KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

15.01.2024

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) – масштабная и амбициозная стратегия, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Эта инициатива направлена на укрепление экономической интеграции и сотрудничества между различными странами, особенно в Азии, Африке и Европе.

ОПОП опирается на многолетнюю международную инфраструктурную дипломатию Китая и сигнализирует направлении консолидации его зарубежных инвестиций, коммерческих займов и грантов в качестве помощи различным странам. Проект состоит из трех основных компонентов:

  1. Экономический пояс Шелкового пути – трансконтинентальный коридор, соединяющий Китай с Юго-Восточной Азией, Южной Азией, Центральной Азией, Россией и Европой.
  2. Морской шелковый путь 21 века – морские пути, соединяющие прибрежные регионы Китая с Юго-Восточной и Южной Азией, Южной частью Тихого океана, Западной Азией и Восточной Африкой.
  3. Цифровой шелковый путь (ЦШП) – обмен информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и цифровое сотрудничество с формирующимися рынками и развивающимися экономиками.

ЦШП – самый малоизученный элемент китайской логистической инициативы, «мягкий» аспект ОПОП.

Цель этой инициативы — создание цифровых путей связи, развитие цифровой экономики и содействие инновационному развитию в странах, участвующих в ОПОП. ЦШП включает в себя несколько ключевых аспектов:

  1. Цифровая инфраструктура. В рамках этой инициативы Китай содействует строительству и модернизации цифровой инфраструктуры, такой как широкополосные сети, облачные вычисления, центры обработки данных, искусственный интеллект и т.д.
  2. Цифровая торговля. Поощрение цифровой торговли и сотрудничества в области электронной коммерции между участвующими странами.
  3. Цифровая экономика. Развитие инновационных отраслей, таких как искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн и другие технологии, чтобы укрепить цифровую экономику в регионе.
  4. Цифровая образовательная и научно-исследовательская сфера. Сотрудничество в области цифрового образования и исследований для поддержки развития человеческого капитала и научных знаний.
  5. Кибербезопасность. Работа над вопросами кибербезопасности для обеспечения безопасности цифровой инфраструктуры.

Эта инициатива является частью более широкой стратегии, направленной на укрепление экономических, торговых и культурных связей между странами по всему миру. Она также имеет связи с глобальными тенденциями цифровой трансформации.

Сегодня ЦШП претендует на то, чтобы сделать Китай мировым лидером по обеспечению физической инфраструктуры цифровых систем. Китайские частные субъекты и государственные предприятия при поддержке государственных банков предложили недорогие технологические контракты и быстро осуществили ИКТ проекты в Индо-Тихоокеанском регионе, Африке, Европе, других частях мира, в том числе и в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР). Официальные данные правительства КНР свидетельствуют о том, что страна подписала двусторонние соглашения о цифровом сотрудничестве и развитии цифровой инфраструктуры примерно с 40 странами, или около одной четвертой от общего числа стран, примкнувших к ОПОП. Растущее присутствие ЦШП, сопровождаемое масштабными инвестициями в области связи и цифровой инфраструктуры, дает Китаю возможность формировать технологическую политику участвующих и других стран. Укрепляя свои позиции в цифровой сфере, Китай стремится позиционировать себя как альтернативу Западу.

Китай становится серьезным конкурентом технологическому укладу, возглавляемому США, успешно используя ЦШП и экспортируя технологии для изменения порядка в региональной цифровой экосистеме. До превращения Китая в крупного мирового поставщика технологий, особенно до того, как его экспорт технологий перешел под эгиду ЦШП, США и их союзники доминировали на мировых технологических рынках. Доля США в мировом экспорте высоких технологий снизилась с 21 процента (357,4 миллиарда долларов США) в 2007 году до 9,4 процента (264,8 млрд долларов США) в 2021 г. Между тем доля Китая в мировом экспорте технологий выросла с 20,3 процента (345 миллиардов долларов США) в 2007 году до 33,4 процента (942 миллиарда долларов США) в 2021 году.

Распространение китайских технологий вызывает значительную озабоченность у Запада, который опасается потерять выгодные технологические контракты из-за китайских корпораций. Западные державы опасаются, что китайский экспорт технологий сопровождается китайскими моделями цифрового авторитаризма и социальными нормами, которые используют ИКТ для наблюдения, подавления и манипулирования местным и иностранным населением. Эти опасения также усугубляются в связи с «Законом Китайской Народной Республики об обеспечении национальной безопасности» («Law of the People’s Republic of China on Safeguarding National Security») 2017 года, который обязывает китайские организации и граждан сотрудничать с государством в разведывательных интересах. Такое сотрудничество включает в себя передачу или предоставление доступа к пользовательским данным или другой информации, относящейся к национальной безопасности, или к любому другому набору данных, которыми оперируют китайские технологические компании. Это вызывает различные спекуляции вокруг наличия цифровых «бэкдоров» в цифровой инфраструктуре, предоставляемой китайскими компаниями.

По мнению западных экспертов ЦШП является частью более широкой стратегии технонационализма, которая фокусируется на технологическом совершенстве, направленном на геополитическое вытеснение США и технологий доминирования Запада. Инициатива ЦШП позволила Пекину создать технологическую империю, бросающую вызов превосходству западных цифровых технологий.

Современное соперничество Китая и США характеризуется технологическими, экономическими и геополитическими столкновениями в различных регионах, в том числе и в ЦАР, где экономикам стран требуется внешняя помощь в наращивании их технологических возможностей, в том числе и в области ИКТ.

Хорошо известные передовые китайские технологии, вероятно, останутся привлекательными для стран ЦАР, несмотря на заявления о безопасности, озвучиваемые на Западе. Китайские компании имеют в регионе прочные позиции благодаря своей долгосрочной кредитной политике и высокой толерантности к финансовым рискам.

Осознавая риски в области кибербезопасности, которые несут в себе иностранные цифровые технологии (китайские или западные), страны ЦАР не могут отказаться от цифровых технологий из-за коммерческих соображений и выгод. Это противоречие между затратами и рисками безопасности будет неизбежно усиливаться в дальнейшем.

Активность китайских компаний в сфере цифровых инициатив в Центральной Азии включает в себя реализацию проектов в области цифровой инфраструктуры, электронной коммерции, технологий связи и цифрового управления. Важной составляющей этих инициатив является интеграция стран Центральной Азии в ЦШП, которая имеет ряд преимуществ:

  1. Инфраструктурное развитие региона. Китай предоставляет инвестиции в строительство цифровой инфраструктуры, такой как широкополосный интернет, цифровые платформы и центры обработки данных, что может способствовать развитию экономики.
  2. Развитие технологического сектора. Китайские компании могут содействовать развитию технологического сектора в ЦАР, внедряя современные цифровые технологии и поддерживая стартапы.
  3. Улучшение торговых связей. Цифровые инициативы способствуют улучшению торговых связей между Китаем и странами ЦАР, что в свою очередь может стимулировать экономический рост.

Вместе с тем существуют и определенные риски:

  1. Зависимость от Китая. Интенсивная цифровая интеграция может сделать страны ЦАР более зависимыми от экономики и технологий Китая.
  2. Кибербезопасность. С увеличением обмена данными между странами может возникнуть проблема безопасности данных, особенно в контексте кибератак и кибершпионажа.
  3. Экономическая неравенство. При активном участии Китая существует риск усиления экономического неравенства между различными странами региона.

Таким образом, представляется важным, чтобы страны ЦАР, участвуя в инициативе ЦШП умело балансировали между достижением собственных интересов и выгод и соблюдением норм и стандартов в области кибербезопасности, а также разрабатывали стратегии для управления рисками и достижения целей устойчивого развития в свете цифровых инициатив.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

В отношении транзитного потенциала ЦАР

Складывающаяся геополитическая ситуация продолжает оказывать позитивное влияние на транзитный потенциал Центрально-азиатского региона (ЦАР). Постоянные нападения на торговое судоходство в Красном море со стороны...

Атақты арабист Асқар Мусиновтің асуларын білесіз бе? Шығыстанушы-арабист Асқар Мусинов туралы не білеміз?

Ұзақ жылғы үзеңгілес әріптесіміз, ағалы-інілі бауыр, отандық дипломатия саласының көрнекті өкілдерінің бірі, шығыстанушы-арабист Асқар Ахметұлы Мусиновтың кенеттен келген қазасы баршамыздың қабырғамызға батты....

Российско-Западная энергетическая война. Часть II.

Конфликт России и Запада продолжается, в том числе и в энергетической сфере.  В прошлом году я дал развернутый анализ стадии энергетической «войны» на том этапе: Российско-Западная энергетическая война...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока