KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Положительный потенциал Тасаввуф и национализм в мусульманском мире

24.05.2016

Сафаргалеев Ильдар Фаатович — заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ

Исламское вероучение отвергает разделение правоверных по национальному признаку. Это ясно и однозначно предписано Священной Книгой мусульман – Кораном, а также Сунной – деяниями и высказываниями Пророка Мухаммеда (да благословит его Всевышний Аллах и да приветствует).

Однако несмотря на это мусульманский мир как раньше, так и в настоящее время потрясается от межнациональных конфликтов. К сожалению, не является исключением в этом смысле и постсоветское пространство. Не секрет, что весьма напряжены отношения между узбеками и киргизами, которые периодически выливаются в кровавые стычки на юге Киргизии, а также между таджиками и узбеками. И все это несмотря на жесткое кораническое предписание, гласящее, что кровь и имущество мусульман являются запретным друг для друга, а нарушившим его уготован ад.

В этом контексте заслуживает внимания исследователей такая известная многовековая духовная исламская традиция как тасаввуф, или суфизм, которая очень широко была распространена ранее в упомянутом центрально-азиатском регионе. Ее положительный потенциал, на мой взгляд, является актуальным и востребованным в деле преодоления межнациональных противоречий мусульман.

В качестве примера можно привести влиятельный и распространенный по всему миру тарикат Накшбандия-Муджадидийя, и, в частности, одно из его направлений (турук), возглавляемое пакистанским шейхом Ахмадом Зульфикаром. Отличительной особенностью данного течения является жесткое следование нормам шариата в соответствии с деобандийской исламской школой, что наряду с полной его аполитичностью и сосредоточенностью на пропаганде исключительно методов нравственного самосовершенствования верующего позволяет, при соответствующих условиях и обеспечении непосредственного дискуссионного контакта с представителями радикальных исламских течений, обращать последних в деполитизированных и абсолютно «неопасных» для любого общества суфиев.

Указанная особенность позволяет аналогично «сплотить» казалось бы непримиримые этносы под «эгидой» следования по пути тариката (сулук) суфийского братства. В этой связи можно привести конкретные многочисленные примеры, когда под началом заместителей (халифов) шейха Ахмада Зульфикаракак в России так и за рубежом объединены общей ритуальной практикой братства и мирным бытовым общением упомянутые узбеки, таджики и киргизы, а также и другие конфликтующие между собой мусульманские народы по всему миру, что может вызвать и вызывает удивление «непосвященных».

Единению казалось бы непримиримых этносов способствует жесткая иерархическая структура суфийских братств и практикуемые правила поведения, т.н. адабы по отношению друг к другу между последователями тариката, а также к его главе или заместителям (халифам).

Следует отметить, что не все суфийские течения в Исламе так «интернациональны» как Накшбандийя-Муджадидийя шейха Ахмада Зульфикара. Существуют и тарикаты с «отклонениями», которые вызваны тем обстоятельством, что они не в ладу с нормами шариата. Вместе с тем в целом «идеология» суфизма как исламской этики направлена против любой формы национализма.

В этом контексте представляется достойной внимания исследователей возможность использования положительного потенциала Тасаввуфа для преодоления межнациональных распрей и предрассудков среди мусульман постсоветского пространства и Ближнего и Среднего Востока, а также интеграции мусульман-мигрантов в российский и европейский социумы.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Прогнозы будущего Сирии: вызовы и перспективы

Сирия за последние десятилетия пережила ряд разрушительных событий, включая многолетнюю гражданскую войну, гуманитарные кризисы и вмешательства извне. На фоне продолжающихся вызовов мировое сообщество пытается...

Киберпространство – современная сфера ведения активных боевых действий

Развитие информационных технологий затрагивает все сферы человеческой деятельности, включая военную. Уровень развития военных информационных технологий позволяет говорить об относительно новой сфере военных...

Афганистан как часть Центральной Азии – ожидания, реальность, вызовы и угрозы

Афганистан в экспертных и журналистских кругах все чаще стал относиться к региону Центральной Азии, что вполне обосновано с физико-географической точки зрения. Однако, с учетом современных региональных реалий, пока...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока