KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

Через образование к межрелигиозному диалогу: Болгарская исламская академия и позитивный отечественный опыт

Через образование к межрелигиозному диалогу: Болгарская исламская академия и позитивный отечественный опыт

22.11.2017

Развитие системы мусульманского образования, основанного на канонах традиционного для России ислама, является значимым фактором для налаживания эффективного, а не декларативного, межрелигиозного диалога.

Ислам ханафитского и шафиитского мазхабов, основанный на матуридитской и ашаритской акиде и обогатившийся длительным и непростым российским историческим опытом совместного взаимодействия и сотрудничества с другими конфессиями, безусловно способствует межрелигиозному диалогу. Соответственно мусульманское образование по его канонам не за рубежом, а в родном Отечестве, естественным образом позволяет эффективно гармонизировать наш поликонфессиональный и многонациональный социум.

И в этом контексте недавно состоялось значимое событие в жизни российских, и, я полагаю, не только российских мусульман событие – начала свою чрезвычайно востребованную для нашей страны работу Болгарская Исламская Академия (БИА).

Решение о её создании было одобрено лично президентом, что накладывает особую значимость и ответственность за итоговый результат этого грандиозного, стоимостью в баснословные 1,2 млрд. рублей из государственной казны, образовательного проекта.

Учреждение ставит своей целью поставить надежный заслон на пути псевдорелигиозному экстремизму, в т.ч. и молодежной среде, с помощью подготовленных в ее стенах отечественных мусульманских богословов. И это, несомненно, в той или иной степени, в зависимости от эффективности работы этого учебного заведения, будет способствовать межконфессиональной гармонии в многонациональном российском социуме.

Непросто складывался его запуск, звучали критические отзывы и, на мой взгляд вполне обоснованные. В частности, в отношении ориентированности Академии исключительно на подготовку элитных кадров – мусульманских богословов, а не на более массовый выпуск исламских священнослужителей, острая нехватка которых весьма заметно ощущается по всей России. Это в частности, недавно с горечью констатировал Верховный муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат хазрат Таджуддин. По его словам в нашей стране порядка 60% имамов в преклонном возрасте, и достойной замены им в настоящее время пока не подготовлено. Это при той непростой ситуации с экстремизмом, когда получившие, скажем так деликатно, «нетрадиционное» образование за рубежом молодые мусульмане просто напросто ждут естественного ухода старшего поколения, чтобы занять его место. К чему это может привести со временем – даже страшно себе представить в самом кошмарном сне.

И не случайно, что становление БИА, как и всякого нового благого начинания, идет, мягко выражаясь, не без трудностей. В частности, сложности с набором студентов (их пока, если не ошибаюсь, не более 40 человек) и подбором преподавателей, для которых (и тех и других) весьма проблематично длительное время находиться в отрыве от семьи и дома в необжитом пока, большую часть года пребывающем в запустении и относительно далеком от крупных городов селении, каким является Болгар.

В связи с этим представляется логичным обратиться к позитивному отечественному опыту мусульманского образования.

Имеется он, наверное, и в самом Татарстане, в Казани, в исламском университете. Я, же хотел привести более подходящий пример соседнего с ним родного для меня Башкортостана.

В частности, представляет интерес в плане возможного ее копирования практика подготовки мусульманских священнослужителей на заочном отделении Российского Исламского Университета ЦДУМ России в Уфе, который расположен в здании Соборной мечети столицы Башкортостана «Ляля-Тюльпан».

Шакирды-заочники, общее число которых порядка шестисот человек, как правило люди зрелого возраста, есть среди которых и действующие имамы мечетей, приезжают два раза в год на месяц в течение пяти лет обучения для получения знаний и промежуточной аттестации.

При этом график этих приездов составлен таким образом, что студенты 1-го курса начинают обучение в сентябре, а затем приезжают на месяц через полгода в феврале. Шакирды 2-го курса осенний семестр начинают в октябре и затем прибывают в «Ляля-Тюльпан» в марте, и так далее.

Таким образом, в течение всего года эта уфимская соборная мечеть, несмотря на свое неблизкое от центра города территориальное расположение в окраинном промышленном районе, заполнена мусульманами со всех концов России и Ближнего Зарубежья, которые в ее просторных помещениях коллективно возносят свои молитвы Всевышнему, обучаются у опытных наставников, дружно живут и общаются в здесь же находящемся на 1-м этаже гостиничном комплексе. Данное обстоятельство создает постоянную и особую непередаваемую духовную атмосферу в этом конкретном месте.

Шакирды-заочники, общее число которых порядка шестисот человек, как правило люди зрелого возраста, есть среди которых и действующие имамы мечетей, приезжают два раза в год на месяц в течение пяти лет обучения для получения знаний и промежуточной аттестации.

При этом график этих приездов составлен таким образом, что студенты 1-го курса начинают обучение в сентябре, а затем приезжают на месяц через полгода в феврале. Шакирды 2-го курса осенний семестр начинают в октябре и затем прибывают в «Ляля-Тюльпан» в марте, и так далее.

Таким образом, в течение всего года эта уфимская соборная мечеть, несмотря на свое неблизкое от центра города территориальное расположение в окраинном промышленном районе, заполнена мусульманами со всех концов России и Ближнего Зарубежья, которые в ее просторных помещениях коллективно возносят свои молитвы Всевышнему, обучаются у опытных наставников, дружно живут и общаются в здесь же находящемся на 1-м этаже гостиничном комплексе. Данное обстоятельство создает постоянную и особую непередаваемую духовную атмосферу в этом конкретном месте.

Этот позитивный отечественный опыт мусульманского образования, на мой взгляд, как нельзя кстати подходит для начавшей свою работу Болгарской Исламской Академии, который в случае его использования мог бы позволить большему числу желающих из России и стран СНГ получить качественное и истинное религиозное знание и, конечно же, тем самым способствовать этноконфессиональной гармонии не только в нашей стране, но и на всем постсоветском пространстве в целом.

(Ильдар Сафаргалеев)

Исабелла
25.11.2017 в 06:06 - Ответить

«Болгарская академия призвана возродить традиции отечественной исламской богословской школы, стать общероссийским центром мусульманского образования», — написал президент России Владимир Путин в телеграмме в честь открытия академии накануне.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

«Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Афганистан, переживший монархию, «демократические» модели и различные политические режимы, в современных реалиях находится во «временном люфте» – отрезке истории, который создал шанс для завершения исторической...

Мнение «Kazanalytics» об аналитической статье «Роль Афганистана в сценариях развития Центральной Азии. Почему для Казахстана важен прагматический подход к развитию отношений с этой страной?»

Экспертное сообщество казахстанского аналитический портала «Kazanalytics» обратили внимание на материал опубликованный «Центром анализа и прогнозирования Открытый мир» под заголовком «Роль Афганистана в сценариях...

О некоторых аспектах участия стран ЦАР в инициативе «Цифровой шелковый путь»

Инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП) – масштабная и амбициозная стратегия, предложенная Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Эта инициатива направлена на укрепление экономической интеграции и...

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока