24.05.2016
Сафаргалеев Ильдар Фаатович — заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ
Исламское вероучение отвергает разделение правоверных по национальному признаку. Это ясно и однозначно предписано Священной Книгой мусульман – Кораном, а также Сунной – деяниями и высказываниями Пророка Мухаммеда (да благословит его Всевышний Аллах и да приветствует).
Однако несмотря на это мусульманский мир как раньше, так и в настоящее время потрясается от межнациональных конфликтов. К сожалению, не является исключением в этом смысле и постсоветское пространство. Не секрет, что весьма напряжены отношения между узбеками и киргизами, которые периодически выливаются в кровавые стычки на юге Киргизии, а также между таджиками и узбеками. И все это несмотря на жесткое кораническое предписание, гласящее, что кровь и имущество мусульман являются запретным друг для друга, а нарушившим его уготован ад.
В этом контексте заслуживает внимания исследователей такая известная многовековая духовная исламская традиция как тасаввуф, или суфизм, которая очень широко была распространена ранее в упомянутом центрально-азиатском регионе. Ее положительный потенциал, на мой взгляд, является актуальным и востребованным в деле преодоления межнациональных противоречий мусульман.
В качестве примера можно привести влиятельный и распространенный по всему миру тарикат Накшбандия-Муджадидийя, и, в частности, одно из его направлений (турук), возглавляемое пакистанским шейхом Ахмадом Зульфикаром. Отличительной особенностью данного течения является жесткое следование нормам шариата в соответствии с деобандийской исламской школой, что наряду с полной его аполитичностью и сосредоточенностью на пропаганде исключительно методов нравственного самосовершенствования верующего позволяет, при соответствующих условиях и обеспечении непосредственного дискуссионного контакта с представителями радикальных исламских течений, обращать последних в деполитизированных и абсолютно «неопасных» для любого общества суфиев.
Указанная особенность позволяет аналогично «сплотить» казалось бы непримиримые этносы под «эгидой» следования по пути тариката (сулук) суфийского братства. В этой связи можно привести конкретные многочисленные примеры, когда под началом заместителей (халифов) шейха Ахмада Зульфикаракак в России так и за рубежом объединены общей ритуальной практикой братства и мирным бытовым общением упомянутые узбеки, таджики и киргизы, а также и другие конфликтующие между собой мусульманские народы по всему миру, что может вызвать и вызывает удивление «непосвященных».
Единению казалось бы непримиримых этносов способствует жесткая иерархическая структура суфийских братств и практикуемые правила поведения, т.н. адабы по отношению друг к другу между последователями тариката, а также к его главе или заместителям (халифам).
Следует отметить, что не все суфийские течения в Исламе так «интернациональны» как Накшбандийя-Муджадидийя шейха Ахмада Зульфикара. Существуют и тарикаты с «отклонениями», которые вызваны тем обстоятельством, что они не в ладу с нормами шариата. Вместе с тем в целом «идеология» суфизма как исламской этики направлена против любой формы национализма.
В этом контексте представляется достойной внимания исследователей возможность использования положительного потенциала Тасаввуфа для преодоления межнациональных распрей и предрассудков среди мусульман постсоветского пространства и Ближнего и Среднего Востока, а также интеграции мусульман-мигрантов в российский и европейский социумы.
Нет комментариев