратегии, направленной на укрепление экономических, торговых и культурных связей между странами по всему миру. Она также имеет связи с глобальными тенденциями цифровой трансформации.

Сегодня ЦШП претендует на то, чтобы сделать Китай мировым лидером по обеспечению физической инфраструктуры цифровых систем. Китайские частные субъекты и государственные предприятия при поддержке государственных банков предложили недорогие технологические контракты и быстро осуществили ИКТ проекты в Индо-Тихоокеанском регионе, Африке, Европе, других частях мира, в том числе и в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР). Официальные данные правительства КНР свидетельствуют о том, что страна подписала двусторонние соглашения о цифровом сотрудничестве и развитии цифровой инфраструктуры примерно с 40 странами, или около одной четвертой от общего числа стран, примкнувших к ОПОП. Растущее присутствие ЦШП, сопровождаемое масштабными инвестициями в области связи и цифровой инфраструктуры, дает Китаю возможность формировать технологическую политику участвующих и других стран. Укрепляя свои позиции в цифровой сфере, Китай стремится позиционировать себя как альтернативу Западу.

Китай становится серьезным конкурентом технологическому укладу, возглавляемому США, успешно используя ЦШП и экспортируя технологии для изменения порядка в региональной цифровой экосистеме. До превращения Китая в крупного мирового поставщика технологий, особенно до того, как его экспорт технологий перешел под эгиду ЦШП, США и их союзники доминировали на мировых технологических рынках. Доля США в мировом экспорте высоких технологий снизилась с 21 процента (357,4 миллиарда долларов США) в 2007 году до 9,4 процента (264,8 млрд долларов США) в 2021 г. Между тем доля Китая в мировом экспорте технологий выросла с 20,3 процента (345 миллиардов долларов США) в 2007 году до 33,4 процента (942 миллиарда долларов США) в 2021 году.

Распространение китайских технологий вызывает значительную озабоченность у Запада, который опасается потерять выгодные технологические контракты из-за китайских корпораций. Западные державы опасаются, что китайский экспорт технологий сопровождается китайскими моделями цифрового авторитаризма и социальными нормами, которые используют ИКТ для наблюдения, подавления и манипулирования местным и иностранным населением. Эти опасения также усугубляются в связи с «Законом Китайской Народной Республики об обеспечении национальной безопасности» («Law of the People’s Republic of China on Safeguarding National Security») 2017 года, который обязывает китайские организации и граждан сотрудничать с государством в разведывательных интересах. Такое сотрудничество включает в себя передачу или предоставление доступа к пользовательским данным или другой информации, относящейся к национальной безопасности, или к любому другому набору данных, которыми оперируют китайские технологические компании. Это вызывает различные спекуляции вокруг наличия цифровых «бэкдоров» в цифровой инфраструктуре, предоставляемой китайскими компаниями.

По мнению западных экспертов ЦШП является частью более широкой стратегии технонационализма, которая фокусируется на технологическом совершенстве, направленном на геополитическое вытеснение США и технологий доминирования Запада. Инициатива ЦШП позволила Пекину создать технологическую империю, бросающую вызов превосходству западных цифровых технологий.

Современное соперничество Китая и США характеризуется технологическими, экономическими и геополитическими столкновениями в различных регионах, в том числе и в ЦАР, где экономикам стран требуется внешняя помощь в наращивании их технологических возможностей, в том числе и в области ИКТ.

Хорошо известные передовые китайские технологии, вероятно, останутся привлекательными для стран ЦАР, несмотря на заявления о безопасности, озвучиваемые на Западе. Китайские компании имеют в регионе прочные позиции благодаря своей долгосрочной кредитной политике и высокой толерантности к финансовым рискам.

Осознавая риски в области кибербезопасности, которые несут в себе иностранные цифровые технологии (китайские или западные), страны ЦАР не могут отказаться от цифровых технологий из-за коммерческих соображений и выгод. Это противоречие между затратами и рисками безопасности будет неизбежно усиливаться в дальнейшем.

Активность китайских компаний в сфере цифровых инициатив в Центральной Азии включает в себя реализацию проектов в области цифровой инфраструктуры, электронной коммерции, технологий связи и цифрового управления. Важной составляющей этих инициатив является интеграция стран Центральной Азии в ЦШП, которая имеет ряд преимуществ:

  1. Инфраструктурное развитие региона. Китай предоставляет инвестиции в строительство цифровой инфраструктуры, такой как широкополосный интернет, цифровые платформы и центры обработки данных, что может способствовать развитию экономики.
  2. Развитие технологического сектора. Китайские компании могут содействовать развитию технологического сектора в ЦАР, внедряя современные цифровые технологии и поддерживая стартапы.
  3. Улучшение торговых связей. Цифровые инициативы способствуют улучшению торговых связей между Китаем и странами ЦАР, что в свою очередь может стимулировать экономический рост.

Вместе с тем существуют и определенные риски:

  1. Зависимость от Китая. Интенсивная цифровая интеграция может сделать страны ЦАР более зависимыми от экономики и технологий Китая.
  2. Кибербезопасность. С увеличением обмена данными между странами может возникнуть проблема безопасности данных, особенно в контексте кибератак и кибершпионажа.
  3. Экономическая неравенство. При активном участии Китая существует риск усиления экономического неравенства между различными странами региона.

Таким образом, представляется важным, чтобы страны ЦАР, участвуя в инициативе ЦШП умело балансировали между достижением собственных интересов и выгод и соблюдением норм и стандартов в области кибербезопасности, а также разрабатывали стратегии для управления рисками и достижения целей устойчивого развития в свете цифровых инициатив.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока