KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Положительный потенциал Тасаввуф и национализм в мусульманском мире

24.05.2016

Сафаргалеев Ильдар Фаатович — заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ

Исламское вероучение отвергает разделение правоверных по национальному признаку. Это ясно и однозначно предписано Священной Книгой мусульман – Кораном, а также Сунной – деяниями и высказываниями Пророка Мухаммеда (да благословит его Всевышний Аллах и да приветствует).

Однако несмотря на это мусульманский мир как раньше, так и в настоящее время потрясается от межнациональных конфликтов. К сожалению, не является исключением в этом смысле и постсоветское пространство. Не секрет, что весьма напряжены отношения между узбеками и киргизами, которые периодически выливаются в кровавые стычки на юге Киргизии, а также между таджиками и узбеками. И все это несмотря на жесткое кораническое предписание, гласящее, что кровь и имущество мусульман являются запретным друг для друга, а нарушившим его уготован ад.

В этом контексте заслуживает внимания исследователей такая известная многовековая духовная исламская традиция как тасаввуф, или суфизм, которая очень широко была распространена ранее в упомянутом центрально-азиатском регионе. Ее положительный потенциал, на мой взгляд, является актуальным и востребованным в деле преодоления межнациональных противоречий мусульман.

В качестве примера можно привести влиятельный и распространенный по всему миру тарикат Накшбандия-Муджадидийя, и, в частности, одно из его направлений (турук), возглавляемое пакистанским шейхом Ахмадом Зульфикаром. Отличительной особенностью данного течения является жесткое следование нормам шариата в соответствии с деобандийской исламской школой, что наряду с полной его аполитичностью и сосредоточенностью на пропаганде исключительно методов нравственного самосовершенствования верующего позволяет, при соответствующих условиях и обеспечении непосредственного дискуссионного контакта с представителями радикальных исламских течений, обращать последних в деполитизированных и абсолютно «неопасных» для любого общества суфиев.

Указанная особенность позволяет аналогично «сплотить» казалось бы непримиримые этносы под «эгидой» следования по пути тариката (сулук) суфийского братства. В этой связи можно привести конкретные многочисленные примеры, когда под началом заместителей (халифов) шейха Ахмада Зульфикаракак в России так и за рубежом объединены общей ритуальной практикой братства и мирным бытовым общением упомянутые узбеки, таджики и киргизы, а также и другие конфликтующие между собой мусульманские народы по всему миру, что может вызвать и вызывает удивление «непосвященных».

Единению казалось бы непримиримых этносов способствует жесткая иерархическая структура суфийских братств и практикуемые правила поведения, т.н. адабы по отношению друг к другу между последователями тариката, а также к его главе или заместителям (халифам).

Следует отметить, что не все суфийские течения в Исламе так «интернациональны» как Накшбандийя-Муджадидийя шейха Ахмада Зульфикара. Существуют и тарикаты с «отклонениями», которые вызваны тем обстоятельством, что они не в ладу с нормами шариата. Вместе с тем в целом «идеология» суфизма как исламской этики направлена против любой формы национализма.

В этом контексте представляется достойной внимания исследователей возможность использования положительного потенциала Тасаввуфа для преодоления межнациональных распрей и предрассудков среди мусульман постсоветского пространства и Ближнего и Среднего Востока, а также интеграции мусульман-мигрантов в российский и европейский социумы.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Мнение «Kazanalytics» об аналитической статье «Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Экспертное сообщество казахстанского аналитический портала «Kazanalytics» обратили внимание на материал опубликованный «Центром анализа и прогнозирования Открытый мир» под заголовком «Роль Афганистана в сценариях...

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) – масштабная и амбициозная стратегия, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Эта инициатива направлена на укрепление экономической интеграции и...

Приоритет для Афганистана: безопасность, ликвидация голода или гендерная интеграция?

По мотивам доклада Специальной оценочной миссии ООН по Афганистану В последнее время в экспертной среде активно обсуждается доклад координатора Специальной оценочной миссии ООН по Афганистану Феридуна...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока