KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Через образование к межрелигиозному диалогу: Болгарская исламская академия и позитивный отечественный опыт

Через образование к межрелигиозному диалогу: Болгарская исламская академия и позитивный отечественный опыт

22.11.2017

Развитие системы мусульманского образования, основанного на канонах традиционного для России ислама, является значимым фактором для налаживания эффективного, а не декларативного, межрелигиозного диалога.

Ислам ханафитского и шафиитского мазхабов, основанный на матуридитской и ашаритской акиде и обогатившийся длительным и непростым российским историческим опытом совместного взаимодействия и сотрудничества с другими конфессиями, безусловно способствует межрелигиозному диалогу. Соответственно мусульманское образование по его канонам не за рубежом, а в родном Отечестве, естественным образом позволяет эффективно гармонизировать наш поликонфессиональный и многонациональный социум.

И в этом контексте недавно состоялось значимое событие в жизни российских, и, я полагаю, не только российских мусульман событие – начала свою чрезвычайно востребованную для нашей страны работу Болгарская Исламская Академия (БИА).

Решение о её создании было одобрено лично президентом, что накладывает особую значимость и ответственность за итоговый результат этого грандиозного, стоимостью в баснословные 1,2 млрд. рублей из государственной казны, образовательного проекта.

Учреждение ставит своей целью поставить надежный заслон на пути псевдорелигиозному экстремизму, в т.ч. и молодежной среде, с помощью подготовленных в ее стенах отечественных мусульманских богословов. И это, несомненно, в той или иной степени, в зависимости от эффективности работы этого учебного заведения, будет способствовать межконфессиональной гармонии в многонациональном российском социуме.

Непросто складывался его запуск, звучали критические отзывы и, на мой взгляд вполне обоснованные. В частности, в отношении ориентированности Академии исключительно на подготовку элитных кадров – мусульманских богословов, а не на более массовый выпуск исламских священнослужителей, острая нехватка которых весьма заметно ощущается по всей России. Это в частности, недавно с горечью констатировал Верховный муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат хазрат Таджуддин. По его словам в нашей стране порядка 60% имамов в преклонном возрасте, и достойной замены им в настоящее время пока не подготовлено. Это при той непростой ситуации с экстремизмом, когда получившие, скажем так деликатно, «нетрадиционное» образование за рубежом молодые мусульмане просто напросто ждут естественного ухода старшего поколения, чтобы занять его место. К чему это может привести со временем – даже страшно себе представить в самом кошмарном сне.

И не случайно, что становление БИА, как и всякого нового благого начинания, идет, мягко выражаясь, не без трудностей. В частности, сложности с набором студентов (их пока, если не ошибаюсь, не более 40 человек) и подбором преподавателей, для которых (и тех и других) весьма проблематично длительное время находиться в отрыве от семьи и дома в необжитом пока, большую часть года пребывающем в запустении и относительно далеком от крупных городов селении, каким является Болгар.

В связи с этим представляется логичным обратиться к позитивному отечественному опыту мусульманского образования.

Имеется он, наверное, и в самом Татарстане, в Казани, в исламском университете. Я, же хотел привести более подходящий пример соседнего с ним родного для меня Башкортостана.

В частности, представляет интерес в плане возможного ее копирования практика подготовки мусульманских священнослужителей на заочном отделении Российского Исламского Университета ЦДУМ России в Уфе, который расположен в здании Соборной мечети столицы Башкортостана «Ляля-Тюльпан».

Шакирды-заочники, общее число которых порядка шестисот человек, как правило люди зрелого возраста, есть среди которых и действующие имамы мечетей, приезжают два раза в год на месяц в течение пяти лет обучения для получения знаний и промежуточной аттестации.

При этом график этих приездов составлен таким образом, что студенты 1-го курса начинают обучение в сентябре, а затем приезжают на месяц через полгода в феврале. Шакирды 2-го курса осенний семестр начинают в октябре и затем прибывают в «Ляля-Тюльпан» в марте, и так далее.

Таким образом, в течение всего года эта уфимская соборная мечеть, несмотря на свое неблизкое от центра города территориальное расположение в окраинном промышленном районе, заполнена мусульманами со всех концов России и Ближнего Зарубежья, которые в ее просторных помещениях коллективно возносят свои молитвы Всевышнему, обучаются у опытных наставников, дружно живут и общаются в здесь же находящемся на 1-м этаже гостиничном комплексе. Данное обстоятельство создает постоянную и особую непередаваемую духовную атмосферу в этом конкретном месте.

Шакирды-заочники, общее число которых порядка шестисот человек, как правило люди зрелого возраста, есть среди которых и действующие имамы мечетей, приезжают два раза в год на месяц в течение пяти лет обучения для получения знаний и промежуточной аттестации.

При этом график этих приездов составлен таким образом, что студенты 1-го курса начинают обучение в сентябре, а затем приезжают на месяц через полгода в феврале. Шакирды 2-го курса осенний семестр начинают в октябре и затем прибывают в «Ляля-Тюльпан» в марте, и так далее.

Таким образом, в течение всего года эта уфимская соборная мечеть, несмотря на свое неблизкое от центра города территориальное расположение в окраинном промышленном районе, заполнена мусульманами со всех концов России и Ближнего Зарубежья, которые в ее просторных помещениях коллективно возносят свои молитвы Всевышнему, обучаются у опытных наставников, дружно живут и общаются в здесь же находящемся на 1-м этаже гостиничном комплексе. Данное обстоятельство создает постоянную и особую непередаваемую духовную атмосферу в этом конкретном месте.

Этот позитивный отечественный опыт мусульманского образования, на мой взгляд, как нельзя кстати подходит для начавшей свою работу Болгарской Исламской Академии, который в случае его использования мог бы позволить большему числу желающих из России и стран СНГ получить качественное и истинное религиозное знание и, конечно же, тем самым способствовать этноконфессиональной гармонии не только в нашей стране, но и на всем постсоветском пространстве в целом.

(Ильдар Сафаргалеев)

Исабелла
25.11.2017 в 06:06 - Ответить

«Болгарская академия призвана возродить традиции отечественной исламской богословской школы, стать общероссийским центром мусульманского образования», — написал президент России Владимир Путин в телеграмме в честь открытия академии накануне.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

Игра в признание афганского Эмирата: ход арабских Эмиратов

«На сегодняшний день ни одна страна официально не признала легитимность власти «Талибана» в Афганистане». По всей видимости, данная фраза, посвященная нынешнему талибскому статус-кво, уже стала фразеологизмом. К тому...

От поддержки к осторожности: эволюция отношений Саудовской Аравии с «Талибаном»

Истоки Советская оккупация Афганистана, начавшаяся в 1979 году и продолжавшаяся почти десятилетие, стала одним из ключевых эпизодов, сформировавшим в каком-то смысле ту реальность, в которой Афганистан проживает...

Стабильность национальных валют арабских монархий

Вот удивительно, казалось бы, абсолютные арабские монархии (не ограниченные ничем) сумели построить дисциплинированные общества со строгой системой ответственности, основанной на уважении своих народов и стабильных...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока