KazAnalytics

Аналитический портал Ближний Восток и Центральная Азия

«Арктический театр военных действий»: последствия изменения скандинавской стратегии

«Арктический театр военных действий»: последствия изменения скандинавской стратегии

16.04.2023

Специальная военная операция России, начатая в феврале 2022 года, продолжает оказывать влияние на различные аспекты военно-политической обстановки, как отдельных стран, так и регионов и даже континентов.

Так, недавнее вступление Финляндии в НАТО меняет правила игры в системе европейской безопасности, что имеет ощутимые последствия для арктической геополитики и безопасности стран Северной Европы.

Скандинавские государства, в основном Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия, полны решимости укрепить стратегию НАТО на Крайнем Севере. Это имеет очевидные геополитические последствия для арктических и балтийских регионов и их архитектуры безопасности.

Членство Финляндии в НАТО имеет несколько стратегических последствий. Во-первых, протяженность ее границы с Россией составляет почти 1300 км (от Балтийского моря до Полярного круга), а это означает, что НАТО увеличила свою границу с противником на востоке. При этом, четыре другие страны НАТО, имеющие прямую границу с Россией, — это Норвегия (219 км), Финляндия (1300 км на востоке), Эстония (336 км на востоке) и Латвия (270 км на востоке). Норвегия стала членом НАТО в 1949 году, Латвия и Эстония присоединились к североатлантическому альянсу в 2004 году.

Конфликты на арктическом театре, вероятно, будут обостряться, даже если арктические льды будут таять, а основные заинтересованные стороны в регионе будут продолжать доминировать. Это может потребовать вмешательства НАТО в складывающуюся стратегическую ситуацию. Финляндия с ее мощной морской промышленностью могла бы стать крупным игроком в Арктике. Финляндия является ведущим в мире проектировщиком ледоколов, спроектировав около 80 процентов ледоколов в мире, и в настоящее время эксплуатирует девять государственных ледоколов. Эти ледоколы круглый год в Баренцевом море и в Северном Ледовитом океане.

В настоящее время в распоряжении членов НАТО имеется лишь несколько ледоколов, большинство из которых находится в Канаде. Напротив, у России около 40 ледоколов, а Китай только что получил свой второй ледокол, на этот раз построенный внутри страны. Специализированный опыт Финляндии в ледокольных технологиях родился из необходимости — все ее порты замерзают в зимние месяцы, и примерно 90 процентов импорта и экспорта Финляндии осуществляется по морю.

Изменение стратегии скандинавских государств «предоставит НАТО, и особенно Соединенным Штатам, значительные рычаги воздействия на Китай и Россию». Расширение НАТО за счет скандинавского региона, безусловно, станет серьезной проблемой для Москвы и ее роли на Крайнем Севере и, таким образом, сместит баланс сил в Арктике в пользу североатлантического альянса.

Позиция России.

Расширение НАТО повлияет на присутствие России в арктическом регионе. Кольский полуостров, например, стратегически расположен на крайнем северо-западе страны, вдаваясь в Северный Ледовитый океан. Здесь находится важнейшая военная инфраструктура России с несколькими жизненно важными базами, аэродромами и оборонными сооружениями. Что беспокоит Москву, так это ее прямые границы с Норвегией и Финляндией, ключевыми членами НАТО на Крайнем Севере. Стратегические интересы России в Арктике защищает ее Северный флот, дислоцированный в Североморске на Кольском полуострове. Москва считает, что огромная военная инфраструктура на Кольском полуострове жизненно важна для защиты и укрепления интересов безопасности России в Арктике, регионе богатом природными ресурсами, в том числе нефти.

Россия очень чувствительно относится к экономическим возможностям и энергетической безопасности Кольского региона, в частности, в связи с тем, что он обеспечивает стратегический доступ к Северному морскому пути (СМП), который является важным морским маршрутом, соединяющим Европу и Азию через Арктику. С вступлением Финляндии в Атлантический альянс регион стал более уязвимым для растущих интересов НАТО на Крайнем Севере. Еще в 2014 году президент Путин заявил на совещании, что «здесь сосредоточены практически все грани национальной безопасности: военно-политическая, экономическая, технологическая, экологическая и ресурсная». В том же году Москва впервые подчеркнула важность «защиты российских интересов в Арктике».

Позиция Китая.

В свою очередь, Китай, несмотря на то что не является арктической страной, принимает активное участие в решении вопросов, касающихся арктической безопасности. В законе КНР «О национальной безопасности», принятом в 2015 г., отмечается, что обеспечение деятельности страны в полярных регионах отнесено к общим вопросам ее безопасности. Воздушное и космическое пространства над арктической территорией имеет непосредственное значение для обеспечения национальной обороны страны.

Следует отметить, что у Китая долгое время отсутствовал программный документ по Арктике, основной причиной которого было отсутствие необходимого научного потенциала страны. С 1996 г. КНР присоединилась к Международному арктическому научному комитету (МАНК) и принимала участие в проектах международного сотрудничества «Роль Арктики в глобальных изменениях». В январе 2018 г. была опубликована Белая книга «Политика КНР в Арктике», которая стала первым документом, отражающим основные цели и интересы Китая в данном регионе.

В документе подчеркивается, что деятельность Китая в регионе вышла за рамки научных исследований и Китай является «важным заинтересованным участником в делах Арктики».

Значимость Арктики для Китая также объясняется необходимостью реализации экономических интересов, связанных использованием в перспективе ресурсных и транспортных возможностей региона. Нефтегазовые запасы Арктики могут обеспечить потребности Китая в энергетических ресурсах. Судоходство по арктическим маршрутам имеет большое значение для экономики и безопасности страны.

Согласно стратегии КНР приоритетными направлениями деятельности в Арктике являются:

Развитие научно-исследовательской деятельности. В 2004 г. на Шпицбергене впервые была создана китайская арктическая научно-исследовательская станция «Хуанхэ». В настоящее время научно-экспедиционное судно «Снежный дракон» провело восемь экспедиций. В рамках реализации программы полярных исследований Китай планирует создать платформу для наблюдений в полярных районах на суше, в море и в воздухе, адаптированную к полярным условиям систему технической и аппаратурной поддержки для космических исследований, дистанционного зондирования, исследования снежно-ледяного покрова. В области морских исследований планируется реализация проектов по разработке глубоководных морских недр, исследованию морских глубин и их биологического разнообразия, укреплению возможностей разведки, а также повышению уровня техники и оборудования для глубоководных исследований.

Защита окружающей среды и борьба с изменением климата. Одним из направлений научно-исследовательской работы Китая в Арктике является исследование климатических изменений в регионе и их влияния на экологическую ситуацию Китая. По мнению китайских ученых, изменения климата в Арктике напрямую влияют на экологию Китая. В Белой книге подчеркивается необходимость реагирования на изменение климата в Арктике, сохранить ее уникальную природную среду и экосистему. При этом сохранить баланс между освоением арктических ресурсов и защитой окружающей среды.

Использование ресурсного потенциала Арктики. Правительство КНР в одном из своих докладов заявило, что сырьевые ресурсы в мире истощаются намного быстрее, чем предполагалось ранее, и это влечет за собой обеспокоенность развитых стран складывающейся перспективой нехватки углеводородов. В Белой книге отмечается, что успехи в области разведки и разработки арктических энергоресурсов могут оказать большое влияние на Китай, как на одну из крупнейших стран потребителей энергоресурсов. При этом подчеркивается, что Китай уважает суверенные права арктических государств на минеральные ресурсы, залегающие в районах, которые находятся под их юрисдикцией.

Китай заинтересован в сотрудничестве со странами региона по освоению экологически чистых источников энергии (геотермальных, ветровых и т. д.) и создании «Полярного Шелкового пути» в рамках инициативы «ОПОП».

По мнению международных аналитиков, несмотря на постоянное декларирование Пекином на официальном уровне исключительно исследовательских интересов в Арктике, они носят более «стратегический характер». При этом нормативная база об использовании Арктики является временным и слабым сдерживающим фактором. Отсутствие в документах каких-либо инструментов принуждения, предназначенных для воспрепятствования реализации намерений какой-либо стороны, может нарушить сложившуюся систему сдержек.

Следует отметить, что в настоящее время Пекин проявляет заинтересованность в организации транспортировки товаров по Северному морскому пути. В 2018 г. Китай объявил о создании собственного ледокола «Снежный дракон-2», который совершил поход из Китая в Канаду по Северному морскому пути. По мнению аналитиков, таким образом Пекин проверил возможность торговых перевозок. Отмечается, что путь морем через Арктику от Шанхая до Гамбурга на 6400 км короче, чем через Суэцкий канал. Кроме того, Северный морской путь является более безопасным в плане отсутствия на маршруте различных морских пиратов. По мнению экспертов, Китай рассчитывает к 2025 г. осуществлять 20% внешнеторговых перевозок через Северный морской путь.

Политика Пекина в полярных регионах свидетельствует о том, что Арктика становится очередным регионом, в котором Китай начинает определять и реализовывать свои глобальные стратегические интересы. Отличающееся прагматичностью военно-политическое руководство КНР в перспективе продолжит рассматривать регион Арктики как зону своих экономических интересов, сырьевой и продовольственной безопасности и, как следствие, активно осваивать Арктику.

Этот сценарий ожидается, учитывая изменения климата в Арктике, которое может вызвать эскалацию военных действий и борьбу за добычу природных ресурсов. По оценкам, потепление в Арктике в три раза превышает темпы остального мира, «вызывая быстрое таяние морского льда и вечной мерзлоты». Это особенно важно, когда северная граница России охватывает более половины береговой линии Арктики. Вашингтон, в этом контексте, рассматривает китайско-российское сотрудничество в Арктике как новую угрозу, учитывая, что СМП развивается вдоль северного побережья России, где все активнее ведется экономическая и военная деятельность.

Таким образом, геополитические последствия присоединения скандинавских государств к Атлантическому альянсу достаточно серьёзны. Самым опасным последствием расширяющейся роли НАТО в Арктике может стать формирование в регионе полноценного театра военных действий, а продолжающийся конфликт в Украине будет выступать в роли катализатора этого процесса.

Оставьте свой комментарий к статье:

Архивы статей

Рекомендуем прочитать

В отношении транзитного потенциала ЦАР

Складывающаяся геополитическая ситуация продолжает оказывать позитивное влияние на транзитный потенциал Центрально-азиатского региона (ЦАР). Постоянные нападения на торговое судоходство в Красном море со стороны...

Атақты арабист Асқар Мусиновтің асуларын білесіз бе? Шығыстанушы-арабист Асқар Мусинов туралы не білеміз?

Ұзақ жылғы үзеңгілес әріптесіміз, ағалы-інілі бауыр, отандық дипломатия саласының көрнекті өкілдерінің бірі, шығыстанушы-арабист Асқар Ахметұлы Мусиновтың кенеттен келген қазасы баршамыздың қабырғамызға батты....

Государства Центральной Азии

Государства Ближнего Востока