KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Политический портрет Президента Ирана

23.03.2016

Хасан Рухани родился 12 ноября 1948 г. в городе Сорх, провинция Семнан на севере Ирана в многодетной семье провинциального торговца. Мать Рухани после смерти мужа живет вместе с тремя сестрами иранского лидера в городке Семнан, на севере страны.

Семья была очень религиозной и славилась своими оппозиционными взглядами. Будущий Президент Ирана носил фамилию отца — Ферейдун. Впоследствии поменял ее на Рухани, что в переводе с фарси означает «духовный». Учился в шиитской религиозной школе. Получил высшее духовное образование в Куме. В 1969 г. поступил в Тегеранский университет и в 1972 г. получил степень бакалавра в области исламского судебного права. В 1995 г. в Каледонском университете в Глазго (Великобритания), защитил магистерскую диссертацию. В 1999 г. в том же университете получил учёную степень доктора философии в области государственного права.

Отец нынешнего президента принимал активное участие в политической борьбе с шахским режимом. Сам Рухани с 15-летнего возраста примкнул к исламскому революционному движению. Был сторонником аятоллы Хомейни. Более 20 раз попадал в тюрьму за антиправительственную деятельность. В результате был вынужден эмигрировать в Париж. Там он становится политическим сподвижником Хомейни. В 1978 г., когда в Иране началась исламская революция, Рухани возвращается на родину.

После победы исламской революции в 1979 г. Рухани, доверяют реорганизацию иранской армии. Кроме того, он был членом Совета по наблюдению за телерадиовещанием ИРИ. В годы ирано-иракской войны занимал посты члена Высшего совета обороны и заместителя командующего армией.

В 1980-2000 гг. — депутат меджлиса (парламента), где возглавлял комитеты обороны и внешней политике, в 1992-2000 гг. — заместитель председателя меджлиса. С 1991 г. — член Совета по целесообразности принимаемых решений. В 1989-2005 гг. — первый секретарь Высшего совета национальной безопасности. Советник президентов А. Хашеми-Рафсанджани и М. Хатами по национальной безопасности. С 1992 г. — президент Центра стратегических исследований Ирана. С 2000 г. — член Совета экспертов (влиятельный государственный орган, избирающий из своего состава главу государства — руководителя ИРИ). В 2003-2005 гг. — руководитель делегации ИРИ на переговорах по иранской ядерной программе.

В первом туре выборов, прошедших в июне 2013 г., Х. Рухани был избран президентом Ирана сроком на четыре года, набрав 50,68 процентов голосов и обойдя пятерых остальных кандидатов. Рухани выделялся на их фоне не только, как представитель религиозных кругов, но и как человек с реноме умеренного и гибкого политика. В ходе избирательной кампании он позиционировал себя политиком, выступающим за восстановление иранской экономики, «обеспечение нравственности» и улучшение отношений с внешним миром. Он получил более половины голосов избирателей. Явка на выборах составила 72,7%.

За время нахождения на посту президента Рухани наибольших успехов достиг в сфере внешней политики, где сумел «за короткое время подправить имидж Ирана». И здесь главным достижением стало подписание в июле 2015 г. соглашения с международными посредниками по ядерной программе Ирана, благодаря которому Тегеран сохранил право на реализацию невоенной ядерной программы, упрочил свои международные позиции и начал процесс улучшения отношений со странами Запада. Но самое важное – отмена санкций в январе 2016 года, введенных в отношении Ирана в связи с ядерной программой. Сделку по иранскому атому Рухани охарактеризовал как «победу над войной», которая принесла мир и стабильность на Ближний Восток. В то же время в Тегеране заявляют, что продолжат оказание помощи своим региональным союзникам, обещав при этом не вмешиваться во внутренние дела других стран.

Свою внешнеполитическую линию Рухани проводит в рамках концепции «конструктивного взаимодействия», что предполагает сотрудничество с другими государствами «на основе равенства и взаимного уважения», но «без отказа от своих прав». Он не делает одиозных, экстремистских заявлений. Рухани нельзя называть политическим деятелем прозападного толка. Он, политик-реалист, отчетливо понимающий, что «стране нужны некоторые преобразования во внешней политике, чтобы таким образом решить ее экономические проблемы».

Рухани традиционно критикует США за «террористическую политику» в регионе и «поддержку сионистского режима, угнетающего палестинский народ», подчеркивает, что политика Вашингтона «направлена против интересов иранского народа». Но при этом он стремится наладить отношения с Америкой, отмечает, что «если США отойдут от вражды и проявят добрую волю, двусторонние отношения в будущем изменятся».

При президентстве Рухани Тегеран предпринял ряд попыток по улучшению отношений с аравийскими монархиями. Однако противоречия между Тегераном и Эр-Риядом «оказались непреодолимыми», особенно это относится к конфликтам в Сирии и Йемене.

В целом в сфере внешней политики президент Ирана ведет себя очень гибко, «чтобы его ни в коем случае не обвинили в том, что он идет на поводу Америки, иначе это бы стало концом его политической карьеры».

Иранский президент неоднократно заявлял, что вооруженные силы ИРИ не являются угрозой «соседним и другим странам». Одновременно он продолжает курс на всемерное укрепление национальной армии, реализацию иранской ракетной программы, которую Тегеран категорически отказывается обсуждать на международных переговорах.

В период президентства Рухани произошли некоторые изменения. Несколько руководящих постов в стране заняли женщины. Правительство разрешило печатать журналы, позволяющие критику власти и публикующие материалы, касающиеся нарушения демократических свобод. Из тюрем выпустили несколько правозащитников. Все министры страны, а также сам  Рухани завели аккаунты в Twitter и Facebook.

Рухани является «разумным, гибким и нефанатичным» политиком, но вовсе не либералом. Он не говорит о необходимости видоизменить существующий режим, понимая, что «если даже заикнется об этом, ему не позволят это сделать». В целом же президент поддерживает широкий спектр различных фракций – от реформистов до части духовенства и торговцев на рынках и даже некоторые консерваторы. Рухани и верховного лидера Ирана А. Хаменеи «связывают очень близкие отношения».

О супруге и детях Рухани известно очень мало. Он женился 1969 году на своей кузине Сахеде Рухани. Она младше него на 6 лет. Отец пятерых детей. Старший сын политика покончил жизнь самоубийством в 1992 году в знак протеста против тесной связи отца с верховным лидером Ирана — аятоллой Али Хаменеи. «Я ненавижу ваше правительство, вашу ложь, вашу коррупцию, вашу религию и ваше лицемерие», — написал сын будущего президента в своей предсмертной записке, опубликованной спустя более чем 20 лет в Лондоне опальным иранским политическим комментатором Али Резой Нури. «Мне стыдно жить в такой среде, где я каждый день вынужден лгать моим друзьям, говоря им, что мой отец не является частью всего этого. Говорить им, что мой отец любит эту страну, хотя я сам считаю, что это не соответствует действительности. Мне больно видеть тебя, мой отец, целующим руку Хаменеи», — говорится в письме.

До сих пор эта история окутано тайной. В прочем есть версия, что на 20-летнего молодого человека было совершено покушение, в результате которого он был убит выстрелом в голову. Рухани, лично занимавшийся расследованием, так и не смог найти того, кто это совершил.

Рухани тогда резко осудил поступок сына, сказав, что он совершил великий грех, положив конец своей жизни. Однако при этом он позаботился о том, чтобы сын был похоронен на участке для избранных в мечети основателя Исламской республики аятоллы Хомейни.

Но в целом нынешний иранский лидер — консерватор, такой как и все остальные, особенно в том, что касается его приверженности идеалам «исламской революции». В этом он ничем не отличается от Ахмадинежада. Но все же, каким бы он не казался предсказуемым и в меру демократичным, ни о каких фундаментальных преобразованиях внутри Ирана он не допускает. Его непоколебимый характер был продемонстрирован во время визита в Италию. По случаю приезда лидера мусульманского государства и лично по его требованию в музее были закрыты античные статуи.

Также, власти Франции отменили совместный обед президента страны Франсуа Олланда и иранского лидера Хасана Рухани. Стороны не смогли согласовать меню: иранцы настаивали, чтобы на столе, согласно мусульманским традициям, было халяльное мясо и отсутствовали алкогольные напитки.

В необходимых случаях Рухани может позволить себе высказывания противоречащие догмам исламского государства, что дает полагать о сильных позициях занимаемых им в руководстве Ирана. Так в 2013 году Президент Ирана Х.Рухани заявил, что Холокост является «преступлением против человечности». По его словам, любое преступление против человечности, включая преступление нацистов против еврейского народа «достойно порицания и осуждения». Он заявил, что лишать жизни людей недопустимо вне зависимости от их вероисповедания. В то же время, Рухани раскритиковал политику руководства Израиля. Он отметил, что если нацисты совершили преступления в отношении группы людей, «это не означает, что можно узурпировать земли другой группы людей и оккупировать их».

Основной противник израильское руководство называет президента Рухани «волком в овечьей шкуре», который собирается и дальше «спокойно развивать ядерную программу», чтобы впоследствии за короткое время создать атомную бомбу.

Рухани был номинирован на звание «Человек года» журнала Time. Иранский президент оказался в компании ведущих мировых лидеров: Барака Обамы, Владимира Путина, Си Цзиньпина, Ангелы Меркель и Биньямина Нетаньяху.

Рухани является автором более ста книг и научных статей, в том числе на английском и арабском языках. Владеет английским, арабским, немецким, русским и французским языками.

Х.Рухани является олицетворением классического персидского руководителя, в действиях которого синхронизированы элементы уступок, жесткого завуалированного противодействия и тонкой восточной харизмы. Все эти качества помогли ему вывести Иран на новый виток своего развития. Не исключено, что Х.Рухани благодаря своим незаурядным качествам еще долгое время будет оставаться яркой личностью в региональной и мировой политике.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока